Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19772

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

По критерию наполняемости конкретными разноуровневыми свойствами, имеющими значимые факторные веса, данный фактор частично насыщен. Здесь фигурирует взаимосвязь по линии «темперамент —
личность».
По характеру межфакторных связей второй фактор ортогональный. Выделено шесть одно-многозначных зависимостей на психодинамическом уровне. Второй фактор — «эмоциональность». Факторный вес имеют следующие показатели с отрицательным значимым полюсом: эмоциональность, социальный темп, пластичность, социальная эргичность, социальная пластичность, темп и компетентность во времени. Положительный полюс — креативность.
Это говорит о том, что студенты с высоким уровнем самоактуализации эмоционально сдержаны. Они способны жить «настоящим», то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное последствие прошлого или подготовку будущей «настоящей жизни», они сдержаны в установлении эмоциональных контактов, им свойственна креативность.

Таблица 1 0
Факторное отображение структур интегральной индивидуальности студентов с низким уровнем самоактуализации

Структура интегральной индивидуальности Фактор

1 2 3 4 5 6
Время -0,321987 0,193418 0,040189 0,750297 0,233691 0,222604
Поддержка -0,646385* -0,144844 0,243515 -0,513841 0,347627 0,096373
Ценности -0,828445* -0,217829 -0,176351 0,107361 -0,081295 0,052004
Гибкость поведения -0,681848* 0,538719* 0,291398 0,113119 0,048900 -0,066051
Сензитивность - 0,054366 0,149668 0,345567 -0,659201 0,141403 0,094465
Спонтанность - 0,574787 -0,137810 0,060381 - 0,082580 0,173447 0,408200
Самоуважение - 0,348276 -0,433185* -0,370091 - 0,398090 -0,236177 -0,196766
Самопринятие - 0,356402 0,002623 0,355399 0,038636 0,522699 - 0,362562
Представление о человеке -0,316106 -0,522150 -0,275101 - 0,204749 0,324824 0,116224
Синергия -0,571815* 0,132125 -0,125074 0,130391 0,215091 0,128766
Принятие агрессии -0,261740 0,421024 -0,195238 - 0,655094 0,300450 0,163637
Контактность -0,517452 0,499986 0,451314 -0,066451 0,149733 - 0,367384
Познавательные потребности -0,141062 - 0,228864 0,257651 -0,088136 0,453988 0,057445-
Креативность -0,653187* 0,095816 -0,091617 0,083476 -0,111794 -0,490681
Авторитарность 0,240264 -0,058975 -0,613915 0,003498 0,168146 0,452820
Эгоистичность -0,221868 0,636261* - 0,464908 0,128310 -0,068116 0,101796
Агрессивность 0,014196 0,305662 - 0,849602 0,008638 0,174312 -0,218555
Подозрительность 0,363114 0,500186* -0,359318 -0,171624 0,087441 -0,139413
Подчиняемость 0,182453 -0,176749 0,160644 0,485639 0,673868 - 0,093969
Зависимость 0,381269 -0,589606* - 0,208098 0,163593 0,249433 0,015822
Дружелюбие 0,336743 -0,612659* 0,337484 -0,001288 0,043792 - 0,268582
Альтруистичность -0,018539 -0,775948* 0,149530 -0,158702 0,063479 0,097062
Эргичность -0,233172 - 0,299820 -0,491845 0,212819 0,145740 -0,109824
Социальная эргичность -,443178* -0,419062 0,107967 -0.121508 -0,588674 -0,159263
Пластичность - ,574056* -0,433211 -0,412729 0,238082 0,016236 -0,158454
Социальная пластичность - ,487482* 0,008081 - 0,236783 0,102394 -0,120336 -0,153447
Темп -0,512910 -0,215139 -0,561074 -0,156282 - 0,002431 -0,105610
Социальный темп -0,402900* 0,015894 0,077457 0,057463 0,029408 0,637994
Эмоциональность 0,380857 0,003658 -0,271706 -0,174858 0,548922 - 0,408478
Социальная эмоциональность 0,451196* 0,126008 - 0,380290 - 0,350826 0,119914 -0,017527
Expl.Var 5,587482 4,027924 3,639729 2,602264 2,338889 1,892211
Prp.Totl 0,186249 0,134264 0,121324 0,086742 0,077963 0,063074
Примечание: * обозначены значимые факторные веса.

Из таблицы 10 видно, что первый фактор включает показатели личностного и психодинамического уровней интегральной индивидуальности.
По средней величине насыщенности каждого уровня интегральной индивидуальности значимыми факторными весами, в первом факторе, доминирует личностный уровень.
По критерию наполняемости разноуровневыми свойствами, имеющими значимые факторные веса, этот фактор частично насыщен. Разноуровневые свойства связаны по линии «темперамент — личность».
По характеру межфакторных связей первый фактор ортогональный. Было выделено семь одно-многозначных зависимостей на личностном уровне и две одно-многозначные зависимости на психодинамическом уровне. Содержательная интерпретация этого фактора позволяет обозначить его как фактор «ценностные ориентации». В нем наибольший факторный вес имеют показатели с отрицательным полюсом: поддержки, гибкости поведения, спонтанности, креативности, синергии, контактности, пластичности и темпа.
То есть студенты с низким уровнем самоактуализации не разделяют ценности самоактуализирующихся людей (красота, истина, добро, совершенство, всесторонность, целостность, любовь и другие), не могут спонтанно выражать свои чувства; для установления контактов с людьми им требуется много времени, творческие способности у них слабо выражены; им свойственна высокая степень зависимости, конформности, ригидности, при выполнении предметной деятельности они медлительны и неторопливы.
Второй фактор включает показатели метаиндивидуального уровня интегральной индивидуальности.
По средней величине насыщенности значимыми факторными весами в структуре интегральной индивидуальности доминирует мета-индивидуальный уровень.
По критерию наполняемости конкретными разноуровневыми свойствами, имеющими значимые факторные веса, этот фактор частично насыщен. Здесь наиболее выражена связка «личность — статус».
По характеру межфакторных связей обнаруженный фактор ортогональный. Он включает пять одно-многозначных зависимостей на ме-таиндивидуальном уровне.
Второй фактор — «эгоистичность». Наибольший факторный вес с отрицательным полюсом имеют следующие показатели: альтруистичность, дружелюбие, зависимость; показатели с положительным полюсом: эгоистичность и подозрительность.
Вывод: структура индивидуальности как у испытуемых с высоким уровнем самоактуализации, так и с низким характеризуется наличием жестких, ортогональных связей между показателями на психодинамическом, личностном уровнях и уровне метаиндивидуальности. Все обнаруженные факторы имеют частичную насыщенность, что говорит о наличии сходства в сравниваемых выборках. Различия проявляются в содержательных аспектах выделенных факторов и указывают на то, что значимую роль в деятельности у испытуемых разных выборок играют различные показатели. У студентов с высоким уровнем самоактуализации это дружелюбность и эмоциональность, а у студентов с низким уровнем самоактуализации — отсутствие ценностей самоактуализирующейся личности и эгоистичность.

Анализ результатов корреляционного исследования
В таблицах 11 и 12 представлены результаты применения корреляционного анализа: в таблице 11 — для студентов с высоким уровнем самоактуализации; в таблице 12 —для студентов с низким уровнем самоактуализации. Коэффициент корреляции вычислялся по формуле ранговой корреляции Спирмена.
В этих таблицах указаны корреляционные зависимости межуров-невых связей в структуре интегральной индивидуальности. Критический коэффициент корреляции рангов Спирмена для 23 человек — 0,42 при уровне достоверности р < 0,05.
Из таблицы 11 видно, что значимыми являются следующие зависимости:
1. Между шкалой компетентности во времени и шкалами зависимости (—0,49) и эмоциональности (—0,45); положительная корреляция между шкалой компетентности во времени и шкалами социальной пластичности (0,43) и социального темпа (0,48). То есть для показателя личностного уровня (компетентности во времени) характерна связь с показателем уровня метаиндивидуальности и показателями психодинамического уровня.
Это говорит о том, что люди, способные жить «настоящим», переживающие настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное последствие прошлого или подготовку будущей «настоящей жизни», ощущающие неразрывность прошлого, настоящего и будущего, — независимые, неконформные, недоверчивые. Им свойственна низкая эмоциональная чувствительность, они склонны к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия; они отличаются разнообразием коммуникативных пргграмм, их речь быстра.

Таблица 11
Данные корреляционного анализа для студентов с высоким уровнем самоактуализации

Структура
Интеграль
ной
индивиду
альности АВ ЭГ АГ ПО ПЧ ЗА ДР АЛ ЭР СЭр ПЛ СП т ст эм ЭМ
Время -0,03 0,30 -0,10 0,37 -0,31 -0,49 -0,15 0,04 0,02 0,12 0,33 0,43 0,26 0,48 -0,45 -0,15
Поддержка 0,02 0,01 0,09 -0,10 0,04 0,07 -0,23 0,12 0,11 -0,13 -0,12 -0,10 -0,04 0,04 -0,25 -0,07
Ценности 0,34 -0,01 0,02 -0,18 0,26 0,21 0,28 0,51 0,19 -0,00 0,10 -0,17 0,26 -0,04 0,18 -0,14
Гибкость поведения 0,02 0,22 -0,07 0,28 -0,08 -0,26 -0,02 0,21 -0,03 0,32 0,19 0,25 0,13 0,25 -0,44 -0,06
Сензитнв-ность 0,24 -0,02 0,29 0,14 -0,22 0,06 -0,40 -0,07 0,07 -0,10 0,30 0,06 0,04 0,36 0,11 0,28
Спонтан-ность -0,03 0,31 -0,06 0,16 -0,22 -0,23 -0,13 0,07 0,00 -0,19 0,13 0,01 -0,35 0,11 -0,04 0,25
Самоуваж-ение 0,23 0,04 0,02 0,03 -0,03 -0,11 0,14 0,32 0,03 0,04 0,41 0,12 0,36 0,23 -0,47 -0,51
Самоприня-тие -0,24 0,27 -0,01 0,37 -0,33 -0,44 -0,26 -0,23 -0,22 -0,23 -0,29 0,08 -0,23 -0,15 -0,53 -0,47
Представле-ние о человеке -0,08 -0,16 -0,60 -0,54 0,46 0,25 0,70 0,58 0,33 0,57 0,08 0,00 0,37 0,18 -0,04 0,22
Синергия 0,29 0,11 -0,04 -0,02 0,51 0,32 0,44 0,49 0,15 0,12 -0,10 -0,32 0,10 -0,37 0,29 -0,05
Принятие агрессии 0,07 0,10 0,20 0,20 -0,37 -0,18 -0,46 0,03 0,03 -0,09 0,27 0,09 -0,16 0,41 -0,07 0,20
Контакт-ность 0,04 -0,23 0,07 0,18 -0,01 -0,28 -0,51 -0,25 0,00 -0,54 0,06 -0,17 -0,52 -0,13 0,16 0,25
Познава-тельные потребности 0,01 -0,06 -0,18 -0,26 0,01 -0,30 -0,15 0,05 0,19 0,04 0,25 -0,01 -0,05 0,29 -0,29 0,16
Креатив-ность 0,13 0,10 0,43 0,03 0,01 0,15 -0,17 -0,26 0,22 -0,31 -0,26 0,01 -0,03 -0,33 0,22 -0,26

Примечание: ЭР — эргичность; СЭр — социальная эргичность; ПЛ — пластичность; СП — социальная пластичность; Т — темп; СТ — социальный темп; ЭМ — эмоциональность; СЭ — социальная эмоциональность; АВ — авторитарный; ЭГ — эгоистичный; АГ — агрессивный; ПО — подозрительный; ПЧ — подчиняемый; ЗА — зависимый; ДР — дружелюбный; АЛ — альтруистичный; жирным шрифтом обозначены значения показателей коэффициента корреляции при р < 0,05.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Лариса Смирнова. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Васильева Галина Валерьевна. Мир «неблагополучной семьи» глазами самого ребенка
  • Вильданова Лира Рауфовна. Эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Маргарита Исакова. Консультация 'Семья'
  • Гулевская Светлана Николаевна. Заседание родительского клуба «Моя семья».
  • Пожидаева Елена Александровна. Проект «Сотрудничество семьи и ДОУ в нравственном воспитании дошкольников»
  • Гришина Елена Валентиновна. Влияние семьи на развитие личности ребёнка.
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Анохина Наталья Николаевна. ФОРМЫ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
  • Наталья Козлова. Педагогический проект для детей и родителей 'Семья - это счастье, любовь и удача!'
  • Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей
  • Немцова Марина Николаевна. «Роль семьи в формировании у детей здорового образа жизни»
  • Чванова Маргарита Викторовна. Занятие по познавательному развитию «Моя семья» в подготовительной группе
  • Главный Редактор. Взаимодействие ребенка и матери
  • Дроздова Евгения Григорьевна. Консультация для родителей «Важность семейных традиций в воспитательной деятельности»
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Панина Елена Александровна. Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
  • Калашникова Юлия. Взаимодействие семьи детского сада
  • Асевова Лайла. Проект «Моя семья» старшая группа
  • Кузьмина Е.А. Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Рогалевич Людмила. Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию нравственности у детей старшего и подготовительного возраста
  • Шушлебина Елена Валерьевна. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании маленького гражданина»
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Супрун Эльвира Андреевна. Современные формы взаимодействия детского сада и семьи
  • Юлия Костюк. Роль семьи в период предшкольной подготовки
  • Ольга Мягкова. Взаимодействие ДОУ и семьи. Обобщение опыта
  • Хайрутдинова Наталья Вячеславовна. Формы активизации потенциальных возможностей семьи в художественно-эстетическом развитии дошкольников (из опыта работы)
  • Кодола Лариса. Занятие по самопознанию в старшей группе: «Я и моя семья»
  • Сидорова Наталья Витальевна. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Толокольникова Надежда Николаевна. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми во второй младшей группе Тема «Моя семья»
  • Абрамова Елена Евгеньевна. Роль семьи в формировании личности.
  • Моргунова Валентина Владимировна. Сценарий родительского собрания во 2 младшей группе по теме: «Семейные традиции».
  • Бруёк Анна Александровна. «Значимость семейного воспитания в жизни ребенка».
  • Социально-психологическое сопровождение семьи в рамках родительского клуба в соответствии с требованиями профстандарта
  • Котельникова Юлия Алексеевна. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Влияние семьи на развитие ребенка «Основные типы детско – родительских отношений»
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Исламова Гульшат Радисовна. Проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДОСЛОВНОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь