Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57058

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ребенка, а также особенности семейных взаимоотношений и социокультурные факторы.
Отношение к родителю определяется внутренней активностью ребенка, его восприятием, осмысливанием семьи и своего места в ней, переживаниями, связанными с семейными отношениями (Г. Т. Хоментаускас, 1984).
Отношения, сформированные в период раннего детства, а имен -но к ним принадлежат детско-родительские отношения, отличаются прочностью и устойчивостью. Этот факт подтверждают исследования представителей психоаналитической концепции. Фактором, определяющим стойкость этих отношений, является их сильная эмо -циональная окрашенность и связь со сферой инстинктов и безусловных рефлексов. Большая часть отношений, закладывающихся в период раннего онтогенеза, в последующие годы развивается, совершенствуется, получает словесную квалификацию и становится сознательной (см., например, А. Фрейд).
Социокультурная обусловленность психики индивида была доказана с точки зрения культурного психоанализа Э. Эриксоном. Центральным понятием в- его концепции является психосоциаль -ная идентичность, составляющие которой — устойчивый образ «Я» и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни человека. Расширение радиуса значимых отношений задает внешние условия развития его идентичности. Вступая в новые отношения с миром значимых людей, человек более или менее бессознательно делает выборы (разрешает кризисное противоречие данного типа отношений), которые и определи -ют направление развития на каждый возрастной ступени. Выбор разрешения кризисного противоречия, который делается ребенком, его потребности, чувства, переживания обусловлены, прежде всего, спецификой детско-родительских отношений (Э. Эриксон, 1993).
Самосознание ребенка оказывает влияние на особенности психического развития ребенка и определяет его внутреннюю логику. Содержание Я-концепции как структурного компонента самосознания во многом зависит от отношений человека со значимыми людьми. Любовь и принятие ребенка значимыми людьми рассматривается в психологии, как фактор формирования позитивного самоотношения и самооценивания личности (см., например, Р. Берне).
97
Представления о ребенке и отношение к нему родителя являются внутренней основой типа воспитания, реализуемого через воспитательное воздействие и формы общения с ребенком. В связи с этим в литературе понятия «родительское отношение» и «стиль семейного воспитания» часто используются как синонимы.
Исследования стилей семейного воспитания ведутся в следующих направлениях: изучается их структура, выявляются и описываются типы родительских отношений, рассматриваются взаимосвязи отдельных* способов воздействия и стилей семейного воспитания с особенностями развития ребенка. В основном данные исследования проводятся в рамках клинического и психоаналитического подходов.
В рамках клинического подхода выделяются и описываются типы семейного воспитания, наиболее неблагоприятные для психического развития ребенка (А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эй-демиллер).
Психоаналитическая традиция рассматривает поведение как слагаемое определенных элементов. Считается, что родительское отношение в течение длительного времени относительно устойчиво.
Зарубежными и отечественными авторами выделены и описаны разнообразные типы родительских отношений. Большинство классификаций представляет собой описание аномальных типов родительского отношения к ребенку, негативно влияющих на его психическое развитие. Общим для всех классификаций является признание того, что при условии неадекватного воспитания дети испытывают в семье состояние личностной депривации, понимаемой как недостаточность или неудовлетворенность существенных потребностей, прежде всего:
• в индивидуально - адекватной эмоциональной заботе и любви;
• в самораскрытии, выявлении своего «Я»;
• в эмоциональном и двигательном самовыражении. Имеет значение не столько факт неудовлетворения значимых
потребностей, сколько отношение к этому субъекта, носящее часто яркий, аффективный характер и выраженное в переживаниях ребенка. Характерными чертами нарушений воспитательного подхода являются:
• низкая сплоченность и разногласия среди членов семьи по вопросам воспитания, следствие чего — эмоциональная напряженность и неустойчивость воспитательного воздействия;
98
• высокая степень противоречивости, непоследовательности, 1 неадекватности;
• неадекватно выраженная степень опеки и ограничений по 1 отношению к каким-либо сферам жизнедеятельности детей; |
• стимулирование активности детей с помощью угроз и мораль - I ных осуждений.
Зарубежные и отечественные исследователи установили связь ] между типом воспитания и формированием определенных характерологических черт ребенка. Так, А. Адлер считает, что изнежи- I вающее воспитание способствует развитию чувства неполноценно- 1 сти и тенденции к доминированию, вплоть до тирании. К. Леонгард отмечает, что жесткое воспитание влечет развитие тормозимого типа в сочетании с пугливостью, робостью и одновременным изби- I рательным доминированием. Непоследовательное воспитание обусловливает развитие выраженных аффективных состояний, one - 1 кающее воспитание — зависимость, низкий волевой потенциал, не- I достаточное воспитание — трудности в процессе социальной адап - 1 тации (К. Леонгард). Е. С. Шефер рассматривает воспитательный подход родителей по двум основным шкалам: 1) теплота, любовь (принятие) — враждебность (непринятие, отбрасывание); 2) кон- ] троль (ограничительство) — автономия (разрешительство). Для детей теплых разрешающих родителей характерны большая актив- 1 ность, социальная уверенность и независимость, дружественность, созидательность, в ряде случаев стремление к командованию. У теп - ] лых ограничивающих родителей дети более зависимые, менее дру- 1 жественные, более враждебные в своих фантазиях и одновременно ! не агрессивны и не стремятся конкурировать со сверстниками, менее доминантные. Враждебно-ограничивающие родители провоциру- ] ют враждебность у детей, не давая возможность ее выразить. Такое поведение родителей приводит к трудностям во взаимоотношениях | со сверстниками, застенчивости, стыдливости, социальной отрешенности. Враждебно-разрешающие родители вызывают у детей выраженную агрессивность и трудноконтролируемое поведение. I Чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медлен- * нее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивное- I ти и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него ] сформируется слабый характер (Е. S. Schaefer, 1965).
А. И. Захаров делает акцент на взаимосвязи между тем или иным 1 доминирующим типом родительского отношения и личностными
99
особенностями детей. Принятие и ограничения со стороны родителей, по его мнению, наиболее часто приводят к зависимому поведению детей (внушаемость, конформность, несамостоятельность при одновременной достаточно хорошей социальной приспособля -емости). Неприятие и ограничение — к развитию тормозимых черт личности (застенчивость, стыдливость, боязливость). Неприятней противоречивое ограничительно -разрешительное отношение роди -телей — к неустойчивости и импульсивности. .



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Новикова Олеся Николаевна. Как сделать ребенка послушным
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Самсонова Галина Сергеевна. Записки воспитателя о работе с ребенком с расстройством аутистического спектра (продолжение).
  • Курганова Екатерина Борисовна. Формируем положительную самооценку у ребенка
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Захарова Наталья Григорьевна. Консультация для родителей «Совместные игры с ребенком».
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Омётова Олеся Васильевна. Когда родители разводятся
  • Селезнёва Галина Николаевна. Консультация для родителей: «Как подготовить ребенка к детскому саду?»
  • Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребенка
  • Динара Кямилевна Пашкина. Семинар-практикум для родителей: 'Пути к бесконфликтной дисциплине'
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в ясельной группе № 2 «Малышок» по теме: «Что значит любить своего ребенка?»
  • Пайбаршева Жанна Анатольевна. Консультация для родителей: «Игры с детьми на отдыхе в летний период».
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Абрамова Елена Евгеньевна. Воспитываем у детей чувство долга и разумные потребности.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Писарева Людмила Викторовна. Практическое руководство для родителей: «Безопасность Вашего ребенка»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Абрамова Ольга Сергеевна. 'Педагоги и родители — творческий тандем'.
  • Клеймёнова Светлана Гаригиновна. Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
  • Оксана Черепанова. Как помочь ребенку стать самостоятельным
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
  • Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду
  • Ольга Третьякова. Родительское собрание на тему 'Пойми меня, мама...'
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Косенкова Надежда Владимировна. Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка.
  • Буянова Надежда Викторовна. Развивающие игры для ребенка 2-3 лет
  • Ирина Петракова. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Растить детей трудолюбивыми»
  • Вина; guilt
  • Рымар Елена Васильевна. Правила общения с гиперактивными детьми
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Кочеткова Снежана Станиславовна. Развитие самостоятельности ребенка.
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Курапова Анна Ивановна. Советы родителям по формированию здорового образа жизни у детей 5-7 лет
  • Павлова Екатерина Николаевна. Консультация для родителей адаптационных групп «Заблуждения о процессе адаптации к детскому саду»
  • Рапелова Мая. Консультация для родителей 'Капризы и их предупреждения'
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Спиридонова Ольга Ивановна. Влияние компьютера на психику ребенка
  • Пашкина Динара Кямилевна. Консультация для родителей «Адаптация детей к детскому саду»
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь