Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 38805

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Эгограмма Дюсея

Упражнение по диагностике состояний Эго в группе проводится следующим образом. Три участника садятся перед группой, каждый исполняет одно из трех состояний личности: Родителя, Взрослого и Ребенка. Они вступают во взаимодействие по ходу, например, прогулки в лесу. Следующую сцену разыгрывает тройка, представляющая лицо противоположного пола. Затем тройки усаживаются одна против другой: Родитель против Родителя, Взрослый против Взрослого и Ребенок против Ребенка. Разыгрывается супружеский конфликт, при этом можно вступать в диалог с любым игроком, оставаясь в своей роли.
Когда в учебной группе разыгрывали это упражнение, Бунтующий Ребенок уговорил Критикующего Родителя сходить на озеро покормить лебедей. Там Ребенок начал упрекать Родителя, что тот не захватил хлеба, Родитель во всем обвинял Ребенка, грозил наказанием и предложил Ребенку остаться с Взрослым, который охотно согласился. Во время обсуждения студентка, игравшая Взрослого, отметила, что в семье также разделяет конфликтующие стороны, входя в союз с одной из них, из-за чего существует постоянное напряжение.
При взаимодействии людей различают дополнительные, перекрестные и скрытые трансакции. Перекрестная трансакция происходит, когда в ответ на стимул активизируется неподходящее состояние Я, что приводит к конфликту. Например, Родитель автора обращается к Ребенку читателя, поучает его; однако у читателя включается не Соглашающийся Ребенок – тогда была бы дополнительная трансакция, а Взрослый, аргументировано критикующий автора за скучный стиль. При скрытой трансакции неприемлемый стимул маскируется – чаще всего с учетом потребности в признании; в результате возникает скрытый конфликт. Бунтующий Ребенок студента может задать моему Взрослому на лекции вопрос, который продиктован якобы желанием лучше понять материал, а на самом деле – показать мою некомпетентность.

Перекрестная трансакция Скрытая трансакция

Нечестная игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций, ведущих к эмоциональному выигрышу (в том числе «любимых», «коллекционируемых» негативных чувств). В этих играх игрок неосознанно обрекает себя на «рэкетные» чувства, с помощью которых манипулирует окружающими. Описано множество нечестных, манипулятивных игр, которые схематично сводят к четырем (Э. Харрис).
I. Я хороший, ты хороший (Я+ Т+) – сотрудничество, симбиоз.
II. Я плохой, ты хороший (Я- Т+) – уход, чувство неполноценности, депрессия.
III. Я плохой, ты плохой (Я- Т-) – выжидание, деструктивная позиция.
IV. Я хороший, ты плохой (Я+ Т-) – избавление, криминальность.

Наиболее распространены следующие игры. «Дай мне пинка» и «Посмотри, что я из-за тебя сделал» (мазохизм). «Если бы не ты» – я бы жил активнее (на самом деле я этого боюсь). «Динамо» – я неотразима, а ты грязный козел! «Да, но» – спасибо за совет, но он мне не подходит. «Я лишь пытался помочь тебе», неблагодарный! Игры разыгрываются парами, тройками и большим количеством участников. Для анализа игры привлекается вся группа, при этом для наглядности широко используются различные диаграммы, которые чертят мелом на доске или фломастером на листе ватмана.
Широко используется метафорическое упражнение «Футболка», надписи на которой помогают людям находить партнеров по их играм. Лист бумаги складывается, на одной стороне рисуется футболка спереди, на другой – сзади. Надпись спереди отражает то, чего человек сознательно хочет достичь, сзади – скрытое послание психологического уровня. Сверху отрывается «горловина», «футболку» надевают на палец и взаимодействуют с другими участниками.
Переходы от одной позиции к другой анализируются с помощью Кораллограммы Ф. Эрнста.


С. Карпман описывает «драматический треугольник» (Преследователь – Жертва –Спаситель), объясняющий механизм такой распространенной игры, как «Алкоголик». Вечером муж приходит пьяный и играет роль Преследователя своей жены. Утром он покаянно выслушивает ее гневные упреки – роли меняются. Затем она звонит на его работу, сообщая, что он не сможет сегодня прийти по семейным обстоятельствам, играя роль его Спасителя.


Драматический треугольник Карпмана

Берн выделил 4 вида действий руководителя
1. Деконтаминация – очищение, выделение Эго-состояний.
2. Рекатексис – перемещение психической энергии с одного Эго-состояния на другое.
3. Прояснение – контроль Взрослого за другими Эго-состояниями.
4. Переориентация – изменение жизненной позиции на Я+ Ты+ с сохранением независимости.

Игры, в которые играют люди, являются частью сценария. Он записывается в состоянии Ребенка через трансакции, происходившие в детстве с родителями. Родительские сценарные сообщения (предписания, скрипты) могут быть непродуктивными и деструктивными, вплоть до суицидальных. Это заставляет человека играть роль «Лягушки», хотя каждый рождается «Принцем». В формировании жизненного сценария человека участвуют и его детские решения (драйверы).
К. Штайнер (2003) описывает наиболее распространенные женские сценарии: женщина на службе семьи, искусственная женщина, женщина за спиной мужчины, бедняжка, непривлекательная красавица, медсестра, толстушка, учительница, демоническая женщина, сильная женщина, королева пчел. К мужским сценариям относятся: большой и сильный папочка, мужчина перед женщиной, плейбой, простой парень, интеллектуал, ненавистник.
Автор выделяет также пять правил экономии поглаживаний (позитивных и негативных подкреплений):
1) не давай поглаживаний, когда их надо давать;
2) не напрашивайся на поглаживания, когда ты в них нуждаешься;
3) не принимай поглаживаний, если ты нуждаешься в них;
4) не отвергай поглаживания, когда ты не нуждаешься в них;
5) не гладь себя сам.

Для диагностики используется профиль поглаживаний Дж. Маккенны. Человеку предлагают провести на листе бумаги центральную ось и расположить на ней 4 колонки, соответствующие его представлению о том, как часто он:
1) дает поглаживания;
2) принимает их, когда их ему предлагают;
3) просит о поглаживаниях;
4) отказывает в поглаживаниях.
Чем больше позитивные поглаживания преобладают над негативными, тем выше от 0 располагается колонка.

Профиль поглаживаний Маккенны

Для тренировки позитивных самопоглаживаний служит групповое упражнение «Самореклама». Каждый член группы по очереди хвалит себя, остальные поддерживают его возгласами одобрения, аплодисментами и т.п. «Позитивное поглаживание по цепочке» передается от соседа к соседу, затем обсуждают, кто как принимал вербальное позитивное поглаживание и проводят упражнение в противоположном направлении.
В четверках участники просят друг друга о поглаживаниях, дают их или отказываются давать. Затем делятся, какое поглаживание кто ожидал получить, какое – не ожидал, какие поглаживания понравились, а какие – нет, какие поглаживания хотел бы получить, но так и не получил, почему сам отказывал в поглаживаниях.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Фопель К. Этапы развития группы
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Райзман Е.М. Матрица, гендер и зависть: мужчина в психоаналитической группе
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Ю. Н. Емельянов. О сущности лидерства. Лидер и группа. Из цикла "Психология лидерства"
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Дидерихс-Пешке В. Групповой процесс и групповые феномены в ходе групповой аналитической работы
  • Роут Ш. Пол и личность терапевта: все ли терапевты одинаковы?
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Трансфер; перенос; transference
  • Кори Дж. Этические вопросы использования групповых техник
  • Контрперенос; Counter-transference; Gegenhbertragung
  • Гребнева Вера Юрьевна. Развитие творческого мышления в начальной школе
  • Кочюнас Р. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Клаус Фопель. Групповая сплоченность
  • Группа; Group; Gruppe
  • Пуртова Е.А. Трепалина Н.Ю. Динамические группы в обучении психотерапии: поле без флажков
  • Васильева Оксана Сергеевна. Театр в нашей группе
  • Ладам Ф. Иллюзия переноса и ловушки контрпереноса (в случаях с подростками)
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Перенос; Transference; Ubertragung
  • Шаверен Дж. Cупервизирование эротического переноса и контрпереноса
  • Раиса Кочеткова. Проектная деятельность во 2 младшей группе «Мы растём»
  • Глуговский Д.В. Перенос в групповом психоанализе
  • Леонид Кроль. Лидер и группа: три фазы лидерства
  • Вечканова Татьяна Васильевна. Проект «Учим правила дорожного движения» в старшей группе
  • Козлова Е.И. Литовцева Р.Д.. Краткосрочный проект по безопасности в подготовительной группе «Всегда будь осторожен!»
  • Упражнение, направленное на осознание ценности любой идеи любого человека: «Да, и ещё…»
  • Иванова Наталья Станиславовна. ПРОЕКТ Краткосрочный в старшей группе «Использование мнемотехнических таблиц в развитии речи детей старшей группы с ОНР по теме «Осень»
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Виктория Карпович. Взаимодействие воспитателя логопедической группы с детьми в период адаптации к детскому саду
  • Групповая психотерапия
  • Онищенко Елена Васильевна. Предметно – развивающая среда в группе раннего возраста.
  • Групповая психология
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Я другой". ЗАНЯТИЕ 4
  • Белавина Марина Анатольевна. Педагогический проект «Творчество в семье»
  • Пашкова Светлана Сергеевна. Информационный проект «День здоровья»
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Разиля Гайсина. Оформление группы детского сада
  • Михайлова Виктория Сергеевна. Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй
  • Габбард Г.О. Судьба переноса: границы после завершения лечения
  • Джозеф Б. Перенос: тотальная ситуация
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Лубошникова Анна Николаевна. Краткосрочный проект в младшей группе «Игрушки»
  • Тунегова Наталья Вячеславовна. Краткосрочный творческий проект по ОО «Познавательное развитие» (математика) «Радуга – дуга» для детей средней группы детского сада
  • Мухина Елена Александровна. Познавательно-творческий проект «Мамино сердце» в старшей группе
  • Двинских Елена Александровна. ПРЕЗЕНТАЦИЯ младшей группы МБДОУ детский сад №24 «Малыш»
  • Групповая психотерапия с пациентами, страдающими кожными заболеваниями
  • Упражнение для обучения умению догадываться, о чем хочет сказать собеседник (клиент): «Завершение предложения»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь