Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19771

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Всего в исследовании анализировались двадцать два показателя индивидуально-психологических качеств личности, измеряемых по шкалам: компетентность во времени, шкала поддержки, ценностных ориентации, гибкости поведения, сензитивности к себе, спонтанности, самоуважения, самопринятия, представления о природе человека, синергии, принятия агрессии, контактности, познавательных потребностей и креативности, свойства темперамента, а также восемь стилей межличностного взаимодействия.
Обработка первичных данных осуществлялась с помощью применения корреляционного анализа Ч. Спирмена и факторного анализа из пакета прикладных программ «STATISTICA—5.0».
Для выделения высокого и низкого показателя уровня самоактуализации использовался квартальный метод определения высоких и низких значений. В качестве показателя вариативности полученных оценок брался межквартильный размах.
Квартили — три значения переменной, относительно которых ранжированный вариационный ряд распадается на четыре равные части. То есть получается три интервала (25%, 50%, 25%), согласно которым можно определить высокие, средние и низкие показатели переменной. Для определения высоких и низких показателей самоактуализации была выбрана шкала поддержки самоактуализационного теста. Это базовая шкала, содержащая в себе 91 пункт; она наиболее полно описывает многомерную величину — самоактуализацию.
Меньший квартиль по шкале поддержки имеет показатель (39), а больший (56). Поэтому если по шкале поддержки испытуемый получал менее 39 баллов, то он распределялся в группу с низким уровнем самоактуализации, а если более 56 — то в группу с высоким уровнем самоактуализации.
Для того чтобы изучить особенности целостной индивидуальности, одноуровневых показателей и специфику отдельных свойств и качеств индивидуальности применялся факторный и корреляционный анализ.

Результаты факторного анализа
Факторизация матриц интеркорреляций позволила выделить в группах с высокой и низкой самоактуализацией порознь по два значимых фактора. Полученный материал представлен в таблицах 9 и 10.
С опорой на данные, представленные в таблице 9, установлено, что первый фактор включает высшие уровни интегральной индивидуальности — личностный и уровень метаиндивидуальности. Характеризуя первый фактор по средней величине насыщенности значимыми факторными весами каждого показателя интегральной индивидуальности, следует сказать, что доминирует уровень метаиндивидуальности. Это свидетельствует о том, что в структуре индивидуальности доминируют высшие уровни, а вклад свойств метаиндивидуальности в поведение студентов с высокой самоактуализацией личности является наиболее значимым.

Таблица 9
Факторное отображение структур интегральной индивидуальности
студентов с высоким уровнем самоактуализации

Уровень индивидуальной интеграции

Фактор
1 2 3 4 5 6
Время -0,320391 -0,640131* - 0,240978 0,245518 - 0,048997 -0,128935
Поддержка -0,146340 0,008110 0,453036 -0,123215 - 0,697782 0,148765
Ценности 0,326474 0,027889 0,700366 0,148214 -0,321811 0,028159
Гибкость поведении -0,182241 -0,521530* -0,138823 0,033344 - 0,377295 -0,411138
Сензитивность -0,272351 -0,104205 0,671983 - 0,347075 0,021965 0,123847
Спонтанность - 0,309522 -0,139167 - 0,084036 -0,375764 - 0,309999 0,513362
Самоуважение 0,016256 -0,458177* 0,350119 0,421074 - 0,232304 0,201178
Самонринятие -0,481167* - 0,032483 -0,319987 0,362867 - 0,624904 0,043345
Представление о человеке 0,715113* - 0,363870 -0,031046 -0,178413 -0,141992 -0,159414
Синергия 0,483970* 0,213170 0,405506 0,325539 - 0,226496 - 0,257082
Принятие агрессии -0,454335 - 0,276847 0,251897 -0,459828 -0,129717 -0,199971
Контактность -0,365143 0,349591 0,354335 - 0,348947 - 0,457563 0,171157
Познавательные потребности - 0,062792 -0,315016 0,089090 - 0,396372 - 0,287579 0,148813
Креативность - 0,036349 0,452250* 0,446315 0,408100 0,070058 0,400596
Авторитарность -0,132477 - 0,093007 0,644728 0,257464 0,254116 -0,355980
Эгоистичность - 0,354096 - 0,002629 0,155252 0,444850 0,038426 - 0,673789
Агрессивность -0,549408* 0,164157 0,484649 0,368573 0,348905 -0,128973
Подозрительность -0,709612* 0,145943 0,011166 0,304671 0,053601 -0,431283
Подчиняем ость 0,773856* 0,254721 0,021537 - 0,039897 - 0,265220 - 0,095747
Зависимость -0,714661* 0,313734 0,121092 - 0,043045 0,055465 -0,040901
Дружелюбие 0,906605* -0,122002 -0,149473 0,200180 - 0,087653 -0,165098
Альтруистичность 0,682907* -0,420188* 0,242778 0,053510 - 0,277836 -0,231017
Эргичность 0,084185 - 0,268540 0,402702 -0,073854 0,175189 - 0,024925
Социальная эргичность 0,477823* -0,539321* -0,051418 0,070459 0,212386 -0,213616
Пластичность - 0,096555 -0,667998* 0,311928 -0,216217 0,152062 0,122525
Социальная пластичность - 0,248577 -0,641622* - 0,047784 0,127639 0,266471 0,305627
Темп 0,440479 -0,608865* 0,181001 0,294075 0,242149 0,145776
Социальный темп -0,141164 -0,811328* 0,177921 -0,323523 0,250490 0,119667
Эмоциональность 0,201132 -0,853677* 0,256454 -0,301022 0,418400 - 0,265164
Социальная эмоциональность 0,097998 0,148456 0,080464 -0,800361 0,227474 -0,318055
Expl.Var 5,672999 4,643972 3,190484 2,998875 2,528597 2,109756
Prp.Totl 0,189100 0.154799 0,106349 0,099963 0,084287 0,070325

Примечание: * обозначены значимые факторные веса.
По критерию наполняемости конкретными разноуровневыми свойствами, имеющими значимые факторные веса, — фактор частично насыщен. Этот фактор определяется связкой «личность — статус». По характеру межфакторных связей этот фактор ортогональный. Было выделено 5 ортогональных зависимостей на психодинамическом уровне и одна одно-многозначная зависимость на личностном уровне.
Первый фактор — «дружелюбия», так как самый высокий факторный вес имеет показатель дружелюбие, также значимый факторный вес и у показателей подчиненности, альтруистичности, позитивного представления о природе человека. Значимые факторные веса с отрицательным плюсом имеют показатели подозрительности и зависимости.
Иначе говоря, студенты с высоким уровнем самоактуализации характеризуются качествами дружелюбного человека, стремлением всем уступать, открытостью, склонностью подчиняться, послушно и честно выполнять свои обязанности, независимостью от других, уверенностью в себе, стремлением помочь и сострадать всем, ответственностью по отношению к людям («люди в массе своей добры»), доброжелательностью.
Второй фактор включает показатели психодинамического уровня. По средней степени насыщенности значимыми факторными весами в структуре интегральной индивидуальности доминирует психодинамический уровень.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Лариса Смирнова. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Васильева Галина Валерьевна. Мир «неблагополучной семьи» глазами самого ребенка
  • Вильданова Лира Рауфовна. Эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Маргарита Исакова. Консультация 'Семья'
  • Гулевская Светлана Николаевна. Заседание родительского клуба «Моя семья».
  • Пожидаева Елена Александровна. Проект «Сотрудничество семьи и ДОУ в нравственном воспитании дошкольников»
  • Гришина Елена Валентиновна. Влияние семьи на развитие личности ребёнка.
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Анохина Наталья Николаевна. ФОРМЫ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
  • Наталья Козлова. Педагогический проект для детей и родителей 'Семья - это счастье, любовь и удача!'
  • Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей
  • Немцова Марина Николаевна. «Роль семьи в формировании у детей здорового образа жизни»
  • Чванова Маргарита Викторовна. Занятие по познавательному развитию «Моя семья» в подготовительной группе
  • Главный Редактор. Взаимодействие ребенка и матери
  • Дроздова Евгения Григорьевна. Консультация для родителей «Важность семейных традиций в воспитательной деятельности»
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Панина Елена Александровна. Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
  • Калашникова Юлия. Взаимодействие семьи детского сада
  • Асевова Лайла. Проект «Моя семья» старшая группа
  • Кузьмина Е.А. Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Рогалевич Людмила. Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию нравственности у детей старшего и подготовительного возраста
  • Шушлебина Елена Валерьевна. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании маленького гражданина»
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Супрун Эльвира Андреевна. Современные формы взаимодействия детского сада и семьи
  • Юлия Костюк. Роль семьи в период предшкольной подготовки
  • Ольга Мягкова. Взаимодействие ДОУ и семьи. Обобщение опыта
  • Хайрутдинова Наталья Вячеславовна. Формы активизации потенциальных возможностей семьи в художественно-эстетическом развитии дошкольников (из опыта работы)
  • Кодола Лариса. Занятие по самопознанию в старшей группе: «Я и моя семья»
  • Сидорова Наталья Витальевна. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Толокольникова Надежда Николаевна. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми во второй младшей группе Тема «Моя семья»
  • Абрамова Елена Евгеньевна. Роль семьи в формировании личности.
  • Моргунова Валентина Владимировна. Сценарий родительского собрания во 2 младшей группе по теме: «Семейные традиции».
  • Бруёк Анна Александровна. «Значимость семейного воспитания в жизни ребенка».
  • Социально-психологическое сопровождение семьи в рамках родительского клуба в соответствии с требованиями профстандарта
  • Котельникова Юлия Алексеевна. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Влияние семьи на развитие ребенка «Основные типы детско – родительских отношений»
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Исламова Гульшат Радисовна. Проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДОСЛОВНОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь