Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57362

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ребенка, а также особенности семейных взаимоотношений и социокультурные факторы.
Отношение к родителю определяется внутренней активностью ребенка, его восприятием, осмысливанием семьи и своего места в ней, переживаниями, связанными с семейными отношениями (Г. Т. Хоментаускас, 1984).
Отношения, сформированные в период раннего детства, а имен -но к ним принадлежат детско-родительские отношения, отличаются прочностью и устойчивостью. Этот факт подтверждают исследования представителей психоаналитической концепции. Фактором, определяющим стойкость этих отношений, является их сильная эмо -циональная окрашенность и связь со сферой инстинктов и безусловных рефлексов. Большая часть отношений, закладывающихся в период раннего онтогенеза, в последующие годы развивается, совершенствуется, получает словесную квалификацию и становится сознательной (см., например, А. Фрейд).
Социокультурная обусловленность психики индивида была доказана с точки зрения культурного психоанализа Э. Эриксоном. Центральным понятием в- его концепции является психосоциаль -ная идентичность, составляющие которой — устойчивый образ «Я» и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни человека. Расширение радиуса значимых отношений задает внешние условия развития его идентичности. Вступая в новые отношения с миром значимых людей, человек более или менее бессознательно делает выборы (разрешает кризисное противоречие данного типа отношений), которые и определи -ют направление развития на каждый возрастной ступени. Выбор разрешения кризисного противоречия, который делается ребенком, его потребности, чувства, переживания обусловлены, прежде всего, спецификой детско-родительских отношений (Э. Эриксон, 1993).
Самосознание ребенка оказывает влияние на особенности психического развития ребенка и определяет его внутреннюю логику. Содержание Я-концепции как структурного компонента самосознания во многом зависит от отношений человека со значимыми людьми. Любовь и принятие ребенка значимыми людьми рассматривается в психологии, как фактор формирования позитивного самоотношения и самооценивания личности (см., например, Р. Берне).
97
Представления о ребенке и отношение к нему родителя являются внутренней основой типа воспитания, реализуемого через воспитательное воздействие и формы общения с ребенком. В связи с этим в литературе понятия «родительское отношение» и «стиль семейного воспитания» часто используются как синонимы.
Исследования стилей семейного воспитания ведутся в следующих направлениях: изучается их структура, выявляются и описываются типы родительских отношений, рассматриваются взаимосвязи отдельных* способов воздействия и стилей семейного воспитания с особенностями развития ребенка. В основном данные исследования проводятся в рамках клинического и психоаналитического подходов.
В рамках клинического подхода выделяются и описываются типы семейного воспитания, наиболее неблагоприятные для психического развития ребенка (А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эй-демиллер).
Психоаналитическая традиция рассматривает поведение как слагаемое определенных элементов. Считается, что родительское отношение в течение длительного времени относительно устойчиво.
Зарубежными и отечественными авторами выделены и описаны разнообразные типы родительских отношений. Большинство классификаций представляет собой описание аномальных типов родительского отношения к ребенку, негативно влияющих на его психическое развитие. Общим для всех классификаций является признание того, что при условии неадекватного воспитания дети испытывают в семье состояние личностной депривации, понимаемой как недостаточность или неудовлетворенность существенных потребностей, прежде всего:
• в индивидуально - адекватной эмоциональной заботе и любви;
• в самораскрытии, выявлении своего «Я»;
• в эмоциональном и двигательном самовыражении. Имеет значение не столько факт неудовлетворения значимых
потребностей, сколько отношение к этому субъекта, носящее часто яркий, аффективный характер и выраженное в переживаниях ребенка. Характерными чертами нарушений воспитательного подхода являются:
• низкая сплоченность и разногласия среди членов семьи по вопросам воспитания, следствие чего — эмоциональная напряженность и неустойчивость воспитательного воздействия;
98
• высокая степень противоречивости, непоследовательности, 1 неадекватности;
• неадекватно выраженная степень опеки и ограничений по 1 отношению к каким-либо сферам жизнедеятельности детей; |
• стимулирование активности детей с помощью угроз и мораль - I ных осуждений.
Зарубежные и отечественные исследователи установили связь ] между типом воспитания и формированием определенных характерологических черт ребенка. Так, А. Адлер считает, что изнежи- I вающее воспитание способствует развитию чувства неполноценно- 1 сти и тенденции к доминированию, вплоть до тирании. К. Леонгард отмечает, что жесткое воспитание влечет развитие тормозимого типа в сочетании с пугливостью, робостью и одновременным изби- I рательным доминированием. Непоследовательное воспитание обусловливает развитие выраженных аффективных состояний, one - 1 кающее воспитание — зависимость, низкий волевой потенциал, не- I достаточное воспитание — трудности в процессе социальной адап - 1 тации (К. Леонгард). Е. С. Шефер рассматривает воспитательный подход родителей по двум основным шкалам: 1) теплота, любовь (принятие) — враждебность (непринятие, отбрасывание); 2) кон- ] троль (ограничительство) — автономия (разрешительство). Для детей теплых разрешающих родителей характерны большая актив- 1 ность, социальная уверенность и независимость, дружественность, созидательность, в ряде случаев стремление к командованию. У теп - ] лых ограничивающих родителей дети более зависимые, менее дру- 1 жественные, более враждебные в своих фантазиях и одновременно ! не агрессивны и не стремятся конкурировать со сверстниками, менее доминантные. Враждебно-ограничивающие родители провоциру- ] ют враждебность у детей, не давая возможность ее выразить. Такое поведение родителей приводит к трудностям во взаимоотношениях | со сверстниками, застенчивости, стыдливости, социальной отрешенности. Враждебно-разрешающие родители вызывают у детей выраженную агрессивность и трудноконтролируемое поведение. I Чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медлен- * нее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивное- I ти и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него ] сформируется слабый характер (Е. S. Schaefer, 1965).
А. И. Захаров делает акцент на взаимосвязи между тем или иным 1 доминирующим типом родительского отношения и личностными
99
особенностями детей. Принятие и ограничения со стороны родителей, по его мнению, наиболее часто приводят к зависимому поведению детей (внушаемость, конформность, несамостоятельность при одновременной достаточно хорошей социальной приспособля -емости). Неприятие и ограничение — к развитию тормозимых черт личности (застенчивость, стыдливость, боязливость). Неприятней противоречивое ограничительно -разрешительное отношение роди -телей — к неустойчивости и импульсивности. .



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами.
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков.
  • Даулинг Скотт - Психология и лечение зависимого поведения
  • Шапарь В.Б. - Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Некрасова Любовь Валерьевна. Эссе — Некрасова Любовь Валерьевна
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Киреева Мария Александровна. «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
  • Михайлова Галина Николаевна. Психологический тренинг для родителей в ДОУ «Контроль над собой».
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Килошенко Мая - Психология моды:теоретический и прикладной аспекты
  • Исаев Д. Н.- Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей
  • Васильева Алина Владимировна. Психодиагностика и коррекция отношений между родителями и детьми
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Иванова Любовь Анатольевна. Информационно-творческий проект 'Моя семья'
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Мизинова А. В. Семейная тайна: отражение содержания секрета в работе с психологом
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • И.В. Копьева А.Абрамович Б.Д. Григорян. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
  • Селькова Надежда Евгеньевна. Совместный проект воспитателя с детьми и их родителями старший дошкольный возраст
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Психология запахов
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Елена Плаксина. Адаптация младших дошкольников в ДОУ
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Щелканова Ольга Алексеевна. Мастер-класс для родителей на тему «Семейные праздники»
  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Безудержная зевота как способ успокаивающего поведения
  • Под редакцией Скотта Даулинга. Психология и лечение зависимого поведения.
  • Братченко С.Л. - Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала
  • Абдухалыгова Наина Умудваровна Наумова Марина Валерьевна. Круглый стол с родителями «Семья, с семьей, о семье»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь