Анастази А. Дифференциальная психология.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 30111

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

себя все стимулы, на которые организм реагирует. Из этого следует, что окружающая среда у двух индивидов всегда будет разной, даже если поместить их в одни и те же условия. Например, окружающая среда для живущих в одном доме брата и сестры будет различаться по многим важным параметрам.
Чем больше мы узнаем о действии наследственности и* окружающей среды, тем более осознаем, что они неизбежно переплетаются. Наследственность определяет границы, внутри которых организм может развиваться. Если речь идет о сложных психологических качествах человека, то возможности внутри этих границ так многообразны, что позволяют существовать почти беспредельному количеству вариантов. К тому же если задать вопрос, насколько интеллектуальные или личностные качества зависят от наследственности, а насколько — от окружающей среды, то он окажется бессмысленным, поскольку ответов на него столько же, сколько существует индивидов. Надо изменить формулировку вопроса и спрашивать — не «насколько», а «как». Что нам нужно знать, так это modus operandi: то, как конкретная наследственность и окружающая среда вызывают в поведении специфические различия.
Существует множество заблуждений, связанных с действием наследственности и окружающей среды. Не все то, что имеется при рождении, относится к наследственности, поскольку пренатальная окружающая среда может влиять на основные структурные и поведенческие характеристики организма. При этом наследственность влияет на то, что может проявиться через большой промежуток времени после рождения. Сходство с родителями может зависеть как от наследственности, так и от окружающей среды. Различия между родителями и детьми могут также быть результатом действия каждого из факторов. Достижения родителей не могут передаваться детям через наследственность. Будущая мать во время беременности может влиять на плод только посредством биохимических и физических факторов, воздействующих на него. И наконец, было бы ошибкой полагать, что нельзя повлиять на наследуемые качества, изменить их, или считать изменения, вызванные воздействием окружающей среды, чем-то несущественным и нестойким.
Поскольку влияние наследственности на поведение всегда опосредованно, то встает важный вопрос, касающийся «струк-

Наследственность и среда 109
турных» (анатомо-физиолого-биохимических) условий, которые ограничивают поведенческое развитие. Такие структурные условия зависят как от действия фактора наследственности, так и от фактора окружающей среды.
«Поведение, не являющееся результатом научения» является поведением, целиком детерминированным структурными свойствами организма. Термин «созревание» используется в связи с появлением поведения определенного типа по достижении индивидом определенной стадии структурного развития. Поведение, не являющееся результатом научения, подразделяется на тропизмы, рефлексы и инстинкты. Эти термины, особенно такие как «созревание» и «инстинкт», надо применять с осторожностью, чтобы избежать необоснованных выводов. Психологические тесты не измеряют «врожденных способностей». Иная точка зрения является следствием непонимания природы наследственности и ее взаимодействия с окружающей средой.
В заключение напомним, что наследственность и окружающая среда не являются целостными факторами, но представляют собой некое абстрагирование. И то и другое включает в себя большое количество разных факторов, взаимодействующих друг с другом во все более сложном комплексе, действующем на протяжении всей жизни индивида. За исключением патологических случаев, каждый человек обладает структурными предпосылками для практически беспредельной вариативности поведенческого развития. Эволюция человека движется в сторону расширения пределов изменчивости, налагаемых наследственностью, таким образом, человеческое поведение во все большей степени зависит от условий окружающей среды. У современного человека нет гена, отвечающего за изучение математики или за понимание абстракционизма. Что у него есть, так это генетическая конституция, которая в беспрецедентно высокой степени освобождает большую часть его поведения от наследственных ограничений и которая открывает невообразимые возможности для действия в окружающей среде.
Из краткого очерка, данного в этой главе, следует, что проблема отношения между наследственностью и окружающей средой достаточно сложна. Заманчивые обобщения здесь могут лишь ввести в заблуждение, поскольку предмет сам по себе очень сложен. Если мы смогли дать читателю представление об этой

110 Дифференциальная психология
сложности отношений между наследственностью и окружающей средой, мы достигли цели. Кроме того, если читатель признал всю важность правильного использования терминов, понял, в чем состоит различие между суеверием и установленным фактом, и осознал, что значит следовать дедукции логической и объективной в области взаимоотношений наследственности и окружающей среды, то его мышление значительно продвинулось в своем развитии. Честно говоря, лучше признавать сложность и запутанность проблемы и ограниченность наших познаний в этой области, чем довольствоваться перечнем удобных упрощений.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Anastasi, Anne, and Foley, J. P., Jr. A proposed reorientation in the heredity-
environment controversy. Psychol. Rev., 1948, 55, 239—249.
2. Beach, F. A. The descent of instinct. Psychol. Rev., 1955, 62, 401—410.
3. Burks, Barbara S. Statistical hazards in nature-nurture investigations. 27th
Yearb., Nat. Soc. Stud. Educ, 1928, Part I, 9-33.
4. Burks, Barbara S. The relative influence of nature and nurture upon mental
development; a comparative study of foster parent-foster child resemblance and true parent-true child resemblance. 27th Yearb., Nat. Soc. Stud. Educ, 1928. Part I, 219-316.
5. Carmichael, I., The onset and early development of behavior. In L.
Carmichael (Ed.). Manual of child psychology. (Rev. Ed.) N.Y.: Wiley, 1954, 60-185.
6. Cotterman, C. W. Regular two-allele and three-allele phenotype systems.
Part I. Amer. J. hum. Genet., 1953, 5, 193-235.
7. Dobzhansky, Th. Genetic and origin of species. (3rd Ed.) N.Y.: Columbia
Univer. Press, 1951.
8. Dobzhansky, Th. The genetic nature of differences among men. In S. Persons
(Ed.), Evolutionary thought in America. New Haven: Yale Univer. Press, 1950, 86-155.
9. Dunn, L. С (Ed.) Genetics in the 20th century. N.Y.: Macmillan, 1951.
10. Evans, H. M., and Swezy, Olive. The chromosomes in man: sex and somatic.
Mem., Univer. Calif., 1929, 9, No. 1.
11. Ginberg, A. A reconstructive analysis of the concept «instinct». /. Psychol.,
1952, 33, 235-277.
12. Haldane, J. B. S. The interaction of nature and nurture. Ann. Eugen., 1946,
3, 197-205.
13. Hogben, L. Nature and nurture. London: Alien and Unwin. 1939.

Наследственность и среда
111
14. Hoge, M. A. The influence of temperature on the development of a Mendelian
character. /. exp. Zooi, 1915, 18, 241—285.
15. Kantor, J. R. The principles of psychology. Vol. I. N.Y.: Knopf, 1924.
16. Loevinger, Jane. On the proportional contributions of differences in nature
and in nurture to differences in intelligence, Psychol. Bull., 1943 40, 725-750.
17. Munn, N. L. The evolution and growth of human behavior, Boston: Houghton
Mifflin, 1955.
18. Painter, T. S. Salivary chromosomes and the attack on the genes. J. Hered.,
1934, 25, 464-476.
19. Pease, D. C, and Baker, R. F. Preliminary investigations of chromosomes
and genes with the electron microscope. Science, 1949. 109, 8— 10, 22.
20. Russell, Liane B. The effects of radiation on mammalian prenatal develop-
ment. In A. Hollaender (Kd.). Radiation biology. Vol. I. N.Y.: McGraw-Hill, 1954, 861-918.
21. Scheinfeld, A. You and heredity. (Rev. Ed.) Philadelphia: Lippincott,
1951.
22. Sinnott, K. W., Dunn, L. C, and Dobzhansky. Th. Principles of genetics.
(4th Kd.) N.Y.: McGraw-Hill, 1950.
23. Snyder, L. H. and David, P. H. The principles of heredity. (5th Ed.) Boston:
Heath, 1957.
24. Stockard, C. R. The physical basis of personality. N.Y.: Norton, 1931.
25. Stone, C. P. Maturation and «instinctive» functions. In C. P. Stone (Ed.).
Comparative psychology. (3rd Ed.) N.Y.: Prentice—Hall, 1951, 30-61.
26. Winchester, A. M. Genetics. Boston: Houghton Minlin, 1951.
27. Woodworth, H. S. Heredity and environment: a critical survey of recently
published material on twins and foster children. Soc. Sci. Res. Coun. Bull., 1941, No. 47.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Гендерные различия адаптационных способностей в младшем школьном возрасте
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Социометрический статус и самооценка
  • Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков.
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Савченко Валерия Витальевна, Маркова Галина Владимировна, Савченко Алевтина Владимировна, Хижняк Олеся Викторовна. Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Кравченко Татьяна Викторовна. Мастер-класс: Особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
  • Инговатова Елена Ювенальевна. «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Феномен детской субкультуры».
  • Женский и мужской мозг: различия
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Борисова Наталья Дмитриевна. Гендерное воспитание детей в сюжетно-ролевой игре
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Связь рукопожатия и брака
  • Рахубенко Татьяна Егоровна. Использование игры-драматизации в социально-нравственном воспитании детей старшего возраста.
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Матвеева Н.В., Челак Е.Н. и др. Информатика. Рабочая тетрадь для 2 класса. В 2 частях
  • Иванова Анастасия Сергеевна. Статья «Воспитание у детей среднего дошкольного возраста культуры поведения»
  • Кумаченко Наталья Анатольевна. Родительского собрание-практикум: «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка».
  • Важенина Наталья Николаевна. Формирование речевой культуры поведения старших дошкольников
  • Морозова Анастасия Михайловна. Социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях дошкольного образовательного учреждения
  • Социально-психологическое сопровождение семьи в рамках родительского клуба в соответствии с требованиями профстандарта
  • Старочкина Татьяна Павловна. Социально-коммуникативное развитие дошкольников
  • Сексуальность женщин и мужчин, отношение к сексу у разных полов
  • Клеймёнова Светлана Гаригиновна. Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
  • Бульгина Ирина Евгеньевна. Презентация 'Социально-коммуникативное развитие дошкольников в сюжетно-ролевой игре'
  • Позднякова Ирина Владимировна. «Технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Копкина Ольга Михайловна. Статья: «Адаптация детей в ДОУ как социально-педагогическая проблема»
  • Обатнина Елена Валериевна. 'По следам колобка' Спортивное развлечение на улице для детей младшего и среднего возраста.
  • Матвеева Н.В., Челак Е.Н. и др. Информатика. Рабочая тетрадь для 3 класса. В 2 частях
  • Матвеева Н.В., Челак Е.Н. и др. Информатика. Рабочая тетрадь для 4 класса. В 2 частях
  • Белова Ольга Викторовна. Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Мусалеева Мария Сергеевна. Социальная адаптация детей к жизни, посредством театрализованной деятельности.
  • Определить сексуальную ориентацию можно по расширяющимся зрачкам
  • А.В. Юревич. Социальная психология революций.
  • Любезных Галина Ивановна. Презентация «Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
  • Матвеева Оксана Сергеевна. Методики реализации социально-коммуникативной компетентности в условиях комбинированных групп у детей с задержкой психического развития
  • Замятина Александра Владимировна. Мастер-класс Тема: «Гиперактивный ребенок – способы взаимодействия»
  • Гайкова И.И. Физика. Учимся решать задачи. 9 класс
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Строгость или вседозволенность?
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Матвеева Н.В., Челак Е.Н. и др. Информатика. Контрольные работы для 3 класса
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Курсова Кристина Андреевна. Формы, методы и средства воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье
  • Герасичева Ольга Николаевна. «Мотивация познавательной деятельности детей среднего возраста»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Тип; Туре



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь