Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 156293

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

3.4. Утрата эффективности подкрепляющих стимулов

Один из основных признаков депрессии заключается в сильно сниженной поведенческой активности (например, ограниченное участие в общественной жизни, низкая коммуникабельность, пониженная сексуальная активность, отсутствие аппетита, психомоторное замедление, недостаточное внимание, уделяемое своему внешнему виду) и в общей потере интереса. Следовательно, возникновение депрессии может быть связано с недостаточной эффективностью подкрепляющих стимулов. Многофакторная этиологическая модель (см. Hautzinger, Stark & Treiber, 1992) объясняет это нарушением привычных действий, произошедшим вследствие критических и стрессовых событий, а также сопутствующих или предшествующих критических жизненных событий (например, прежних утрат, неблагоприятного семейного опыта). Поэтому возникает порочный круг, содержащий автоматизированные негативные паттерны интерпретаций, повышение внимания к самому себе и урежение дисфорического настроения. Вероятность позитивного опыта становится все меньше и меньше; охваченный такими настроениями человек фактически «учится» воспринимать свое социальное окружение как мало удовлетворительное и не способное оказать ему поддержку.
Другой тип низкой эффективности подкрепляющих стимулов можно наблюдать между партнерами, находящимися в тесном взаимодействии (супругами, родителями и детьми), если они пытаются принудить друг друга к полноценным отношениям с помощью паттерна негативного подкрепления. Хотя прежде они (обычно) являлись источником взаимного позитивного подкрепления, партнер может утратить свое свойство «быть подкреплением для другого» из-за потери своей позитивной значимости. Такое взаимодействие характеризуется тем, что один партнер выражает свои желания и требования все с большим и большим нажимом, форсированно и при случае пытается добиться своего за счет угроз, в то время как другой партнер эти требования» игнорирует или выполняет не полностью. Оба партнера по взаимодействию в зависимости от обстоятельств используют наказания, чтобы добиться своей цели, и приучаются оценивать своего партнера в качестве источника негативного подкрепления. Паттерсон (Patterson, 1982) описал это явление в виде «теории принуждения» («coercion theory») и показал, что такому паттерну взаимодействия присущи агрессивность и поведение по типу «оппозиции» и «упрямства».

4. Литература

Amelang, M. (1986). Fragebogen-Tests und experimentalpsychologische Variablen als Korrelate der Persönlichkeitsdimension Extraversion/Introversion (E/I) und Neurotizismus. In M. Amelang (Hrsg.), Bericht über den 35. Kongreß der Deutschen Gesellschaft für Psychologie in Heidelberg 1986 (Bd. 2, 403-416). Göttingen: Hogrefe.
American Psychiatric Association.(1996). Diagnostisches und statistisches Manual psychischer Störungen - DSM-IV (Deutsche Bearbeitung und Einleitung: Saß, H., Wittchen, H. U., Zaudig, M.). Göttingen: Hogrefe.
Birbaumer, N. & Schmidt, R. F. (1996). Biologische Psychologie (3. Aufl.). Berlin: Springer.
Brackney, B. & Karabenick, S. A. (995). Psychopathology and academic performance: The role of motivation and learning strategies. Journal of Counseling Psychology; 42, 456-465.
Burgmayer, S. (1993). Die Verwendung des Teilleistungsmodells. In U. Brack, (Hrsg.), Frühdiagnostik und Frühtherapie (S. 113-121). Weinheim: Psychologie Verlags Union.
Eysenck, H. J. (1976). The learning theory model of neurosis. A new approach. Behavior Research and Therapy, 14, 251-267.
Eysenck, H. J., MacLeod, C. & Mathews, A. (1987). Cognitive functioning and anxienty. Psychological Research, 49, 189-195.
Fahrenberg, J. (1995). Biopsychologische Unterschiede. In M. Amelang (Hrsg.), Verhaltens- und Leistungsunterschiede (Enzyklopädie der Psychologie, Themenbereich C, Serie VIII, Bd. 2, S. 139-194). Göttingen: Hogrefe.
Feldman, H., Levine, M. & Fenton, T. (1986). Estimating personal Performance: A problem for children with school dysfunction. Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics, 7, 281-287.
Frederikson, M. & Georgiades, A. (1992). Personality dimensions and classical conditioning of automatic nervous system reactions. Personality and Individual Differences, 13, 1013-1020.
Fritz, A., Galley, N. & Goetzner, C. (1992). Zum Zusammenhang von Leistung, Aktivierung und Motivation bei Kindern mit unterschiedlichen Hirnfunktionsstörungen. Zeitschrift für Neuropsychologie, 1, 79-92.
Giedke, H. (1988). Physiologische Korrelate affektiver Störungen. In D. V. Zerssen & H. J. Möller (Hrsg.), Affektive Störungen. Berlin: Springer.
Gray, G. (1982). Neuropsychology and anxiety. Oxford: Oxford University Press.
Gumpel, T. (1994). Social competence and social skills training for persons with mental retardation: An expansion of a behavioral paradigm. Education and Training in Mental Retardation and Developmental Disabilities, 29, 194-201.
Harnishfeger, K. K. & Bjorklund, D. F. (1994). A developmental perspective on individual differences in inhibition. Special Issue: Developmental perspectives on individual differences in learning and memory. Learning and Individual Differences, 6, 331 -355.
Harvey, J. M., Richards, J. C, Dziadosz, T. & Swindell, A. (1993). Misinterpretation of ambiguous Stimuli in panic disorder. Cognitve Therapy and Research, 17, 235-248.
Hautzinger, M., Stark, W. & Treiber, R. (1992). Kognitive Verhaltenstherapie bei Depression. Weinheim: Psychologie Verlags Union.
Khumar, S. S. & Kaur, P. (1993). Neuroticism on conditionability of various pronouns. Psycho Lingua, 23, 57-64.
Klauer, K.J. & Lauth, G. W. (1996, im Druck). Lernbehinderungen und Leistungsschwierigkeiten bei Schülern. In F. E. Weinert (Hrsg.), Psychologie des Lernens und der Instruktion, Band II. Enzyklopädie der Psychologie. Göttingen: Hogrefe.
Klicpera, C. (1983). Poor planning as a characteristic of problem-solving behavior in dyslexic children. Acta Paedopsychiatrica, 49, 73-82.
Lader, M. H. & Mathews, A. M. (1968). A physisiological model of phobic anxiety and desensitization. Behavior Research and Therapy, 6, 411-421.
Lieb, K., Merklin, G., Rieth, C. & Schuttler, R. (1994). Preattentive information processing in schizophrenia. Schizophrenia Research, 14, 47-56.
Mathews, A. M., Gelder, M. & Johnston, D. (1981). Agoraphobia. Nature and treatment. London: Tavistock.
Meltzer, L J., Solomon, B., Fenton, T. & Levine, M. D. (1989). A developmental study of problem-solving strategies in children with and without learning difficulties. Journal of Applied Developmental Psychology, 10, 171-193.
Mowrer, O. H. (1947). On the dual nature of learning — A reinterpretation of «conditioning» and «problem-solving». Harvard Educational Review, 17, 102-148.
Newman, J. P., Patterson, C. M. & Kosson, D. S. (1987). Response perserveration in psychopaths. Journal of Abnormal Psychology, 96, 145-148.
Newman, J. P. & Wallace, J. F. (1993). Diverse pathways to deficient self-regulation: Implications for disinhibitory psychopathology in childhood. Clinical Psychology Review, 13, 699-720.
O'Neill, M. E. & Douglas, V. I. (1991). Study strategies and story recall in attention deficit disorder and reading disability. Journal of Abnormal Child Psychology, 19, 671-692.
Patterson, G. R. (1982). A social learning approach to family intervention. Coersive family processes. Eugen, Oregon: Castalia.
Patterson, C. M. & Newman, J. P. (1993). Reflectivity and learning from aversive events: Toward a psychological mechanism for the syndromes of disinhibition. Psychological-Review, 100, 716-736.
Roder, V., Brenner, H. O., Kienzle, N. & Hodel, B. (1992). Integriertes psychologisches Trainingsprogramm für schizophrene Patienten (IPT). Weinheim: Psychologie Verlags Union.
Rothbart, M. K., Posner, M. I. & Rosicky, J. (1994). Orienting in normal and pathological development. Development and Psychopathology, 6, 635-652.
Saarnio, P. (1992). Measuring the learning potential of abstinent alcoholics. Drug and Alkohol Dependence, 30, 199-207.
Sander, E. (1986). Lernhierachien und kognitive Lernförderung. Göttingen: Hogrefe.
Schmauck, F. J. (1970). Punishment, arousal, and avoidance learning in sociopaths. Journal of Abnormal Psychology, 76, 325 - 335.
Torgeson, J. K. (1982). The learning disabled child as an inactive learner. Topics in Learning and Learning Disabilities, 2, 45-52.
Whithman, T. L. (1990). Self-regulation and mental retardation. American Journal on Mental Retardation, 94, 347-362.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Исследование Айзенком эффективности лечения невротических расстройств
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология терапии психосоматических расстройств
  • Ягнюк К.В. Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
  • Райл Э. Фокус в краткосрочной интерпретативной психотерапии: дилеммы, ловушки и препятствия как проблемы-мишени
  • Мак-Вильямс Н. Терапия с пограничными пациентами
  • Добряков И.В. Игра в семейной психотерапии
  • Шарфф Д.Э. Процесс диагностической оценки в парной терапии объектных отношений
  • Оганесян Н.Т. Терапевтические аспекты психологии поэтического творчества
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Альфрид Лэнгле. Психотерапия депрессивных расстройств в современном экзистенциальном анализе
  • Терапия; therapy
  • Венсан М. Быстрые изменения. Краткосрочная психотерапия подростков, длительность которой определена заранее
  • Соколова А.В. Условия эффективной психотерапии
  • Этапы телесно-ориентированной терапии
  • Кривова Ольга. ТА как контрактный метод
  • Бек Аарон, Фримен Артур. Когнитивная психотерапия расстройств личности.
  • Муллан Б. Психотерапевты о психотерапии.
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Крамер Б. Помощь маленьким детям посредством коррекции родительских отношений: модель материнско-младенческой психотерапии
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • Черников А.В. Эмоционально фокусированная терапия супругов. Руководство для психотерапевтов
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Люборски Л. Руководства по психотерапии: переворот в исследовательской и терапевтической практике
  • Голдсмит Г.Н. Терапевтический сеттинг в психоанализе и психотерапии
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Романовский В.А. Методология клинического диагноза в психиатрии и психотерапии.
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотерапия рака
  • Этический кодекс Общества психоаналитической психотерапии
  • Нардонэ Дж. Страх, паника, фобия: Краткосрочная терапия
  • Гарфилд Гарфилд Сол Луис - Практика краткосрочной психотерапии
  • Обухов Яков Леонидович. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков.
  • Кернберг Отто - Тяжелые личностные расстройства
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Джудит Бек. Введение в когнитивно-поведенческую терапию
  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Погодин И.А. О сущности эксперимента в практике психотерапии переживанием
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Четик М. Лечение ребенка с пограничным расстройством
  • Солмс М. Нейробиологические основания психоаналитической теории и терапии
  • Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Эволюция психотерапии. Том 2. "Осень патриархов": Психоаналитически ориентированная и когнитивно-бихевиоральная терапия
  • Доморацкий В. А. - Краткосрочные методы психотерапии
  • Березин С.В. и др. Принципы, формы и методы терапии созависимости
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Бундало Н. Л. Психотерапия посттравматического стрессового расстройства
  • Групповая психотерапия с пациентами, страдающими кожными заболеваниями
  • Хамитова И.Ю. Об использовании командной работы в системной семейной психотерапии
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь