|
Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58385
Автор: Регуш Л. А.
Название: Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке противоречие между инициативой (потребностью в овладении окружающей средой, быть во взаимоотношениях) и чувством вины (отчуждением); страхи дошкольника;
трудности понимания эмоций других и регуляции своих эмоциональных переживаний; полимотивированность поведения: конфликт и соподчинение мотивов. 5.2.1. Проблемы в развитии познавательной деятельности Когнитивная незрелость находит отражение в следующих феноменах: • синдром дефицита внимания и гиперактивность (трудности сосредоточения внимания, сверхактивность, невнимательность, импульсивность); • выраженный эгоцентризм и трудности ребенка в видении мира с различных точек зрения; • трудности в овладении речью: экспрессивный стиль, двуязычная среда, отсутствие взаимопонимания; • отклонения в развитии органов чувств. Причины проблем в развитии познавательной деятельности: • родовые травмы (гипоксия, гематомы мозга и др.) и не-проведенная или малоуспешная их коррекция; • отсутствие ранней диагностики и коррекции психофизиологических характеристик; • воспитание, не учитывающее психофизиологические особенности ребенка; • несформированность базового доверия к миру. Не менее значимой представляется проблема развития познавательной мотивации. Она возникает в развитии дошкольника в том случае, если его жизнь из игры превращается в целенаправленное обучение. К сожалению, такое положение характерно для нашей культуры последних десятилетий. Ранняя подготовка к 108 школе, как в детских образовательных учреждениях, так и в домашних условиях, превращается в стандартные уроки, которые не формируют мотивацию познания. Без возвращения игры в жизнь дошкольника трудно говорить о развитии собственно познавательной мотивации. 5.2.2. Агрессия и агрессивное поведение Агрессия представляет собой любую форму поведения, нацеленную на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. По Л. Хьюсмэну, агрессивный ребенок — это ребенок, привыкший вести себя агрессивно, регулярно восстанавливающий и реализующий сценарии агрессивного поведения. Автор выделяет два процесса, с помощью которых происходит закрепление сценария: это собственно поведение человека (разыгрываемое, включенное обучение) и наблюдение поведения других (Ениколопов С. Н., 2004, с. 40). Говорят о врожденной предрасположенности к агрессии в силу особенностей типа высшей нервной деятельности, о влиянии семейных и социальных стереотипов поведения и пр.23 Источники, из которых дети усваивают модели агрессивного поведения: • семья, в которой существует агрессия во взаимоотношениях между ее членами и где агрессия находит положительное подкрепление; • обучение агрессии во взаимодействии со сверстниками, если ребенок усваивает преимущества агрессивного поведения; • присвоение моделей агрессивного поведения, демонстрируемых с экранов телевидения и в компьютерных играх (СМИ). 23 Подробно о видах и причинах агрессии см.: Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997. С. 24-32. 109 Причины агрессии: • фрустрация, блокирование актуальных целенаправленных реакций или длительное блокирование удовлетворения потребностей; • блокирование намеченной цели; • выученное поведение, подражание; • положительное подкрепление агрессивного поведения; • физическое наказание (чем строже наказание, тем агрессивнее дети; агрессивность реализуется в другом месте и по отношению к другим людям). Последствия формирования агрессивного поведения: • приобретение опыта агрессивных переживаний и агрессивного поведения и включение его в жизнедеятельность; • перенос этого опыта на более старшие возрастные периоды в отсутствие попыток найти более конструктивные формы адаптации к социуму; • деструкции в развитии общения (либо группа не принимает, избегает, либо принимает, потому что боится); • трудности в формировании самоконтроля и саморегуляции. Зарисовки из жизни Проявления агрессивного поведения Несколько дней пребывания в детском саду Джулии стало тяжким испытанием для сотрудников из-за ее частых агрессивных срывов. Воспитатели заметили, что Джулия выходит из себя почти из-за всего, что ей не по нраву. Поводами для конфронтации с окружающими служили и ее собственная неспособность завладеть вниманием старших, делиться игрушками с другим ребенком, и некоторые запреты (влезть на забор), и тихий час после обеда, и еще очень многое. Потеряв над собой контроль, Джулия плакала и визжала, нападала на взрослых и детей, бросалась игрушками и 110 другими вещами, и ее было очень трудно унять или успокоить. Дошло до того, что срывы (небольшие или серьезные) случались по меньшей мере раз в день и некоторые дети стали остерегаться и даже бояться Джулии. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М., 1991. С. 30. Проявления агрессивного поведения В январе поведение Нила становится хуже. Он начинает грубо разговаривать не только с детьми, но и со взрослыми. Однажды он приходит в детский сад и видит новую воспитательницу-практикантку. Нил: Что вы здесь делаете? Уходите. Я ненавижу вас. На следующий день он в одном из шкафов находит палку и, используя ее как шпагу, преследует другую воспитательницу-практикантку. Нил: Я хочу срубить вам голову. Падайте на колени и молитесь богу. Практикантка:1ы чувствуешь себя сильнее, когда говоришь грубости, Нил? (Нил колеблется, затем продолжает.) Нил: Я уже отрубил вашу голову. Лучше молитесь. На следующий день Нил говорит нескольким взрослым, которых видит в холле: Нил: Уходите из моего детского сада. Я ненавижу вас. Практикантка: Нил, когда ты так говоришь с людьми, то им трудно полюбить тебя. Нил: Никто не любит меня. Мне нет до этого дела. Я ненавижу всех. Я хочу выбросить вас в окно. Практикантка: Это не так уж хорошо, Нил, ты разобьешь окно. Это доставит тебе удовольствие? Нил: Потом я выброшу сам себя. Практикантка: Тебе очень плохо? Нил: Я бога тоже убью. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер Р. - младший. Ребенок как личность. М.: Смысл, 1994. С. 204—205. 111 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|