|
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 268299
Автор: Крутецкий В. А.
Название: Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке У некоторых учащихся начальной школы могут проявляться антигигиенические привычки — сосать палец, грызть ногти, во время еды брать соль из солонки рукой, облизывать пальцы после, еды. Проявляются отрицательные привычки и в обращении детей : друг с другом — употребление бранных и грубых слов, передразнивание товарищей, гримасничанье. Подобные привычки нередко встречаются и у более старших школьников.
Учитель, если он видит, что у школьника появляется отрицательная привычка, немедленно принимает меры к ее пресечению и особенно стремится не допускать ее повторного проявления: ведь повторение — это основа выработки привычки. Учитель осуждает проявление отрицательной привычки и создает общественное Мнение коллектива (хотя из педагогических соображений иногда это делать нецелесообразно и следует ограничиться индивидуальной работой с учеником). Учитель учит школьника, что надо делать, как заменить отрицательную привычку положительной. Обращаясь к нравственным чувствам ученика, убеждая его во вредности привычки, вызывая у школьника отрицательные эмоции 1 связи с привычкой, учитель формирует у воспитанника стремление самому изжыть отрицательную привычку, создает обоснованное желание бороться с ней, помогает ему проявлять соответствующие волевые усилия. Воспитанию положительных привычек у детей способствуют общественное мнение, мнение товарищей, стиль работы классного коллектива, общественный контроль. И разумеется, только единая линия воспитания в школе и семье приведет к выработке у учащихся нужных, полезных привычек :и предупреждению и искоренению отрицательных. Вопросы для повторения 1. Чем деятельность человека отличается от поведения животных? 2. Каковы основные компоненты структуры деятельности? 3. В чем состоит значение игры для развития ребенка и как она влияет на формирование его личности? ' 4. Расскажите о роли труда в формировании личности. 5. В чем проявляется влияние учебной деятельности на развитие школь ника? 6. Что такое умение, навык, привычка и как они образуются? Укажите различия между навыком и привычкой. 7. Каковы физиологические механизмы навыков и привычек? 8. Перечислите условия выработки навыков у младших школьников. 9. Приведите примеры переноса и интерференции навыков. 10.Как воспитываются привычки у младших школьников? Практические задания 1. Понаблюдайте за различными играми школьников и определите влияние этих игр на формирование отдельных качеств личности (коллективизма, на стойчивости, выдержки, смелости). 2. Выясните, какие условия создает учитель в процессе учебной деятель ности для формирования у учащихся организованности, самостоятельности. 3. Проанализируйте конкретную учебную деятельность младшего школь ника и выделите ее компоненты. 4. Понаблюдайте проявление различных интересов учащихся в учебной и внеучебной деятельности. 5. Ознакомьтесь с привычками учащегося, за которым вы ведете наблю дение. Как они проявляются в его учебной работе и поведении? Что надо сделать, чтобы изжить плохие привычки? Какие привычки необходимо вырабо тать у ребенка? 6. Посоветуйте родителям школьников, как дети должны готовить до машние задания. (Учтите, что было сказано о выработке умений, навыков, привычек). Глава VI. ВНИМАНИЕ § 1. Внимание и его физиологические основы Понятие о внимании. На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то весьма смутив, а многое вообще не замечается. Из массы окружающих объектов — предметов и явлений — человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Внимание всегда есть выделение чего-то и сосредоточенность на этом. В выделении объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: внимание к одному есть одновременно невнимание к другому. Учительница ведет школьников за город (в поле и лес) собирать лекарственные растения. Дети весело переговариваются, рассматривают окружающую местность, холмы и овраги, растительность, обращают внимание на пролетающих птиц, бабочек, на причудливую форму облаков, обмениваются впечатлениями. Но вот учительница напоминает детям о конкретной цели экскурсии. Круг внимания детей сужается. Они уже не отвлекаются на другие объекты, целеустремленно осматривают цветы и травы, пытаясь отыскать среди них лекарственные растения, о которых рассказывала учительница, и изображения которых они видели в книге. «Нашел!» — вдруг кричит один из мальчиков. Все бросаются к нему и тщательно рассматривают найденное растение — его корни, стебель, листочки, цветы. Круг внимания детей еще более сузился. Направленность и сосредоточенность на определенном объекте (растении) дали ученикам возможность изучить его и определить, что это и есть нужное растение. Как менялась организация психической деятельности школьников? Вначале психическая деятельность была направлена и сосредоточена на дороге, на окружающей местности, именно их отчетливо воспринимали путешественники— все внимание было занято только восприятием этого. Но затем внимание переключилось на растительность вообще, затем на травянистые растения. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|