Малкина-Пых Ирина Германовна. Возрастные кризисы взрослости. Справочник практического психолога.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 38005

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

2.8. ТРЕНИНГИ ПО ПСИХОСИНТЕЗУ
Психосинтез – динамическая концепция психической жизни человека, разработанная итальянским психологом Р. Ассаджиоли. Суть ее заключается в определенном подходе к строению и функционированию внутреннего мира человека. Схематично внутренний мир человека представлен в виде сферы (монады) и состоит из низшего (1), среднего (2) и высшего (3) бессознательного, поля сознания (4), сознательного «Я» – Эго (5) и высшего «Я» (6). Монада погружена в поле коллективного бессознательного – окружающую психическую среду (7). Оболочка сферы проницаема, как мембрана, что обеспечивает процессы взаимного влияния человека и среды.
Задача психосинтеза – посредством специальных техник помочь человеку глубоко изучить собственную личность (свое бессознательное, свое истинное «Я»), установить контроль над различными элементами своей личности, выявить свои противоречия, понять себя после постижения своего истинного «Я» – создать новый, объединяющий его личность центр. Психосинтез заключается в формировании или перестройке личности вокруг нового центра, что в результате позволяет человеку стать хозяином своей жизни, избавиться от психических и соматических расстройств, развить свои способности, обнаружить свою истинную духовную природу и построить под ее руководством гармоничную, эффективную личность.


Рис. 1.1 Структура личности по Р. Ассаджиоли
Ключевым в психосинтезе является понятие «субличности». Субличности – это те, как правило, неосознаваемые голоса, которые борются в сознании человека. Простейший пример – конфликт различных желаний. Количество и особенности субличностей могут быть разными у разных людей. Каждая субличность строится на основе какого-то желания целостной личности. Практика психосинтеза состоит в выявлении индивидуальных субличностей и нахождения осознанного компромисса.
Работа с субличностями состоит из следующих этапов (Руффлер, 1998):
1. Осознание и распознавание.
2. Принятие.
3. Координация и трансформация.
4. Интеграция.
5. Синтез.
Основными задачами психосинтеза, по Ассаджиоли, являются:
• постижение своего истинного (высшего) «Я», • достижение на основании этого внутренней гармонии и
• налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми.
Центральная проблема человеческой жизни – несвобода, кажущаяся «раздвоенность» («Я» личностное, не осознающее и отрицающее существование другого «Я» – истинного, присутствующего скрыто, не поддающегося непосредственному осознанию). На самом деле «Я» едино. Достичь внутренней гармонической целостности, истинной реализации своего «Я» и добрых отношений с окружающими можно через следующие этапы:
1. Глубокое познание своей личности – исследование низшего бессознательного, затем – среднего и высшего (психоанализ), открытие истинных призваний, неизвестных возможностей, которые были ранее подавлены.
2. Умение управлять различными элементами личности (метод дезиндентификации), состоящий в дезинтеграции выявленных вредных образов или комплексов (атак бессознательного) и управлении и использовании высвободившейся таким образом энергии. Нами управляет все, с чем мы себя отождествляем, и мы можем управлять всем, с чем мы себя дезидентифицируем.
3. Познание своего истинного «Я» – открытие или создание объединяющего центра, чтобы расширить сознание своей личности до осознания своего «Я» («двигаясь по лучу света, проследить его направление до самого источника света и объединить низшее и высшее «Я»).
При использовании соответствующих активных техник или естественном внутреннем росте каждый этап связан с новой идентификацией. Например, человек создает идеал своей личности, соответствующий его масштабам, этапу внутреннего развития и психологическому типу, и таким образом делает этот идеал достижимым. («Идеал – художник, реализующий себя через создание прекрасного»). Идеальные модели затрагивают основные отношения с внешним миром и другими людьми, идет проекция внутреннего мира вовне – человек не теряет себя во внешнем объекте, но в какой-то степени освобождается от эгоистических интересов и внутренней ограниченности; он реализует себя через внешний идеал, какую-то внешнюю суть. Эта внешняя суть – не прямой путь к высшему «Я», но истинная точка соприкосновения с ним, связующее звено между человеком и его высшим «Я», которое отражается во внешнем объекте и является его символом.
Психосинтез – формирование или реконструкция вокруг созданного нового центра новой личности, которой присущи согласованность, организованность и единство.
Процесс психосинтеза можно условно разделить на несколько этапов:
Выбор новой личности, к которой мы стремимся. Мы должны мысленно представить себе эту «идеальную модель», желательно визуализировать ее, подумать о том, чтобы она была для нас реалистичной, а потому достижимой. Все многообразие «идеальных моделей» обычно можно свести к двум основным группам. К первой группе относятся образы, олицетворяющие внутреннее гармоническое развитие, духовное совершенство. Такие модели более актуальны для интровертов. Вторая группа образов олицетворяет совершенство в определенной сфере деятельности (ученый, бизнесмен, политик и т. д.). Такие «идеальные образы» чаще выбирают экстраверты. Главное, чтобы выбранная для дальнейшего формирования «идеальная модель» была согласована с естественным ходом развития собственной личности. В результате психосинтеза можно стать лучше, совершеннее, но нельзя стать своим антиподом.
Использование всех имеющихся в распоряжении энергий. К ним Ассаджиоли относит прежде всего силы, высвобождающиеся в процессе анализа, в том числе в процессе «высвобождения» бессознательных комплексов, и устремления к гармонии, идеалу, присутствующие на разных психологических уровнях пациента и до конца не осознанные. Для того чтобы использовать энергию бессознательного, ее необходимо направить в нужное русло, превратить во что-то иное, «трансмутировать».
Развитие элементов личности, недостающих (или недостаточно развитых) для формирования «идеальной модели». Формирование новых качеств осуществляется двумя основными путями: с помощью самовнушения и с помощью систематической тренировки недостаточно развитых психических функций, таких, например, как память, воображение, чувства и т. п.
Координация и соподчинение различных элементов психики, осознание гармонической целостной структуры личности. Это можно сравнить с творческим объединением (синтезом) отдельных звуков, цель которого – гармоничная музыка.
* * *
Более подробно с теоретическими положениями психосинтеза можно ознакомиться в работах (Ассад-жиоли, 1994, 2002; Йоуменс, 1989; Руффлер, 1998; Рей-нуоттер, 1996; Ферруччи, 1994; Firman, 1991; 1994; Rowan, 1990).
Тренинг «Работа с субличностями»
Упражнение 1. «Круг субличностей»
Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что уже имеете, и то, что хотели бы иметь в дальнейшем (речь здесь идет, разумеется, не о вещах или подарках). Поскольку вы не имеете возможности взглянуть на списки других людей, ниже приводятся наиболее часто встречающиеся желания:
• закончить учебу;
• не болеть, и чтобы не болел никто из близких людей;
• иметь достаточно денег;
• любить;
• быть любимым;
• достигнуть успеха в работе (бизнесе);
• получить хорошее образование.
Теперь сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда читали список. Есть у вас субличность, которая говорит вам, что она тоже хотела бы иметь все это? Или субличность, осуждающая людей, имеющих желания, которых нет у вас или которые для вас являются несущественными? А теперь составьте список ваших собственных желаний.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55-60 лет)
  • Ольга Хухлаева. Кризис середины жизни — так ли это страшно?
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Ольга Хухлаева. Кризисы взрослой жизни - О. Хухлаева
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Гадание по дате рождения
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Наталья Николаевна Хурс. Безопасность ребенка в ДОУ детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 5-е
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Притча «Домой»
  • Использование невербального поведения для улучшения своей жизни
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Коноваленко М. Ю. Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации
  • Акель Алла. Где и когда заканчивается граница между личной жизнью и работой?
  • Ягнюк К.В. Как мы становимся другими или необходимые шаги в процессе изменения своего поведения
  • К чему снится секс?
  • Восколович Анна Владимировна. Валеологическая сказка как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
  • Хухлаева О.В. Кризисы взрослой жизни
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • А. Осипова. Психология кризиса
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • К чему снится гроб
  • К чему снится поцелуй
  • Формирование представления о себе. ЗАНЯТИЕ 6
  • К чему снится дочь
  • Сценарные игры «сильных женщин» и «слабых мужчин».
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Игра «Разотождествление».
  • Центральный. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Интересно мы живём»
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Андраханова Наталья. Сценарии жизни, мешающие успеху
  • К чему снятся пауки?
  • К чему снится слон
  • Притча «О том, как молодые люди выбирали себе спутниц жизни»
  • К чему снятся осы
  • К чему снятся мертвые?
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • К чему снится велосипед
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Лао-Цзюнь. РАССУЖДЕНИЕ О СТА ЗАБОЛЕВАНИЯХ
  • Лободенко Наталья Леонидовна. «ПОЛЕЗНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
  • К чему снится подруга?
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Регрессивное восстановление персоны; Regressive restoration of the persona
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь