Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. | Педагогическая психология, Психотерапия и консультирование | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 26 страница



Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках.

Категория: Педагогическая психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 46112

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Солнце
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

Давайте поразмышляем о солнце. Что вам первое приходит на ум? Что вам известно о солнце?

РЕЛАКСАЦИЯ И НАПРАВЛЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
Закройте глаза... Я буду говорить, и в вашем сознании будут возникать картины. Что, по вашему мнению, думали о солнце люди в древние времена? Представь себе, что ты один из этих людей. Что представляет собой эта таинственная сфера света, которая движется по небу, изменяет свой цвет и форму, а потом неожиданно исчезает? Как выглядит солнце, когда вы просыпаетесь? Как оно выглядит в полдень и в конце дня? Когда солнце исчезает, все становится холодным и темным. Велико могущество солнца. Подумайте о тех историях, которые вы могли бы рассказать об этом теплом и странном светиле...
Теперь представьте, что наступил 1986 год (нынешний год). Солнце имеет важное значение в вашей жизни. Подумайте о том, как оно вам помогает. Вы видели, как изгибаются растения, стремясь получить больше солнечного света? Вам, быть может, доводилось помогать отцу развешивать одежду на солнце для просушки. Вам, наверное, приходилось лежать на полотенце, чтобы высохнуть под лучами горячего солнца на пляже, возле озера или бассейна... Представьте себе те ощущения, которые вы испытываете, когда солнце согревает вашу спину. Что вы при этом чувствуете?.. Вам, быть может, приходилось видеть в некоторых странах, как солнце нагревает воду в баках, расположенных на крышах домов.
Но иногда солнце способно причинить вред. Вспомните о том, как из-за долгого пребывания на солнце подгорала ваша кожа. Вы помните ощущение ожога кожи?.. Вы видели, как засыхают растения из-за избытка солнечного света?.. Подумайте о том, как под жестокими лучами солнца бродят сбившиеся с пути люди, а поблизости нет ни воды, ни тени, чтобы укрыться от солнца.
Вам когда-нибудь снилось солнце? Вам, быть может, приходили в голову нелепые фантазии по поводу солнца. Подождите немного, и в вашем сознании появятся какие-нибудь картины... Размышляя о том, что вам нравится и не нравится в солнце, может случиться так, что вы увидите один образ яснее, чем другие. Сконцентрируйте внимание на этом образе, и как только он станет отчетливым, откройте глаза и нарисуйте его на листе бумаги, который лежит перед вами.
Реакция на тему
Солнце вызвало у большинства учащихся (62 %) позитивные образы и ассоциации. К числу наиболее общих образов

относятся изображения самого солнца, солнечного тепла и вид на Солнце из космоса. Все дети нарисовали оригинальные рисунки, причем 60 % рисунков были оценены как удачные в художественном отношении.
Обсуждение
Тема земли вызвала больше ассоциаций, чем другие темы. Земля вызвала 41 различное представление, солнце — 38, вода - 37 и огонь 26. Большинство детей позитивно отреагировали на воду, землю и солнце. Наибольшее число позитивных интерпретаций вызвала тема воды (на 13 % больше, чем тема солнца, которая занимала следующее место по числу позитивных реакций).
Наибольшее число негативных реакций вызвала тема огня. По амбивалентным реакциям на первом месте стоит тема земли (19%), а на втором — тема огня (12%). Интерпретации тем воды и солнца (9%) содержали меньше амбивалентности. Тема солнца вызвала наибольшее число нейтральных реакций (14%). Тема огня не вызвала нейтральных реакций.
Если амбивалентная реакция отражает противоречивые чувства по отношению к теме, а нейтральная реакция свидетельствует о почти полном отсутствии сочувствия, тогда можно предположить, что наиболее сильными и определенными были реакции детей на те темы, которые вызвали наименьшее число амбивалентных и нейтральных ассоциаций. Если это так, тогда наиболее ясными и бесконфликтными были реакции детей на темы огня и воды.
Сопоставление по классам
Ученики 6—7 классов по-разному реагировали на каждую тему. Реакция на тему земли была смешанной, т. е. реакции поровну распределились на позитивные и негативные, причем отмечалось большое число амбивалентных реакций. Тема воды вызвала у учеников больше позитивных реакций и меньше амбивалентных.
В той же школе ученики 4 5 классов отреагировали на темы воды и земли более позитивно, чем ученики 6—7 классов. Тема солнца вызвала у большинства учеников этого класса позитивные ассоциации, однако на тему огня они в большинстве своем отреагировали негативно.

Ученики 4—5 и 6—7 классов были весьма схожи по своему характеру. И в том, и в другом классе было много активных детей, которые умели ясно формулировать свои мысли и требовали внимания к себе. Их поведение с трудом поддавалось контролю. И тем не менее в их реакциях на темы отмечался ряд различий.
Ученики пятого класса школы Б отличались лучшим поведением и жили в районе с более стабильной группой населения. Хотя дети и отреагировали позитивно на темы огня и солнца, тем не менее их реакция на солнце была намного сильнее, чем на огонь. В этой группе обе темы вызвали больше позитивных ассоциаций, чем у школьников 4 — 5 классов школы Л, но даже их позитивная реакция была более мягкой по отношению к огню.
В специальном корректирующем классе работа проводилась только по теме огня. Как уже отмечалось в этом исследовании, преобладание негативных реакций в этом классе отражало негативное отношение детей к своей жизни.
При рассмотрении факторов, объясняющих полученные результаты, было установлено, что архетипические темы как таковые оказали более сильное влияние, чем характер определенного класса. Например, два негативных (по поведению и психологической установке) класса позитивно отреагировали на тему воды. Тема огня вызвала у самого позитивного класса появление пламенных и необузданных образов. Она, вероятно, позволила детям выразить свои пламенные чувства в приемлемой форме. Образы, возникшие у школьников 4 — 5 классов как реакция на тему огня, отражали их «взрывное» поведение в классе, хотя их реакции на другие темы были позитивными.
Реализация программы исследования помогла детям сформировать свои собственные мысленные образы, не полагаясь на стереотипы. Почти все дети создали оригинальные художественные произведения. Дети действительно поняли, что особое значение придается не технике рисования, а свободе самовыражения, и поэтому они работали более раскованно, не испытывая чрезмерной тревоги по поводу необходимости создать совершенную картину.
С объективных позиций трудно определить ту степень, в какой программа позволила учащимся приобрести основательное понимание изобразительного искусства. Судя по их рисункам и образам, возникшим в процессе работы над рисунками, творческий процесс по-настоящему увлек учащихся.


Он имел определенный смысл для них и поэтому доставлял им чувство удовлетворения.
С точки зрения исследователей, занятия рисованием имели содержательный характер, поскольку привели к появлению более богатых образов, чем при занятиях другими видами искусства. Рисунки позволили исследователям глубже понять детей и их эмоционально-психологическое состояние.

Оценка с точки зрения художественной терапии
В этом разделе мы рассмотрим терапевтическое и диагностическое значение программы, ее успешное применение для стимулирования расторможенности самовыражения в благоприятной обстановке, а также ее приоритетную ориентацию на процесс, а не на конечный результат. С этой точки зрения программа существенно расширила границы терапевтического опыта в области применения художественных материалов для свободного самовыражения.
Сами темы способны оказывать определенное терапевтическое воздействие. Результаты реализации программы исследования показывают, что тема огня служила средством выражения энергичных чувств. Эту тему можно использовать в качестве средства, способного обеспечить выход внутреннему смятению и раздражению детей. Если эти состояния продолжают существовать, нередко принимая форму вспышек гнева, тогда с темой огня можно поработать в течение определенного периода времени. По теме огня можно провести дополнительное занятие, предоставив детям выбрать конкретный огненный фрагмент первого рисунка, увеличить его масштаб и изобразить на втором рисунке с более тщательной проработкой деталей. Наряду с этим детям можно предоставить возможность создавать «огненные» рисунки до тех пор, пока они не утратят к ним интерес. Угасание пламенных чувств свидетельствует о готовности детей перейти к работе над следующей темой. В этот момент можно подробно остановиться на теме воды, поскольку вода оказывает успокаивающее, умиротворяющее воздействие на психику. Иногда тему воды можно использовать на предыдущей стадии для умиротворения пылких чувств.
Программа исследования имеет ряд несомненных терапевтических достоинств и поэтому заключает в себе настоящий кладезь знаний для тех, кто интересуется диагностическими проблемами. Рисунки, выполненные в рамках данной

программы, позволяют более основательно понять детей, поскольку образы и стиль самовыражения детей нередко выполняют роль метафор, отображающих их эмоциональные и психологические состояния.
Например, один из рисунков отражает конфликтное состояние художника, в котором он находился в течение многих месяцев. Мальчик с трудом сдерживал вспышки гнева, которые нередко приводили к дракам на школьном дворе. На своем рисунке он изобразил похожее на животное чудовище. Чудовище обладает настолько огромной СИЛОЙ, что выпрыгивает из охваченного пожаром здания. Какой-то человек выбегает из дома и пытается укротить чудовище с помощью воды. В конечном счете ему удается с ним справиться. Мальчик старался изо всех сил укротить свое внутреннее «чудовище» и к концу года достиг заметных успехов.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Символы любви и счастья. Как привлечь свечами желаемого партнера.
  • Притча «Огонь и холодная вода»
  • УПРАЖНЕНИЕ "БУМАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК"
  • Билл Хайдрик. Медитация на Младшие Арканы
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Упрочнение контакта с другим человеком
  • Притча «Подражание»
  • К чему снится вода
  • Сергеевна Ионова Ольга. Занятия для повышения школьной мотивации «Сказка о потерянном времени»
  • Притча «Завоевание мира»
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Уревская Анна Юрьевна. Конспект НОД в средней группе «Огонь друг — огонь враг»
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • К чему снится огонь?
  • Развитие концентрации, устойчивости, объёма, распределения. ЗАНЯТИЕ 3
  • Притча «Гуроу - проницательнейший из мышей»
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Иванова Нина Ивановна. Дыхательная гимнастика «Пузырьки»
  • Возможность попытаться переосмыслить свои жизненные позиции и мировоззренческие установки
  • К чему снится бассейн
  • Опейкина Ольга Владимировна. Презентация по пожарной безопасности 'Чтоб не ссориться с огнём'
  • Притча «Рыба и вода»
  • Притча «Бесстрастие»
  • Притча «Костер духовного развития»
  • Притча «Белый свет»
  • Золотова Наталья Викторовна. ИГРЫ НА СПЛОЧЕННОСТЬ, СОТРУДНИЧЕСТВО
  • Притча «Притча про честь»
  • Касимова Разиля Газизулловна. Игры, направленные на сплочение группы
  • Притча «Огонь сердца»
  • Захарова Светлана Петровна. Презентация 'Огонь — наш друг или враг?'
  • Голд Ю. ПОСЛЕДНИЙ ЧАС ЖИЗНИ
  • Елена Владимировна Григорьева. Занятие по экологии в средней группе 'Волшебница вода'
  • Кокурина Надежда Васильевна. Сценарий ко Дню Матери в старшей группе «А ну-ка, мамочки»
  • Притча «Сказка о фонарике»
  • Казанская Наталья Анатольевна. Продуктивное использование образовательных технологий
  • Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе
  • Семенихина Наталья Васильевна. Презентация Эко Мода «Природа и фантазия»
  • Притча «Ты наделен волшебной властью»
  • Притча «Мы такие»
  • Краткосрочная психотерапия: психоанализ или внушение
  • Как читать заговор на огонь и воду для приворота мужчины?
  • Притча «Когда меняются воды»
  • Супружеские игры
  • Эдит Сницарук. КОРОЛЕВА НОЧИ
  • Редактор. Коробки любви – трогательный подарок на свадьбу и другие праздники.
  • Жук Елена Валерьевна. Сценарий праздника 'День Земли'
  • Притча «Вода»
  • Притча «Не делать»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь