Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 72342

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Паранойяльные идеи обычно весьма устойчивы к терапии, могут продолжаться годами, касаться внутрисемейных отношений (паранойяльный бред ревности), отношений с родственниками, соседями и в производственном коллективе, других сторон жизни. Проявляются в бредовой реформаторской и изобретательской деятельности, кверу-лянтской активности, в «паранойе борьбы» в виде мести и преследования предполагаемых врагов («преследуемые преследователи»). Аффективная заряженность, правдоподобие утверждений, способность к временному приспособлению к людям и обстоятельствам, а также сохранность профессиональных навыков нередко на какое-то время создают у некоторых людей впечатление правдивости рассказов больного о преследовании его, однако со временем нелепость притязаний и болезненность всего поведения становятся очевидными. В клинической практике психиатрам в подобных случаях вначале нередко приходится встречаться с многочисленными защитниками «интересов обиженного»,



64

3 8-2360

65

обвинениями в необоснованности госпитализации «психически здорового».
Параноидные идеи можно подразделить на две группы: 1) идеи, направленные на окружающий мир, и 2) идеи, направленные на себя.
К первой группе, то есть к бредовым идеям с экстрапроекнией, можно отнести бред: 1) толкования, или интерпретативный бред, когда реальные факты и события больные понимают и истолковывают в бредовом плане; 2) отношения и особого значения (реально происходящее интерпретируется как имеющее особое отношение к больному); 3) преследования; 4) физического, гипнотического, телепатического и другого воздействия; 5) инсценировки (окружающее больные понимают как подстроенное, инсценированное); 6) интерметаморфозы — перевоплощения окружающих людей и обстановки; 7) отрицательного двойника (бредовое убеждение, что родственники и знакомые—неизвестные лица) и положительного двойника (утверждение, что незнакомые лица — это родственники, и т. п.)—синдром Капгра; 8) гибели (утверждение, что родные, имущество и даже весь мир погибли) и нигилистический бред (все исчезло, погибло); 9) любовный, или эротический (бредовое убеждение во влюбленности особы противоположного пола); 10) ревности; 11) отравления; 12) ущерба (обкрадывания, нанесения материального и морального ущерба со стороны окружающих лиц).
Ко второй группе параноидных идей, то есть относящихся к собственной личности и организму, относят бред: 1) величия (богатства, знатного происхождения, знакомства с великими людьми, особой власти, физической силы); 2) изобретательства (открытия чего-то необычного— новой системы языка, вечного двигателя); 3) реформаторства (преобразования общества, законов); 4) дисморфоманический (воображаемого физического недостатка и внешности, недержания газов); 5) метаморфозы (превращения себя в животное) и одержимости (вселения в тело животного, живого существа, якобы управляющего мыслями, желаниями и поступками); 6) микроманический (уменьшения своего тела или его частей); 7) ипохондрический (наличия тяжелой болезни, гниения внутренностей, размягчения мозга — нигилистический бред), страшных страданий (громадности, бред Котара); 8) самоуничижения (неполноценности и ничтожности своей личности), самообвинения, или греховности. Сочетания галлюцинаций и бреда дают различные варианты галлюцинаторно-параноидного синдрома.
По механизму возникновения выделяют бред: 1) первичный, обусловленный нарушениями мышления в виде бредового осознания, чувства, представления, восприятия, убеждения, бредовой интуиции, «озарения», бредовой интерпретации воспоминаний и наблюдений окружающей действительности; 2) вторичный, чувственный, возникающий на основе галлюцинаторных, аффективных и других переживаний; 3) голотимный (вариант вторичного бреда), появляющийся при эмоциональных расстройствах (например, депрессивный бред — самоуничи-

жения, самообвинения); 4) кататимный и сенситивный, вытекающий из волнующих эмоциональных переживаний у повышенно чувствительных и психопатических личностей (бред отношения, преследования); 5) катестетический, возникающий на основе ощущений от внутренних органов; 6) индуцированный — наведенный, внушенный другим лицом и 7) бред тугоухих. Все последние варианты относятся к вторичному бреду.
По степени связности и систематизации бредовых высказываний выделяют бредовые синдромы: паранойяльный (систематизированный), параноидный (несистематизированный, обычно в сочетании с галлюцинациями и другими психическими нарушениями) и парафренный (систематизированный бред фантастического содержания в сочетании с галлюцинациями и психическими автоматизмами). По Е. Kraepeltn (1913), парафренный синдром может иметь форму систематической, экспансивной, конфабуляторной и фантастической парафрении. Для него характерны бредовые идеи величия и фантастичность бредовых переживаний (А. М. Халецкий, 1973). Описаны также ипохондрический и меланхолический варианты парафренного синдрома.
Бред классифицируют также по стадиям развития: 1) бредовое настроение—бредовая убежденность в изменении окружающего, в неизбежности надвигающейся беды; 2) бредовое восприятие — бредовое истолкование значения отдельных явлений окружающей действительности в связи с нарастающей тревогой; 3) бредовое толкование — бредовое объяснение значения воспринятых явлений; 4) кристаллизация бреда — определенная стройность бредовых идей, их законченность и «логическая» последовательность; 5) стадия затухания бреда с появле-нием критического отношения; 6) резидуальный (остаточный) бред.
Нейрофизиологические механизмы расстройств мышления чрезвычайно сложны. Изучение функциональной асимметрии полушарий головного мозга (Л. Я. Балонов, В. Л. Деглин, 1976; Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина, 1977; Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, 1981) позволило установить, что усвоение кодов языка и речевая деятельность обеспечиваются совместной активностью различных систем головного мозга, его трех функциональных блоков (А. Р. Лурия, 1974), однако специфическую роль в этом играет левое полушарие у правшей и наоборот. Если поражается левое полушарие у правшей, страдает смысловая сторона мышления и речи, наблюдается неспособность понимать чужую речь, говорить, писать и считать при сохранении эмоциональной окраски речи, а также нарушается способность выполнять интеллектуальные операции, связанные с использованием языка. По данным Л. Я. Балонова и В. Л. Деглина (1976), после электросудорожного припадка при наложении электродов на доминантное полушарие (на левое у правшей) отмечаются угнетение сознания, афа-тическне расстройства и нарушение осмысливания речевого материала, а при наложении электродов на правое полушарие — страдает чув-ственная, эмоциональная сторона мышления и речи, речь лишается




66
67

интонационной выразительности, образности и чувственной окраски, становится монотонной и тусклой, больные утрачивают способность понимать значение речевых интонаций, отличать мужской голос от женского, узнавать звуки природы и знакомые мелодии.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Назарова И.Э. Защитные механизмы.
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Обухов С.Г. Общая психопатология и психические расстройства детского и подросткового возраста.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Михайлов Георгий. Наша душа (онтология психической реальности).
  • Медведева Н. И., Бабич А. И., Боев О. И. Уровень адекватности самосознания у подростков и транзактный анализ
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях.
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Детерминизм психический; determinism psychic
  • Виды паталогических реакций на психотравмирующую ситуацию
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты.
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Райл Э. Модель структуры и развития пограничного расстройства личности
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Психоанализ; Psychoanalysis; Psychoanalyse
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Внутрипсихический уровень проблемы. Психологические защиты
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. - Словарь-справочник по психодиагностике
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Романовский В.А. Психогении. Невротические реакции, неврозы, невротические развитие.
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция борьбы.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Механизм формирования психологических проблем



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь