Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 31721

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Период 1825-1855 годов вошел в историю отечественного книгоиздания как самое мрачное тридцатилетие. Действовавший в это время цензурный устав 1828 года предусматривал такой порядок, при котором произведение проходило не менее двенадцати цензур, направленных на искоренение неугодного правительству содержания. Современники называли этот устав "чугунным". Цензура удаляла из текста не только мысли и суждения, но и отдельные слова. Например, в печатных изданиях и в официальных бумагах было запрещено употреблять слово "прогресс" .
Правительство отклоняет ходатайства о разрешении выпуска дешевых периодических изданий. Министр народного просвещения писал: "...дешевые повременные издания тем неуместнее ныне, что вкус к чтению и, вообще, литературная деятельность, которые прежде заключались в границах сословий высших, именно в настоящее время перешли в средний класс и пределы свои распространяют даже далее" .
Характерный для этого времени факт приведен Э.А. Лазаревич. При издании сочинений К.Ф. Рульке "Жизнь животных по отношению к внешним условиям" (1852) цензура добавила в авторский текст основного тиража книги (не были внесены изменения только в несколько экземпляров) дополнительный материал, составленный чиновником Кузнецовым, где было сказано, что "все предыдущее - плод досужего ума, а истина в священном писании, и оно свидетельствует о божественном сотворении мира" .
С другой стороны, борьба с самодержавием и крепостничеством, которую воз-главили А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Черны-шевский, способствовала тому, что в этот период поднимается самосознание разночинцев и интеллигенции, растет и развивается художественная и научно-популярная литература и усиливается ее влияние на умы и души читателей, распространяются научные знания.
Продолжает развиваться редакторская деятельность. Рассматриваемый период интересен тем, что, несмотря на противодействие цензуры, издатели выпускают значительные, социально важные издания.
Жесткая цензура заставляла издателей и редакторов внимательно анализировать содержание литературных произведений. Авторы учатся говорить эзоповским языком, выражая иносказательно свою политическую позицию, а читатели овладевают навыком видеть и читать "между строк".
В это время несколько меняется содержание литературы. Упор делается в боль-шей мере на научную популяризацию. В дальнейшем это направление книго-издания разовьется очень широко. Но уже в 40-50-е годы ставится задача рас-пространения научных знаний, повышения общей культуры читателей.
Наиболее интересны с точки зрения редакторских проблем журналы "Отече-ственные записки" и "Современник", сборники Некрасова. Отметим также, что в эти годы продолжается разработка принципов подготовки собраний сочинений, активно ведет литературную и издательскую деятельность, начатую в 30-е годы, В.Г. Белинский, ярко проявляется редакторская деятельность Н.А. Некрасова, А.И. Герцен создает Вольную русскую типографию в Лондоне.
Рассмотрим названные аспекты, учитывая их значение для формирования ре-дактирования.
§2 Редакторская деятельность в периодических изданиях
В 40-е годы разнообразнее становятся типы периодических изданий. Изда-ются литературные ежемесячники - толстые журналы (например, "Отечествен-ные записки", "Библиотека для чтения"), отраслевые специальные журналы по медицине (например, "Терапевтический журнал",1837-1844), по искусству ("Репертуар и Пантеон"), иллюстрированные журналы ("Ералаш", 1846-1849, "Иллюстрация", 1845-1849). Расширяется и число издаваемых газет. С 1838 года начинается издание "Губернских ведомостей".
Обязанности редактора постепенно выделяются в самостоятельную область, издатели платят сотрудникам высокие гонорары, понимая, что именно редактор определяет во многом доходы от издания. Это способствует увеличению числа профессиональных журналистов, литераторов, редакторов.
В этот период журналы занимают основное место в чтении публики, влияя на общую культуру населения, сближая интересы читателя-дворянина и читателя-разночинца, увеличивая читательский контингент.
Герцен писал, что журналы "распространили в последние двадцать пять лет огромное количество знаний, понятий, идей. Они давали возможность жителям Омской или Тобольской губернии читать романы Диккенса или Жорж Санд спустя два месяца после их появления в Лондоне или Париже" .
Толстые журналы откликались на все важнейшие процессы социальной жизни общества, печатали почти всю оригинальную литературу - отечественную и европейскую. Солидно представлены в них отделы науки и искусства, литературной критики.
При определении особенностей редакторской деятельности середины века ска-жем о том, что продолжается развитие массовой прессы, обращенной к самой широкой читательской аудитории, издатели ориентируются на запросы публики и вырабатывают соответствующие критерии оценки редактором материалов, предназначенных к публикаций.
Расширяется тематика, проблематика материалов, вырабатываются разнообраз-ные жанры публикаций.
К середине XIX века было осознано понятие массового читателя. Как уже го-ворилось, декабристы и Пушкин ориентировались прежде всего на образо-ванное дворянство - неординарный и немногочисленный круг читающих, а по-явление толстых литературных журналов связано с тем, что издатели обращают серьезное внимание на чтение разночинцев и интеллигенции - столичной и провинциальной. Правда, этот читатель зачастую рассматривался, как публика невысокого литературного вкуса, и именно на этот вкус многие журналы 40-50-х годов рассчитаны. Отсюда и отбор произведений, и редакторская их обработка. Процесс этот двойственен: с одной стороны, невзыскательный вкус диктует невысокие критерии оценки произведений. Но с другой - публика приучается к чтению. Широко начинают работать общественные библиотеки, формируется привычка создавать домашние библиотеки, иметь подписку на толстый литературный журнал, в структуре времени обывателя выделяется час для домашнего чтения, читатели обмениваются журналами между собой. Распространяется так называемое семейное чтение, когда свежий, вновь поступивший журнал читают вслух в кругу семьи, приглашают соседей, друзей. Вот только одна характерная сценка из рассказа Н.С. Лескова, отражающая этот процесс - процесс орга-нического включения в российскую бытовую культуру литературного журнала. "В дружественном мне доме с нетерпением ждали получения февральской кни-ги московского журнала "Мысль" . Нетерпение это понятно, потому что дол-жен был появиться новый рассказ графа Льва Николаевича Толстого. Я заходил к моим друзьям почаще, чтобы встретить ожидаемое произведение нашего великого художника и прочесть его вместе с добрыми людьми за их круглым столом и у их тихой, домашней лампы. Подобно мне, заходили и другие из коротких друзей - все с одною и тою же целью..." .
По мере развития издательского дела усиливается роль издания по отношению к произведению литературы. Это укрепляет и усиливает позиции редактора, который, определяя свое отношение к литературе, задает ту или иную направленность изданию. Показательны в этом отношении журнальные издания.
Особый интерес с точки зрения редактирования представляют журналы с ярко выраженной политической направленностью, поскольку именно эти журналы демонстрируют значение редактора как лица, осуществляющего подбор авто-ров, отбор произведений, последовательность их расположения в журнале, конкретную работу с произведением и тем самым обеспечивающего определенное направление журнала.
Остановимся на двух значительных журналах 40-х годов - "Отечественных записках" и "Современнике".
Первая книжка "Отечественных записок" вышла в свет в январе 1839 года. Журнал стал продолжением журнала, который с 1818 по 1831 год издавал чи-новник коллегии иностранных дел П.П. Свиньин. Но только по названию. С приходом А.А. Краевского - редактора и издателя прогрессивного толка - журнал преобразился и стал, как уже говорилось, одним из наиболее ярких из-даний своего времени. Краевский привлек к сотрудничеству в журнале виднейших русских ученых и литераторов, ставя целью издания "передавать отечественной публике все, что только могло встретиться в литературе и жизни замечательного, и полезного, и приятного". Эта задача, заявленная в программном объявлении, стала основной в деятельности редакции. Из скучного издания, заполненного собственными статьями редактора на исторические и географические темы, а также сообщениями о нравах и быте русского народа, обновленные "Отечественные записки" преобразились в одно из ведущих изданий. Его выход в свет стал важным событием книжного дела, литературы, культуры.
Объем журнала составлял 40 печатных листов. Журнал состоял из отделов "Со-временная хроника России", "Наука", "Словесность", "Художества", "Сельское хозяйство и промышленность вообще", "Современная библиографическая хро-ника", "Смесь". Рубрикация показывает, что это был универсальный журнал энциклопедического характера. Среди авторов журнала В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, В.Ф. Одоевский, Д.В. Давыдов, М.П. Погодин, М.А. Дмитриев, С.Т. Аксаков, М.Ю. Лермонтов, В.А. Соллогуб, И.И. Панаев - цвет русской литературы. Можно сказать, что успех издания определяется подбором авторов, разнообразием тематики. Но главное, редактор учел, что "журнальный триумвират" Н.И. Греча, Ф.В. Булгарина, О.И. Сенковского ни читающую публику, ни тем более литераторов не удовлетворяет. И противопоставление изданиям "триумвирата" стало насущной задачей "Отечественных записок". Редактор почувствовал актуальную потребность читающей публики в хорошей качественной литературе.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Гевуркова Е.А. ЕГЭ. История России IX-XVIII века. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Полный курс
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Чернышова И.А.. «Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средство развития детей дошкольного возраста».
  • Ковальчук Валентина Николаевна. Технологическая карта планирования интегрированного процесса на неделю по теме: «Лесные гости» для раннего возраста
  • Корниенко О.В. Национальная экономика
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'С'
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'К'
  • Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века
  • Айбатова Гульфия Файзрахмановна. «Подготовка дошкольников к школе».
  • Гевуркова Е.А. ОГЭ 2015. История России. Практикум. Подготовка к выполнению заданий части 2 (В)
  • Глушковой В.Г, Симагина Ю.А. Федеральные округа России. Региональная экономика. Под редакцией
  • Коробовой Г.Г. Банковское дело. Под ред
  • Гевуркова Е.А. ОГЭ 2016. Практикум по истории России. Подготовка к выполнению заданий повышенной сложности
  • Рыкова Анна Николаевна. Характеристика компонентов предметно-развивающей среды
  • Пугачёва Татьяна Сергеевна. Презентация 'Характеристика модели двигательного режима'
  • Раковская Э.М., Давыдова М.И. Физическая география России. В 2 частях
  • Банникова Людмила Николаевна. Рабочая программа коррекционно — образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР на 2016-2017 учебный год
  • Петрова А.А., Дружинин А.С. Английский язык. Подготовка к ЕГЭ. Говорение и письмо
  • Чернова М.Н. ЕГЭ. История России XIX-XX века. Исторические портреты. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл
  • Харитонова Елена Павловна. Психологическая характеристика
  • Казакова Светлана Анатольевна. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
  • Рябов М.А. Тесты по химии. 9 класс. Неметаллы. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ
  • Бирюкова Лина Геннадьевна. Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста
  • Исаева Ольга Сергеевна. СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
  • Екова Марина Олеговна. Непосредственно образовательная деятельность «Чудесное яйцо»
  • Главный Редактор. Примерный режим дня для детей подготовительной группы
  • Редактор. Краткая характеристика образовательных программ для детей дошкольного возраста
  • Давыдова Т.Т, Пронин В.А. Теория литературы
  • Хайруллина Гульнара Фаридовна. Образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе 'Поросята Пам, Пум и Пим'
  • Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология
  • Ракова М.М. Русское искусство первой половины XIX века
  • Аристова М.А. ЕГЭ. Литература. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ
  • Постолова Галина Борисовна. Технологическая карта в подготовительной группе по теме: «В гостях у сказки»
  • Сергей Поляков. Подготовка к Собеседованию и его успешное прохождение
  • Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для учителя. 7 класс
  • Рябов М.А. Тесты по химии. 9 класс. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Металлы
  • Кузяшина Светлана Петровна. Театрализованная деятельность в средней группе — путешествие в мир творчества
  • Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ
  • Аджиева Арина Матвеевна. Проект по развитию речи через театрализованную деятельность во второй младшей группе
  • Башкардина Юлия Константиновна. Тематический план программы «Наш театр»
  • Арбузова Виолетта Генриховна. «Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи»
  • Короткова М.В. История России. IX-XVIII века. 6-7 классы. Дидактические материалы
  • Рожковский Г.В. Стань гипнотизером!
  • Ермолаева Татьяна Алексеевна. Конспект совместной образовательной деятельности «Театральная мастерская» в подготовительной группе комбинированной направленности.
  • Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • не известно. ЕГЭ. Обществознание. Модульный курс. Я сдам ЕГЭ. Методика подготовки.
  • Залогова Л.А Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие + Практикум
  • Лидин Р.А. ЕГЭ. Химия. Полный курс А, В, С. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь