Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 117097

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

7.2. Основные стадии развития интеллекта
Развитие интеллекта — последовательная смена познавательной позиции субъекта и структур мышления. Соответственно, Ж. Пиаже выделяет две основные линии развития интеллекта.
Первая линия: развитие познавательной позиции. Она включает три этапа: недифференцированность субъекта и объекта; начало разделения субъекта и объекта — Я и внешний мир, обусловленное развитием действий субъекта; разделение субъекта и объекта знаменует переход к эгоцентризму; децентрация.
Вторая линия: изменение структур интеллекта, связанное с развитием действий и формированием операций.
Важнейшим понятием в теоретической концепции Ж. Пиаже является понятие операции. Интеллект, представляет собой развитие системы операций.

96 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
Операции — внутренние интериоризованные действия, скоординированные в целостную систему с другими действиями и обладающие свойством обратимости. Обратимость связана с сохранением основных свойств объекта, выступая как его условие.
Ключевое слово в этом определении интериоризованные действия. Операция — всегда внутреннее действие. Внешнее действие — материальное, физическое — не может быть операцией. Дело в том, что только интериоризованное действие предполагает выделение схемы действия как алгоритма и последовательности преобразования. Схема действия является основой построения логической операционной структуры.
Ж. Пиаже выделяет два вида опыта, связанного с деятельностью. Первый — физический опыт — это знание о результате преобразования, т. е. знание об ^вменении объекта в результате определенного воздействия. Второй — логико-математический или логический опыт. Логический опыт раскрывает логику преобразования объекта, это знание не о результате, а о последовательности и закономерностях преобразования. Развитие интеллекта основано на приобретении второго логико-математического опыта. Физический опыт — знание о том, что получается в результате нашего действия, а логико-математический — знание логики самих преобразований. Исследователь считает, что логико-математический опыт становится доступным человеку только в случае, если действие становится внутренним, обобщенным, т. е. выделены не случайные, единичные, а существенные аспекты преобразования. Если же действие внешнее, то для его выполнения необходимо учитывать все конкретные частные условия такого преобразования. Последовательность и закономерности преобразования объекта оказываются скрытыми. Поэтому Ж. Пиаже настаивает, что в основе развития операций ле жит развитие именно интериоризованных действий. Интериоризг ция действий становится условием формирования операций.
Системность операций — самое важное их свойство. Операция не может быть изолированной, это всегда система действий. Отдельное действие не обеспечивает обратимости. Например, действие сложения (А + В = С) не станет операцией, даже если вы будете производить его в уме. Оно станет операцией только тогда, когда вы сумеете соотнести и уравновесить действие сложения с обратным действием вычитания.
Обратимость обеспечивается системностью, координацией прямого и обратного действий. Операции — такая система действий, которая подчинена принципу группировки. Группировка — зак-

Лекция 7. Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже ■ 97
рытая и обратимая система, в которой все операции, объединенные в целое, подчиняются пяти критериям:
1) комбинативность (композиция) А + В = С;
2) обратимость С - В = А;
3) ассоциативность (А + В) + С=А + (В + С);
4) общая идентичность А - А = 0;
5) специальная идентичность А + А = А.
В таблице 3 представлена периодизация развития интеллекта.

Стадии развития интеллекта в операциональной концепции Ж. Пиаже

Таблица 3


Период Стадии Основные новообразования
1 2 3
I. Сенсомоторный интеллект 0-2 года Формирование сенсомоторных структур

А. Центрация на собственном теле Развитие действий с предметами, возникновение инвариантности. Обратимость во внешнем предметном действии Упражнение рефлексов (0-1 месяцев) Первые навыки и круговые реакции (1—4; 5 месяцев) Координация зрения и хватания. Вторичные круговые реакции (4; 5 — 8-9 месяцев)

Б. Объективация практического интеллекта Дифференциация цели и средства. Возникновение практического интеллекта (8—9 — 11— 12 месяцев) Третичные круговые реакции — дифференциация схем действия. Поиск новых средств (11-12 — 18 месяцев) Начало интериоризации схем действия и решение некоторых задач путем дедукции — момент «инсайта» (18-24 месяца)

98 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
Продолжение табл. 3

1 2 3
II. Подготовка и функционирование конкретных операций. Репрезентативный интеллект и конкретные операции (2— 11-12 лет) 1. Дооперацио-нальный интеллект Появление символической функции (речь, изобразительная деятельность, игра) и начало интериоризации схем действия

А. Стадия символического мышления (2-4 года) Действия внутренние, но не обратимые

Б. Стадия интуитивного наглядного мышления (4-7 лет) Координация и регуляция путем последовательных центраций. Со- 1 члененная интуиция

2. Конкретные операции (7-8 —11-12 лет) Формирование понятия сохранения. Простая обратимость — способность осуществлять внутреннее обратное действие. Компенсация — принцип, согласно которому изменение в одном измерении может быть компенсировано изменением в другом. Идентичность — принцип неизменности объекта. Простые операции (7-8 — 10 лет): классификация, сериация, установление взаимно однозначного соответствия. Формирование системы операций: система координат, мультипликация
III. Формальные операции (от 11-12 лет) Формально-логические структуры. Гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика (11-12 — 13-14 лет). Операции в отношении гипотез. Группировка. Возникновение структуры «решетки» и группа четырех трансформаций (INRC) (от 13-14 лет). I — прямая операция, N — обратная операция, R — операция реципрокности, С — отрицание реципрокности). Иерархия операций и их прогрессивная дифференциация

Лекция 7. Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже ■ 99
Ж. Пиаже разработал систему диагностических задач, позволяющих выявить уровень перехода от дооперационального к конкретно-операциональному интеллекту — задачи на сохранение или на инвариантность. Задачи Пиаже — пробы, направленные на выявление сформированности понятия сохранения. Понятие сохранения — это признание неизменности объекта, одного из его параметров, при условии отсутствия преобразования, направленного на этот параметр. Задачи включают три основные фазы: 1) признание исходного равенства объекта; 2) фаза трансформации объекта; 3) предъявление вопроса о сохранении.
Покажем решение задачи Пиаже на примере сохранения объема.
1. Ребенку предъявляются два стакана одинаковой формы с
подкрашенной водой. Уровень жидкости одинаковый. Вопрос: «У
кого воды больше? » Ребенок должен констатировать равенство воды
в обоих стаканах.
2. На глазах у ребенка воду переливают в стакан другой фор
мы. Высота столба жидкости в стаканах изменилась и стала нерав
ной. Следует обратить внимание на то, что трансформация объекта
производится по несущественному, но яркому перцептивному при
знаку.
3. Ключевая фаза, включающая вопрос о сохранении: «А те
перь у кого больше?» Ребенок, находящийся на дооперациональ-
ной стадии и не владеющий принципом сохранения, будет утвер
ждать, что в одном из стаканов воды стало больше. Если ребенок
владеет принципом сохранения, то он ответит, что только кажется,
что в одном из стаканов воды больше, а на самом деле ее количе
ство одинаково. «Почему?» — спрашивает экспериментатор. В
зависимости от ответа ребенка диагностируются разные уровни
сформированности понятия сохранения, соответствующие разным
формам обратимости.
Варианты ответа:
«Это только кажется, что у вас больше, а если перелить в стаканчик обратно, то будет одинаково» — простая форма обратимости. Ребенок в уме совершает обратное действие.
«Это только кажется, что одинаково, а посмотрите, у меня вот какой стаканчик, а у вас вот какой» — обратимость по принципу компенсации. Ребенок видит, что понижение уровня жидкости в стакане компенсируется формой стакана, т. е. площадью его основания. Последовательная центрация на различных перцептивных свойствах объекта (высоте уровня жидкости и площади основания) приводит ребенка к координации различных точек зрения на объект.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Хохлова Ольга Александровна. Использование занимательного материала с экологическим содержанием для развития речи дошкольников
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Семенычева Ольга Вячеславовна. Трудности речевого развития у современных дошкольников
  • МАРИНА ПЕРЕТЯТКО. «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»
  • Тарасова Елена Алексеевна. Современные подходы в коррекционной логопедической деятельности с детьми дошкольного возраста с ОНР
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Глущенко Анна Васильевна, Мартыненко Светлана Фёдоровна. Развивающая предметно-пространственная среда как средство речевого развития детей
  • Филиппова Ирина Викторовна. Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников»
  • Тюленева Лилия Ивановна. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития
  • Ispanka Anna. Актуальные проблемы развития речи дошкольника.
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Любич Ольга Викторовна. «Влияние предметно — развивающей среды в группе на развитие ребёнка»
  • Исакова Яна Сергеевна Иванова Марина Михайловна Нечаева Татьяна Владимировна. «Система коррекционно-развивающих занятий для детей пятого года жизни «Речевая радуга».
  • Мартьянова И.В. Валова О. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
  • Алешинская Анна Вениаминовна. Сказка, как средство развития связной речи у детей с ОНР
  • Борисова Марина Александровна. Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит»
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Ирина Синкевич. Методические рекомендации «Растем вместе»
  • Уразбахтина Юлия Сергеевна. Формирование сэнсорных эталонов у детей раннего возраста с нарушением зрения.
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  • Тайсон Филлис и Тайсон Роберт. Психоаналитические теории развития.
  • Кожепарова Ирина Александровна. Роль родителей в дошкольном обучении детей.
  • Кулик Галина Павловна. Эмоциональная недостаточность - причина плохой речи
  • Садыкова Фаузия Флюровна. Методы, стимулирующие понимание и развитие речи
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Шишко Алеся Евгеньевна. Развитие мелкой моторики у детей с ОНР.
  • Аксёнова Ирина Александровна. Развитие речи детей раннего возраста
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Аксёнова Ирина Александровна. Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Бурьян Инна Ивановна. Советы родителям «Создание развивающей среды дома»
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Главный Редактор. Возможности диагностики уровня развития старших дошкольников
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Основные понятия концепции Л.Выготского Тема: «Научные подходы к планированию»
  • Прокофьева Елена Николаевна. Дидактические, логопедические игры по формированию слоговой структуры слова
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Деш Оксана Владимировна. «Значение развития фонематического слуха»
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь