Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.

Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 268297

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

На первых трех этапах (особенно на первом и втором) наблюдается очень большая затрата энергии. Иногда ребенок почти ложится на парту, производит много лишних усилий, слишком крепко сжимает ручку, делает чересчур сильный нажим, совершает много ненужных движений; его лицо выражает напряжение. Постепенно напряжение исчезает, движения координируются, становятся более уверенными, четкими, и, наконец, появляется ровное, спокойное письмо.
На первых этапах образования навыка письма ведущим является зрительный контроль за движениями, правильным написанием. Постепенно приобретает значение и двигательный контроль. В процессе письма в кору головного мозга начинают поступать сигналы от пальцев и кисти, от предплечья и плечевой Части руки. Правильность письма начинает оцениваться и двигательными ощущениями, а роль зрительного контроля в известной мере ослабевает. Что такое полный двигательный контроль за процессом письма, легко понять, если попробовать с закрытыми глазами написать свою фамилию.
На четвертом этапе постепенно увеличивается скорость письма, закрепляется индивидуальный ритм движений и индивидуальная стереотипность написания одинаковых букв — вырабатывается почерк. Навык письма сформировался.
На основе сложившегося навыка письма впоследствии формируется орфографический навык — навык грамматически правильного письма без осознания соответствующих правил. Вначале Школьник, прежде чем написать слово, применяет развернутое правило, проговаривает его вслух или про себя. Затем, когда сформируется навык, правило свертывается — школьник пишет правильно, не вспоминая правила; необходимость в этом возникает лишь по требованию учителя. Впоследствии правило вспоминается только в самых трудных случаях.
Взаимодействие навыков. Различные навыки взаимодействуют друг с другом, по-разному влияют друг на друга. Существующий навык мажет способствовать усвоению нового действия или, наоборот, мешать его усвоению. Положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новым действием называют переносом навыка. Так, навык шофера облегчают усвоение навыка тракториста. Наличие у школьника навыка работы напильником облегчает формирование навыка работы пилой-ножовкой при резании металла. Навыки, выработанные при решении математических задач одного типа, помогают решать задачи другого, сходного типа: анализировать условия задачи, устанавливать зависимость между данными задачами, планировать решение.
Перенос навыков возможен только в том случае, если имеется что-то общее в старой я новой деятельности. Если же старый и новый навыки не имеют ничего общего, а, наоборот, способы осуществления их резко различаются, то старый навык тормозит образование нового. Отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых называют интерференцией навыков. Например, школьник в детстве научился плавать весьма несовершенным способом. Затем поступил в спортивную школу, где его стали обучать плавать стилем брасс, однако старый навык мешал усвоению нового, и мальчику пришлось долго переучиваться.
Новый навык выработать легче, чем перестраивать неправильно сложившийся старый. Как говорится, учить легче, чем переучивать. Вот почему иногда так трудно научить первоклассника правильному чтению: дома его учили неспециалисты по-буквенному чтению (при котором ребенок предварительно произносит все буквы слова). Перестроить такой усвоенный ошибочный прием чтения очень трудно, и ребенок долгое время не читает, а «буквослагает».
Учитель должен учитывать возможность переноса и интерференции навыков. Надо доводить до сознания учеников существенно сходное или, наоборот, существенно различное в навыках. Это облегчает перенос и ослабляет интерференцию. Например, учитель специально обращает внимание учеников: «Обратите внимание, что следующая задача решается так же, как и предыдущие»; «А вот эту задачу нельзя решить прежним способом — она решается совсем иным путем. Попробуйте найти его».
При длительном отсутствии упражнений навык постепенно разрушается. Для восстановления навыка требуется вновь повторить соответствующие упражнения.

§ 5. Привычки

Привычкой называют потребность человека совершать определенные действия. Привычка и навык во многом сходны — привычки также представляют собой автоматизированные способы выполнения действий, закрепившиеся в результате многократного повторения. В основе привычек также лежат динамические стереотипы
Но привычка — это навык, ставший потребностью. Если человек по каким-либо причинам не выполняет привычных действий, у него возникают неприятные переживания, чувство неудовлетворения. Навык есть возможность успешного осуществления действий, привычка — побуждение производить эти действия. Например, навык умываться дает возможность ребенку делать это быстро и ловко. Привычка умываться заставляет его делать это охотно в без принуждения. Различают гигиенические (или бытовые) привычки, к которым относится утреннее умывание, мытье рук перед едой, утренняя гимнастика, привычка быть чистоплотным и опрятным, рано вставать, привычка быть всегда аккуратным, привычка следить, чтобы предметы домашнего обихода, учебные принадлежности всегда были на месте, в хорошем состоянии. Выделяют и нравственные привычки, Выявляющиеся во взаимоотношениях .с людьми, — вежливость, приветливость, постоянная готовность прийти на помощь другим людям, дисциплинированность.
Кроме полезных привычек, в неблагоприятных условиях воспитания могут формироваться и отрицательные, вредные привычки: грубость, употребление вульгарных выражений, сквернословие, привычка употреблять слова-паразиты («значит», «так сказать», «В так далее»), привычная лень, курение, привычка капризничать, упрямиться.
Существуют различные пути формирования привычек. Основной из них — многократное, в течение длительного времени, повторение и вследствие этого закрепление тех или иных действий. В этом их отличие от навыков, которые формируются в упражнении. Многократное повторение может быть результатом последовательных требований со стороны взрослых, результатом осознанного или неосознанного подражания (отсюда следует важность личного примера взрослых), а также сознательного целенаправленного самовоспитания. Здесь требуется воля — человек должен, не отступая от принятого решения, постоянно действовать определенным образом. Наконец, привычна может возникнуть незаметно в силу ряда случайных обстоятельств (так часто возникают отрицательные привычки).
Воспитание положительных привычек, как в борьба с отрицательными привычками школьников, требует настойчивости и терпения. Большую роль в этом играет положительное подкрепление одних действий (похвала, одобрение, поощрение) и торможение других (через осуждение, порицание, выговор). Вы помните, что это важнейшее условие формирования условных рефлексов. Очень важен личный пример учителя, которому часто стремятся подражать ученики. Иногда полезно обратить внимание школьника на его плохую привычку, так как порой он просто не замечает ее.
Учитель начинает вырабатывать у школьников положительные привычки с первых дней обучения в школе. В частности, уже в I классе надо постепенно формировать привычку работать организованно, соблюдая определенные условия, порядок.
Вот мы входим в класс, и сразу ясно, что класс организован, у детей выработаны привычки культурного поведения: они тихо встали, приветствуя нас, и так же тихо сели на места. Мы наблюдали этих учащихся и во время урока: у них сформирована привычка внимательно слушать, организованно начинать работу. Вот один ученик проявил невыдержанность: он быстро решил задачу, вскочил и просит, чтобы его спросили (этот ученик — новичок в классе). Немедленно сосед призвал его к порядку, а остальные ребята посмотрели на него с недоумением в осуждением. Все учащиеся класса имеют чистый и опрятный вид, они аккуратно содержат книги, тетради, у них всегда порядок на парте.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Осинина Татьяна Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Как мы учили Федору трудиться».
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Раиса Кочкина. «Портфолио группы как эффективное средство взаимодействия с родителями и детьми»
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Кыткина Марина Николаевна. «Роль родителей в развитии игровой деятельности детей»
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы.
  • Макарова Елена Васильевна. Деятельность воспитателя дошкольной образовательной организации по приобщению ребенка к книжной культуре
  • Духовская Татьяна Петровна. Воспитание экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • С.В. Загребаева, М.Я. Попова. Проектная деятельность с детьми второй младшей группы «Мои любимые игрушки»
  • Золотухина Светлана Ивановна. Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе.
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Егорова Татьяна Хакимовна. «Событийный подход к организации и осуществлению значимых мероприятий в жизни отдельной личности и дошкольного коллектива»
  • Вереина Ирина Васильевна. Тестопластика-продуктивная, творческая деятельность
  • Совместная деятельность синхронизирует мозги
  • Вохмянина Наталья Сергеевна. Организация простейших опытов в процессе исследовательской деятельности с детьми 3-4 лет
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Ирина Петракова. Как научить ребёнка трудиться, любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности.
  • Ю. Н. Емельянов. О сущности лидерства. Лидер и группа. Из цикла "Психология лидерства"
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Педагогический совет «Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива»
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Толстикова Ксения Викторовна. «Общественно-полезный труд с детьми старшего дошкольного возраста»
  • Искусственный интеллект определяет черты личности по глазам
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Бабынина Т.Н., Бурмицкая Н.Н., Мороз Е.А.. ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
  • Мокеева Светлана Сергеевна. Программа дополнительного образования для детей старшей группы 'Почемучка'
  • Комарова Светлана Александровна. Статья на тему: Концертная деятельность хореографического коллектива как фактор повышения мотивации к обучению
  • Еремеева Ольга Ивановна. «Формирования экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста»
  • Крохина Оксана Александровна. Познавательный проект «Путешествие в мир часов».
  • Тарасевич Дарья Геннадьевна, Скрипко Ольга Александровна. Средства и методы формирования ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста
  • Память на лица. Сколько лиц мы знаем?
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Овчинникова Анна Сергеевна. Мастер-класс по теме: «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Кудрявцева Нина Владимировна. Формирование художественно-творческих способностей детей через изобразительную деятельность (лепка)
  • Галимова Дания Зулькарамовна. Развитие музыкально-творческих способностей детей через театрализованную деятельность.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь