|
Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 21063
Автор: Баскаков В.Ю.
Название: СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке друг за другом (без пауз), разнохарактерных инструментальных произведений, преимущественно современного эстрадного стиля, более или менее близкого к повседневно звучащей и привычно воспринимаемой музыке. Это позволяет достаточно легко и естественно перевести участников с разным уровнем музыкально-двигательной подготовки к последующим упражнениям, выполняемым под музыку иных направлений и стилей.
Движения в разминке ориентируются на характер звучащей музыки и могут включать элементы качания, топания, трясения, хлопания, потягивания, маховых движений и т.п., помогающих сбросить мышечное напряжение. В ходе разминки возрастает физическая нагрузка за счет перехода от спокойного шага к бегу, а затем к прыжкам, а также благодаря постепенному увеличению амплитуды, динамики движения, все более активному участию в целостном движении корпуса (шеи и плеч). При этом каждый участник дозирует для себя нагрузку самостоятельно. В конце разминки (на последней музыкальный фрагмент) выполняются спокойные покачивания, уменьшающие интенсивность движения, позволяющие восстановить ровное дыхание. После разминки дается упражнение на расслабление, или "отдых" (лежа на спине в позе "звезды"), которое может сопровождаться не громкой спокойной музыкой. Затем можно предложить участникам обсудить свои ощущения, впечатления, замечания в ходе разминки и позже, в процессе расслабления. 6 3ак.2736 162 Свободное тело Цикл упражнений групповые "ритуальные танцы" Общая процедура работы с упражнениями: — показ и разучивание основных движений ганца, мелодии и текста, — пробное исполнение танца с пением (звукопод- ражанием); — разъяснение нюансов исполнения, краткий рас- сказ о ситуации, в которой исполняется тот или иной танец, создания у участников соответствующего образного представления, а также — объяснение, что делать после окончания танца; — собственно исполнение танца как развернутого действия; — самонаблюдение в состоянии расслабления и молчания (остаться стоять в кругу, расцепив руки и закрыв глаза, или, опустившись на пол, лечь на спину в позе "звезды"); — обсуждение участниками своих впечатлений. I.I. Танец "Мать-Земля" (стилизация под ритуал) Исполняется под аккомпанемент бубна. Участники располагаются общим кругом, левым боком к центру. Основное движение — переменный приставной шаг друг за другом вправо по кругу: шаг правой ногой вперед — левую приставить и т.д. При этом шаг выполняется на присогнутых ногах, всей стопой в пол, с топанием. Важно, чтобы было ощущение плотного соприкосновения стопы с землей Хрестоматия по тсгесно-ориентированной терапии 163 Ритуалы древних племен, посвященных Земле, исполнялись на открытом твердом грунте. Когда исполнители танцевали, гопая ногами в землю, поднималась пыль. Со стороны это воспринималось, будто источается сила земная; танцоры как бы купаются в ней и впитывают ее. Чем сильнее удары ног в землю, тем выше поднимается пыль, тем больше силы отдает Земля. Чем ниже приседают танцоры, тем ближе они к Матери-Земле, тем раньше встречают они силу земную и тем сильнее становятся. Тренер стоит в центре круга с бубном в руках. После вступительных 4-х ударов участники начинают танцевать, сопровождая движения пением первой партии в один голос (темпо-ритм задается тренером на бубне). Постепенно танцоры могут добавлять к основной мелодии подголоски, импровизировать в ритме шагов или хлопков (в ладоши, по корпусу, ногами), "вплетая" их в основу общего равномерного ритма. Почувствовав "включенность" участников в общее действо, тренер начинает вести вторую песню на фоне первой, которую продолжают петь танцующие в кругу. Постепенно они, по одному присоединяются к партии ведущего, и таким образом, получается наложение двух текстов, при котором преобладает то один, то другой. Танец исполняется с многократным повторением заданных текстов, развиваясь самопроизвольно, (почти) без руководства тренера, пока постепенно не затихает. 1.2. Ритуальный танец северо-американских индейцев Исполняется под аккомпанемент ритмического музыкального инструмента (бубен, маракас). 164 Свободное Участники располагаются общим кругом, лицом в центр, взявшись за руки (внизу). Основное движение — приставной шаг боком, влево по кругу: левой ногой шаг влево — правую приставить, левой шаг влево — правую приставить и т.д. Тренер стоит в центре круга и на бубне дает вступительные 4/8 ударов, после чего участники начинают одновременно движение и пение (в оригинальном варианте). Во время исполнения танца тренер аккомпанирует на инструменте равномерными ударами, лишь изменяя динамику (громкость), слегка ускоряя или замедляя темп. Этим он как бы "заводит" исполнителей, способствуя их вовлеченности в действо. Затем на фоне звучания оригинального текста тренер начинает петь русский вариант, и участники постепенно, присоединяются к его партии. Таким образом, могут одновременно звучать оба варианта или преобладать то один, то другой из них. В этот момент тренер "отпускает" исполнение из-под своего руководства и позволяет ему развиваться самостоятельно, пока, наконец, танец сам собой не сойдет "на нет". Танец можно исполнять с закрытыми глазами. 1.3. Упражнение "Прилив — отлив" Сопровождается звукоподражанием (исполнителей) шуму волн. Участники располагаются общим кругом, лицом в центр. Начинают с небольших, спокойных качаний вперед-назад (стоя на месте и переводя тяжесть тела с передних частей стоп на пятки и обратно). Постепенно увеличивают амплитуду и переходят на продвижение легкими шагами к центру — от центра. При этом движение вперед, к Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 165 центру круга, сопровождается звукоподражанием "ш-ш-ш" и плавным выведением рук вперед, а отход с беззвучным вдохом и отведением рук вниз. Общий рисунок выглядит как многократное попеременное сужение и расширение круга. Постепенно исполнители увеличивают силу и амплитуду движений и одновременно — громкость своих голосов, переходя на звук "а-а-а" (озвученный вдох). Достигнув кульминации упражнения, они — так же постепенно уменьшают амплитуду и силу движения, пока не перейдут на спокойное качание на месте вперед-назад (как в начале), которое тоже затихает до полной остановки; одновременно с движением затихает звучание голосов ("а-а-а" переходит в "ш-ш-ш"), пока окончательно не смолкнет. (Тренер может выполнять упражнение вместе со всеми, стоя в общем кругу). Сложность и условие эффективности этого упражнения заключается в том, чтобы качания и продвижения вперед-назад выполнялись, как гармонические колебания (сходные с движением маятника). Иными словами, выход из крайней точки (где происходит смена направления продвижения) должен быть не резким рывком, а выполняться с постепенным ускорением шагов, так же как и приход в крайнюю точку — не резкая остановка, а постепенное замедление шагов. Выполнение упражнения в круговом построении требует, чтобы при продвижении к центру участники начинали замедлять движение за несколько шагов. Выполнение упражнения в круговом построении требует, чтобы при продвижении к центру участники начали замедлять движение за несколько шагов до максимального сужения круга (когда соседи почти касаются друг друга плечами, но не сбиваются в кучу). 166 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|