|
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57058
Автор: Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В.
Название: Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ребенка, а также особенности семейных взаимоотношений и социокультурные факторы.
Отношение к родителю определяется внутренней активностью ребенка, его восприятием, осмысливанием семьи и своего места в ней, переживаниями, связанными с семейными отношениями (Г. Т. Хоментаускас, 1984). Отношения, сформированные в период раннего детства, а имен -но к ним принадлежат детско-родительские отношения, отличаются прочностью и устойчивостью. Этот факт подтверждают исследования представителей психоаналитической концепции. Фактором, определяющим стойкость этих отношений, является их сильная эмо -циональная окрашенность и связь со сферой инстинктов и безусловных рефлексов. Большая часть отношений, закладывающихся в период раннего онтогенеза, в последующие годы развивается, совершенствуется, получает словесную квалификацию и становится сознательной (см., например, А. Фрейд). Социокультурная обусловленность психики индивида была доказана с точки зрения культурного психоанализа Э. Эриксоном. Центральным понятием в- его концепции является психосоциаль -ная идентичность, составляющие которой — устойчивый образ «Я» и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни человека. Расширение радиуса значимых отношений задает внешние условия развития его идентичности. Вступая в новые отношения с миром значимых людей, человек более или менее бессознательно делает выборы (разрешает кризисное противоречие данного типа отношений), которые и определи -ют направление развития на каждый возрастной ступени. Выбор разрешения кризисного противоречия, который делается ребенком, его потребности, чувства, переживания обусловлены, прежде всего, спецификой детско-родительских отношений (Э. Эриксон, 1993). Самосознание ребенка оказывает влияние на особенности психического развития ребенка и определяет его внутреннюю логику. Содержание Я-концепции как структурного компонента самосознания во многом зависит от отношений человека со значимыми людьми. Любовь и принятие ребенка значимыми людьми рассматривается в психологии, как фактор формирования позитивного самоотношения и самооценивания личности (см., например, Р. Берне). 97 Представления о ребенке и отношение к нему родителя являются внутренней основой типа воспитания, реализуемого через воспитательное воздействие и формы общения с ребенком. В связи с этим в литературе понятия «родительское отношение» и «стиль семейного воспитания» часто используются как синонимы. Исследования стилей семейного воспитания ведутся в следующих направлениях: изучается их структура, выявляются и описываются типы родительских отношений, рассматриваются взаимосвязи отдельных* способов воздействия и стилей семейного воспитания с особенностями развития ребенка. В основном данные исследования проводятся в рамках клинического и психоаналитического подходов. В рамках клинического подхода выделяются и описываются типы семейного воспитания, наиболее неблагоприятные для психического развития ребенка (А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эй-демиллер). Психоаналитическая традиция рассматривает поведение как слагаемое определенных элементов. Считается, что родительское отношение в течение длительного времени относительно устойчиво. Зарубежными и отечественными авторами выделены и описаны разнообразные типы родительских отношений. Большинство классификаций представляет собой описание аномальных типов родительского отношения к ребенку, негативно влияющих на его психическое развитие. Общим для всех классификаций является признание того, что при условии неадекватного воспитания дети испытывают в семье состояние личностной депривации, понимаемой как недостаточность или неудовлетворенность существенных потребностей, прежде всего: • в индивидуально - адекватной эмоциональной заботе и любви; • в самораскрытии, выявлении своего «Я»; • в эмоциональном и двигательном самовыражении. Имеет значение не столько факт неудовлетворения значимых потребностей, сколько отношение к этому субъекта, носящее часто яркий, аффективный характер и выраженное в переживаниях ребенка. Характерными чертами нарушений воспитательного подхода являются: • низкая сплоченность и разногласия среди членов семьи по вопросам воспитания, следствие чего — эмоциональная напряженность и неустойчивость воспитательного воздействия; 98 • высокая степень противоречивости, непоследовательности, 1 неадекватности; • неадекватно выраженная степень опеки и ограничений по 1 отношению к каким-либо сферам жизнедеятельности детей; | • стимулирование активности детей с помощью угроз и мораль - I ных осуждений. Зарубежные и отечественные исследователи установили связь ] между типом воспитания и формированием определенных характерологических черт ребенка. Так, А. Адлер считает, что изнежи- I вающее воспитание способствует развитию чувства неполноценно- 1 сти и тенденции к доминированию, вплоть до тирании. К. Леонгард отмечает, что жесткое воспитание влечет развитие тормозимого типа в сочетании с пугливостью, робостью и одновременным изби- I рательным доминированием. Непоследовательное воспитание обусловливает развитие выраженных аффективных состояний, one - 1 кающее воспитание — зависимость, низкий волевой потенциал, не- I достаточное воспитание — трудности в процессе социальной адап - 1 тации (К. Леонгард). Е. С. Шефер рассматривает воспитательный подход родителей по двум основным шкалам: 1) теплота, любовь (принятие) — враждебность (непринятие, отбрасывание); 2) кон- ] троль (ограничительство) — автономия (разрешительство). Для детей теплых разрешающих родителей характерны большая актив- 1 ность, социальная уверенность и независимость, дружественность, созидательность, в ряде случаев стремление к командованию. У теп - ] лых ограничивающих родителей дети более зависимые, менее дру- 1 жественные, более враждебные в своих фантазиях и одновременно ! не агрессивны и не стремятся конкурировать со сверстниками, менее доминантные. Враждебно-ограничивающие родители провоциру- ] ют враждебность у детей, не давая возможность ее выразить. Такое поведение родителей приводит к трудностям во взаимоотношениях | со сверстниками, застенчивости, стыдливости, социальной отрешенности. Враждебно-разрешающие родители вызывают у детей выраженную агрессивность и трудноконтролируемое поведение. I Чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медлен- * нее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивное- I ти и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него ] сформируется слабый характер (Е. S. Schaefer, 1965). А. И. Захаров делает акцент на взаимосвязи между тем или иным 1 доминирующим типом родительского отношения и личностными 99 особенностями детей. Принятие и ограничения со стороны родителей, по его мнению, наиболее часто приводят к зависимому поведению детей (внушаемость, конформность, несамостоятельность при одновременной достаточно хорошей социальной приспособля -емости). Неприятие и ограничение — к развитию тормозимых черт личности (застенчивость, стыдливость, боязливость). Неприятней противоречивое ограничительно -разрешительное отношение роди -телей — к неустойчивости и импульсивности. . Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|