Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 20917

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Образное содержание упражнений — это смоделированные, символически выраженные эмоционально-пластические состояния человека, способы его взаимодействия с окружающим миром. Эти модели и символы носят более или менее обобщенный характер или приближаются к повседневным пластическим проявлениям человека, связаны с образным перевоплощением. Такое "оформление" упражнений позволяет участникам тренинга взглянуть на свои эмоционально-телесные состояния как бы со стороны и через них осмыслить свои личностные проблемы.
Танец — это -форма, это не просто движение или композиция движений. Танец — это жизнь в движении, это "проживание" каждого мига движения. Человек (его "я") перестает быть чем-то внешним по отношению к собственным телодвижениям, он перестает " выполнять" их; движение "входит" в человека, пронизывает собой все его существо, и человек растворяется в безостановочном потоке движения и субъективно переживает это как бытие вне времени. Чем полнее удается достичь подобного "проживания", тем очевиднее становится, что ?>го — не тело движется, это танцует душа.
Каким же образом можно достичь подобного эффекта?
Основой для разработки методики тренинга послужило положение о том, что внешние телесные проявления и внутренние переживания суть единое целое. Манера и характер движений человека
156
Свободное тело
отражает его личностные особенности. Поэтому воздействие на эмоции, изменение привычного характера переживаний влечет изменения в движениях, пластике, осанке человека, в связи с чем меняется его отношение к себе и своему телу. С другой стороны, воздействие на движения, изменение привычной пластики человека вызывают перемены в его чувствах, эмоциях. Отсюда — использование в тренинге двух "встречных",взаимодополняющих методов:
— задавая определенную эмоцию (например, с по-
мощью музыки), можно вызывать и развивать нужную выразительную пластику;
— и наоборот, задавая определенное движение, можно пробуждать и укреплять соответствующее переживание, отношение.
Понятно, что работа этих методов в большой мере зависит от "субъективного фактора", то есть от того, "принимает" ли человек то или иное упражнение, "погружается" ли в него.
В связи с этим, обязательным становится требование к участникам стараться в ходе каждого упражнения двигаться свободно, "всем телом". Только при этом условии человек оказывается полностью (эмоционально) вовлеченным в исполнение и способным к наиболее непринужденному самовыражению. С этой целью при исполнении некоторых упражнений используется участие голоса (в виде пения, звукоподражаний, сопровождающих движения).
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 157
Структура тренинга и символика упражнений
Трехдневный тренинг состоит из четырех циклов упражнений:
— групповые "ритуальные танцы" (1-й день: 1-я половина);
— индивидуальные упражнения: "погружение в себя" (1-й день: 2-я половина);
— взаимодействие с партнером (2-й день);
— совместное творчество в группе (3-й день).
В продвижении от одного цикла к другому как бы воссоздается (моделируется) процесс становления свободной творческой индивидуальности.
В первом цикле упражнений взаимодействие участников осуществляется по принципу неделимого "МЫ", где проявления каждого не индивидуализированы. Это достигается тем, что все одновременно выполняют одинаковые (заданные тренером) движения в круговом построении. Сопровождение движения пением или голосовым звукоподражанием позволяет более легко и естественно добиться полной телесно-эмоциональной включенности в танец каждого участника и общей слитности исполнения. Характер, атмосфера "ритуальных танцев" помогает воссоздать нужный настрой, сходный, вероятно, с первобытным состоянием самосознания человека, когда он не только чувствует себя неотделимой частицей сообщества (племени) , к которому принадлежит, но и ощущает свою "включенность" в мир природы, мир бес-
/56'
Свободное тело
конечного пространства Космоса и свою подчиненность их законам. Здесь нет индивидуальности и творческой свободы (или она минимальна в "жестких" рамках ритуала), но есгь чувство принадлежности и защищенности.
Упражнение второго цикла строятся по принципу обособленного "Я" — с тем, чтобы участники могли сосредоточиться на собственных эмоционально-телесных ощущениях. Это достигается тем, что го или иное упражнение выполняется всеми участниками одновременно, но при этом каждый действует "сам по себе", изолированно от других. Здесь задается основной принцип или характер выполнения движений, но каждый участник реализует его по-своему, так, как "просит его собственное тело". Иными словами, на этом этапе еще сохраняются "ограничительные рамки", выступающие в качестве направляющих ориентиров в условиях открывающихся возможностей для самостоятельности и творчества.
В этом цикле — две серии упражнений.
Первую можно условно назвать "Вырастание"; подразумевается личностный рост, выраженный символически — в изменении положения исполнителя относительно земли: от самого низкого (лежа или сидя на полу) — в первом упражнении до самого высокого (стоя в полный рост на полупальцах) — в последнем. Вместе с этим постепенно уменьшается площадь внешней опоры тела, что может быть компенсировано укреплением внутренней опоры человека, которая может пониматься как уверенность в себе и доверие к своим возможностям.
Вторая серия — "Эмоциональные состояния". Здесь последовательность упражнений построена
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии ]}9
по принципу контрастного сопоставления музыкально-пластических настроений, переживаний. Этим как бы воссоздается "перепад эмоций", часто встречающийся в повседневной жизни человека Завершающее упражнение — на примирение с собой, принятие в себе всех присущих людям проявлений.
Третий цикл упражнении построен на взаимодействии с партнером. Он начитается с серии "Встречи", где каждый участник контактирует с остальными, обмениваясь лишь одним-двумя жестами, как это бывает и в обыденной жизни при непродолжительном общении людей: встретились и тут же расстались. Следующая большая серия упражнений выполняется в парах, по принципу "ТЫ и Я". Она называется "Прикосновения". Здесь моделируется личностное общение, при котором партнеры все лучше познают друг друга, постепенно становясь ближе. На языке тела это выражается в сокращении дистанции общения (от одного упражнения к другому), а также в синхронизации движений, переживаемой как взаимопонимание. В упражнениях задается тот или иной принцип прикосновения, который партнеры реализуют творчески: выстраивают взаимодействие с учетом ответных реакций друг друга. Благодаря этому, они все больше "открываются", доверяют друг другу, т е. каждый участник становится способным свободнее переживать и выражать свое отношение к другому.
Четвертый цикл упражнений — совместная творческая деятельность в группе — строится тоже по принципу "МЫ", как бы завершая оборот развития, начавшийся в первом цикле: отделившаяся от общности, осознавшая свое "Я" индивидуаль-
160
Свободное те.го
ность, познавшая партнера через себя и себя — через партнера, снова включается в общность, но уже на ином уровне. Теперь — это общность свободных индивидуальностей, взаимодействующих и созидающих. Этот уровень достигается всем предыдущим ходом тренинга, в результате накопления некоторого опыта взаимодействия и взаимопонимания. Такой опыт — благодаря характеру предлагаемых в этом цикле упражнений — может быть использован во всей полноте; кроме того, он здесь обобщается новыми ощущениями, переживаниями и способами взаимодействия.
Описание упражнений
Разминка (вводное упражнение)
Рекомендуется начинать с нее каждый день тренинга (особенно первый и второй). Цель разминки — создать у участников нужный эмоциональный настрой на движение с музыкой; "разогреть" все тело и подготовить его к последующей работе; сбросить накопившееся напряжение, расслабиться. Кроме того, разминка помогает тренеру выявить репертуар движений участников, и в случае необходимости он может предложить (с помощью собственного показа) некоторый их набор для расширения, обогащения этого репертуара.
В зависимости от задач, которые преимущественно решаются в разминке (обращение репертуара движений или выявление его объема у участников), тренер может давать разные инструкции: двигаться в соответствии с предлагаемым образцом или "кто как хочет".
Продолжи 1ельность разминки 15-20 минут. Она выполняется под запись нескольких, следующих
Хрестоматия по тсаесно-ориентированной терапии 161



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Упражнение «Танец».
  • Григорьева Инга Александровна. Танец цветов и бабочек, подготовительная группа «Радость» и «Солнышко»
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Корюхова Наталья Викторовна. Танец для средней группы детского сада «Морячки»
  • Завьялова Анастасия Валерьевна. Комплексы утренней гимнастики для детей старшей группы
  • Упражнение для развития умения уверенно действовать в быстро меняющейся ситуации и чувствительности к партнерам по общению «Кошки мышки»
  • Упражнение для снятия пространственного барьера между участниками тренинга «Передай апельсин»
  • Чодороу Дж. Тело как символ: танец и движение в анализе
  • Юлушева Лилия Рамазановна. Три шага к постановке танца
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Разминочное упражнение: «Найди свою пару».
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Разминочное упражнение: «Ладошки».
  • Упражнение-игра развивает умение действовать в быстро меняющейся ситуации коммуникации и служит хорошей разминкой «Бездомный кролик»
  • Развитие концентрации, объёма и распределения внимания. ЗАНЯТИЕ 2
  • Деловая игра: «Подводная лодка».
  • ГИМНАСТИКА БЕРЕМЕННЫМ
  • Баркалова Наталья Львовна. «Весёлая зарядка»
  • Упражнение «Нарисуем вместе».
  • Упражнение для разминки, делающее межличностное взаимодействие более интенсивным «Охота на антилоп»
  • «Пойми меня»
  • Развитие временной ориентации. ЗАНЯТИЕ 18
  • Донских Татьяна Ивановна. Коммуникативная игра «Я по кругу погуляю»
  • Неретина Лариса Александровна. Конспект развивающего занятия «Школа радости»
  • Бирюкова И.В. Вступительное слово редактора специальной темы номера
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Бирюкова И.В. Аутентичное движение и мудрость тела
  • Распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 4
  • Развитие устойчивости, распределения внимания, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 7
  • Аксёнова Лариса Юрьевна. «Развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
  • Котова Марина Анатольевна. Важность и необходимость музыкально-ритмических движений в жизни дошкольника
  • Задорожная Татьяна Владимировна. Календарно-тематическое планирование в старшей группе
  • Развитие тактильных ощущений, переключения внимания. ЗАНЯТИЕ 20
  • Упражнение для формирования умения предугадывать реакции партнера по общению «Кальмар»
  • Развитие логического мышления, пополнение словаря. ЗАНЯТИЕ 19
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Развитие устойчивости внимания и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 5
  • Упражнения для беременных. В ожидании Чуда.
  • Развитие умения «вслушиваться» в свои чувства для тренинга развития детей испытывающих трудности адаптации
  • Тренинг развития навыков ведения конструктивного диалога в конфликте
  • Развитие концентрации, распределения внимания, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 16
  • Уманец Дарья Сергеевна. Тренинг «Я, ты, он, она»
  • Упражнение. «Польза курения»
  • Торубарова Татьяна Александровна. 29 апреля — Международный день танца
  • Редактор. Методика организации оздоровительного бега по системе Ю.Ф.Змановского
  • Условия для знакомства детей в микро-группе. ЗАНЯТИЕ 1
  • Игра «Социометрия».
  • Самошкина Татьяна Павловна. ТАНЕЦ-СКАЗКА
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь