|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61015
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке елающих подкрепиться, и один выступающий. Что нам посоветует утилитарист?»
«Утилитарист скажет, что логическая последовательность требует, чтобы вы сделали то, что в конечном итоге принесет больше счастья наибольшему количеству людей, — ответил Оуэн. — Но каким периодом времени измеряется конечный итог? Вечностью. Подсчитать такой итог очень трудно. Типичный недостаток утилитаристского подхода (хотя есть люди, которые считают это его достоинством) заключается в том, что если вам нужно пожертвовать одним человеком, чтобы спасти жизнь сотни людей, то вы должны пойти на это. Кантианец наложил бы вето на такое решение и сказал, что даже если в результате вашего решения должны будут умереть сто человек, вы все равно не должны нарушать принцип „не убий". Ни один из подходов не берет в расчет то, какие эмоции вы испытываете к конкретному человеку; оба основываются на необходимости вести себя последовательно». Затем Оуэн вернулся к предыдущему высказыванию Далай-Ламы о связи религиозных верований и философии: «Я хочу особо подчеркнуть такой момент: теперь моральная концепция Запада признает, что вам не нужно ходить в церковь, чтобы усвоить эти принципы. Вам достаточно прослушать курс этики, после чего вы можете стать хорошим утилитаристом или хорошим кантианцем. Эти течения во многом схожи, поскольку предполагают одинаковое уважение ко всем людям: ни один человек не значит больше, чем другой». Деструктивные и конструктивные состояния разума Помня о том, что приближается перерыв на чай, я попросил Оуэна перейти к ключевому моменту — его спискам конструктивных и деструктивных состояний разума. Он тут же вставил слайд в проектор. Деструктивные состояния разума Низкая самооценка Излишняя самоуверенность Подавление негативных эмоций Ревность и зависть Отсутствие сострадания Неспособность к близким межличностным отношениям Конструктивные состояния разума Самоуважение Высокая самооценка (если она оправданна) Цельность натуры Сострадание Доброжелательность Щедрость Способность разглядеть истину, добро, справедливость Любовь* Дружба* «Я не отстаиваю этот список, — сказал Оуэн, — а просто пытаюсь, сидя в кресле философа, представить вам западную точку зрения». Перечислив деструктивные ментальные состояния, Оуэн отметил, что последний пункт — неспособность к близким межличностным отношениям — может выявить дополнительные различия между западным и буддийским взглядами. «Во втором списке я пометил любовь и дружбу звездочками, потому что сам особенно заинтересован в их обсуждении на этой неделе. Поче- му-то мы считаем неспособность иметь близкие личные отношения деструктивным проявлением и в то же время считаем конструктивной способность к любви и дружбе. Цельность, — пояснил Оуэн, — означает следование собственным принципам; вы проживаете жизнь в соответствии со своими принципами». Объясняя Далай-Ламе трудность перевода этого термина на тибетский, Алан отметил, что хотя в тибетском языке есть несколько слов, обозначающих честность и отсутствие вероломства или притворства, нй одно из них не совпадает по совокупности значений со словом «цельность». «Что касается высокой самооценки, то в скобках я написал „если она оправданна". Многие люди завышают свою самооценку. Они считают себя цельными натурами, но не являются таковыми. Поэтому высокая самооценка является конструктивным состоянием только в том случае, если она заслужена. Такие качества, как сострадание, доброжелательность и щедрость, несомненно, должны присутствовать как в буддийском, так и в нашем списке. То же самое относится к способности видеть вещи в истинном свете — непосредственному восприятию. Список можно продолжить, включив в него другие, менее важные конструктивные состояния разума, такие как уверенность в себе и скромность. Но на этом я хочу поставить точку и поблагодарить Ваше Святейшество и аудиторию за внимание». Когда Оуэн закончил обзор списка, Далай-Лама спросил: «А вы провели границу между негативными и деструктивными состояниями?» Оуэн ответил, что он не сделал этого, хотя в последующие дни основные различия между буддийским и западным взглядами на эмоции сфокусируются именно на этом. Йети и сурки Во время перерыва на чай Франсиско Варела, выглядевший изнуренным, но счастливым, подошел поздороваться к Его Святейшеству, который приветствовал его с особой теплотой, сказав: «Один из самых старых моих друзей — великий ученый». В прошлом году Франсиско, воодушевленный и поддерживаемый Далай-Ламой, перенес операцию по пересадке печени. Это была единственная надежда на спасение после того, как гепатит разрушил его печень. Для Франсиско сам факт пребывания в Дхарамсале был чудом, так как хотя на тот момент он и не нуждался в постоянной медицинской помощи, но все равно должен был ежедневно принимать сложный коктейль из мед- препаратов. Он был безгранично благодарен Далай-Ламе за почти родственную заботу. «Это было похоже на встречу после долгой разлуки, — рассказывал позже об этом Франсиско. — Наконец-то я выкарабкался из смертельно опасной ситуации — и меня охватило неописуемое ощущение праздника. Это был действительно бесценный подарок. Я получил в подарок жизнь... заботу». Во время перерыва на чай шло бурное неформальное общение. Оуэн подвел своего сына, чтобы сфотографироваться с Далай-Ламой; по одному подходили зрители перекинуться парой слов с Его Святейшеством. Затем бхиккху Кусаласитто преподнес Далай-Ламе в подарок несколько священных палийских манускриптов. Досточтимый Сомчай Кусаласитто родился в семье крестьянина на севере Таиланда в 1947 году; его отец был китайцем, а мать тайкой. С юных лет отданный в обучение буддизму, он был посвящен в монахи в двадцать лет. Одаренный юноша преуспел в усвоении традиционной монашеской программы изучения священных текстов на языке пали и получил степень бакалавра буддийской философии в Таиланде и степень доктора индийской философии в университете Мадраса. Карьера досточтимого Кусаласитто как ученого началась с назначения его деканом буддийского университета Махачулалонгкорнраджавидьялая в Бангкоке, где он теперь занимает пост заместителя ректора по иностранным делам и читает курсы буддизма и сравнительной религии. Он ведет монашеский образ жизни, исполняет обязанности помощника настоятеля буддийского монастыря в Чандараме, часто выступает по тайскому радио и телевидению и пишет статьи для газет и журналов на буддийские темы. Кусаласитто является одним из основателей Международного общества буддистов, занимающихся социальной деятельностью, а также лидером организации, выступающей за создание альтернативной системы образования в Таиланде, и руководителем группы тайских монахов, выступающих за сохранение простого образа жизни в традиции лесного монашества. Кроме того, он умудряется регулярно публиковать научные работы по буддизму. Для Далай-Ламы присутствие этого ученого-монаха из Таиланда на нашей встрече было вопросом особой важности — не только для нашей научной повестки дня, но и для него самого как автора идеи организации диалога между многочисленными школами буддизма. На ранних этапах развития буддизма в Индии (которые теперь считаются золотым веком) такие диалоги проводились регулярно и собирали представителей самых различных школ для обсуждения различий в их точках зрения. Но Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|