|
Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 71772
Автор: Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л.
Название: Клиническая психиатрия. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке И. П. Павлов (1951) считал, что в основе стереотипии, итерации и персеверации лежат изолированный очаг инертного возбуждения и нарушение взаимодействия сигнальных систем. По А. Г. Иванову-Смоленскому (1974), образный (эйдетический) бред свидетельствует о патологическом состоянии преимущественно первой сигнальной системы (инертное возбуждение, парадоксальная или ультрапарадоксальная фазы, отрицательная индукция), а вербальный бред—второй сигнальной системы. В результате этого действительность отражается сознанием и интерпретируется в искаженном виде, в содержании сознания абсолютное значение приобретает искаженная, бредовая трактовка окружающей действительности, запамятованных неизжитых опасений, неосуществленных желаний и конфликтов. Л. А. Орбели (1949) указывал на участие в механизмах бредообразования нарушений взаимодействия сенсорных систем (анализаторов). Данные наших исследований (Н. Е. Бачериков, Ю. А. Елизаров, 1978) подтвердили это предположение: при бреде изменения адаптационных функций (зрительного, слухового и двигательного анализаторов) оказались более выраженными, чем при депрессии.
Нарушения памяти и мышления в виде их недоразвития или вызванного поражением мозга дефекта служат основной характеристикой патологии интеллекта, клиническими формами которой являются олигофрения и деменция. При олигофрении речь идет о задержке интеллектуального развития с раннего детского возраста, о недоразвитии интеллекта и соответственно об отсутствии адекватного формирования трудовых и социальных навыков, то есть дефект касается непременно всех сторон личности. Деменция — снижение или грубое нарушение интеллекта вследствие органического поражения головного мозга; она может быть лакунарной (с сохранением «ядра личности» — морально-этических свойств) в тотальной, прогредиентной (нарастающей) и регредиентной, то есть с некоторым восстановлением пострадавших психических функций, например после лечения прогрессивного паралича, постинсультного состояния. В клинической практике известны случаи преходящей псевдоорганической деменции (В. А. Гиляровский, 1946), картина которой вызывается функциональными нарушениями (затяжная форма оглушенности), и псевдодеменции (острая истерическая реакция). Кроме олигофрении и деменции, к нарушениям интеллекта относят психический инфантилизм и психоорганический синдром, при которых не наблюдается грубых мнестических расстройств, но суждения и умозаключения, как и поведение в целом, незрелы и наивны либо прямолинейны и не сопровождаются критической оценкой. Понятие «интеллект» не имеет однозначного определения. В учеб- 68 никах «Общей психологии» под редакцией А. В. Петровского (1977) и под редакцией В. В. Богословского (1981) интеллект трактуется как уровень умственного развития, способностей, характеристик мышления. А. Н. Леонтьев (1981), G. Clauss и соавторы (1976) рассматривают интеллект как уровень мыслительных операций в совокупности с моти-вационной и эмоциональной сферой, как способность осознанного и целенаправленного усвоения и творческого использования опыта в новых условиях. В связи с этим авторы предостерегают от переоценки значения «интеллектуального коэффициента». Патология влечений (потребностей) и эффекторно-волевой сферы Всякая нужда в условиях, необходимых для жизни, выражается в потребностях организма. Потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, при каких обстоятельствах и каким способом она удовлетворяется. Потребность представляет собой форму отражения действительности, возникает под влиянием окружающих условий, вызывает деятельность организма лишь при воздействии на него соответствующих факторов. Предмет потребности — побудитель деятельности. Потребность обладает способностью возникать вновь и воспроизводиться в зависимости от изменений в организме и среде. Развитие потребности происходит путем изменения круга предметов, удовлетворяющих эту потребность, и изменений в способах ее удовлетворения. Низшими, инстинктивными потребностями являются пищевые, самосохранения и продолжения рода, или половые. В то же время в процессе труда люди сами производят предметы, способные удовлетворять их потребности. Наряду с социализацией форм удовлетворения потребностей возникают новые, высшие, духовные потребности — интеллектуальные, этические и эстетические. Потребности человек субъективно переживает в виде влечений и желаний. У человека с его высшими формами отражения действительности объекты, побуждающие к деятельности, могут быть отражены в форме образа или представления, мысли или понятия, идеи или нравственного идеала. То, что побуждает деятельность, направляет ее на удовлетворение определенной потребности, называют мотивом этой деятельности. Различают мотивы и цели действия. Мотив — это то, ради чего цель достигается, цель — это то, что достигается действием. В марксистско-ленинской философии потребности рассматриваются как мотивы (мотивация) психической активности личности, ее поведения. Они опосредованы процессом воспитания, приобщением к культуре. Естественные и духовные потребности и интересы определяются общественно-историческими условиями жизни. Сторонники идеалистического направления в философии, социологии, психологии и психиатрии игнорируют социальный характер формирования потребностей в онтогенезе, инстинктивным потребностям и 69 влечениям приписывают решающую роль в индивидуальной, общественной жизни, а также в этиологии психических расстройств. В психиатрии это направление наиболее полно отражено в учении Фрейда и его последователей о бессознательном. Психопатологические феномены они объясняют задержкой психического развития на оральной, анальной и уретральной стадиях психосексуального развития, социальным подавлением детских сексуальных влечений (эдипова, кастрационного и других комплексов), вытесненных в бессознательное, символическим выражением личного бессознательного в виде сновидений, «ляпсусов» (оговорок), агрессивности, чувства вины, депрессии, галлюцинаций, бреда и других психопатологических симптомов (G. Bally, 1965; P. Daco, 1965; L. Kolb, 1968; Н. Е. Richter, 1969; Е. A. Bennet, 1973; S. Freud, 1974; Т. Lemperiere, A. Feline, 1977). Неофрейдисты Е. Fromm (1965), К. Ногnеу (1978) видят причину психической патологии в подавлении бессознательных влечений к самосохранению и самовыражению воспитанием и социальными требованиями, а экзистенциалисты— в подавлении бессознательной «сущности» («экзистенции») социальной средой. Представители антипсихиатрии рассматривают психические заболевания как протест личности против социальных норм и требований (A. Thorn, 1979). Исходя из марксистско-ленинских диалектико-материалистических позиций и учения Павлова о высшей нервной деятельности, следует обратить внимание на следующие положения: 1) инстинкты (пищевой, самосохранения и половой), являясь наиболее древними механизмами обеспечения целостноcти организма и продолжения рода (а также источником низших эмоций, влечений и элементарных двигательных актов), в процессе онтогенетического раз вития организма и личности подвергаются коренному изменению и раз витию до их высших, социальных форм проявления и осуществления в виде осознаваемой, целенаправленной деятельности; 2) у нормально развитой личности влечения и связанные с ними эмоции, благодаря включению во вторую сигнальную систему, приобретают характер социально обусловленных высших влечений и чувств, в результате чего человек является не рабом, а хозяином своих инстинктивных влечений и эмоций, а его эффекторная деятельность имеет осознанный целенаправленный характер; Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|