|
Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 117097
Автор: Карабанова Ольга Александровна.
Название: Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 7.2. Основные стадии развития интеллекта
Развитие интеллекта — последовательная смена познавательной позиции субъекта и структур мышления. Соответственно, Ж. Пиаже выделяет две основные линии развития интеллекта. Первая линия: развитие познавательной позиции. Она включает три этапа: недифференцированность субъекта и объекта; начало разделения субъекта и объекта — Я и внешний мир, обусловленное развитием действий субъекта; разделение субъекта и объекта знаменует переход к эгоцентризму; децентрация. Вторая линия: изменение структур интеллекта, связанное с развитием действий и формированием операций. Важнейшим понятием в теоретической концепции Ж. Пиаже является понятие операции. Интеллект, представляет собой развитие системы операций. 96 ■ Возрастная психология. Конспект лекций Операции — внутренние интериоризованные действия, скоординированные в целостную систему с другими действиями и обладающие свойством обратимости. Обратимость связана с сохранением основных свойств объекта, выступая как его условие. Ключевое слово в этом определении интериоризованные действия. Операция — всегда внутреннее действие. Внешнее действие — материальное, физическое — не может быть операцией. Дело в том, что только интериоризованное действие предполагает выделение схемы действия как алгоритма и последовательности преобразования. Схема действия является основой построения логической операционной структуры. Ж. Пиаже выделяет два вида опыта, связанного с деятельностью. Первый — физический опыт — это знание о результате преобразования, т. е. знание об ^вменении объекта в результате определенного воздействия. Второй — логико-математический или логический опыт. Логический опыт раскрывает логику преобразования объекта, это знание не о результате, а о последовательности и закономерностях преобразования. Развитие интеллекта основано на приобретении второго логико-математического опыта. Физический опыт — знание о том, что получается в результате нашего действия, а логико-математический — знание логики самих преобразований. Исследователь считает, что логико-математический опыт становится доступным человеку только в случае, если действие становится внутренним, обобщенным, т. е. выделены не случайные, единичные, а существенные аспекты преобразования. Если же действие внешнее, то для его выполнения необходимо учитывать все конкретные частные условия такого преобразования. Последовательность и закономерности преобразования объекта оказываются скрытыми. Поэтому Ж. Пиаже настаивает, что в основе развития операций ле жит развитие именно интериоризованных действий. Интериоризг ция действий становится условием формирования операций. Системность операций — самое важное их свойство. Операция не может быть изолированной, это всегда система действий. Отдельное действие не обеспечивает обратимости. Например, действие сложения (А + В = С) не станет операцией, даже если вы будете производить его в уме. Оно станет операцией только тогда, когда вы сумеете соотнести и уравновесить действие сложения с обратным действием вычитания. Обратимость обеспечивается системностью, координацией прямого и обратного действий. Операции — такая система действий, которая подчинена принципу группировки. Группировка — зак- Лекция 7. Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже ■ 97 рытая и обратимая система, в которой все операции, объединенные в целое, подчиняются пяти критериям: 1) комбинативность (композиция) А + В = С; 2) обратимость С - В = А; 3) ассоциативность (А + В) + С=А + (В + С); 4) общая идентичность А - А = 0; 5) специальная идентичность А + А = А. В таблице 3 представлена периодизация развития интеллекта. Стадии развития интеллекта в операциональной концепции Ж. Пиаже Таблица 3 Период Стадии Основные новообразования 1 2 3 I. Сенсомоторный интеллект 0-2 года Формирование сенсомоторных структур А. Центрация на собственном теле Развитие действий с предметами, возникновение инвариантности. Обратимость во внешнем предметном действии Упражнение рефлексов (0-1 месяцев) Первые навыки и круговые реакции (1—4; 5 месяцев) Координация зрения и хватания. Вторичные круговые реакции (4; 5 — 8-9 месяцев) Б. Объективация практического интеллекта Дифференциация цели и средства. Возникновение практического интеллекта (8—9 — 11— 12 месяцев) Третичные круговые реакции — дифференциация схем действия. Поиск новых средств (11-12 — 18 месяцев) Начало интериоризации схем действия и решение некоторых задач путем дедукции — момент «инсайта» (18-24 месяца) 98 ■ Возрастная психология. Конспект лекций Продолжение табл. 3 1 2 3 II. Подготовка и функционирование конкретных операций. Репрезентативный интеллект и конкретные операции (2— 11-12 лет) 1. Дооперацио-нальный интеллект Появление символической функции (речь, изобразительная деятельность, игра) и начало интериоризации схем действия А. Стадия символического мышления (2-4 года) Действия внутренние, но не обратимые Б. Стадия интуитивного наглядного мышления (4-7 лет) Координация и регуляция путем последовательных центраций. Со- 1 члененная интуиция 2. Конкретные операции (7-8 —11-12 лет) Формирование понятия сохранения. Простая обратимость — способность осуществлять внутреннее обратное действие. Компенсация — принцип, согласно которому изменение в одном измерении может быть компенсировано изменением в другом. Идентичность — принцип неизменности объекта. Простые операции (7-8 — 10 лет): классификация, сериация, установление взаимно однозначного соответствия. Формирование системы операций: система координат, мультипликация III. Формальные операции (от 11-12 лет) Формально-логические структуры. Гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика (11-12 — 13-14 лет). Операции в отношении гипотез. Группировка. Возникновение структуры «решетки» и группа четырех трансформаций (INRC) (от 13-14 лет). I — прямая операция, N — обратная операция, R — операция реципрокности, С — отрицание реципрокности). Иерархия операций и их прогрессивная дифференциация Лекция 7. Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже ■ 99 Ж. Пиаже разработал систему диагностических задач, позволяющих выявить уровень перехода от дооперационального к конкретно-операциональному интеллекту — задачи на сохранение или на инвариантность. Задачи Пиаже — пробы, направленные на выявление сформированности понятия сохранения. Понятие сохранения — это признание неизменности объекта, одного из его параметров, при условии отсутствия преобразования, направленного на этот параметр. Задачи включают три основные фазы: 1) признание исходного равенства объекта; 2) фаза трансформации объекта; 3) предъявление вопроса о сохранении. Покажем решение задачи Пиаже на примере сохранения объема. 1. Ребенку предъявляются два стакана одинаковой формы с подкрашенной водой. Уровень жидкости одинаковый. Вопрос: «У кого воды больше? » Ребенок должен констатировать равенство воды в обоих стаканах. 2. На глазах у ребенка воду переливают в стакан другой фор мы. Высота столба жидкости в стаканах изменилась и стала нерав ной. Следует обратить внимание на то, что трансформация объекта производится по несущественному, но яркому перцептивному при знаку. 3. Ключевая фаза, включающая вопрос о сохранении: «А те перь у кого больше?» Ребенок, находящийся на дооперациональ- ной стадии и не владеющий принципом сохранения, будет утвер ждать, что в одном из стаканов воды стало больше. Если ребенок владеет принципом сохранения, то он ответит, что только кажется, что в одном из стаканов воды больше, а на самом деле ее количе ство одинаково. «Почему?» — спрашивает экспериментатор. В зависимости от ответа ребенка диагностируются разные уровни сформированности понятия сохранения, соответствующие разным формам обратимости. Варианты ответа: «Это только кажется, что у вас больше, а если перелить в стаканчик обратно, то будет одинаково» — простая форма обратимости. Ребенок в уме совершает обратное действие. «Это только кажется, что одинаково, а посмотрите, у меня вот какой стаканчик, а у вас вот какой» — обратимость по принципу компенсации. Ребенок видит, что понижение уровня жидкости в стакане компенсируется формой стакана, т. е. площадью его основания. Последовательная центрация на различных перцептивных свойствах объекта (высоте уровня жидкости и площади основания) приводит ребенка к координации различных точек зрения на объект. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|