Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 72345

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

И. П. Павлов (1951) считал, что в основе стереотипии, итерации и персеверации лежат изолированный очаг инертного возбуждения и нарушение взаимодействия сигнальных систем. По А. Г. Иванову-Смоленскому (1974), образный (эйдетический) бред свидетельствует о патологическом состоянии преимущественно первой сигнальной системы (инертное возбуждение, парадоксальная или ультрапарадоксальная фазы, отрицательная индукция), а вербальный бред—второй сигнальной системы. В результате этого действительность отражается сознанием и интерпретируется в искаженном виде, в содержании сознания абсолютное значение приобретает искаженная, бредовая трактовка окружающей действительности, запамятованных неизжитых опасений, неосуществленных желаний и конфликтов. Л. А. Орбели (1949) указывал на участие в механизмах бредообразования нарушений взаимодействия сенсорных систем (анализаторов). Данные наших исследований (Н. Е. Бачериков, Ю. А. Елизаров, 1978) подтвердили это предположение: при бреде изменения адаптационных функций (зрительного, слухового и двигательного анализаторов) оказались более выраженными, чем при депрессии.
Нарушения памяти и мышления в виде их недоразвития или вызванного поражением мозга дефекта служат основной характеристикой патологии интеллекта, клиническими формами которой являются олигофрения и деменция. При олигофрении речь идет о задержке интеллектуального развития с раннего детского возраста, о недоразвитии интеллекта и соответственно об отсутствии адекватного формирования трудовых и социальных навыков, то есть дефект касается непременно всех сторон личности.
Деменция — снижение или грубое нарушение интеллекта вследствие органического поражения головного мозга; она может быть лакунарной (с сохранением «ядра личности» — морально-этических свойств) в тотальной, прогредиентной (нарастающей) и регредиентной, то есть с некоторым восстановлением пострадавших психических функций, например после лечения прогрессивного паралича, постинсультного состояния. В клинической практике известны случаи преходящей псевдоорганической деменции (В. А. Гиляровский, 1946), картина которой вызывается функциональными нарушениями (затяжная форма оглушенности), и псевдодеменции (острая истерическая реакция).
Кроме олигофрении и деменции, к нарушениям интеллекта относят психический инфантилизм и психоорганический синдром, при которых не наблюдается грубых мнестических расстройств, но суждения и умозаключения, как и поведение в целом, незрелы и наивны либо прямолинейны и не сопровождаются критической оценкой.
Понятие «интеллект» не имеет однозначного определения. В учеб-


68
никах «Общей психологии» под редакцией А. В. Петровского (1977) и под редакцией В. В. Богословского (1981) интеллект трактуется как уровень умственного развития, способностей, характеристик мышления. А. Н. Леонтьев (1981), G. Clauss и соавторы (1976) рассматривают интеллект как уровень мыслительных операций в совокупности с моти-вационной и эмоциональной сферой, как способность осознанного и целенаправленного усвоения и творческого использования опыта в новых условиях. В связи с этим авторы предостерегают от переоценки значения «интеллектуального коэффициента».
Патология влечений (потребностей) и эффекторно-волевой сферы
Всякая нужда в условиях, необходимых для жизни, выражается в потребностях организма. Потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, при каких обстоятельствах и каким способом она удовлетворяется. Потребность представляет собой форму отражения действительности, возникает под влиянием окружающих условий, вызывает деятельность организма лишь при воздействии на него соответствующих факторов. Предмет потребности — побудитель деятельности. Потребность обладает способностью возникать вновь и воспроизводиться в зависимости от изменений в организме и среде. Развитие потребности происходит путем изменения круга предметов, удовлетворяющих эту потребность, и изменений в способах ее удовлетворения.
Низшими, инстинктивными потребностями являются пищевые, самосохранения и продолжения рода, или половые. В то же время в процессе труда люди сами производят предметы, способные удовлетворять их потребности. Наряду с социализацией форм удовлетворения потребностей возникают новые, высшие, духовные потребности — интеллектуальные, этические и эстетические. Потребности человек субъективно переживает в виде влечений и желаний. У человека с его высшими формами отражения действительности объекты, побуждающие к деятельности, могут быть отражены в форме образа или представления, мысли или понятия, идеи или нравственного идеала. То, что побуждает деятельность, направляет ее на удовлетворение определенной потребности, называют мотивом этой деятельности. Различают мотивы и цели действия. Мотив — это то, ради чего цель достигается, цель — это то, что достигается действием.
В марксистско-ленинской философии потребности рассматриваются как мотивы (мотивация) психической активности личности, ее поведения. Они опосредованы процессом воспитания, приобщением к культуре. Естественные и духовные потребности и интересы определяются общественно-историческими условиями жизни.
Сторонники идеалистического направления в философии, социологии, психологии и психиатрии игнорируют социальный характер формирования потребностей в онтогенезе, инстинктивным потребностям и
69

влечениям приписывают решающую роль в индивидуальной, общественной жизни, а также в этиологии психических расстройств. В психиатрии это направление наиболее полно отражено в учении Фрейда и его последователей о бессознательном. Психопатологические феномены они объясняют задержкой психического развития на оральной, анальной и уретральной стадиях психосексуального развития, социальным подавлением детских сексуальных влечений (эдипова, кастрационного и других комплексов), вытесненных в бессознательное, символическим выражением личного бессознательного в виде сновидений, «ляпсусов» (оговорок), агрессивности, чувства вины, депрессии, галлюцинаций, бреда и других психопатологических симптомов (G. Bally, 1965; P. Daco, 1965; L. Kolb, 1968; Н. Е. Richter, 1969; Е. A. Bennet, 1973; S. Freud, 1974; Т. Lemperiere, A. Feline, 1977). Неофрейдисты Е. Fromm (1965), К. Ногnеу (1978) видят причину психической патологии в подавлении бессознательных влечений к самосохранению и самовыражению воспитанием и социальными требованиями, а экзистенциалисты— в подавлении бессознательной «сущности» («экзистенции») социальной средой. Представители антипсихиатрии рассматривают психические заболевания как протест личности против социальных норм и требований (A. Thorn, 1979).
Исходя из марксистско-ленинских диалектико-материалистических позиций и учения Павлова о высшей нервной деятельности, следует обратить внимание на следующие положения:
1) инстинкты (пищевой, самосохранения и половой), являясь наиболее древними механизмами обеспечения целостноcти организма и
продолжения рода (а также источником низших эмоций, влечений и
элементарных двигательных актов), в процессе онтогенетического раз
вития организма и личности подвергаются коренному изменению и раз
витию до их высших, социальных форм проявления и осуществления
в виде осознаваемой, целенаправленной деятельности;
2) у нормально развитой личности влечения и связанные с ними
эмоции, благодаря включению во вторую сигнальную систему, приобретают характер социально обусловленных высших влечений и чувств,
в результате чего человек является не рабом, а хозяином своих инстинктивных влечений и эмоций, а его эффекторная деятельность имеет
осознанный целенаправленный характер;



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Назарова И.Э. Защитные механизмы.
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Обухов С.Г. Общая психопатология и психические расстройства детского и подросткового возраста.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Михайлов Георгий. Наша душа (онтология психической реальности).
  • Медведева Н. И., Бабич А. И., Боев О. И. Уровень адекватности самосознания у подростков и транзактный анализ
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях.
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Детерминизм психический; determinism psychic
  • Виды паталогических реакций на психотравмирующую ситуацию
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты.
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Райл Э. Модель структуры и развития пограничного расстройства личности
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Психоанализ; Psychoanalysis; Psychoanalyse
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Внутрипсихический уровень проблемы. Психологические защиты
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. - Словарь-справочник по психодиагностике
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Романовский В.А. Психогении. Невротические реакции, неврозы, невротические развитие.
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция борьбы.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Механизм формирования психологических проблем



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь