Под редакцией Копытина А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала».

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 49769

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Представленная на рисунке 23 мандала была создана спустя неделю и свидетельствует о состоянии тревоги или даже паники. Наполняющие ее воды пребывают в активном движении, напоминают змей и выглядят довольно угрожающе. То, что на предыдущем рисунке выглядело как остров, расположенный в центре, на этой мандале смещено в
- 94 -




Рис. 23. Роджер: рисунок № 2

сторону и защищено оградой из колючей проволоки. Он оттесняет к краю мандалы напоминающую фонтан или гейзер фигуру, которая может ассоциироваться с исцеляющими силами. Тень же смещена влево.
Создавая этот рисунок, Роджер выглядел подавленным и мало говорил. Он лишь заявил, что нуждается в прочном заборе, которым бы мог себя окружить, добавив, что мог бы поместить за этот забор и меня, за что я выразила ему свою благодарность.
Представленная на рисунке 24 мандала была создана несколько недель спустя. В это время Роджер был представлен гештальт-терапевтом новому специалисту-женщине. Как сообщил Роджер, основной задачей психотерапии, согласованной вместе с новым специалистом, стало отреагирование длительно подавляемого гнева.
Эта мандала очень интересна. Впервые появляется красный цвет, располагаясь на периферии, возле границ мандалы. Тень, также раскрашенная оттенками красного цвета, стала больше и теперь угрожает центру, который представлен в форме цветка с радужными лепестками, тянущимися к воде, которая значительно уменьшилась в размере. Мы говорили с Роджером о гневе и силе характера и их взаимосвязи. Я по-
- 95 -





Рис. 24. Роджер: рисунок № 3

советовала ему продолжать развивать в себе те качества его интровертированной личности, которые символизирует расположенный в центре мандалы цветок. Эти качества проявились и в его тщательно выполненных рисунках, и в любви к истории и литературному творчеству.
Представленное на рисунке 25 изображение было создано по моей рекомендации: я попросила Роджера отреагировать свой гнев на бумаге. Круглая форма появилась спонтанно, в результате попыток Роджера как-то ограничить энергичные линии красного и оранжевого цветов, которые были готовы выйти из-под его контроля. В конце концов он сознательно нарушил границы круга, резко прочертив диагональ. Прошло еще несколько месяцев, прежде чем Роджер оказался готов в ходе работы со своим основным психотерапевтом выразить свой гнев на физическом уровне путем битья подушки.
Представленная на рисунке 26 мандала, созданная несколько недель спустя, по-видимому, отражает реакцию Роджера на пугающую его встречу со своей тенью. Роджер вновь пытается вернуться во внутриутробное состояние и защитить себя от того, что прорывается и снаружи, и изнутри.
- 96 -


Рис. 25. Роджер: рисунок № 4







Рис. 26. Роджер: рисунок № 5
- 97 -
Следующие рисунки отражают борьбу Роджера за самоопределение. На них уже не видно того элемента, который символизирует тень. Одним из них является мандала, представленная на рисунке 27. Ее композиция сложна и динамична. Многие элементы изображения словно борются друг с другом, пытаясь захватить центр. Видна лента, проходящая через все пространство мандалы и придающая ей объемный характер, из-за чего мандала чем-то напоминает земной шар, что указывает на то, что она отражает подлинное «я» автора рисунка. Это свидетельство развития самосознания Роджера побудило меня обсудить с ним то, как мы воспринимаем глубину пространства в рисунке. Это также побудило меня порекомендовать Роджеру более активно устанавливать отношения с другими людьми, хотя это предполагало определенный риск, аналогичный тому, который возникал в процессе экспериментов Роджера с рисунком, когда, пытаясь передать объем, он должен был доверять своей руке и зрению.




Рис. 27. Роджер: рисунок № 6

- 98 -
Намного позже, в соответствии с моей особой инструкцией, Роджер нарисовал мандалу, представленную на рисунке 28. Я объяснила ему, что в мандале, так же как в природе и в нас самих, красота связана с равновесием и что круг может быть очень красив, когда он заполнен симметричными формами. Я предложила Роджеру создать в круге симметричную композицию и при этом уравновесить прямые и извилистые линии.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Мандала; Mandala
  • Логинова Галина Анатольевна. Мастер — класс «Мандала своими руками» (презентация)
  • Чем полезны мандалы
  • Редактор. Что такое Мандала
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Ягнюк К.В. Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Зарубина Наталья Владимировна Истомина Татьяна Владимировна. Создание семейной мандалы, как арт-терапевтическая работа с семьёй воспитанников дошкольного учреждения.
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • К чему снится дорога
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Теменос; Temenos
  • Борисова Ольга Вячеславовна. РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ НА СВЕТОВЫХ СТОЛАХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Арт-терапевтическая техника работы психолога с ребёнком. Реабилитация через рисунок
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Игра «Разотождествление».
  • Крис А. Метод свободных ассоциаций
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Чепмен А. Специальные техники в проблемно-ориентированной психотерапии
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Околосмертные переживания - не только перед смертью
  • Психология восприятия цвета
  • Кватерность, или четверица; Quaternily; Qualernilat
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Трансфер; перенос; transference
  • Притча «Какого цвета хамелеон»
  • Исцеление; Healing; Heilung
  • Приворот белой магии
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Рефлексия; Reflection; Reflexion
  • Тытарь Е. Таро и феномен синхронности Юнга.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Образ; Image; Bild
  • Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка (А.И.Захаров)
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Как читать приворот на любовь?
  • Объект; object
  • Символ; Symbol
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Эго; Ego; Ich
  • Бахтин М.М. К МЕТОДОЛОГИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
  • К чему снятся носки
  • К чему снятся ягоды?
  • Вахромов Е.Е. Понятие самоактуализации в психологии.
  • Патнем Ф.В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности
  • К чему снится подруга?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь