|
Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26278
Автор: Карпинский К.В.
Название: Человек как субъект жизни. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Таким образом, личность как субъект деятельности обладает ее «идеальной формой» - субъективным образом деятельности. В этом образе отображаются не только объективные свойства и условия деятельности, но и смысловое отношение личности к ней. Смысловое отношение личности к собственной деятельно-
110 сти презентируют эмоциональные переживания по поводу ее процесса и результатов. Эмоциональные сигналы оценивают успешность реализации смысловой необходимости личности в данной конкретной деятельности. Поэтому эмоциональные сигналы являются, в известной степени, личностно-смысловой оценкой самой деятельности. Негативные переживания результируют неуспех и неадекватность процесса деятельности, положительные эмоции сигнализируют об успехе и адекватности процесса деятельности. Эмоциональные переживания личности по поводу собственной деятельности выступают универсальной формой пред-ставленности функциональной (субъектной) мотивации на уровне субъективного образа деятельности. Посредством эмоциональных сигналов функциональный смысл деятельности в контексте реализации смысловой необходимости открывается ее субъекту. Тем самым эмоциональные переживания непосредственно мотивируют субъекта перестроить собственную деятельность посредством субъектной активности. Очевидно, что для возникновения эмоциональных переживаний необходимо сличение наличного состояния деятельности с эталонным образом деятельности и ее результатов. Эмоциональные переживания личности по поводу деятельности выступают в функции обратной афферентации. Они афферентируют активность личности как субъекта, направленную на изменение и оптимизацию деятельности. Однако эталоны деятельности и ее результатов не существуют в психике субъекта как априорные «акцепторы деятельности». Как уже отмечалось, они усваиваются в процессе совместной деятельности ребенка с взрослыми - носителями культурных образцов деятельности. В процессе усвоения этих эталонов и в генезисе субъекта деятельности в целом огромное значение приобретает так называемая «меточная деятельность» взрослого [144; 148]. Сущность данной деятельности состоит в том, что взрослый «маркирует» окружающие ребенка объекты и явления определенными смыслами, посредством предъявления, экспрессии соответствующих эмоций. Объекты и явления мира, а также собственные действия ребенка метятся эмоциональными знаками в зависимости от того, насколько они отвечают интересам реализации смысловой необходимости ребенка. Можно предположить, что именно за счет меточной деятельности взрослого у ребенка складывается эталонный образ и развивается функция оценивания собственной деятельности. Кроме того, со временем происходит эмоциональный «поворот на 111 себя». С этого «поворота» эмоции отражают качества индивида как условия осуществления задачи и деятельности в целом [242, с. 497]. Во всяком случае, развитие личности в качестве субъекта деятельности начинается с интериоризации культурной системы смыслов, релевантной данной деятельности. Это развитие следует основной закономерности: индивидуальный субъект с его внутренним планом деятельности нарождается из совместных действий с взрослыми, которые передают ребенку функции самодетерминации деятельности. Ранее уже отмечалось, что субъект как инстанция психической регуляции активности является высшей психической функцией. Логически закругляя этот тезис, можно предположить, что формирование личности как субъекта деятельности проходит ряд универсальных стадий. Согласно культурно-исторической теории Л.С.Выготского, высшая психическая функция первоначально существует в интерпсихическом плане, из которого сворачивается и погружается в интрапсихический план [72]. Существенное дополнение к культурно-исторической психологии Л.С.Выготского предлагается в деятельностном подходе. Здесь утверждается, что интериоризация культурных психических функций осуществляется в процессе и по поводу совместно выполняемых видов деятельности. Совместная деятельность между взрослым как персонифицированным носителем культурного опыта и ребенком является той рамкой, в которую «вставлен» генезис высших психических функций. Поэтому содействие понимается как источник социализации индивида и рождения личности в онтогенезе [30; 133; 242]. Так, В.А.Лекторский пишет: «Индивидуальный субъект, его сознание и познание должны быть поняты, учитывая их включенность в различные системы коллективной практической и познавательной деятельности» [131, с. 281]. Действительно, одна из главнейших закономерностей онтогенеза такова, что индивидуальному субъекту предшествует коллективный субъект. Это значит, что первоначально деятельность ребенка оценивается и корректируется взрослым или группой взрослых, которые олицетворяют собой общество и сличают действия ребенка с культурно выработанным эталоном деятельности. В этом эталонном образе деятельности спрессован опыт многих поколений по реализации определенных смысловых необходимостей. Разумеется, что культурный эталон деятельности вбирает в основном наиболее успешные способы реализации той или иной смысловой необходимости. Такие эталоны - «обще- 112 ственно-исторические формы деятельности» (К.А.Абульханова-Славская) - бытуют в культуре как «технологическое приложение» к смысловым образующим культуры. Поэтому в процессе интериоризации культурного опыта фазы преимущественного научения способам деятельности чередуются с фазами преимущественного овладения смыслами и мотивами деятельности. Противоречия в развитии операционально-технической и смысловой сторон деятельности являются движущими противоречиями психического развития личности как субъекта деятельности [46; 85; 133; 242]. Этот вывод правомерен и в отношении развития личности как субъекта деятельности. Движущим противоречием формирования личности как субъекта служит противоречие между смысловыми необходимостями личности и неадекватными им возможностями деятельности. Критические периоды развития субъекта обусловлены расхождением наличной деятельности с новыми образцами, которые преподносит культура. Периоды стабильного, литического развития субъекта заполнены овладением новыми, более прогрессивными, сложными и эффективными образцами деятельности. Переходы между критическими и лити-ческими стадиями развития субъекта провоцируются возникновением новых образцов деятельности, более адекватных смысловым необходимостям личности. Неадекватность наличной деятельности смысловым необходимостям личности переживается в форме эмоциональных явлений, которые некоторыми авторами определяются как «оценивающие эмоции» или «эмоции успеха-неуспеха». Непосредственная функция этих переживаний - это оценка деятельности, как удовлетворительной или неудовлетворительной с точки зрения реализации смысловой необходимости. Глубинная функция состоит в том, что эти переживания сигнализируют личности о необходимости всмотреться в свою деятельность и изменить ее; это своего рода требования, предъявляемые изнутри самой деятельности, сигналы о внутреннем противоречии в ней. Это противоречие заставляет личность активно вклиниваться в ход деятельности с тем, чтобы приспособить ее к соответствующей смысловой необходимости. Недовольство личности собственной деятельностью и собой как главным ее условием есть тенденция к самоизменению, импульс к развитию субъекта деятельности. Здесь в зачаточных формах можно увидеть субъектные действия и точки роста субъектных способностей личности. Но еще раз повторим, что 113 для обнаружения и устранения такого противоречия ребенок какое-то время нуждается во взрослом, который владеет культурным прототипом деятельности. С точки зрения этого эталона, сравниваются реальные результаты деятельности ребенка и объективные требования к ней. Если изъять из ситуации общения взрослого и ребенка эти культурные эталоны деятельности, то путь развития субъекта деятельности обращается в путь «проб и ошибок». Привилегией психического развития человека является возможность приобщения к социальному опыту, в котором аккумулирован деятельностный опыт «проб и ошибок» предыдущих поколений людей. Не оставь они культурных эталонов деятельности и способов их трансляции последующим генерациям, каждому человеку пришлось бы формировать индивидуальный субъектный опыт - наугад искать оптимальные формы деятельности и не раз спотыкаться при реализации смысловых необходи-мостей. Сотрудничество взрослого с ребенком по ходу совместной деятельности позволяет ребенку достаточно быстро и безболезненно набрести на оптимальные формы деятельной реализации смысловой необходимости. Его индивидуальный опыт многократно усиливается культурными эталонами деятельности, завещанными ему многими поколениями предшественников. В этой связи при оценке деятельности ребенка взрослый выступает не от собственного имени, он действует на основании культурного эталона деятельности, в котором кристаллизован совокупный социальный опыт. Поэтому правильным будет полагать, что первичным субъектом активности, направленной на изменение, оптимизацию и совершенствование деятельности ребенка, является групповой субъект, или полисубъект. Конечно, правку деятельности в конечном итоге осуществляет сам ребенок, ведь она принадлежит только ему. Но он способен сделать это только в тесной кооперации с взрослым. Можно сказать, что те психические функции, на которых специализирован субъект, на этой стадии поделены между ребенком и взрослым, то есть существуют в интериндивидуальном плане. Уровень психологической готовности ребенка как индивидуального субъекта можно определить по тому сравнительному вкладу, который он вносит в развитие совместной - диадной или коллективной деятельности. «Индивидуального субъекта мы можем определить по его неповторимому вкладу в совокупную (Д.Б.Эльконин), целостную деятельность, по степени участия ребенка и взрослого в ее «проектировании», построении и развитии» [129, с. 18]. 114 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|