Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54528

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Занятие 3 (семинарское)
Психология «трудного» подростка
1. Причины отклоняющегося поведения «трудных» подростков
как крайние проявления общих закономерностей развития лич-
ности в этом возрасте.
2. Ошибки в семейном воспитании и появление отклоняющего-
ся поведения у подростков.
3. Изолированность в классном коллективе как причина появ-
ления отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.
4. Биологические предпосылки нарушения поведения у неко-
торых «трудных» подростков.
5. Учет индивидуально-типологических особенностей при рабо-
те с «трудными».
Беличева С. А. Специализированные подростковые клубы как
институт ресоциализации «трудных» подростков//Психологичес-
кий журнал. — 1984. — Т. 5. — № 6. — С. 48—54.
Белкин А. Отклонения в поведении школьников. — Свердловск,
1973.
Блонский А. П. Трудные школьники.—М.: Работник просве-
щения, 1930.
Божович Е. Д. Психологические особенности развития личнос-
ти подростка.—М,: Знание, 1979.
Божович Л. И., Благонадежина Л. В. Изучение мотивации де-
тей и подростков.—М.: Педагогика, 1972.
Бочкарева Г. Г. Психология подростков-правонарушителей//
Советская юстиция. — 1967. —№ 22.
В мире подростка/Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Медицина,
1980.
Валитов М. С. Особенности профессиональной консультации
подростков//Вопросы психологии.—1984,—№ 6.—С. 60—63.
Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Пет-
ровского.—М.: Просвещение, 1981.
Возрастные и индивидуальные особенности младших подрост-
ков/Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой.—М.: Просве-
щение, 1967.
Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее
измерения.—Челябинск, 1979.
Гуткина Н. И. Психологические проблемы общения учите-
ля с подростком/УВопросы психологии.—1984.—№ 2.—С. 99—
106.
Драгунова Т. В. Подросток.—М.: Знание, 1976.
Зюбин Л. М. Учебно-воспитательная работа с трудными уча-
щимися.—М.: Высшая школа, 1982.
Конникова Т. Е. Механизм воздействия коллектива на личность
школьникаУ/Советская психология.—1969.—№ 11.—С, 27—38.
8 Заказ 2268
129

Кравцов Г. Г. Некоторые психологические особенности учебной
деятельности младших подростков//Экспериментальные исследо-
вания по проблемам педагогической психологии.—М., 1976.—
Вып. 2. —С. 130—140.
Кузнецова Г. И., Харченко В. Д. Психологические особенности
недисциплинированности подростков//Вопросы психологии. —
1981.—№6.—С. 138—144.
Левитов Н. Д. Психология характера.—3-е изд., испр. и
доп.—М.: Просвещение, 1969.
Личко А. Е. Психопатия и акцентуация характера у подрост-
ков.—Л.: Медицина, 1977.
Лозачева В. И. Сверстник как образец для подростка//Вопро-
сы психологии.—1977.—№ 2.—С. 131—134.
Маркова А. К. Психология обучения подростка.—М.: Просве-
щение, 1975.
Миронов А. И. Критические периоды детства.—М.: Знание,
1979.—С. 49—91.
Мудрик А. В. Роль социального окружения в формировании
личности подростка.—М.: Педагогика, 1979.
Никитинский М. И. Психологические особенности идеалов под-
ростков и старших школьников//Советская педагогика.—1976.—
№ 11.—С. 38—45.
Новоселова А. С. Формирование нравственных установок пове-
дения и деятельности трудных школьников//Педагогическое воз-
действие на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психи-
ки//Учен. зап. Пермского гос. пед. ин-та. — 1975.—Т. 143.
Патологические нарушения поведения у подростков.—Л.: Ме-
дицина, 1973.
Подросток: Проблемы воспитания детей в семье.—М.: Педа-
гогика, 1977.
Психологическое изучение трудновоспитуемых подростков и
малолетних правонарушителей.—М.: Педагогика, 1974.
Сапожникова Л. С. Соотношение самооценки и взаимооценки
подростков с их товарищеским статусом//Новые исследования
в психологии.—1979.—№ 1.—С. 106—110.
Солдатенко Н. Г. Психология трудного подростка.—Рига: Зна-
ние, 1980.
Сухомлинский В. А. Духовный мир старшего школьника (под-
росткового и юношеского возраста).—М.: Гос. учебн. пед. изд.
МП РСФСР, 1961.—С. 87—167.
Устименко С. Ф. Межличностные отношения трудных подрост-
ков. — Вопросы психологии.—1984.—№ 1.—С. 27—33.
Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно по-
лезной деятельности подростков.—М.: Педагогика, 1982.
Чудновский В. Э. О нравственной устойчивости личности и ее
формирование у подростка.—М.: Педагогика, 1979.
13Г
Задания для самостоате-льпой работы
Аннотирование и конспектирование литературы
Краковский А. П. О подростках.—М.: Педагогика, 1970.
Миронов А. И. Критические периоды детства. — М.; Знание,
1979.—С. 49—91.
Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника (подросткового
и юношеского возраста).—М.: Гос. учеб.-пед. изд-во МП РСФСР,
1961.—С. 87—167.
Составление рефератов или докладов
1. Младший школьник и младший подросток, сравнительная
психологическая характеристика
Божович Е. Д. Личность и ее формирование в детском возрас-
те.—М.: Просвещение, 1968.
Кравцов Г. Г. Некоторые психологические особенности учеб-
ной деятельности младших подростков//Экспериментальные ис-
следования по проблемам педагогической психологии.—М.: Пе-
дагогика, 1976.—Вып. 2.—С. 130—140.
2. Младший и старший подросток: сравнительная психологи-
ческая характеристика
Возрастные ц индивидуальные особенности младших подрост-
ков/Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой.—М.: Просве-
щение, 1967.
Драгунова Т. В. Подросток.—М.: Знание, 1976.
Краковский А. П. О подростках.—М.: Педагогика, 1970.
Никитинская М. И. Психологические особенности идеалов под-
ростков и старших школьников//Советская педагогика.—1976.-—
№ 11.—С. 38—45.
3. Психологические причины отклоняющегося поведения «труд-
ных» подростков и педагогические пути коррекции их личности
Беличева С. А. Специализированные подростковые клубы как
институт ресоциализации «трудных» подростков//Психологичес-
кий журнал. — 1984. — Т. 5. — № 6. — С. 48—54.
Белкин А. Отклонения в поведении школьников. — Свердловск,
1973.
Новоселова А. С. Обусловленность формул внушения педаго-
гическими целями и мотивационной сферой трудных подростков/'/
Педагогическое воздействие на осознаваемые и неосознаваемые
компоненты психики//Учен. зап. Пермского гос. пед. ин-та.—
1975.—Т. 143.
Новоселова А. С. Формирование нравственных установок по-
ведения и деятельности трудных школьников//Педагогическое воз-
действие на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психи-
ки//Учен. зап. Пермского гос. пед. ин-та.— 1975.—Т. 143.
Психологическое изучение трудновоспитуемых подростков и
малолетних правонарушителей.—М.: Юрид. лит-ра, 1974.
9* 13-t

Солдатенко Н. Г. Психология трудного подростка.—Рига: Зна-
ние, 1980.
Устименко С. Ф. Межличностные отношения трудных подрост-
ков//Вопросы психологии.—1984.—№ 1.—С. 27—33.
4. Психологические проблемы семейного воспитания подрост-
ков
В мире подростка/Под ред. А. А. Бодалева.—М.: Медицина
1980.
Мудрик А. В. Роль социального окружения в формировании
личности подростка.—М.: Педагогика, 1979.
Подросток: Проблемы воспитания детей в семье.—М.: Педа-
гогика, 1977.
Чудновский В. Э. О нравственной устойчивости личности и ее
формирование у подростка.—М.: Педагогика, 1979.
5. Психологические проблемы общения в подростковом воз-
расте
Гаврилова Т. П., Фетисова Е. В. Экспериментальное исследо-
вание отношения младших подростков к взрослым и сверстникам
как объектам общения//Психолого-педагогические проблемы об-
щения.—М.: Педагогика, 1979.—С. 98—110.
Горшкова Е. А. Формирование взаимоотношений подростков в
коллективе сверстников//Советская педагогика.—1984.—№8.—'
С. 27—29.
Лозоцева В. И. Сверстник как образец для подростка//Вопро-
сы психологии.—1977.—№ 2.—С. 131—134.
Максакова В. И., Селиванова Н. А. Коллективные отношения
в подростковых классах (аспекты общения)//Психолого-педагоги-
ческие проблемы общения.—М.: Педагогика, 1979.—С. Ill—120.
Сапожникова Л. С. Соотношение самооценки и взаимооценки
подростков с их товарищеским статусом//Новые исследования в
психологии.—1979.—№ 1.—С. 106—110.
Цыбенова Н. Ч. Об особенностях самоутверждения младших
подростков в классном коллективе//Экспериментальные исследо-
вания по проблемам общей, социальной психологии и психофизио-
логии.—М.: Наука, 1976.—С. 133—142.
6. Психологически обоснованные пути педагогических воздей-
ствий на подростков
Арзамасцева Н. И. Честь и достоинство как стимулы развития
активности подростков в учебно-воспитательном процессе//Совет-
ская педагогика. — 1979. — № 4. — С. 27—30.
Валитов М. С. Особенности профессиональной консультации
подростков//Вопросы психологии.—1984.—№ 6.—С. 60—63.
Габриловец К. В. Развитие у подростков гуманизма//Советская
педагогика. — 1984. — № 9. — С. 22—26.
Гуткица Н. И. Психологические проблемы общения учителя
с подростком//Вопросы психологии.—1984.—№ 2.—С. 99—106.
Краковский А. П. О подростках.—М.: Педагогика, 1970.
Ш
Кузнецова Г. И., Харченко В. Д. Психологические особенности
недисциплинированности подростков//Вопросы психологии. —
1981.—№ 6.—С. 138—144.
Мурачковский Н. И. Классификация типических проявлений
личности полростка — условие эффективности процесса воспита-
ния//Советская педагогика.— 1979.—№ 2.—С. 44—51.
Решетников П. Е, Влияние педагогической оценки на отноше-
ние подростков к труду//Советская педагогика.— 1984. «—№ 9.—
С. 32-36
фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно по-
лезной деятельности подростков,—М.: Педагогика, 1982.
Решение психологических задач
Задача 1
Известно, что по отношению к подростку рекомендуется ис-
пользовать в основном поощрительные меры психологического
воздействия, стараться избегать прямого принуждения. Прочи-
тайте отрывок из статьи учителя А. Гармаева и ответьте на воп-
росы.
«...Все началось со статьи в газете. Из нее узнал, что есть учи-
теля, которые почти не пользуются отрицательными отметками.
Более того, они при устной оценке работы учеников ищут прежде
всего достижения, умудряются видеть их даже в очень посредст-
венных ответах. Дети у них занимаются с удовольствием — все
дети.
Как же так? Почти отказаться от отметки «два»? Это не укла-
дывалось в голове. Тем более не получалось на уроке. Но однаж-
ды...
Класс очень хотел найти решение, но оно никак не удавалось.
Все предложения были далеки от него. И вдруг, словно озаре-
ние,—реплика. Еще не решение, но путь к нему.
— Вот оно! Сережа! Ты молодец!
И шквал рук в классе: «Я понял! Спросите меня!»
А он растерялся, неуверенно оглядывался, будто боялся при-
знаться в том, что это он—он!-—виновник случившегося прозре-
ния.
Ученик не знал, что с этой минуты началось именно мое, пе-
дагогическое прозрение. Вся правильность прежних доводов пе-
ревернулась. Постепенно начало исчезать восприятие учебной про-
граммы как догмы, высшей ценности. Теперь был Сережа. И было
много других, со своими именами, индивидуальными способно-
стями.
Стало ясно: своей безжалостной тройкой из урока в урок я
уничтожал в ученике ощущение какого бы то ни было движения
вперед. Он шел, усваивая лишь часть программы. И пусть мед-
ленно, но увеличивал объем знаемого. Однако я поначалу заме-
чал лишь одно: из каждой новой темы троечник брал только часть.
133

А ответ ужесточал требовательность. Он начинал злиться, совсем
переставал заниматься, получал несколько двоек и разной степе-
ни нагоняи. Подтягивался все на ту же тройку, и мы жили с ним,
стараясь не замечать друг друга, до следующего срыва.
Теперь я понял, почему он уходил от меня, от других учителей,
вообще от школы — во двор, в компании. Уходил туда, где в оцен-
ке окружающих его парней и сверстников находил разницу меж-
ду собой сегодняшним и вчерашним.
В школу они приходят с одинаковой жаждой к становлению,
доверчиво ища опору в нас, учителях. Затем какая-то часть раз-
бредается, не любя школу, а вместе с нею отрицая общечелове-
ческие ценности, вырабатывая свои, дворовые. И притом не испы-
тывая чувства ущемленности от того, что их начинают называть
«трудными». Какую же нравственную силу имеют те педагоги, кто
своей любовью и вниманием к каждому школьнику сумел сохра-
нить в них самое важное человеческое качество — желание
учиться!
Не укладывалось в голове, как внимание к каждому уместить
в сорок пять минут. В процессе работы стало понятно и это. Успе-
вал же я «вместить» в урок унижающую оценку слабых учеников.
Нужно, видимо, заменить эту оценку вниманием. Попробовал —
количество контактов с учениками осталось прежним, но харак-
тер их изменился.
...Через «поощрительные оценки» они вдруг обнаружили, что
первым научиться какому-то действию может не обязательно от-
личник. И удивление коллектива смешивалось с радостью за тро-
ечника, а вместе с ним и за весь класс.
Проходили месяцы, и я обнаружил, что класс (весь-весь)
включен в работу. Знал, что все ребята не ради отметки и не из
страха пред учителем заняты ею. Через работу каждый пытается
научиться действию. А в освоении видит теперь собственное ста-
новление.
Так постепенно менялся смысл нашей деятельности на уроке.
Этот новый смысл учения открылся подросткам. И я, учитель, и
мои ученики слились в единое целое — теперь была общая цель,
общие заботы и радости. Конечно, не все еще удается. Приходит-
ся многому учиться у старших, перенимать их умение»*.
Вопросы
1. Какие способы положительного оценивания поведения и
учебных успехов учеников, помимо отметки в журнале и записи
в дневник, имеются в арсенале педагога-мастера?
2. Приведите примеры (из личных наблюдений) использования
учителем разнообразных речевых и неречевых средств воздейст-
вия на учащихся. Оцените их пригодность для подросткового воз-
раста.
' Цит. по кн.: Щербаков А. И. Психологические задачи.—Л., 1980. •
С. 59.
134



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Притча «Деятельность и просветление»
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Притча «Жизнь человека (бразильская сказка)»
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Хаверенко Жанна Валерьевна. Экспериментирование как один из методов формирования познавательной сферы дошкольников.
  • Притча «Бремя»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «Желание»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Размышления о новых государственных стандартах в системе дошкольного образования
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «О вопросах»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Эрих Фром говорил…
  • Притча «Что такое ЛЮБОВЬ?»
  • Екатерина Шубина. Что такое хитрость
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Птушко Елена Александровна. Консультация для родителей «Как вырастить талант?»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Притча «Другой»
  • Притча «Я протягиваю вам свою руку»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «Завтра»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Кравцова Александра Александровна. Комплексное психолого-педагогическое сопровождения субъектов образовательной деятельности в ДОУ
  • Притча «Одна минута»
  • Притча «Принять все как от Бога»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь