Клюева Н.В.. под ред Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений.

Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 67248

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

2. Воздействие на чувство самоуважения другого человека, апелляция к более благородным мотивам («Вы же умный человек...»).
3. Подчеркивание тех моментов, с которыми педагог согласен. Преодолевая возникшие затруднения, важно попытаться найти хотя бы один пункт, в котором можно достичь согласия, пойти, если не на сотрудничество, то хотя бы на компромисс. Необходимо идти на согласие с теми аргументами, которые способствуют достижению педагогической цели в условиях конфликтного взаимодействия. Этому способствует такая особенность педагогического мышления, как децентризм: стремление смотреть на проблему и с точки зрения оппонента.
4. Создание общей благоприятной эмоциональной атмосферы. Здесь необходимо умение учитывать состояние, настроение оппонента, ход его мыслей. Условно данный прием можно назвать - «мы». Реализуется указанный прием в форме следующих высказываний: «Как нам с вами поступить?», «Что нам делать дальше?». Используя данное местоимение в качестве психологической связки, учитель может достичь эмоциональной общности с учащимися. В этом случае отношения строятся на основе взаимного принятия, что приводит к формированию важного для педагогической деятельности чувства взаимной соответственности, причастности к общему делу.
5. Ненавязывание своего мнения, стремление, чтобы к этому пришел оппонент сам. Важно вести переговоры с целью убедить собеседника, не задавить его и не принуждать. Учащиеся высоко ценят сосредоточенность педагога на поиске справедливости, а не на нажиме. Чтобы вовлечь в процесс творческого решения проблемы другую сторону, необходимо об этом позаботиться как можно раньше (обратиться к учащемуся за советом).
Для того чтобы оппонент принял то или иное приглашение к творческому сотрудничеству, мало только обсуждать с ним существо проблемы, надо создать у него чувство причастности к процессу выработки и реализации решения. Именно это является одним из важнейших факторов конструктивного разрешения педагогического конфликта.
6. Тактическая уступка с ориентацией на стратегический выигрыш. Важно продумать, чем можно пожертвовать самому и чем может пожертвовать оппонент за свою цель. Надо создать такие условия при разрешении ситуации, чтобы стратегия доминировала над тактикой.
7. Использование психологической паузы, которая помогает снимать негативный эмоциональный накал, в более спокойной обстановке обратиться к осмыслению логики развития данной ситуации.
8. Перевод разговора на другую тему, если видно, что ход развития событий складывается не в пользу педагога.
В заключение можно отметить, что творческий процесс не является линейным, поэтому ряд рассмотренных приемов может осуществляться селективно или параллельно либо в обратном порядке. Более того, отдельные указанные приемы разрешения предконфликтной ситуации могут меняться местами.
Оценочные действия педагога в процессе разрешения предконфликтной ситуации в случае их успешности многому могут научить и самого педагога. Основной прием на данном этапе -«вытяжка» как способ подытоживания основных идей и чувств говорящего. Она помогает соединить фрагменты разговора в смысловое единство («Итак, если подвести итог нашему разговору, то получается следующее...»).
Эффективное оценочное действие педагога связано с его умением делать выводы, значимые для дальнейшего совершенствования своей профессиональной деятельности. Качество таких действий зависит от субъективных факторов (общая культура педагога, уровень его профессионального и личностного роста) и объективных (дефицит времени, высокая степень сложности предконфликтной ситуации).

Предпосылки успеха в педагогическом общении

Существует целый ряд предпосылок, обусловливающих успех учителя в общении.
1. Физиологические предпосылки: нормальный уровень развития органов артикуляции; общее соматическое состояние и
здоровье; отсутствие принужденных моторных состоянии; подвижность, пластичность двигательных мышц рук и мимических мышц лица.
2. Психологические предпосылки: волевые качества, интеллект, темперамент, общая структура способностей, духовность и т.п.
3. Социально-психологические предпосылки: мотивация общения и профессиональная направленность личности, статус и авторитет учителя в ученическом и педагогическом коллективе, социальный и профессиональный опыт, техники педагогического общения.
Успех в общении характеризуется ситуативностью. Если у учителя был прекрасный контакт с классом на предыдущем уроке, то это не означает, что на сегодняшнем уроке будет так же. Ориентация на успех стимулирует педагога к постоянному самосовершенствованию. Для того чтобы воспитание детей было успешным, подчеркивает Л.Н. Толстой, надо, чтобы воспитывающие люди не переставали воспитывать себя, помогали бы друг другу все более и более осуществлять то, к чему стремятся. Учитель должен научиться бороться со своим стремлением к покою, с притуплением остроты и активности чувств, с равнодушием к окружающему и всем тем, что отдаляет его от детей, молодежи - состоянием, которое П.П. Блонский называл «старчеством». В связи с этим трудно переоценить возможности психологизации, ибо педагогическое общение - есть то поле, на котором разыгрываются отношения между людьми.

Техника педагогического общения

Обращения учителей к психологу разнообразны именно в рецептурном направлении: как работать с трудными, как поддерживать дисциплину, как предотвратить ссоры между учениками. Если психолог начинает теоретизировать в отношении запроса учителя, то интерес к его пространным рассуждениям о «неспецифической мотивации» и об «опосредованной активизации учебной деятельности» быстро сворачивается. Дело не в том, что «птичий язык» психолога малопонятен, а в том, что педагог «просит лопату, а уж куда копать он сообразит и сам». Учителя понять нетрудно: «некогда думать, работать надо».
Техника педагогического общения - совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять педагогическим процессом. Сюда принято включать две группы компонентов.
Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением (речь, мимика, пантомимика, выражение своих эмоций, внимание, наблюдательность и т.п.). Вторая - с умением воздействовать на личность и коллектив. Здесь по сути имеется в виду технология педагогической деятельности (умение предъявлять требование, организовать и корректировать педагогический процесс).
В психологии есть описание множества техник общения. К ним относятся следующие блоки: 1. Обращение: жесткое - суровое – нейтральное - нежное; рациональное - шуточное - (намеренно) абсурдное. 2. Степень причинности: игнорирование этикета - корректность (точно маркированный этикет) - любезность (этикет + желание понравиться партнеру) - дискретность (приличность + скромность) - деликатность (очень тонко маркированный этикет + подчеркнутое уважение к другому человеку) - тактичность (творческое использование этикета, отказ от него при необходимости). 3. Стиль поведения: строго формальный-деловой-неформальный-фамильярный-рафинированный-простой. 4. Выражение чувств: преувеличенное – свободное – сдержанное - заторможенное. 5. Речь: а) дикция: жеманная – корректная – свободная - вульгарная; б) диалогизация: асимметрия в пользу партнера (ему дают возможность говорить гораздо больше) - симметрия (оба говорят одинаково) - асимметрия в пользу субъекта (партнера вынуждают в основном слушать; в) жестикуляция: отчаянная – порывистая – умеренная - отсутствует; г) язык: научный - литературный – профессиональный – народный – вульгарный - диалект; д) стиль речи: протоколирующая – штамповая – «житейская» -лаконичная – патетическая – риторическая - поэтическая (образная).
Учитель тогда свободен в своем педагогическом общении, когда у него имеется выбор между рассмотренными разнообразными техниками. Чем более они будут наработаны, автоматизированы, тем более гибким, а значит, и адекватным будет его педагогическое общение и профессиональная деятельность в целом.
Тем не менее в педагогической деятельности общение вызывает определенные трудности, связанные прежде всего с незнанием учителем структуры и законов педагогического общения, с тем, что у него не в полной мере развита коммуникативная культура. Он не в должной степени владеет общением как профессиональным инструментом своей деятельности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бехтерев В. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
  • Липецкий М.Л. Внушение и мы.
  • Внушение, суггестия; Suggestion; Suggestion
  • Интересные факты о гипнозе
  • Краткосрочная психотерапия: психоанализ или внушение
  • Ольга Маховская. Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению
  • Главный Редактор. Надо ли учить детей читать до школы
  • Рамиль Гарифуллин. Тезисы о постмодернистской психологии. Постмодернизм в кинематографе - Р. Гарифуллин
  • Эксперимент у Бернгейма
  • Естественнонаучные истоки возникновения психоанализа
  • Киселева Ольга Михайловна. «Как хорошо уметь читать…»
  • Стояновский Д. Н.- Лечебный гипноз и его виды. Комбинированные методы лечения
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Как действует приворот
  • Новикова Олеся Николаевна. Как сделать ребенка послушным
  • Как правильно читать заговоры для ритуалов белой магии?
  • Притча «Ничего для человека, кроме того, что он заслужил»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Орехова Злата. Как паучок Тимошка папу искал. Сказка.
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Упражнение для обучения умению догадываться, о чем хочет сказать собеседник (клиент): «Завершение предложения»
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Чадаева И. В. Шрамы воспитания
  • Притча «Сказка о нотах»
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Романенко Надежда Ивановна. Сказка как Кенгуреныш стал самостоятельным.
  • Макаренко Эдуард. Скрытые мотивы в психологической игре.
  • Голубева Валентина Петровна. Легенда о сотворении Богом воспитательницы
  • Редактор. Сочинение к 8 марта на тему - Мама
  • Как влюбить в себя женщину
  • Александр Фролов. Дети не читают
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Редактор. Заповеди мудрого родителя
  • Белкина Елена. Консультация для родителей 'Обучение дошкольника правилам семейного этикета'
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Тип; Туре
  • Макаренко Елена Дмитриевна. Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать.
  • Приворот на женщину
  • Притча «Если царь дает кому-то подарок, пускай даже это безделушка, все равно она очень важна»
  • Притча «Мама»
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • А.Ю. Панасюк. Гипноз и гипнотическое воздействие
  • Как сделать отворот от мужа?
  • Сергей Макаренко. Информационно-психологические воздействия
  • Заговоры на любовь и их негативные последствия
  • Медведкова Евгения Васильевна. Как научить ребенка читать.
  • Магия приворота в домашних условиях



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь