|
Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19771
Автор: Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В.
Название: Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Всего в исследовании анализировались двадцать два показателя индивидуально-психологических качеств личности, измеряемых по шкалам: компетентность во времени, шкала поддержки, ценностных ориентации, гибкости поведения, сензитивности к себе, спонтанности, самоуважения, самопринятия, представления о природе человека, синергии, принятия агрессии, контактности, познавательных потребностей и креативности, свойства темперамента, а также восемь стилей межличностного взаимодействия.
Обработка первичных данных осуществлялась с помощью применения корреляционного анализа Ч. Спирмена и факторного анализа из пакета прикладных программ «STATISTICA—5.0». Для выделения высокого и низкого показателя уровня самоактуализации использовался квартальный метод определения высоких и низких значений. В качестве показателя вариативности полученных оценок брался межквартильный размах. Квартили — три значения переменной, относительно которых ранжированный вариационный ряд распадается на четыре равные части. То есть получается три интервала (25%, 50%, 25%), согласно которым можно определить высокие, средние и низкие показатели переменной. Для определения высоких и низких показателей самоактуализации была выбрана шкала поддержки самоактуализационного теста. Это базовая шкала, содержащая в себе 91 пункт; она наиболее полно описывает многомерную величину — самоактуализацию. Меньший квартиль по шкале поддержки имеет показатель (39), а больший (56). Поэтому если по шкале поддержки испытуемый получал менее 39 баллов, то он распределялся в группу с низким уровнем самоактуализации, а если более 56 — то в группу с высоким уровнем самоактуализации. Для того чтобы изучить особенности целостной индивидуальности, одноуровневых показателей и специфику отдельных свойств и качеств индивидуальности применялся факторный и корреляционный анализ. Результаты факторного анализа Факторизация матриц интеркорреляций позволила выделить в группах с высокой и низкой самоактуализацией порознь по два значимых фактора. Полученный материал представлен в таблицах 9 и 10. С опорой на данные, представленные в таблице 9, установлено, что первый фактор включает высшие уровни интегральной индивидуальности — личностный и уровень метаиндивидуальности. Характеризуя первый фактор по средней величине насыщенности значимыми факторными весами каждого показателя интегральной индивидуальности, следует сказать, что доминирует уровень метаиндивидуальности. Это свидетельствует о том, что в структуре индивидуальности доминируют высшие уровни, а вклад свойств метаиндивидуальности в поведение студентов с высокой самоактуализацией личности является наиболее значимым. Таблица 9 Факторное отображение структур интегральной индивидуальности студентов с высоким уровнем самоактуализации Уровень индивидуальной интеграции Фактор 1 2 3 4 5 6 Время -0,320391 -0,640131* - 0,240978 0,245518 - 0,048997 -0,128935 Поддержка -0,146340 0,008110 0,453036 -0,123215 - 0,697782 0,148765 Ценности 0,326474 0,027889 0,700366 0,148214 -0,321811 0,028159 Гибкость поведении -0,182241 -0,521530* -0,138823 0,033344 - 0,377295 -0,411138 Сензитивность -0,272351 -0,104205 0,671983 - 0,347075 0,021965 0,123847 Спонтанность - 0,309522 -0,139167 - 0,084036 -0,375764 - 0,309999 0,513362 Самоуважение 0,016256 -0,458177* 0,350119 0,421074 - 0,232304 0,201178 Самонринятие -0,481167* - 0,032483 -0,319987 0,362867 - 0,624904 0,043345 Представление о человеке 0,715113* - 0,363870 -0,031046 -0,178413 -0,141992 -0,159414 Синергия 0,483970* 0,213170 0,405506 0,325539 - 0,226496 - 0,257082 Принятие агрессии -0,454335 - 0,276847 0,251897 -0,459828 -0,129717 -0,199971 Контактность -0,365143 0,349591 0,354335 - 0,348947 - 0,457563 0,171157 Познавательные потребности - 0,062792 -0,315016 0,089090 - 0,396372 - 0,287579 0,148813 Креативность - 0,036349 0,452250* 0,446315 0,408100 0,070058 0,400596 Авторитарность -0,132477 - 0,093007 0,644728 0,257464 0,254116 -0,355980 Эгоистичность - 0,354096 - 0,002629 0,155252 0,444850 0,038426 - 0,673789 Агрессивность -0,549408* 0,164157 0,484649 0,368573 0,348905 -0,128973 Подозрительность -0,709612* 0,145943 0,011166 0,304671 0,053601 -0,431283 Подчиняем ость 0,773856* 0,254721 0,021537 - 0,039897 - 0,265220 - 0,095747 Зависимость -0,714661* 0,313734 0,121092 - 0,043045 0,055465 -0,040901 Дружелюбие 0,906605* -0,122002 -0,149473 0,200180 - 0,087653 -0,165098 Альтруистичность 0,682907* -0,420188* 0,242778 0,053510 - 0,277836 -0,231017 Эргичность 0,084185 - 0,268540 0,402702 -0,073854 0,175189 - 0,024925 Социальная эргичность 0,477823* -0,539321* -0,051418 0,070459 0,212386 -0,213616 Пластичность - 0,096555 -0,667998* 0,311928 -0,216217 0,152062 0,122525 Социальная пластичность - 0,248577 -0,641622* - 0,047784 0,127639 0,266471 0,305627 Темп 0,440479 -0,608865* 0,181001 0,294075 0,242149 0,145776 Социальный темп -0,141164 -0,811328* 0,177921 -0,323523 0,250490 0,119667 Эмоциональность 0,201132 -0,853677* 0,256454 -0,301022 0,418400 - 0,265164 Социальная эмоциональность 0,097998 0,148456 0,080464 -0,800361 0,227474 -0,318055 Expl.Var 5,672999 4,643972 3,190484 2,998875 2,528597 2,109756 Prp.Totl 0,189100 0.154799 0,106349 0,099963 0,084287 0,070325 Примечание: * обозначены значимые факторные веса. По критерию наполняемости конкретными разноуровневыми свойствами, имеющими значимые факторные веса, — фактор частично насыщен. Этот фактор определяется связкой «личность — статус». По характеру межфакторных связей этот фактор ортогональный. Было выделено 5 ортогональных зависимостей на психодинамическом уровне и одна одно-многозначная зависимость на личностном уровне. Первый фактор — «дружелюбия», так как самый высокий факторный вес имеет показатель дружелюбие, также значимый факторный вес и у показателей подчиненности, альтруистичности, позитивного представления о природе человека. Значимые факторные веса с отрицательным плюсом имеют показатели подозрительности и зависимости. Иначе говоря, студенты с высоким уровнем самоактуализации характеризуются качествами дружелюбного человека, стремлением всем уступать, открытостью, склонностью подчиняться, послушно и честно выполнять свои обязанности, независимостью от других, уверенностью в себе, стремлением помочь и сострадать всем, ответственностью по отношению к людям («люди в массе своей добры»), доброжелательностью. Второй фактор включает показатели психодинамического уровня. По средней степени насыщенности значимыми факторными весами в структуре интегральной индивидуальности доминирует психодинамический уровень. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|