|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379445
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Более того, с наказаниями связано и множество других проблем. Как правило, наказание подавляет какую-либо реакцию лишь на короткое время. В большинстве случаев нежелательная реакция через некоторое время проявляется снова. Если вас раздражает, что ваш братишка в течение всего обеда топает ногой, вы можете решить, что самой подходящей реакцией с вашей стороны будет самому пнуть его. Ваше «наказание» может привести к прекращению топанья в данный момент, но в дальнейшем нежелательное поведение, скорее всего, повторится. Точно так же мать, которая моет дочери рот с мылом, чтобы очистить ее речь от нежелательных выражений, может вскоре узнать, что дочь продолжает все так же высказываться в ее отсутствие. К тому же люди часто наказывают других, будучи расстроены или рассержены. В результате наказание оказывается малоэффективным или совсем неуместным.
Как наказывать? Эффективное наказание может помочь прекратить нежелательное поведение. Но если наказание выбрано неправильно, порой возникают неожиданные побочные эффекты. Иногда то, что мы считаем наказанием, несет в себе элементы положительного подкрепления. Учительница думает, что накажет семилетнего мальчика, крикнув: «Майк, хватит скакать. Ты что, совсем не можешь сидеть спокойно?!» На самом же деле Майку удалось обратить на себя всеобщее внимание, чего он, собственно, и добивался: одноклассники, все как один, обернулись, чтобы посмотреть на него, и учительница занята исключительно им. То, что она считала наказанием, на самом деле оказалось положительным подкреплением. Теперь Майк знает, что в следующий раз, когда ему захочется обратить на себя внимание, достаточно будет встать с места. Аналогичным образом хоккеист, сев на скамейку штрафников за грубую игру и драку на поле, часто получает поддержку от зрителей. Вполне вероятно, что, вновь выйдя на поле, он будет вести себя еще грубее, чтобы болельщики обратили на него еще больше внимания. В Приложении 3.3 описаны некоторые способы наказания, авторы которых творчески подошли к этой проблеме. Приложение 3.3. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ ВМЕСТО ХИТА — СИНАТРА. УЧИТЕЛЯ УЧАТСЯ НОВОМУ ПРЕДМЕТУ — «ТВОРЧЕСКИЕ НАКАЗАНИЯ» Брюс Жану (Bruce Janu), который преподает историю в старших классах, знает, как «достать» ребенка. Конечно, это жестоко, но после того, как Жану разок заставит своих нахалов и хулиганов послушать Фрэнка Синатру, они предпочитают больше с ним не связываться. «Некоторые из ребят сидят и гримасничают, когда я проигрываю пластинку Синатры», — говорит Жану, работающий в школе Риверсайд близ Чикаго. По словам Жану, его ученики, которые помешаны на завываниях своих любимых рок-певцов, иногда молят о пощаде, когда за плохое поведение их заставляют слушать старину Фрэнка, напевающего «Мой путь» или «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Раньше Джозеф Сайфелли (Joseph Cifelly), директор средней школы в округе Челтенхэм, штат Пенсильвания, не допускал драчунов к занятиям в течение трех дней. Но в наше время учителя не видят большого смысла в том, чтобы в качестве наказания отправлять учеников домой, смотреть MTV, поэтому теперь нарушителей обязывают явиться в «Центр природы», где им поручают ухаживать за растениями, животными и птицами. «Драчуны должны во время совместной работы уладить свои разногласия, а кроме того, растения и животные действуют успокаивающе», — говорит Сайфелли. Когда в Александрии, штат Вирджиния, восемь учеников были пойманы на том, что раскрашивали распылителями черный асфальт автостоянки во все цвета радуги, им был вынесен суровый приговор — перекрасить площадку снова в черный цвет. Наказание могло бы быть и более суровым, «но ведь они не написали ничего непристойного», считает Джон Портер (John Porter), директор школы Т. С. Уильямса. Он также заставил нарушителей заплатить 200 долларов, которые потребовались на приведение площадки в порядок... Учителя говорят, что им приходится постоянно искать новые методы дисциплинарного воздействия. Жану, воспитатель, помешанный на музыке, сказал, что у него уже есть идея, чем заменить пластинку Синатры, когда она сотрется от частого употребления: Тони Беннетт. Источник: Jordan, М. (1993, February 7). Instead of a Hit, Sinatra: Teachers Try «Creative Detention» as Discipline. The Washington Post. Психологи разработали несколько рекомендаций по выбору наказаний. Вот четыре важнейших из них: • Избегайте одновременного применения поощрения и наказания. • Наказывайте непосредственно вслед за ситуацией, вызвавшей необходимость в наказании, или воспроизводите эту ситуацию снова. • Избегайте слишком мягких наказаний. • Используйте наказание, соразмерное проступку. Упражнение 3.8 Представьте себе, что муниципальный совет рассматривает вопрос о том, как справиться с проблемой мусора в парках и на улицах. После нескольких публичных обсуждений предложено четыре варианта постановления. Какое из них порекомендовали бы вы, основываясь на правилах выбора наказаний, и почему? Любое лицо, загрязняющее парки и улицы города или как-либо иначе наносящее ущерб их внешнему виду: а. Будет оштрафовано на сумму в один доллар. Штраф должен быть выплачен в течение двух лет с момента нарушения. б. Будет оштрафовано на сумму не менее 2000 долларов. Штраф должен быть выплачен в течение одного часа с момента нарушения. в. Будет оштрафовано на сумму в двадцать долларов и обязано два часа отработать на уборке города, что должно быть выполнено в течение семи дней с момента нарушения. г. Будет обязано отработать один час на уборке города. Учащиеся городских школ будут отрабатывать вместо занятий в школе. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Виды наказаний Выделяют несколько категорий, или видов, наказаний. Куперсмит (Cooper-smith, 1967) описал три основных типа. Телесные наказания. Телесные наказания— причинение человеку физической боли в ответ на нежелательное поведение. Шлепки, порка, пощечина и удар кулаком — все это квалифицируется как телесные наказания. Родители, применяющие телесные наказания, учат своих детей, кроме всего прочего, еще и тому, что физическая сила дает человеку власть над другими. В результате их дети могут стать враждебными и агрессивными по отношению к людям и пользоваться насилием для достижения своих целей. Спекуляция любовью. Иногда родители, ругая детей за плохое поведение, угрожают им разлюбить их. Примерами могут послужить такие заявления: «Если ты еще раз без разрешения уйдешь со двора, можешь и вообще уходить» или «Ты мне просто противен, ть1 совсем не умеешь вести себя за столом». Если родители будут постоянно пользоваться такой мерой воздействия, у ребенка в конце концов возникнет чувство, что родительская любовь слаба и ненадежна и что ее постоянно надо зарабатывать. Это приводит к повышенной тревожности, сопровождающейся такими симптомами, как грызение ногтей, ночное недержание мочи или сосание пальцев. «Золотая середина». Этот метод позволяет человеку избежать наказания и/или получить поощрение. Родитель, который заявляет: «Если ты не съешь кашу, то не получишь мороженое», — позволяет ребенку выбирать между поощрением в форме десерта за желательное поведение (съеденная каша) и наказанием в форме отсутствия десерта за нежелательное поведение (несъеденная каша). Куперсмит обнаружил, что из описанных трех типов наказаний этот является самым эффективным. Контрольные вопросы Ответив на следующие вопросы, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих разделов главы. Выберите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос. 9. Психолог пользуется методом десенсибилизации, чтобы помочь человеку преодолеть страх перед грозой. Что он предпочтет для этого? а. Пожелает ему никогда больше не попадать в грозу б. Добьется, чтобы гроза связалась у человека с рефлекторным морганием в. Воспользовавшись специальным устройством, будет демонстрировать ему электрический разряд всё возрастающей силы, сочетая это действо с каким-либо приятным стимулом г. Пропишет пациенту лекарства 10. Как классическое обусловливание используется для лечения ночного недержания мочи? а. Применяют электрошок в качестве наказания. б. Связывают в сознании больного звон будильника с приемом специального лекарства. в. Каждый раз, когда ребенок намочит постель, ему дают рвотное. г. Всякий раз, когда постель становится мокрой, звенит будильник. 11. Какие из следующих элементов являются ключевыми в оперантном обусловливании? а. Рефлексы б. Эмоциональные реакции в. Положительные и отрицательные подкрепления г. Страхи Телесные наказания: причинение человеку физической боли в целях пресечения нежелательного поведения. «Золотая середина»: метод обусловливания, позволяющий человеку, подвергающемуся воздействию, выбирать поощрение или наказание. 12. Мальчик почистил отцу ботинки. Отец подарил ему за это книгу, надеясь, что теперь мальчик будет чистить обувь постоянно. Но мальчик больше ни разу не прикоснулся к ботинкам. Определите роль, какую сыграла книга в этой ситуации. а. Поощрения и положительного подкрепления б. Поощрения, но не положительного подкрепления в. Положительного подкрепления, но не поощрения г. Наказания и положительного подкрепления 13. Какими двумя наиболее важными качествами обладает настоящее положительное подкрепление? а. Уместность и своевременность б. Прочувствованность и своевременность в. Уместность и прочувствованность г. Прочувствованность и искренность 14. Как соотносятся наказание и отрицательное подкрепление? а. Отрицательное подкрепление сдерживает нежелательное поведение, а наказание стимулирует желательное. б. Наказание сдерживает нежелательное поведение, а отрицательное подкрепление стимулирует желательное. в. Для отрицательного подкрепления необходимо наказание. г. Наказание и отрицательное подкрепление — это одно и то же. 15. Какой из перечисленных ниже видов наказаний наиболее эффективен? а. Телесные наказания б. Спекуляция любовью в. Неодобрение г. «3олотая середина» 16. Кэтти надоело, что ее младшая сестра Джейн часами висит на телефоне. Что Кэтти должна сделать для того, чтобы Джейн меньше болтала по телефону? а. Давать Джейн пинок, как только та начнет говорить по телефону. б. Прекратить разговаривать с Джейн, если та будет и дальше болтать по телефону более десяти минут. в. Обещать Джейн, что она сможет звонить когда и кому захочет, если только будет говорить по телефону не более пяти минут; в противном же случае ей не дадут пользоваться телефоном целую неделю. г. Сказать Джейн, что она удостоится презрения всей семьи, если будет и далее разговаривать по телефону более пяти минут. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы продолжать чтение этого раздела. Подкрепление или наказание? Наверное, вам известны две противоречащие друг другу поговорки: «Пожалеешь розог — испортишь ребенка» и «Доброе слово и кошке приятно». Какой же из них следует верить? Наказывать ребенка, чтобы его не избаловать, или все-таки лучше ориентироваться на поощрения? Результаты множества психологических исследований дают возможность предположить, что дети, которых воспитывают с помощью поощрений, эмоционально адаптируются гораздо лучше, чем дети, которых воспитывают с помощью наказаний. Если учителя или родители сурово наказывают ребенка, у него может возникнуть антипатия или неприязнь к ним; ребенок начнет избегать всякой совместной деятельности с учителями или родителями. Ему могут и вообще разонравиться семейные дела и учеба в школе. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|