Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165079

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Они были разработаны для отслеживания и корректировки развития личностно-профессиональных качеств и профессионального опыта. Применялись простые экспоненциальные модели, стохастическая монотонная модель, модель системы с переменной структурой и трансформационная модель.
В данной работе была также представлена и модель профессионализма профконсультантов службы занятости, которые в ней являются ведущими специалистами. Эта модель имела структурно-функциональную форму представления и включала подструктуры профессиональной компетентности, опыта, умений, акмеологических инвариантов профессионализма, личностно-профессиональных качеств, мотивации, с описанием их психологического и акмеологического содержания.
В акмеологии применение моделей не ограничивается только исследовательскими целями. Моделирование активно применяется при разработке программ или индивидуальных планов личностно-профессионального развития. Такие модели обычно ориентированы на применение метода игромоделирования.
Очевидно, что создание общих методических основ акмеологического моделирования является важной и перспективной проблемой акмеологии.

1.3.4. Акмеологические технологии

Акмеографические методы и прежде всего акмеологическая диагностика, экспертиза, акмеографические описания и акмеограммы дают хорошее представление о стартовых возможностях и потенциале субъекта, нацеленного на достижение высокого профессионализма личности и деятельности. Следующая важная акмеологическая задача, имеющая отношение к проблеме методических оснований акмеологии, — это выявление того, каким образом или с помощью каких методов или способов осуществлять прогрессивное личностно-профессиональное развитие до уровня высокого профессионализма. Концептуально эти методы и способы называются акмеологическими технологиями.
В науке категория «технология» в самом общем виде (мы не касаемся «технологии» как научно-практической дисциплины) рассматривается как совокупность методов и приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, призванных изменить свойства и состояния чего-либо, хотя сейчас предложено более сорока других определений. В психологии категория «технология» получила за последнее время самое широкое распространение, ведь с ее помощью можно получить ответы на многие вопросы «как?». Такие понятия, как «психологическая технология» или «психотехнология», родственное им — «психотехника», «социальная технология» и др., стали операциональными. Соответственно смыслу данной категории, применение психологических технологий направлено в первую очередь на изменение характеристик психических состояний, психических процессов и свойств личности, осуществляемое в субъект-субъектных взаимодействиях. Иными словами, психологические технологии являются инструментальным или неинструментальным средством осуществления такой целенаправленной деятельности.
Психологические технологии стали активно применяться в психологических тренингах, направленных на решение личностных психологических проблем, развитие профессионально важных качеств, важнейших психических функций. Сущностью психологических технологий является психологическое воздействие, позволяющее изменить состояние человека, протекание его психических процессов и даже свойств личности. Психологические технологии тесно связаны с системой умений осуществлять такое воздействие. В силу этого психологические технологии нередко имеют манипулятивный характер, когда не учитываются или просто игнорируются интересы объекта воздействия. Примером тому могут служить психологические технологии, применяемые в политической и коммерческой рекламе.
Категория «технология» в силу своей высокой значимости и больших практических возможностей быстро заняла видное место и в акмеологии. Акмеологическая технология — совокупность средств, направленных на раскрытие внутреннего потенциала личности, развитие свойств и качеств, способствующих достижению высокого уровня личностно-профессионального развития и профессионализма. Стали активно разрабатываться проблемы создания акмеологических технологий и их методического обеспечения. «Технологический аспект» стал оказывать влияние на уточнение базовых акмеологических категорий, в частности, некоторые акмеологи утверждают, что профессиональное мастерство можно рассматривать прежде всего как владение комплексом продуктивных психотехнологий и технологий профессиональной деятельности.
Акмеологические технологии нередко отождествляют с психологическими, но близки они с ними только лишь с формальной и процессуальной точек зрения. Да, действительно, сущностью акмеологических технологий является психологическое воздействие, вернее, его специальный вид, называемый акмеологическим воздействием. Да, это воздействие связано со специальными умениями субъекта воздействия. Но их принципиальным отличием является направленность воздействия. Акмеологические технологии в первую очередь отличает их гуманистическая направленность, так как они призваны помочь в осуществлении прогрессивного развития личности, тогда как немало психологических воздействий по сути являются манипулятивными. Гуманистическая направленность акмеологических технологий стала основой для гуманитарно-технологического развития личности*.
* Гусева А. С., Деркач А. А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. — М.: РАГС, 1997.

В акмеологии разработаны и успешно применяются гуманитарные технологии самопознания, самооценки и саморазвития. Акмеологические технологии всегда индивидуально направлены, они используются для личностно-профессионального развития конкретной личности.
Главным методом акмеологических технологий является внутренне или внешне осуществляемое акмеологическое воздействие.
Что же представляет собой акмеологическое воздействие и в чем его главное отличие от психологического?
Акмеологическое воздействие — это интегрированное и целенаправленное влияние, осуществляемое на личность или группу, имеющее гуманистическое содержание и направленное прежде всего на развитие личности или группы.
И в этом случае отличие состоит прежде всего в направленности, которая в свою очередь определяет и само содержание воздействия. Таким образом, акмеологическим может стать любое психологическое воздействие, осуществляемое в интересах личности, ее развития — объекта воздействия — и имеющее гуманистическую направленность. В этом случае акмеолог, как и в случае акмеологического эксперимента, является союзником субъекта развития, у них общие стратегические цели. Однако цели акмеологического воздействия этим не ограничиваются. Считается, что главной их целью является стимулирование развития свойств субъектности, когда объект акмеологического воздействия становится более активным, ответственным, по-хорошему амбициозным, когда у него существенно возрастает самоэффективность. В этом случае акмеологическое воздействие осуществляется преимущественно на мотивационную и ценностно-смысловые сферы личности.
В то же время такие воздействия могут быть и собственно акмеологическими, если они направлены на развитие того, что лежит в основе профессионализма деятельности и личности, а именно акмеологических инвариантов профессионализма. Применение акмеологического воздействия, осуществляемое главным образом в условиях формирующего акмеологического эксперимента, должно повысить их уровень, создать предпосылки для дальнейшего роста.
Если конкретизировать сказанное, то в первую очередь следует повышать уровень антиципации: люди должны не только хорошо предвосхищать то, что связано с их профессиональной деятельностью, но и думать о сегодняшнем дне, и о том, что будет послезавтра, к чему приведет их деятельность и отношения, как будут жить их дети, потомки, у них должно повышаться чувство ответственности. То есть каждый свой выбор или решение они должны просматривать сквозь призму ближайших и отдаленных последствий не только для себя лично, но и ближних, знакомых, жителей своего города или региона, страны. Сделать это очень непросто в виду сильной инерционности мышления значительной части населения и привычке переадресовывать ответственность.
Повышение уровня саморегуляции в результате акмеологического воздействия необходимо для того, чтобы сформировать у людей уверенность в себе, своих силах, исключить возникновение паники и пессимистических настроений, боязни завтрашнего дня, повысить их работоспособность, стрессоустойчивость, более полно реализовать свой потенциал, то есть сделать личность более сильной.
Развитие способности к принятию решений может реально повысить решительность как характеристику личности, поможет не только возрастанию социальной активности, но и организации ее целенаправленного характера. Наконец, акмеологическое воздействие должно способствовать раскрытию творческого потенциала личности.
Исходя из анализа сущностных характеристик акмеологического воздействия, можно с уверенностью утверждать, что оно является мощным средством развития профессионала. С технологической точки зрения средства акмеологического воздействия отличаются значительным разнообразием. Это могут быть специальные тренинги, практикумы, деловые или ролевые игры, индивидуальная работа по саморазвитию с помощью специальных программ и методик.
Разработка инструментария акмеологических технологий привела к формированию направления, которое называется акметектоникой*.
* Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 2002.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Литинец Елена Александровна. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
  • Латкина Ольга Владимировна. Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Р.Е. Мансуров. Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития
  • Леонова Инесса Николаевна. Конкурс профессионального мастерства как средство профессиональной самореализации педагогов
  • Матвеева Анна Александровна. ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • Серикова Анна Андреевна. Эффективные пути развития по средствам художественно – эстетической деятельности дошкольников.
  • Каверина Ирина Николаевна. ВОСЕМЬ ГРАНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
  • Редактор. proekt
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Как найти лучшую веб-студию - признаки профессионализма
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Романова Ольга Владимировна. Нравственное развитие дошкольников с ОВЗ
  • Керимова Эльмира. Реализация ФГОС в практике воспитателя
  • Журбенко Ольга Александровна. Презентация на тему 'Игровые математические технологии в ДОУ'
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Наталья Владимировна Рашкинене. Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте.
  • Пушкина Е.В. Бонарева О.Н. Хафизова Н.В.. Методическая разработка «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Дударева Лилия Александровна. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Андрианова Дарья Владимировна. Информационно — коммуникационные технологии и ЛЕГО – конструирование в практической деятельности ДОУ.
  • Позднякова Ирина Владимировна. «Технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Арушанян Сатеник Грайровна. Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
  • Деятельность Центра профессионального самоопределения школьников "Навигатор": из опыта работы
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Обмоина Елена Юрьевна. Теоретические подходы к проблеме развития речи младших дошкольников
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Антонова Анна Алексеевна. Здоровьесберегающие технологии, используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе
  • Ширнина С. А.. Конспект игрового мастер – класса «Музыкально-экспериментальная лаборатория»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Мухина Алина Александровна. Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию компетенций управленческих кадров в системе дошкольного обра
  • Кулагин Б. В. - Основы профессиональной психодиагностики
  • Каликина Ирина Юрьевна. Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной области ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
  • Масина Марина Владимировна. Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей.
  • Волошенко Ирина Алексеевна. Патриотическое воспитание личности – актуальность проблемы нашего времени.
  • Светлана Капутская. Развитие творчества через приобщение старших дошкольников к художественному труду



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь