|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54528
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Занятие 3 (семинарское)
Психология «трудного» подростка 1. Причины отклоняющегося поведения «трудных» подростков как крайние проявления общих закономерностей развития лич- ности в этом возрасте. 2. Ошибки в семейном воспитании и появление отклоняющего- ся поведения у подростков. 3. Изолированность в классном коллективе как причина появ- ления отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. 4. Биологические предпосылки нарушения поведения у неко- торых «трудных» подростков. 5. Учет индивидуально-типологических особенностей при рабо- те с «трудными». Беличева С. А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации «трудных» подростков//Психологичес- кий журнал. — 1984. — Т. 5. — № 6. — С. 48—54. Белкин А. Отклонения в поведении школьников. — Свердловск, 1973. Блонский А. П. Трудные школьники.—М.: Работник просве- щения, 1930. Божович Е. Д. Психологические особенности развития личнос- ти подростка.—М,: Знание, 1979. Божович Л. И., Благонадежина Л. В. Изучение мотивации де- тей и подростков.—М.: Педагогика, 1972. Бочкарева Г. Г. Психология подростков-правонарушителей// Советская юстиция. — 1967. —№ 22. В мире подростка/Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Медицина, 1980. Валитов М. С. Особенности профессиональной консультации подростков//Вопросы психологии.—1984,—№ 6.—С. 60—63. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Пет- ровского.—М.: Просвещение, 1981. Возрастные и индивидуальные особенности младших подрост- ков/Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой.—М.: Просве- щение, 1967. Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее измерения.—Челябинск, 1979. Гуткина Н. И. Психологические проблемы общения учите- ля с подростком/УВопросы психологии.—1984.—№ 2.—С. 99— 106. Драгунова Т. В. Подросток.—М.: Знание, 1976. Зюбин Л. М. Учебно-воспитательная работа с трудными уча- щимися.—М.: Высшая школа, 1982. Конникова Т. Е. Механизм воздействия коллектива на личность школьникаУ/Советская психология.—1969.—№ 11.—С, 27—38. 8 Заказ 2268 129 Кравцов Г. Г. Некоторые психологические особенности учебной деятельности младших подростков//Экспериментальные исследо- вания по проблемам педагогической психологии.—М., 1976.— Вып. 2. —С. 130—140. Кузнецова Г. И., Харченко В. Д. Психологические особенности недисциплинированности подростков//Вопросы психологии. — 1981.—№6.—С. 138—144. Левитов Н. Д. Психология характера.—3-е изд., испр. и доп.—М.: Просвещение, 1969. Личко А. Е. Психопатия и акцентуация характера у подрост- ков.—Л.: Медицина, 1977. Лозачева В. И. Сверстник как образец для подростка//Вопро- сы психологии.—1977.—№ 2.—С. 131—134. Маркова А. К. Психология обучения подростка.—М.: Просве- щение, 1975. Миронов А. И. Критические периоды детства.—М.: Знание, 1979.—С. 49—91. Мудрик А. В. Роль социального окружения в формировании личности подростка.—М.: Педагогика, 1979. Никитинский М. И. Психологические особенности идеалов под- ростков и старших школьников//Советская педагогика.—1976.— № 11.—С. 38—45. Новоселова А. С. Формирование нравственных установок пове- дения и деятельности трудных школьников//Педагогическое воз- действие на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психи- ки//Учен. зап. Пермского гос. пед. ин-та. — 1975.—Т. 143. Патологические нарушения поведения у подростков.—Л.: Ме- дицина, 1973. Подросток: Проблемы воспитания детей в семье.—М.: Педа- гогика, 1977. Психологическое изучение трудновоспитуемых подростков и малолетних правонарушителей.—М.: Педагогика, 1974. Сапожникова Л. С. Соотношение самооценки и взаимооценки подростков с их товарищеским статусом//Новые исследования в психологии.—1979.—№ 1.—С. 106—110. Солдатенко Н. Г. Психология трудного подростка.—Рига: Зна- ние, 1980. Сухомлинский В. А. Духовный мир старшего школьника (под- росткового и юношеского возраста).—М.: Гос. учебн. пед. изд. МП РСФСР, 1961.—С. 87—167. Устименко С. Ф. Межличностные отношения трудных подрост- ков. — Вопросы психологии.—1984.—№ 1.—С. 27—33. Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно по- лезной деятельности подростков.—М.: Педагогика, 1982. Чудновский В. Э. О нравственной устойчивости личности и ее формирование у подростка.—М.: Педагогика, 1979. 13Г Задания для самостоате-льпой работы Аннотирование и конспектирование литературы Краковский А. П. О подростках.—М.: Педагогика, 1970. Миронов А. И. Критические периоды детства. — М.; Знание, 1979.—С. 49—91. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника (подросткового и юношеского возраста).—М.: Гос. учеб.-пед. изд-во МП РСФСР, 1961.—С. 87—167. Составление рефератов или докладов 1. Младший школьник и младший подросток, сравнительная психологическая характеристика Божович Е. Д. Личность и ее формирование в детском возрас- те.—М.: Просвещение, 1968. Кравцов Г. Г. Некоторые психологические особенности учеб- ной деятельности младших подростков//Экспериментальные ис- следования по проблемам педагогической психологии.—М.: Пе- дагогика, 1976.—Вып. 2.—С. 130—140. 2. Младший и старший подросток: сравнительная психологи- ческая характеристика Возрастные ц индивидуальные особенности младших подрост- ков/Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой.—М.: Просве- щение, 1967. Драгунова Т. В. Подросток.—М.: Знание, 1976. Краковский А. П. О подростках.—М.: Педагогика, 1970. Никитинская М. И. Психологические особенности идеалов под- ростков и старших школьников//Советская педагогика.—1976.-— № 11.—С. 38—45. 3. Психологические причины отклоняющегося поведения «труд- ных» подростков и педагогические пути коррекции их личности Беличева С. А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации «трудных» подростков//Психологичес- кий журнал. — 1984. — Т. 5. — № 6. — С. 48—54. Белкин А. Отклонения в поведении школьников. — Свердловск, 1973. Новоселова А. С. Обусловленность формул внушения педаго- гическими целями и мотивационной сферой трудных подростков/'/ Педагогическое воздействие на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психики//Учен. зап. Пермского гос. пед. ин-та.— 1975.—Т. 143. Новоселова А. С. Формирование нравственных установок по- ведения и деятельности трудных школьников//Педагогическое воз- действие на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психи- ки//Учен. зап. Пермского гос. пед. ин-та.— 1975.—Т. 143. Психологическое изучение трудновоспитуемых подростков и малолетних правонарушителей.—М.: Юрид. лит-ра, 1974. 9* 13-t Солдатенко Н. Г. Психология трудного подростка.—Рига: Зна- ние, 1980. Устименко С. Ф. Межличностные отношения трудных подрост- ков//Вопросы психологии.—1984.—№ 1.—С. 27—33. 4. Психологические проблемы семейного воспитания подрост- ков В мире подростка/Под ред. А. А. Бодалева.—М.: Медицина 1980. Мудрик А. В. Роль социального окружения в формировании личности подростка.—М.: Педагогика, 1979. Подросток: Проблемы воспитания детей в семье.—М.: Педа- гогика, 1977. Чудновский В. Э. О нравственной устойчивости личности и ее формирование у подростка.—М.: Педагогика, 1979. 5. Психологические проблемы общения в подростковом воз- расте Гаврилова Т. П., Фетисова Е. В. Экспериментальное исследо- вание отношения младших подростков к взрослым и сверстникам как объектам общения//Психолого-педагогические проблемы об- щения.—М.: Педагогика, 1979.—С. 98—110. Горшкова Е. А. Формирование взаимоотношений подростков в коллективе сверстников//Советская педагогика.—1984.—№8.—' С. 27—29. Лозоцева В. И. Сверстник как образец для подростка//Вопро- сы психологии.—1977.—№ 2.—С. 131—134. Максакова В. И., Селиванова Н. А. Коллективные отношения в подростковых классах (аспекты общения)//Психолого-педагоги- ческие проблемы общения.—М.: Педагогика, 1979.—С. Ill—120. Сапожникова Л. С. Соотношение самооценки и взаимооценки подростков с их товарищеским статусом//Новые исследования в психологии.—1979.—№ 1.—С. 106—110. Цыбенова Н. Ч. Об особенностях самоутверждения младших подростков в классном коллективе//Экспериментальные исследо- вания по проблемам общей, социальной психологии и психофизио- логии.—М.: Наука, 1976.—С. 133—142. 6. Психологически обоснованные пути педагогических воздей- ствий на подростков Арзамасцева Н. И. Честь и достоинство как стимулы развития активности подростков в учебно-воспитательном процессе//Совет- ская педагогика. — 1979. — № 4. — С. 27—30. Валитов М. С. Особенности профессиональной консультации подростков//Вопросы психологии.—1984.—№ 6.—С. 60—63. Габриловец К. В. Развитие у подростков гуманизма//Советская педагогика. — 1984. — № 9. — С. 22—26. Гуткица Н. И. Психологические проблемы общения учителя с подростком//Вопросы психологии.—1984.—№ 2.—С. 99—106. Краковский А. П. О подростках.—М.: Педагогика, 1970. Ш Кузнецова Г. И., Харченко В. Д. Психологические особенности недисциплинированности подростков//Вопросы психологии. — 1981.—№ 6.—С. 138—144. Мурачковский Н. И. Классификация типических проявлений личности полростка — условие эффективности процесса воспита- ния//Советская педагогика.— 1979.—№ 2.—С. 44—51. Решетников П. Е, Влияние педагогической оценки на отноше- ние подростков к труду//Советская педагогика.— 1984. «—№ 9.— С. 32-36 фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно по- лезной деятельности подростков,—М.: Педагогика, 1982. Решение психологических задач Задача 1 Известно, что по отношению к подростку рекомендуется ис- пользовать в основном поощрительные меры психологического воздействия, стараться избегать прямого принуждения. Прочи- тайте отрывок из статьи учителя А. Гармаева и ответьте на воп- росы. «...Все началось со статьи в газете. Из нее узнал, что есть учи- теля, которые почти не пользуются отрицательными отметками. Более того, они при устной оценке работы учеников ищут прежде всего достижения, умудряются видеть их даже в очень посредст- венных ответах. Дети у них занимаются с удовольствием — все дети. Как же так? Почти отказаться от отметки «два»? Это не укла- дывалось в голове. Тем более не получалось на уроке. Но однаж- ды... Класс очень хотел найти решение, но оно никак не удавалось. Все предложения были далеки от него. И вдруг, словно озаре- ние,—реплика. Еще не решение, но путь к нему. — Вот оно! Сережа! Ты молодец! И шквал рук в классе: «Я понял! Спросите меня!» А он растерялся, неуверенно оглядывался, будто боялся при- знаться в том, что это он—он!-—виновник случившегося прозре- ния. Ученик не знал, что с этой минуты началось именно мое, пе- дагогическое прозрение. Вся правильность прежних доводов пе- ревернулась. Постепенно начало исчезать восприятие учебной про- граммы как догмы, высшей ценности. Теперь был Сережа. И было много других, со своими именами, индивидуальными способно- стями. Стало ясно: своей безжалостной тройкой из урока в урок я уничтожал в ученике ощущение какого бы то ни было движения вперед. Он шел, усваивая лишь часть программы. И пусть мед- ленно, но увеличивал объем знаемого. Однако я поначалу заме- чал лишь одно: из каждой новой темы троечник брал только часть. 133 А ответ ужесточал требовательность. Он начинал злиться, совсем переставал заниматься, получал несколько двоек и разной степе- ни нагоняи. Подтягивался все на ту же тройку, и мы жили с ним, стараясь не замечать друг друга, до следующего срыва. Теперь я понял, почему он уходил от меня, от других учителей, вообще от школы — во двор, в компании. Уходил туда, где в оцен- ке окружающих его парней и сверстников находил разницу меж- ду собой сегодняшним и вчерашним. В школу они приходят с одинаковой жаждой к становлению, доверчиво ища опору в нас, учителях. Затем какая-то часть раз- бредается, не любя школу, а вместе с нею отрицая общечелове- ческие ценности, вырабатывая свои, дворовые. И притом не испы- тывая чувства ущемленности от того, что их начинают называть «трудными». Какую же нравственную силу имеют те педагоги, кто своей любовью и вниманием к каждому школьнику сумел сохра- нить в них самое важное человеческое качество — желание учиться! Не укладывалось в голове, как внимание к каждому уместить в сорок пять минут. В процессе работы стало понятно и это. Успе- вал же я «вместить» в урок унижающую оценку слабых учеников. Нужно, видимо, заменить эту оценку вниманием. Попробовал — количество контактов с учениками осталось прежним, но харак- тер их изменился. ...Через «поощрительные оценки» они вдруг обнаружили, что первым научиться какому-то действию может не обязательно от- личник. И удивление коллектива смешивалось с радостью за тро- ечника, а вместе с ним и за весь класс. Проходили месяцы, и я обнаружил, что класс (весь-весь) включен в работу. Знал, что все ребята не ради отметки и не из страха пред учителем заняты ею. Через работу каждый пытается научиться действию. А в освоении видит теперь собственное ста- новление. Так постепенно менялся смысл нашей деятельности на уроке. Этот новый смысл учения открылся подросткам. И я, учитель, и мои ученики слились в единое целое — теперь была общая цель, общие заботы и радости. Конечно, не все еще удается. Приходит- ся многому учиться у старших, перенимать их умение»*. Вопросы 1. Какие способы положительного оценивания поведения и учебных успехов учеников, помимо отметки в журнале и записи в дневник, имеются в арсенале педагога-мастера? 2. Приведите примеры (из личных наблюдений) использования учителем разнообразных речевых и неречевых средств воздейст- вия на учащихся. Оцените их пригодность для подросткового воз- раста. ' Цит. по кн.: Щербаков А. И. Психологические задачи.—Л., 1980. • С. 59. 134 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|