Квинн В. Прикладная психология.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379435

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Приложение 3.2. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
СРЕДСТВО ПРОТИВ ХРАПА
Древняя, как мир, мечта человечества найти по-настоящему эффективный способ борьбы с храпом в течение многих лет подталкивала людей к изобретению множества разнообразных и хитроумных, но зачастую непригодных средств, одни из которых были просто бесполезными, другие забавными, а третьи могли сравниться с орудиями пыток.
Одним из древнейших способов предотвращения храпа является подвязывание нижней челюсти лентой. В последнее время появились всевозможные устройства, которые, едва только страдалец во сне размыкает челюсти или издает какой-либо звук, сразу же включают сирену, или заставляют вибрировать подушку, или же с помощью хитроумной системы проводов начинают транслировать прямо в ухо внушения против храпа.
Ни один из этих способов лечения от храпа не завоевал популярности ни у самих храпящих, ни у тех, кто разделяет с ними ложе. Все эти устройства часто будят не того, кого надо, или включаются некстати, поскольку не умеют отличать звук храпа, например, от шума проехавшей под окнами машины.
Поэтому Энтони Р. Доулингу (Anthony R. Dowling), австралийскому изобретателю, живущему в пригороде Сиднея, не оставалось ничего другого, как изобрести компактный, независимый электронный прибор, который помещается в ухе. По вибрациям, которые храп создает в голове и слуховом канале спящего, прибор распознает храп и начинает издавать тихое жужжание, неслышное для соседа, спящего рядом. Как указано в полученных Доулингом патентных документах, постепенно этот прибор, снабженный микрофоном и воспроизводящим устройством и по сути являющийся модификатором поведения, поможет человеку избавиться от привычки храпеть.
Источник: Nobbe, О. (1987, November). Antisnore device. Omni.
Многие лекарства имеют серьезные побочные эффекты. Например, средства против аллергии часто вызывают сонливость. Сэмпсон и Джоули (Sampson and Jolie, 1984) давали детям лекарства от аллергии с сильным запахом. Дети связывали лекарство и запах, и в дальнейшем их аллергическая реакция ослабевала от одного только запаха.
Упражнение 3.6
Вкратце опишите, каким образом, по-вашему, могли бы использовать метод классического обусловливания нижеперечисленные люди.
а. Актриса, которая должна изобразить, что испытывает тошноту: _____
б. Девочка, которая хочет стать врачом, но боится вида крови: _______
в. Мальчик, страдающий энурезом: ______________________
г. Онколог, который стремится нормализовать аппетит у своих больных:
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
Хотя большинство наших страхов и привычек и появились в результате классического обусловливания, многие психологи-бихевиористы считают, что наши действия обусловлены еще и тем, как на них отвечает внешний мир, иначе говоря — обратной связью.
Представьте себе, что вам надо с завязанными глазами попасть мячом в цель. Вы бросаете мяч раз, другой, но никто не сообщает вам результатов ваших бросков. А без такой обратной связи, без знания степени успешности своих действий вы не сможете научиться попадать в цель. Для этого вам нужны комментарии типа «Хороший бросок», «Почти попал» и даже такие негативные, как «Ну и мазила». Вы будете стараться получать благоприятные отзывы и избегать обидных замечаний. Вы научитесь делать то, за что можете получить поощрение, и будете избегать нежелательного поведения. Например, если вы своевременно сдадите порученную вам работу, вас похвалит начальник, а в дальнейшем вас могут премировать или даже повысить в должности. И наоборот, если вы спите за рабочим столом, можете потерять работу.
Оперантное (инструментальное) обусловливание: форма научения с помощью положительного или отрицательного подкрепления.

Рис. 3.3. Положительное подкрепление несомненно приводит к тому, что ребенок начинает клянчить все больше и больше.
Научение, которое происходит под влиянием поощрении и наказаний, носит название оперантного либо инструментального обусловливания. Оба термина обозначают одни и те же методы обусловливания, основанные на поощрениях и наказаниях. В классическом обусловливании главную роль играют ассоциации. В оперантном — ключевыми моментами являются поощрение и наказание. Именно они и обеспечивают обратную связь.
Положительное подкрепление: поощрение, имеющее целью стимулировать желаемое поведение.
Положительное подкрепление
Предположим, вам пообещали вознаграждение за то, что вы двенадцать часов просидите на верхушке столба. Вознаграждением же оказалась всего лишь одна конфетка. Вряд ли вы когда-либо согласитесь сидеть на столбе еще раз. Скорее всего, нет, разве что у вас возникнет страстное желание съесть именно такую конфетку. Однако, как правило, такое поощрение не может стать положительным подкреплением. Положительное подкрепление должно обязательно приводить к стимуляции какого-либо поведения. Что, например, могло бы заставить вас снова залезть на столб и просидеть там опять целый день? Возможно, хорошим положительным подкреплением для вас могла бы оказаться новая машина, статья в газете с крупным заголовком или предложение сниматься в кино. Если вас не устраивают такие подкрепления, то, может быть, вы согласились бы сидеть на столбе за приглашение в Белый дом или за туристическую путевку в Грецию. Или, может быть, вам было бы достаточно просто улыбки своей подружки. Для того чтобы положительное подкрепление действовало эффективно и стимулировало какое-либо поведение, оно должно быть наиболее подходящим для данного человека. Найти правильное подкрепление бывает нелегко. Одних людей можно поощрять деньгами, а другим предпочтительнее внимание и одобрение окружающих. Психологи-бихевиористы даже считают, что человек вообще формируется только благодаря воздействию всевозможных подкреплений. Если вы, например, разговорчивы, значит, ваши родители и друзья постоянно поощряли в вас это качество. Порой для такого положительного подкрепления достаточно просто быть вежливым в разговоре.
Но для того чтобы подкрепление было эффективным, оно должно быть обязательно связано именно с желаемым действием. Если хозяин учит свою собаку команде «служить», но выдает ей вознаграждение в виде печенья только через час после того, как она встанет на задние лапы, то животное не поймет, что печенье является наградой именно за выполненную команду. Вместо этого собака может связать получение печенья с чем-нибудь, что делала совсем недавно, — с лаем, грызением мебели или преследованием кошки.
Упражнение 3.7
Муж подает жене в постель завтрак, состоящий из французского шампанского и свежей клубники. Жена молча поглощает завтрак и оставляет его без всяких комментариев. Через две недели, прочитав в курсе психологии о необходимости положительных подкреплений, она решает, что было бы неплохо, если бы муж почаще подавал ей завтрак в постель. Придя домой, она вручает мужу один цент.
Найдите две ошибки в ее действиях.
а. ___________________________________________
б. ___________________________________________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Отрицательное подкрепление
Отрицательное подкрепление, так же как и положительное, применяется для выработки определенного вида поведения. Но в то время как положительное подкрепление использует в качестве награды что-либо приятное, отрицательное связано с устранением неприятных моментов. Предположим, ваш сосед по комнате постоянно пилит вас за то, что вы всюду разбрасываете свою грязную одежду и не убираете комнату. Если вы будете соблюдать на своей половине порядок, он не будет вас пилить. Вы не хотите, чтобы вас пилили, поэтому вы кладете одежду на место и поддерживаете в комнате чистоту. Во многих случаях желание избежать отрицательного подкрепления является эффективным средством стимуляции желаемого поведения.
Наказание
В результате наказания происходит сдерживание какого-либо вида поведения или снижение вероятности его проявления. Наказание может быть очень эффективным. Исследование, проведенное Шерманом и Берком (Sherman and Berk, 1984), показало, что если муж привык бить свою жену, то обычно достаточно арестовать его за это всего на сутки, чтобы затем в течение полугода он вел себя более спокойно.
Отрицательное подкрепление: негативная реакция, имеющая целью стимулировать желаемое поведение.

«Притворись, что ты уже спишь, и папочка прекратит петь.»
Рис. 3.4. В этом случае похоже, что папина песня выступает в качестве отрицательного подкрепления.
Тем не менее во многих случаях наказание оказывается неэффективным. Например, воры, отсидев свой срок, начинают красть снова, как только выходят на свободу. Кошку как ни наказывай за воровство, она все равно продолжает тащить все, что ни попадя, особенно в отсутствие хозяев. Девочка-подросток, которую не выпускают из дома из-за какой-нибудь провинности, придумает какой угодно хитроумный план, лишь бы выбраться из дома и пойти туда, куда ей хочется.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • Important questions that can be asked in a given period of work of the psychologist with the client.
  • Technique counseling in a systems approach
  • Training: "Team unity"
  • Свобода выбора истощает психику
  • Андрей Ловаков. Как мужчины и женщины демонстрируют любовь в браке
  • Seminar of November 19, 1974
  • Speech techniques in psychological counseling.
  • Jacques Lacan in French. Bibliographies.
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • How does the nature of our birth order
  • Technique decision. Descartes Square
  • Чиркова М. А. Анализ жизненных сценариев на материале авторской сказки
  • А. В. Федоров. Образ России в современной западной прессе
  • Добрачный секс и супружеский долг
  • Art therapy training and self-reflection
  • Smalzer William, Murphy Raymond. Basic Grammar in Use. Workbook
  • Иностранный язык уменьшает суеверия и предрассудки
  • Эго-психология; ego psychology
  • Critical Thinking: Basic Principles and Techniques
  • Azar Betty, Hagen Stacy Basic English Grammar
  • Murphy Raymond, Smalzer William. Basic Grammar in Use
  • Мир шопоголика вращается вокруг покупок и трат
  • Drawing "Man in the rain."
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Главный Редактор. Teaching Children with the SMILE
  • Георгий Почепцов. Человек между большой и малой ложью: от госпропаганды до фейков
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Ягнюк К.В. Ограниченная во времени динамическая психотерапия: своя среди чужих, чужая среди своих
  • Редактор. Методика Шалвы Александровича Амонашвили
  • Воспринимаемая несправедливость и связанные с ней эмоции, социальная идентичность и самоэффективность. Протестные действия: особенности поведения индивидуума и группы
  • Аналитическая психология; Analytical psychology; Analytische Psychologic
  • Моаканин Радмила - Психология Юнга и буддизм
  • "The size of a woman shows how much space it occupies in the heart of her husband."
  • Зимбардо Филип, Андерсен Сьюзен. Объяснение контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции.
  • К. Количество; q. quantity
  • Худоян С.С. Терапия лишением смысла или когнитивно-логотерапевтический подход к преодолению игровой зависимости
  • Paul Verbnyak. How to disclose their potential and achieve more in life
  • Ворден В. Понимание процесса горевания
  • Карлин Е. А. Полиамория как форма отношений. Размышления в контексте психотерапии
  • Бурцева Светлана Николаевна. Essay. My grandfather is a real hero.
  • Психологические типы; Psychological Types; Psy-chologische Typen
  • А.В. Федоров и др.. Школа и вуз в советском кино эпохи «оттепели» (1956-1968)
  • Виктор Суворов Ледокол
  • Женатым мужчинам не нравятся женщины, готовые к зачатию
  • Микаэлян Л.Л., Хамитова И.Ю., Климова С.В., Фисун Е.В. О значении практики в медицинских учреждениях в процессе обучения системной семейной терапии
  • McCarthy M., Felicity O. English Idioms in Use. Advanced
  • Мужчины и женщины видят цвета по-разному
  • Священный брак; Sacred marriage; heilig Ehe
  • Lacan Jacques. Seminar XXII, R.S.I.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь