Москаленко В.Д. Когда любви слишком много: Профилактика любовной зависимости.

Категория: Популярная психология, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 17269

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

При длительном пользовании некоторые наши вещи одухотворяются нами.
Как выразить свое внимание к другому человеку? Можно сказать: «Я тебя внимательно слушаю». Можно внимание выразить только жестом. Близким людям не нужен официальный тон.
Каждый из нас множеством нюансов своего голоса, позой, мимикой может сообщить другому человеку очень значимую информацию. Каждый человек есть и передатчик информации и приемник, улавливающий ее от других.
Нам жизненно необходимо знать, что на все перемены, происходящие в нас, кто-то откликается, как эхо в горах. Нет, еще сложнее. И это гораздо больше того, что может вместить фраза: «Вас внимательно слушают». К тому же есть возраст, когда эта фраза просто неприемлема.
Когда мать откликается на поведение ребенка выражением лица, позой, голосом, она как бы посылает ему весточку: «Я тебя поняла, будь спокоен». Ребенок в это время получает подтверждение, что он живой, чувствующий и даже мыслящий человечек и его понимают самые дорогие, самые значимые для него люди. Без удовлетворения потребностей в прикосновении, внимании ребенок останавливается в росте, чахнет, не развивается должным образом как физически, так и умственно, эмоционально и духовно.
Когда возможна такая неблагоприятная ситуация для ребенка? Естественно, когда нет мамы. В таких случаях нужны люди, заменяющие мать. Может ли случиться так, что ребенок обделен и тогда, когда мама есть? Сколько угодно! Это бывает, когда мама сама была обделена вниманием и пониманием со стороны своих воспитателей и ребенок нужен ей для удовлетворения ее потребностей.
Потребности отменить нельзя. Мать сама все еще нуждается во всем, о чем вы уже здесь прочитали. Ее душа продолжает оставаться в недостаточно зрелом состоянии, чтобы посылать целительные лучи ребенку. Ее душа жаждет взять от ребенка. Что? Да то же самое, в чем нуждается каждый человек.
117

Это удивительно, как малые дети начинают улавливать специфические потребности матери и начинают удовлетворять их. Дети посылают какие-то свои знаки матери о том, что она им очень необходима, что она очень ценный человек, что она самая хорошая и т. д.
Дети как бы стремятся повысить самооценку матери. В конце концов, воспитание всегда было двусторонним процессом. Но что происходит при этом с ребенком? Он вынужден заплатить за это очень дорого — подавить нормальные, естественные ростки в своей душе и затормозить свое развитие, рост. Вы видели таких детей. Их называют «маленькими старичками».
Руководство
Руководить действиями ребенка или взрослого, вести его по жизни — это значит, в первую очередь отказаться от диктата и приказа. А что же надо делать? Прежде всего, помогать расти (не только физически, но и психически). Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки. По-латыни «вербус» значит слово, невербальные формы — это любые виды помощи и поддержки, когда действуют не слова. Сюда входит также моделирование и обучение уместным для определенных случаев здоровым социальным навыкам. Невербальные формы общения играют огромную роль в нашей жизни. Дружеская рука ложится вам на плечо, и уже никаких слов не надо.
В разговорах с родителями я часто слышу о том, что они хотят воспитать хорошего, честного, чуткого человека. Цель благородная, хотя и довольно общая цель. Тем не менее, давайте думать о средствах достижения этой цели. Как надо вести ребенка по жизни, чтобы он стал добрым, чутким? Что может влиять на него? Влияет абсолютно все, но по-разному.
Слово, конечно, действует на ребенка, но психологи установили, что на маленьких, да и не очень маленьких детей сильнее слова действует картинка. Вам, верно, доводилось замечать, что люди всегда больше доверяют тому, что ви-
118

дят, чем тому, что слышат. Еще больше по силе воздействия на ребенка — движущаяся картинка (кино, телевидение, компьютерная игра). А еще больше, глубже, прочнее действует на ребенка пример поведения окружающих. Больше всего впечатляет пример любимого и авторитетного человека, то есть родителя. В юношеском возрасте возникают новые кумиры, авторитет родителей отодвигается на второй план. Так спешите моделировать социальные навыки детей, пока они еще маленькие.
Все услышанное, увиденное, пережитое в детстве откладывает свой отпечаток в душе и остается с человеком на всю жизнь, даже если сам он забудет об этом. Я знаю одну семью, которая для меня всегда служит примером трогательных взаимоотношений, как между супругами, так и между родителями и детьми.
Глава семьи рассказал мне эпизод из своего детства: он видел, как его отец завязывал шнурки на ботинках на ногах его матери, когда она была беременной (у него есть младшая сестра). Естественно, что в такой семье мальчик мог наблюдать и другие проявления заботы родителей друг о друге. Думаю, что впечатления детства сыграли большую роль в том, что он стал хорошим семьянином.
А недавно мне пришлось общаться с пятнадцатилетним юношей, драчуном и мучителем кошек. В раннем детстве он был свидетелем того, как пьяный отец пытался бить мать. Почему-то так получалось, что в трезвом состоянии отец хотя и не дрался, но ничего вместе с сыном не делал. Обедала семья в разное время, часто каждый ел отдельно, а если и собирались вместе за столом, то отца не было дома. Я вижу здесь «модель пустого стула». Так говорят психологи, когда у ребенка не было положительного образца для подражания. Пример всегда берут только с близких и значимых людей. А чему может научить «пустой стул»?
Принятие и одобрение
Культура общения начинается с умения слушать. Каждому из нас крайне важно знать, что кто-то нас слышит,
119

даже если этот кто-то и не всегда нас понимает. Слышит — значит, принимает участие в нашей судьбе... Слышит — может означать, что любит... Слышит — значит, воспринимает меня. Слышит — значит, относится ко мне серьезно...
Родители демонстрируют свою приязнь к ребенку тем, что уважают его, ценят и понимают его чувства. Принятие ребенка таким, каков он есть, дает ему внутреннюю свободу для настоящего личностного роста.
Мы так воспитаны, что в общении друг с другом склонны, в первую очередь, слышать факты, смысл слов. А душе нашей угодно в первую очередь другое — слышать чувства. Нам приятен собеседник, чутко откликающийся на то, как мы говорим, а не на то, что мы говорим. Вот вы случайно встретились на улице с давним знакомым:
— Здравствуй!
— Здравствуй!
— Куда спешишь?
— В больницу.
Если собеседник услышал только тот факт, что знакомый спешит в больницу, то понял лишь направление его движения. Он мог в этой фразе уловить грустное чувство — больница? Сам заболел или идет навестить близких людей? Он подавлен? Собеседник мог подумать: нужна моя поддержка. Только в этом случае он принял информацию как человек, а не как робот.
Для повышения уровня общения мы чутко воспринимаем то, что стоит за сообщаемыми фактами. Можно даже пропустить мимо ушей то, что вам говорит человек, но главное «услышать» его состояние, настроение и себя настроить на восприятие его эмоций.
Мы даем знать человеку, что мы его видим, слышим и принимаем. Хорошо, когда ни одно сколько-нибудь полезное или доброе дело ребенка не останется без похвалы и одобрения. Пусть он всего лишь вылепил из пластилина носорога или справился с доставанием воды из колодца, он будет счастлив услышать от мамы или папы: «Ах, какой ты у нас маленький да удаленький!»
120



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Ольга Маховская. Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Новикова Олеся Николаевна. Как сделать ребенка послушным
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Каменских Ольга Михайловна. Проект «Моя мама лучше всех»
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Силяева Алла Михайловна. Родительское собрание «Наказание в воспитании детей».
  • Тимофеева Мария Витальевна. Учите ребенка чувствовать
  • Корнева Татьяна Александровна. Развитие ребёнка в семье и важные моменты семейного воспитания
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Закономерности психических систем
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Монако Лилия Федоровна. Конспект занятия в средней группе «Права ребенка»
  • Бекетова Оксана Николаевна. БУКЛЕТ ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА»
  • Ульцинова Марина Олеговна. Ребенок от 2 до 3 лет.
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Повышение роли отца в семье
  • Танарбергенова Ксения Капановна. Безопасность детей дома и на улице.
  • Лена Бесмертная. Детская безопасность, ПДД
  • Кейсмент П. Ненависть и контейнирование
  • Жиренко Ирина Николаевна. «Поддержка детской инициативы в игре дошкольников второй младшей группы»
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Белкина Елена. Консультация для родителей 'Обучение дошкольника правилам семейного этикета'
  • Виктория Васильевна Искра. Статья на тему: «Эффективные формы работы с родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья».
  • Редактор. Учим ребенка помогать
  • Волошина Ирина Владимировна. Cтатья 'Застенчивый ребенок'
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Использование компьютера в обучении ребенка с аутизмом
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Захарова Наталья Григорьевна. Консультация для родителей «Совместные игры с ребенком».
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Безопасное поведение ребенка на улице»
  • Рапелова Мая. Консультация для родителей 'Капризы и их предупреждения'
  • Луковникова Марта Валерьевна. Отвергая отца...
  • Дмитренко А. В. Эксперимент Повиновение
  • Антонина Ермолова. Личная безопасность ребенка
  • Зиянчурина Елена Владимировна. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
  • Притча «Бесстрастие»
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
  • К чему снится ребенок?
  • ВАЛЕНТИНА АБАНЬКОВА. Консультация для родителей «Первые книги ребенка»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Завгороднева Ольга Александровна. Советы родителям «Как выявить одаренного ребенка»
  • Уэбстер Бетанни. Когда стыд на вкус как материнская забота: трагедия дочерей, на которых возложили родительский роли
  • Хузина Венера Радиковна. Консультация для родителей «Готовьте ребенка к школе»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь