|
Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учеб. пособие для творческих учеб. заведений, фак. педагогики и психологии.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 14307
Автор: Бродецкий А.Я.
Название: Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учеб. пособие для творческих учеб. заведений, фак. педагогики и психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Похожее явление, связанное с естественностью движения против часовой стрелки, проявляется и в других случаях наблюдения человеком пространств, предназначенных для визуального творчества: сцены, полотна картины, киноэкрана... В каждое из них мы на микроуровне еле заметного сокращения мышц устремляемся, как бы «входим» справа налево. Еще В.Э.Мейерхольд заметил, что если поднять занавес, за которым открывается совершенно пустая сцена, то все зрители дружно начинают смотреть в левую от них кулису. Поэтому можно предположить, что в правом от нас и ближайшем к нам углу авансцены, картины или экрана — условный «вход» зрителя, а в левом ближайшем углу — наш «выход», т.е. зритель не только смотрит в левую кулису при пустой сцене, но как бы входит в сценическое пространство справа налево навстречу ожидаемому им здесь сценическому персонажу, чей вход соответственно в противоположном левом дальнем углу от зрителя.
Часто можно встретить мнение, что естественность движения в визуальной композиции максимально проявляется в направлении слева направо. Обычно это привязывают к традиции европейского письма. Но с учетом уже сказанного, становится ясно, что такое направление движения строится как встречное по отношению к зрителю, и его траектория в пространстве визуального искусства у араба и китайца та же, что и у нас. Подтверждение сказанному можно будет найти далее в конспекте работы Н.Тарабукина о значении диагоналей в изобразительном искусстве, особенно в той его части, где рассказывается о диагонали входа. Теперь же проследим цепочку формирования у взрослых комплекса ассоциаций, связанных с понятиями право и лево. Правое и левое как активное и пассивное Как мы уже определили, у каждого человека существует генетически предопределенная разная функция двух полушарий мозга и, как следствие, значительное различие в работе правой и левой частей тела и, прежде всего, конечностей (главным образом рук). Большая часть детей, особенно мальчиков, примерно к 6-му году жизни начинает в полном объеме обнаруживать в своем поведении 84 естественное для себя доминирование правой руки и ноги. Остальная часть детей, хоть и не ощущают у себя в той же мере преобладание правосторонней активности, приспосабливаются к «правору-кой» среде взрослых. Феномен праворукости ощущается особенно мальчиками еще и потому, что именно они склонны к активной орудийной деятельности и, подобно нашим далеким предкам, — к «рукопашным боям» со своими сверстниками. Их праотцы с дубинкой в правой руке очень хорошо знали, что такая же дубинка противника находится в противоположной, левой от них стороне. «В правой руке наши предки держали топоры и другие орудия труда. "Главной" эта рука считалась у египтян, живших 5 тысячелетий назад. Древние греки и римляне связывали с ней представление о добре, честности, силе, возлагая на левую руку ответственность за все несчастья» [16]. Короче говоря, в дальнейшем все это свелось к формуле: «У всего, что обращено ко мне, активность находится в левой от меня зоне». Если вертикаль — вектор воздействия, сагитталь — действия, то горизонталь — вектор взаимодействия. Как мы уже отмечали, мир правшей заявляет о себе еще в вертикальном периоде, когда наиболее сильные прикосновения правшей-взрослых (пеленание, одевание, кормление и т.п.) приходятся на левую часть младенческого тела. В сагиттали все запретительные и ограничительные действия чаще приходятся на левую сторону. Так — строгое «Дай сюда руку!» имеет в виду обычно левую руку ребенка. Поэтому к ожиданию активности слева от себя взрослый человек уже достаточно хорошо подготовлен. Он заранее знает, где вне его находится зона внешней потенциальной активности. Теперь нам уже понятно, почему зритель в первые мгновения смотрит именно в левую кулису. Итак, первая и важнейшая горизонтальная ассоциация — активность другого находится слева. Вот и решайте, где вам выгоднее сесть, когда вас вызвал ваш руководитель — слева или справа от него. Интересно, что пространственные стереотипы, связанные с понятием «мужское» ассоциируются с левой (с точки зрения наблюдателя) стороной, а с понятием «женское» — с правой (рис. 10). (право объективного пространства) МУЖСКОЕ НАЧАЛО (лево объективного пространства) ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО НАБЛЮДАТЕЛЬ (лево субъективного пространства) (право субъективного пространства) РИС 10 85 «У многих народов левое ассоциировалось с нежным женским началом, правое — с сильным мужским. В античные времена вообще верили, что девочки рождаются от левого яйца, мальчики — от правого. Как бы то ни было, а в католическом храме до сих пор женщины преклоняют левое колено, мужчины — правое» [16]. Сегодня подтверждением той же прочной установке служит, например, расположение смешанной пары ведущих в концерте или рядом сидящих дикторов информационных программ на телевидении, взаиморасположение изображений мужчины и женщины практически на всех тоталитарных плакатах, и, наконец, знаменитая пара «Рабочий и колхозница» В.И.Мухиной — везде мужчина находится слева от нас и справа для себя, а женщина — наоборот. Известно, что в некоторых древних поверьях с женским началом даже ассоциировался восток (право), а с мужским — запад (лево). Не забудем и о том, что информацию о левой (от нас) части пространства сетчатка глаз передает в правое полушарие. Наука еще только приступает к изучению бесконечных возможностей и сюрпризов асимметрии головного мозга. Но достаточно многое нам уже известно. Во всяком случае, мы уверены в правоте своих догадок ну хотя бы потому, что говорим о «правоте», а не о «левоте». Координационные конфликты Для каждого из нас верх и низ общие. Верх – там где небо, крыша, потолок. Общность верха и низа — абсолютная данность. Характерно, что любая религия, подчеркивая тотальную общность значения своего главного божества, стремится именно к вертикальной композиции в своем мифе, то же в архитектуре, скульптуре и живописи. Вспомним хотя бы роспись внутренней части купола в православном храме. Когда два человека расположены лицом друг к другу при общей сагиттали, тыл и фронт у них противоположны. Трудности в координации и здесь не наступает, если цель, лежащая на сагиттали, для них общая, т.е. находится для всех спереди. Таким образом, если верх и низ являются для всех нас общими всегда, то тыл и фронт становятся общими только после «выяснения отношения друг к другу». Выяснение отношений — это, в конечном итоге, и есть поиск общего фронта. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|