Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках.Категория: Педагогическая психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 46113
Автор: Аллан Джон.
Название: Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Приведем пример еще одного ребенка с аналогичными проблемами неконтролируемых вспышек гнева. Для изображения огня этот ребенок разделил лист бумаги на две половины. Одна половина была посвящена прошлому. На ней изображен человек, взывающий о помощи, так как рядом с ним происходят извержение вулкана: льется лава, из жерла вулкана вырывается пламя и летят раскаленные камни. Другая половина листа бумаги посвящена настоящему. На ней изображен улыбающийся человек, который стоит рядом с небольшим костром. Он счастлив, потому что теперь огонь ему подвластен.
Художником оказалась четвероклассница, которую из-за крепкого телосложения нередко принимали за мальчика. В течение десяти месяцев она встречалась раз в неделю с консультантом, причем один из нас был ее классным наставником на протяжении последнего года. На консультациях мы стремились помочь ей «смягчиться» и научиться более конструктивно контролировать свою раздражительность. Упомянутый рисунок свидетельствует о несомненном успехе в этом направлении, хотя другие преподаватели отмечали изменения в характере девочки за несколько месяцев до появления этого рисунка. Образы на рисунке девочки не только отражают нынешнее смятение в ее душе, но и предвещают в метафорической форме грядущие изменения и психологический рост, которые состоятся на сознательном уровне за пределами консультативного процесса. С точки зрения художественной терапии реализацию программы исследования следует признать успешной. Рисунки содержали много материала, позволявшего сделать ряд важных заключений для диагностики, хотя здесь были упомянуты лишь некоторые из множества случаев. Во время исследования был выявлен только один негативный фактор, а именно временная ограниченность, которая пагубно сказывается на художественном творчестве в школьной обстановке. Очень трудно поощрять свободу самовыражения и в то же время настаивать на том, что свободное самовыражение должно быть реализовано в рамках ограниченного времени. Эта проблема связана не столько с программой исследования, сколько с условиями работы в школьной обстановке. Хотя программа и дает положительные результаты в этой обстановке, тем не менее для обеспечения оптимальных условий необходимо предусмотреть адекватные периоды времени. Оценка с точки зрения преподавания изобразительного искусства В этом случае необходимо учитывать как творческий процесс, так и произведение искусства. Результаты нашего исследования свидетельствуют о важном значении использования архетипических тем земли, огня, воды и солнца для стимулирования творческой деятельности и создания впечатляющих картин. После просмотра картин, созданных детьми по каждой теме, никто не станет сомневаться в высокой степени активности творческого воображения детей. В работе над изображением четырех стихий природы поощрялась неповторимая манера каждого учащегося. Смелость и экспериментирование с новыми идеями и методами расценивались как важные этапы процесса художественного развития. Рисунки отражали приоритетное значение творческого процесса и свободы самовыражения художника. Было создано множество различных интерпретаций предложенных тем при незначительной зависимости от стереотипных образов. Хотя техническая сторона и не получила в программе приоритетного значения, тем не менее большинство рисунков было выполнено на высоком художественном уровне. Было создано много прекрасных рисунков, и некоторые из них свидетельствовали о богатом творческом воображении их создателей. Например, тема огня привела пятиклассницу к изображению большого глазного яблока, в центре которого отражался огонь. Один мальчик нарисовал извержение вулкана (рис.6.1). Пятиклассник нарисовал искры и дым, которые вылетают из двух игрушечных роботов, сошедшихся в поединке в игрушечном магазине под китайской вывеской (рис.6.2). Тема воды вдохновила семиклассницу на создание замечательного рисунка гор, отражавшихся в раковине с водой (рис.6.3). На эту тему мальчик нарисовал тонущих людей (рис.6.4). На тему земли семиклассник нарисовал ядерную катастрофу, передав чувства ужаса и гнева: охваченные пламенем города, страдания, война и напуганный человек, который стремится прекратить все это, но чувствует себя беспомощным. Эта картина отразила чувства страха и беспомощности перед будущим, к которому идет мир (рис.6.5). Тема солнца навела пятиклассника на размышления об автомобильных гонках, которые проходили в солнечный день, когда солнце настолько высушило грязь, что она превратилась в песок (рис.6.6). Это всего лишь несколько примеров из широкого спектра образов, возникших под влиянием четырех тем. Программа предоставила детям замечательную возможность реализовать свои творческие способности. В то же время ее можно использовать и для обучения техническим приемам. Один из способов такого обучения состоит в рассмотрении технических приемов на стадии «Просмотра и обсуждения». При рассмотрении рисунков одноклассников дети могли бы отобрать наиболее выразительные изображения и затем определить те особенности, благодаря которым они производят глубокое впечатление. Такое рассмотрение могло бы привести к обсуждению всех или некоторых из многих элементов удачной композиции. На занятиях, например, можно было бы обсудить различные способы использования в живописи пространства и цвета или передачи движения и различных настроений. После такого обсуждения учащиеся могли бы поупражняться в применении рассмотренных приемов и методов. Участие детей в анализе работ своих одноклассников с технической точки зрения могло бы помочь им повысить свое мастерство. При этом очень важно не ограничиться выделением нескольких «хороших» примеров, ибо такое выделение может отбить у остальных детей желание развивать свою неповторимую манеру изображения и подавить их самовыражение. Не следует обращать внимание детей на техническую сторону изобразительного искусства на других стадиях реализации программы, так как выделение технических моментов также может пагубно сказаться на их самовыражении. Для успешной реализации программы необходимо предоставить детям возможность свободно и раскованно реагировать на предложенные темы и создавать свои художественные произведения. Одно из достоинств реализации программы в школьной обстановке состоит в том, что ее можно использовать в работе со всем классом. Но, как и в других видах школьной работы, здесь также найдется небольшая группа детей, которая требует больше индивидуального внимания, причем каждому ребенку понадобится больше времени, чтобы высказать свое мнение во время обсуждения рисунков. Глава 7 Общеизвестная детская символика в консультировании с использованием изобразительных средств Прежде чем предложить несколько возможных интерпретаций символов, наиболее часто используемых детьми, мы хотели бы предостеречь от опасности «слепого» анализа детских рисунков. Необходимо помочь ребенку активно объяснить смысл изображения на рисунке (Thompson and Allan, 1985). Рисунки необходимо рассматривать в рамках гештальта, т. е. целостной структуры, особенно при попытках понять их символический смысл. Поэтому рассмотрение предмета только как изолированной части без соотнесения с целым сопряжено с определенными опасностями (Naumburg, 1966; Rubin, 1978). По этому поводу Рубин говорит следующее: «По моему мнению, необходимо рассматривать общие взаимосвязи и использовать их в качестве гипотез, учитывая при этом и другие возможности» (стр.66). При таком подходе следующие цветовые предпочтения и символы могут быть использованы в качестве полезных ориентиров. Цвет Цветовые предпочтения изменяются в зависимости от возраста. Дети младшего возраста отдают предпочтение теплым тонам красного и желтого цвета, дети старшего возраста тяготеют к использованию прохладных цветов — синего и зеленого, отдавая все меньше и меньше предпочтения желтому цвету. Красный цвет доминирует на протяжении всех стадий жизни (Birren, 1969, 1978; Rasto, 1968). Имеют значение не цвета как таковые, а тот контекст, в котором они используются на рисунке. Ненормальное употребление или злоупотребление цветом или цветовой комбинацией помогает глубже понять эмоциональное состояние ребенка. Обычное использование цвета. Красный цвет обычно используется для изображения дымовых труб, губ, волос, вишен и яблок. Оранжевый цвет используется для изображения свитеров и апельсинов. Желтый цвет используется для изображения цветов и солнца. Синий цвет используется для изображения неба, одежды, глаз и занавесок. Зеленый цвет используется для изображения женской одежды, свитеров, крыш, травы и деревьев. Пурпурный (или фиолетовый) цвет используется для изображения женской одежды. Черный цвет используется для изображения дыма, прорисовки основных деталей, волос, обуви, поясов и дверей. Коричневый цвет используется для изображения волос, одежды, глаз, стволов и ветвей деревьев и стен. Белый цвет используется для изображения оград и облаков (Buck, 1978; Jolles, 1957). Необычное использование цвета. Самым эмоциональным является красный цвет. Он свидетельствует об импульсивности и спонтанности самовыражения (Cooper, 1978; Pasto, 1968; Zimmerman and Garfunkel, 1942), указывает на потребность в одобрении со стороны важного лица или на агрессивность и ненависть, когда на рисунке преобладает красный цвет (Alschuler andHattwick, 1943; Birren, 1969; Jolles, 1957). Кроме того, красный цвет может означать мученичество (Cooper, 1978). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|