Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 39116

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

У каждого члена группы одновременно присутствуют тенденции к разрушению и сохранению группы. Эти тенденции – результат того, что другие, с одной стороны, являются соперниками на пути полного обладания терапевтом, а с другой стороны, совместно с терапевтом, представляют собой всемогущие образы родителей, из-за чего сохраняется болезненная конфронтация с собственной беспомощностью и слабостью. Так возникает характерное для терапевтической группы базовое конфликтное напряжение. На этом фоне возникает базовый конфликт участников группы, который состоит в том, что с одной стороны, идет соперничество с другими членами группы за полное обладание терапевтом как эдиповым объектом, в то время как с другой стороны, как само собой разумеющееся, от неделимого единства участников группы ожидается неограниченное ничем совершенство.
Для участия в психоаналитической группе необходимо достаточно сильное Эго, т.е. аффективно-поведенческий контроль и определенный уровень оптимизма. Поэтому групп-анализ не показан людям с плохой выносливостью к стрессу и фрустрации, которые могут нанести вред группе или сами стать «козлами отпущения». В связи с этим групповой психоанализ имеет смысл применять к подросткам старше 14 лет. Чтобы уменьшить тревогу у подростков, необходимо больше структурировать содержание работы и в то же время предоставить достаточную свободу спонтанных игровых взаимодействий участников.
В заключение этого раздела стоит привести аргументы Дж. Кори (2003) в пользу групп-анализа перед индивидуальным анализом.
 Члены группы могут представить отношения, сходные с теми, которые сложились в их собственных семьях; но на этот раз эти отношения воспроизводятся в группе, что безопасно для них и с большей вероятностью производит желаемый эффект.
 Участники группы имеют множество возможностей для переживания в процессе переноса различных чувств по отношению к другим членам группы и ведущему; они могут проработать эти чувства и усилить самопонимание.
 Участники группы могут достигнуть более глубокого инсайта в отношении того, как работают их защиты и сопротивление. Например, по мере того, как другие члены группы переживают катарсис и прорабатывают боль, связанную с инцестом, член группы, который обладает подобным вытесненным опытом, может быть эмоционально задет, и бессознательный материал может подняться до уровня осознания.
 Зависимость от авторитета терапевта не так велика, как в индивидуальной терапии, потому что члены группы получают обратную связь друг от друга.
 Наблюдая за тем, как работают другие, участник группы может научиться тому, что иметь и выражать сильные чувства, которые он не позволял себе даже осознать, – это приемлемый процесс.
 Члены группы имеют множество возможностей для того, чтобы учиться у себя и у других – в реальности и в фантазии, через взаимодействие с участниками группы и терапевтом. Материал для фантазий берется не только из исторических воспоминаний, но и из взаимодействия между членами группы.
 Группа позволяет ее участникам исследовать свои проекции. Участникам группы сложно цепляться за сопротивление и искажения, когда другие члены группы вступают с ним в конфронтацию, противодействуя проявлениям искаженного восприятия реальности. Более того, наблюдение схожих конфликтов у других людей может помочь человеку ослабить свою защиту и показать другим, что они не одиноки. Сопротивление растворяется в атмосфере взаимного раскрытия и исследования, которая царит в группе, поэтому пациент может достичь большего прогресса, чем в индивидуальной терапии, где он работает один на один с аналитиком.
 Анализ в группе немедленно выявляет идеалистические ожидания членов группы, связанные с желанием иметь особые, исключительные отношения с терапевтом. Ощущения поддержки со стороны других участников группы и открытие универсальной природы многих трудностей позволяют получить более полный диапазон реакций, нежели в индивидуальной терапии.
 Аналитическая групповая терапия обеспечивает контекст, необходимый для обращения к актуальным социальным вопросам, касающимся классовых, национальных, религиозных, культурных, половых и возрастных различий.

Дополнительные сведения о методах групп-анализа можно найти у следующих авторов: Н. Благовещенский (2000), Д. Браун и Дж. Педдер (1998), Ю.Е. ван Вик (2001), Л. Гринберг с соавт. (2001), В. Дидерихс-Пешке (2001), И.М. Кадыров (1996), Д. Кеннард с соавт. (2002), А. Минделл, Э. Минделл (1999), В.И. Натаров (1993,1994), Т.Ф. Потапова (1993–1994), И.Ю. Романов (2003), А. Хайгл-Эверс с соавт. (2001), К. Хорни (1993), М. Хоффмайстер (2002).
 Психоанализ позволяет нам исправлять наши ошибки, исповедуясь в проступках наших родителей (Лоренс Питер).

Трансактный анализ
Цель трансактного анализа состоит в том, чтобы помочь членам группы в освобождении от сценариев и нечестных игр, подвести их к переоценке ранних решений и сформировать новую основу для осознания своей жизни. Терапевт принимает дидактическую роль, обучает клиентов тому, как осознавать: а) игры, в которые они играют для того, чтобы избежать близости; б) эго-состояния, в которых они функционируют в конкретной трансакции; и в) саморазрушающие аспекты ранних решений. Терапевт помогает участникам группы в адаптации первоначального жизненного плана.
Техники трансактного анализа включают в себя использование опросника, направленного на анализ сценария, определяющего ранние запреты и решения, игры и жизненную позицию; моделирование семьи; ролевую игру и структурный анализ. Поскольку акцент делается на отношениях равенства между клиентами и терапевтом, ответственность разделяется в соответствии с заключенным контрактом. Члены группы и терапевт закрепляют в контракте, каких изменений хотят достигнуть участники и какие проблемы и трудности они могут исследовать в группе.
По Берну (1990, 1997, 2000, 2001) человек вступает во взаимодействие с другими (трансакции) в соответствии с неосознанными «ранними решениями», проживает свою жизнь по «сценарию», написанному для него родителями. Конечной целью ТА является достижение автономии личности, определение собственной судьбы, принятие ответственности за свои чувства и поступки. Задачи терапии – осознать непродуктивные, нетворческие стереотипы поведения, выявить собственные потребности и возможности, сформировать новую систему ценностей и переписать свой жизненный сценарий.
На первом этапе терапии пациент решает, что он должен изменить в себе (убеждения, отношения, стереотипы), чтобы приобрести личностную автономию Достижению этой цели способствует терапевтический контракт. Он включает задачи, которые ставит пациент перед собой, критерии оценки результата, предложения терапевта по лечению, требования к пациенту, ответственность сторон. По ходу занятий контракт может дополняться и изменяться. Клод Штайнер (2003, 2004) отмечает четыре условия эффективного контракта: взаимное согласие, адекватная компенсация (оплата рабочего времени терапевта), компетентность (профессиональные возможности терапевта, психические и физические ресурсы клиента, необходимые для выполнения поставленной задачи) и законность.

Упражнение на заключение контракта. Участники пишут на бумаге ответы на следующие вопросы:
 Что бы вы хотели именно для себя такого, что сделало бы вашу жизнь более полной?
 Что надо сделать, чтобы так и получилось?
 Что вы готовы сделать?
 Как вы сами и другие поймете, что эта цель достигнута?
 Какие у вас есть способы саботировать работу над собой?

Трансактный анализ (ТА) включает в себя:
I. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ – анализ структуры личности;
II. АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИЙ – вербальных и невербальных взаимодействий с людьми;
III. АНАЛИЗ НЕЧЕСТНЫХ ИГР – скрытых трансакций, приводящих к выигрышу;
IV. АНАЛИЗ СЦЕНАРИЯ (скрипт-анализ).

Структура личности характеризуется тремя состояниями Я: Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребенок (Д – Дитя). Родитель может быть Критикующим (КР) и Заботящимся (ЗР). В Ребенке выделяют две конструктивные части (Естественный Ребенок и Маленький Профессор) и две неконструктивные (Соглашающийся Ребенок и Бунтующий Ребенок). Взрослый играет роль арбитра между Родителем и Ребенком, вычисляя наиболее рациональное решение. Девиз ТА: «Будь всегда взрослым». К Взрослому обращается терапевт во время работы.
Структурный анализ заключается в осознании того, в пределах какого состояния Я обычно функционируют участники. Это дает возможность членам группы распознать и отделить друг от друга состояния Эго, чтобы затем добиться доминирования Взрослого над Ребенком и Родителем. Последовательность структурного анализа такова: выделение Взрослого, освобождение Естественного Ребенка и Маленького Профессора, знакомство с Родителем.
Для диагностики структуры Я служит эгограмма Дюсея в которой колонками расположены 5 основных состояний Я: КР – Критикующий Родитель, ЗР – Заботящийся Родитель, В – Взрослый, ЕД – Естественный Ребенок и СД – Соглашающийся Ребенок. Высота колонок соответствует представлению человека о том, какую часть времени он проводит в каждом состоянии.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Кочюнас Р. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
  • Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах. Очерки групповой психотерапии и тренинга.
  • Групповая психотерапия с пациентами, страдающими кожными заболеваниями
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Кори Дж. Этические вопросы использования групповых техник
  • Доморацкий В. А. - Краткосрочные методы психотерапии
  • Елена Батищева. Арт-терапия — исцеление искусством
  • Под ред. А. И. Копытина - Практикум по арт-терапии
  • Браун Д., Педдер Дж. - Введение в психотерапию Принципы и практика психодинамики
  • Гулдинг Мэри Макклюр. Трансактный анализ и терапия нового решения
  • Сафронова Марина Геннадьевна. Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ»
  • Милтон Д. Психоанализ и когнитивно-поведенческая терапия - конкурирующие парадигмы или общая почва?
  • Фаррелли Ф., Брандсма Д. - Провокационная терапия
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Эйдемиллер Э. Г. Юстицкий В. В. Семейная психотерапия.
  • Групповая психотерапия
  • Черников А.В. Эмоционально фокусированная терапия супругов. Руководство для психотерапевтов
  • Баскакова М. А., Березкина Орлова В. Б. Телесно ориентированная психотехника актера.
  • Групповой анализ
  • Муллан Боб - Психотерапевты о психотерапии
  • Куттер Петер - Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов
  • Зейга Дж. К. Эволюция психотерапии. Сборник статей. Т. 1. Семейный портрет в интерьере. Семейная терапия
  • М. Уайт. Нарративная терапия. Карты нарративной практики
  • Погодин И.А. О сущности эксперимента в практике психотерапии переживанием
  • Николе Майкл, Ричард. Семейная терапия. Концепции и методы. 5-е международное издание.
  • Бек А. Когнитивная терапия пограничного расстройства личности
  • Кернберг Отто - Тяжелые личностные расстройства
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Рудестам К. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ
  • Терапия; therapy
  • За пределами психики. Терапевтическое путешествие Карла Витакера - Автор неизвестен.
  • Горшкова Елена Григорьевна. Групповой краткосрочный проект для детей старшей группы «Сказки П. П. Бажова»
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Заростова Елена Михайловна. АРТ-ТЕРАПИЯ В ДОУ
  • Польстер Ирвин, Польстер Мириам. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики.
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Гроза Оксана Ивановна. Эссе — Гроза Оксана Ивановна
  • Ягнюк К.В. Вступительное слово редактора
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Шемякова Алена. Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особенности развития
  • Нардонэ Дж., Вацлавик П. - Искусство быстрых изменений: Краткосрочная стратегическая терапия
  • Кузнецова Ольга. Песочная терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста
  • Хейвенс Р. Мудрость Милтона Эриксона.
  • Кроль Л.М., Пуртова Е.А. - Методы современной психотерапии: Учебное пособие
  • Ховрачев А. П., Еремина Е. К. Краткосрочная групповая терапия: ТА здесь и сейчас



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь