|
Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19772
Автор: Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В.
Название: Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке По критерию наполняемости конкретными разноуровневыми свойствами, имеющими значимые факторные веса, данный фактор частично насыщен. Здесь фигурирует взаимосвязь по линии «темперамент —
личность». По характеру межфакторных связей второй фактор ортогональный. Выделено шесть одно-многозначных зависимостей на психодинамическом уровне. Второй фактор — «эмоциональность». Факторный вес имеют следующие показатели с отрицательным значимым полюсом: эмоциональность, социальный темп, пластичность, социальная эргичность, социальная пластичность, темп и компетентность во времени. Положительный полюс — креативность. Это говорит о том, что студенты с высоким уровнем самоактуализации эмоционально сдержаны. Они способны жить «настоящим», то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное последствие прошлого или подготовку будущей «настоящей жизни», они сдержаны в установлении эмоциональных контактов, им свойственна креативность. Таблица 1 0 Факторное отображение структур интегральной индивидуальности студентов с низким уровнем самоактуализации Структура интегральной индивидуальности Фактор 1 2 3 4 5 6 Время -0,321987 0,193418 0,040189 0,750297 0,233691 0,222604 Поддержка -0,646385* -0,144844 0,243515 -0,513841 0,347627 0,096373 Ценности -0,828445* -0,217829 -0,176351 0,107361 -0,081295 0,052004 Гибкость поведения -0,681848* 0,538719* 0,291398 0,113119 0,048900 -0,066051 Сензитивность - 0,054366 0,149668 0,345567 -0,659201 0,141403 0,094465 Спонтанность - 0,574787 -0,137810 0,060381 - 0,082580 0,173447 0,408200 Самоуважение - 0,348276 -0,433185* -0,370091 - 0,398090 -0,236177 -0,196766 Самопринятие - 0,356402 0,002623 0,355399 0,038636 0,522699 - 0,362562 Представление о человеке -0,316106 -0,522150 -0,275101 - 0,204749 0,324824 0,116224 Синергия -0,571815* 0,132125 -0,125074 0,130391 0,215091 0,128766 Принятие агрессии -0,261740 0,421024 -0,195238 - 0,655094 0,300450 0,163637 Контактность -0,517452 0,499986 0,451314 -0,066451 0,149733 - 0,367384 Познавательные потребности -0,141062 - 0,228864 0,257651 -0,088136 0,453988 0,057445- Креативность -0,653187* 0,095816 -0,091617 0,083476 -0,111794 -0,490681 Авторитарность 0,240264 -0,058975 -0,613915 0,003498 0,168146 0,452820 Эгоистичность -0,221868 0,636261* - 0,464908 0,128310 -0,068116 0,101796 Агрессивность 0,014196 0,305662 - 0,849602 0,008638 0,174312 -0,218555 Подозрительность 0,363114 0,500186* -0,359318 -0,171624 0,087441 -0,139413 Подчиняемость 0,182453 -0,176749 0,160644 0,485639 0,673868 - 0,093969 Зависимость 0,381269 -0,589606* - 0,208098 0,163593 0,249433 0,015822 Дружелюбие 0,336743 -0,612659* 0,337484 -0,001288 0,043792 - 0,268582 Альтруистичность -0,018539 -0,775948* 0,149530 -0,158702 0,063479 0,097062 Эргичность -0,233172 - 0,299820 -0,491845 0,212819 0,145740 -0,109824 Социальная эргичность -,443178* -0,419062 0,107967 -0.121508 -0,588674 -0,159263 Пластичность - ,574056* -0,433211 -0,412729 0,238082 0,016236 -0,158454 Социальная пластичность - ,487482* 0,008081 - 0,236783 0,102394 -0,120336 -0,153447 Темп -0,512910 -0,215139 -0,561074 -0,156282 - 0,002431 -0,105610 Социальный темп -0,402900* 0,015894 0,077457 0,057463 0,029408 0,637994 Эмоциональность 0,380857 0,003658 -0,271706 -0,174858 0,548922 - 0,408478 Социальная эмоциональность 0,451196* 0,126008 - 0,380290 - 0,350826 0,119914 -0,017527 Expl.Var 5,587482 4,027924 3,639729 2,602264 2,338889 1,892211 Prp.Totl 0,186249 0,134264 0,121324 0,086742 0,077963 0,063074 Примечание: * обозначены значимые факторные веса. Из таблицы 10 видно, что первый фактор включает показатели личностного и психодинамического уровней интегральной индивидуальности. По средней величине насыщенности каждого уровня интегральной индивидуальности значимыми факторными весами, в первом факторе, доминирует личностный уровень. По критерию наполняемости разноуровневыми свойствами, имеющими значимые факторные веса, этот фактор частично насыщен. Разноуровневые свойства связаны по линии «темперамент — личность». По характеру межфакторных связей первый фактор ортогональный. Было выделено семь одно-многозначных зависимостей на личностном уровне и две одно-многозначные зависимости на психодинамическом уровне. Содержательная интерпретация этого фактора позволяет обозначить его как фактор «ценностные ориентации». В нем наибольший факторный вес имеют показатели с отрицательным полюсом: поддержки, гибкости поведения, спонтанности, креативности, синергии, контактности, пластичности и темпа. То есть студенты с низким уровнем самоактуализации не разделяют ценности самоактуализирующихся людей (красота, истина, добро, совершенство, всесторонность, целостность, любовь и другие), не могут спонтанно выражать свои чувства; для установления контактов с людьми им требуется много времени, творческие способности у них слабо выражены; им свойственна высокая степень зависимости, конформности, ригидности, при выполнении предметной деятельности они медлительны и неторопливы. Второй фактор включает показатели метаиндивидуального уровня интегральной индивидуальности. По средней величине насыщенности значимыми факторными весами в структуре интегральной индивидуальности доминирует мета-индивидуальный уровень. По критерию наполняемости конкретными разноуровневыми свойствами, имеющими значимые факторные веса, этот фактор частично насыщен. Здесь наиболее выражена связка «личность — статус». По характеру межфакторных связей обнаруженный фактор ортогональный. Он включает пять одно-многозначных зависимостей на ме-таиндивидуальном уровне. Второй фактор — «эгоистичность». Наибольший факторный вес с отрицательным полюсом имеют следующие показатели: альтруистичность, дружелюбие, зависимость; показатели с положительным полюсом: эгоистичность и подозрительность. Вывод: структура индивидуальности как у испытуемых с высоким уровнем самоактуализации, так и с низким характеризуется наличием жестких, ортогональных связей между показателями на психодинамическом, личностном уровнях и уровне метаиндивидуальности. Все обнаруженные факторы имеют частичную насыщенность, что говорит о наличии сходства в сравниваемых выборках. Различия проявляются в содержательных аспектах выделенных факторов и указывают на то, что значимую роль в деятельности у испытуемых разных выборок играют различные показатели. У студентов с высоким уровнем самоактуализации это дружелюбность и эмоциональность, а у студентов с низким уровнем самоактуализации — отсутствие ценностей самоактуализирующейся личности и эгоистичность. Анализ результатов корреляционного исследования В таблицах 11 и 12 представлены результаты применения корреляционного анализа: в таблице 11 — для студентов с высоким уровнем самоактуализации; в таблице 12 —для студентов с низким уровнем самоактуализации. Коэффициент корреляции вычислялся по формуле ранговой корреляции Спирмена. В этих таблицах указаны корреляционные зависимости межуров-невых связей в структуре интегральной индивидуальности. Критический коэффициент корреляции рангов Спирмена для 23 человек — 0,42 при уровне достоверности р < 0,05. Из таблицы 11 видно, что значимыми являются следующие зависимости: 1. Между шкалой компетентности во времени и шкалами зависимости (—0,49) и эмоциональности (—0,45); положительная корреляция между шкалой компетентности во времени и шкалами социальной пластичности (0,43) и социального темпа (0,48). То есть для показателя личностного уровня (компетентности во времени) характерна связь с показателем уровня метаиндивидуальности и показателями психодинамического уровня. Это говорит о том, что люди, способные жить «настоящим», переживающие настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное последствие прошлого или подготовку будущей «настоящей жизни», ощущающие неразрывность прошлого, настоящего и будущего, — независимые, неконформные, недоверчивые. Им свойственна низкая эмоциональная чувствительность, они склонны к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия; они отличаются разнообразием коммуникативных пргграмм, их речь быстра. Таблица 11 Данные корреляционного анализа для студентов с высоким уровнем самоактуализации Структура Интеграль ной индивиду альности АВ ЭГ АГ ПО ПЧ ЗА ДР АЛ ЭР СЭр ПЛ СП т ст эм ЭМ Время -0,03 0,30 -0,10 0,37 -0,31 -0,49 -0,15 0,04 0,02 0,12 0,33 0,43 0,26 0,48 -0,45 -0,15 Поддержка 0,02 0,01 0,09 -0,10 0,04 0,07 -0,23 0,12 0,11 -0,13 -0,12 -0,10 -0,04 0,04 -0,25 -0,07 Ценности 0,34 -0,01 0,02 -0,18 0,26 0,21 0,28 0,51 0,19 -0,00 0,10 -0,17 0,26 -0,04 0,18 -0,14 Гибкость поведения 0,02 0,22 -0,07 0,28 -0,08 -0,26 -0,02 0,21 -0,03 0,32 0,19 0,25 0,13 0,25 -0,44 -0,06 Сензитнв-ность 0,24 -0,02 0,29 0,14 -0,22 0,06 -0,40 -0,07 0,07 -0,10 0,30 0,06 0,04 0,36 0,11 0,28 Спонтан-ность -0,03 0,31 -0,06 0,16 -0,22 -0,23 -0,13 0,07 0,00 -0,19 0,13 0,01 -0,35 0,11 -0,04 0,25 Самоуваж-ение 0,23 0,04 0,02 0,03 -0,03 -0,11 0,14 0,32 0,03 0,04 0,41 0,12 0,36 0,23 -0,47 -0,51 Самоприня-тие -0,24 0,27 -0,01 0,37 -0,33 -0,44 -0,26 -0,23 -0,22 -0,23 -0,29 0,08 -0,23 -0,15 -0,53 -0,47 Представле-ние о человеке -0,08 -0,16 -0,60 -0,54 0,46 0,25 0,70 0,58 0,33 0,57 0,08 0,00 0,37 0,18 -0,04 0,22 Синергия 0,29 0,11 -0,04 -0,02 0,51 0,32 0,44 0,49 0,15 0,12 -0,10 -0,32 0,10 -0,37 0,29 -0,05 Принятие агрессии 0,07 0,10 0,20 0,20 -0,37 -0,18 -0,46 0,03 0,03 -0,09 0,27 0,09 -0,16 0,41 -0,07 0,20 Контакт-ность 0,04 -0,23 0,07 0,18 -0,01 -0,28 -0,51 -0,25 0,00 -0,54 0,06 -0,17 -0,52 -0,13 0,16 0,25 Познава-тельные потребности 0,01 -0,06 -0,18 -0,26 0,01 -0,30 -0,15 0,05 0,19 0,04 0,25 -0,01 -0,05 0,29 -0,29 0,16 Креатив-ность 0,13 0,10 0,43 0,03 0,01 0,15 -0,17 -0,26 0,22 -0,31 -0,26 0,01 -0,03 -0,33 0,22 -0,26 Примечание: ЭР — эргичность; СЭр — социальная эргичность; ПЛ — пластичность; СП — социальная пластичность; Т — темп; СТ — социальный темп; ЭМ — эмоциональность; СЭ — социальная эмоциональность; АВ — авторитарный; ЭГ — эгоистичный; АГ — агрессивный; ПО — подозрительный; ПЧ — подчиняемый; ЗА — зависимый; ДР — дружелюбный; АЛ — альтруистичный; жирным шрифтом обозначены значения показателей коэффициента корреляции при р < 0,05. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|