Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57061

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Семьи, имеющие детей, разрешают сходные проблемы и переживают аналогичные трудности. Каждый раз, когда ребенок вступает в новую стадию развития (начинает ходить или говорить, идет в школу и т. д.), родители должны изучить его новое ролевое поведение (А. С. Спиваковская, 2000). Соответственно, когда сами родители вступают в новые стадии развития, их поведение изменяется. Иногда поведение родителей и детей на различных стадиях развития создает конфликтные ситуации. Когда бы ни происходили изменения, всегда существует период стресса, который продолжается до тех пор, пока родители и дети не урегулируют свои взаимоотношения. Задачи, которые предстоит решать в период родительства, парадоксальны. С одной стороны, успешно исполняющие свои функции родители обеспечивают детям чувство защищенности и поддержки. С другой стороны, эти же родители должны всячески содействовать тому, что -бы их дети стали независимыми, дееспособными взрослыми. На первый взгляд, чувства поддержки и независимости, казалось бы, противоречат друг другу; на самом деле это две стороны одной медали. Только чувствуя свою защищенность, человек способен стать независимым.
В исследовании Н. О. Белоруковой (2003) супруги на этапе жизненною цикла семьи с подростками называли наиболее стрес-согенными трудности, связанные с изменениями в характере своего ребенка-подростка (плаксивость, раздражительность, вспышки гнева, нетерпимость, юношеский максимализм, уход в себя, непослушание). На втором месте оказались трудности, связанные с появлением у родителей чувства беспомощности из-за невозможности оградить своего ребенка от неприятностей взрослой жизни. На третьем месте по числу выборов трудным для родителей оказалось
93
резкое усиление беспокойства и тревоги за сына / дочь. Четвертое место заняли отмеченные родителями трудности принятия взросления ребенка, который отдаляется от родителей к дружеским компаниям.
Итак, каждая новая ступень развития ребенка, с одной стороны, становится своеобразной проверкой того, насколько эффективным было функционирование семьи на предыдущих этапах; с другой стороны, требует от родителей новых умений и способностей.
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Личность ребенка формируется и функционирует в процессе постоянных взаимоотношений с другими людьми. Общение — это потребность человека и, в то же время, та сфера жизни, в которой происходит социализация личности. Общение связывает человека с человеком, в нем выражаются человеческие отношения.
В отечественной психологии накоплен большой фактический материал, подтверждающий существование неразрывной связи между отношениями личности и продуктивностью ее деятельности (Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн). Психология отношений — одна из теоретических концепций в изучении личности.
Понятие «отношение» введено в отечественную психологию А. Ф. Лазурским. Излагая свою программу исследования личности, он отмечал, что «индивидуальность человека определяется не только своеобразием его внутренних психических функций, но в не меньшей мере и его отношениями с окружающими явлениями» (А.Ф. Ла-зурский, 1925).
Взгляды А. Ф. Лазурского были развиты В. Н. Мясищевым, который писал: «Психологические отношения человека в развернутом виде представляют собой целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной деятельности. Эта система вытекает из всей
94
истории развития человечества, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания» (В. Н. Мя-сищев).
С. Л. Рубинштейн понимал под отношениями не вообще свойства личности, а свойство индивидуального сознания, наряду с другими его свойствами — познанием и переживанием. «Само отражение включает отношение к отражаемым явлениям». Позднее К. К. Платонов отграничивает понятие отношений от понятия сознания в целом. Он рассматривает отношения как компонент индивидуального сознания, его субъективную обратную связь с отражаемым миром, проявляющуюся в психомоторике. По его мнению, отношения — это акт сознания, в который включены переживания личности и знание объектов, их вызывающих.
Понятие «переживание» введено в возрастную психологию Л. С. Выготским и впоследствии глубоко разработано Л. И. Божо-вич. В монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» она пишет: «Переживание, с точки зрения Выготского, есть такая «единица» социальной ситуации развития, в которой в неразрывном единстве представлены, с одной стороны, среда, то есть то, что переживается ребенком, с другой — субъект, то есть то, что вносит в переживание сам ребенок и что, в свою очередь, определяется уже достигнутым им ранее уровнем психического развития». Отсюда следует, что для того, чтобы понять, какое именно воздействие оказывает среда на ребенка и, следовательно, как она определяет ход его психического развития, надо понять характер переживаний ребенка, характер его аффективного отношения к среде. Анализируя результаты многолетних исследований, Л. И. Божович утверждает, что формирование личности ребенка определяется соотношением между тем местом, которое он занимает в системе доступных ему человеческих отношений, с одной стороны, и теми психологическими особенностями, которые у него уже сформировались в результате его предшествующего опыта — с другой. Именно из этого соотношения возникает та система его потребностей и стремлений (субъективно представленных в соответствующих переживаниях), которая становится непосредственной движущей силой развития у него новых психических качеств.
А. Н. Леонтьев объяснял своеобразие психического развития детей спецификой места, которое они занимают в системе человеческих отношений: «Это та реальная позиция ребенка, с
95
которой перед ним раскрывается мир человеческих отношений, позиция, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в этих отношениях... То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, — это сама его жизнь, развитие деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней. А ее развитие, в свою очередь, зависит от наличных жизненных условий» (А. Н. Леонтьев, 1973).
Говоря словами А. Н. Леонтьева, «наличные жизненные условия» — это семья ребенка и затем внесемейные институты. Это дот -рудовая стадия социализации личности, ее ранний этап. На этой стадии конкретной группой, в которой ребенок приобщается к системам и нормам ценностей (то есть институтом социализации), является, прежде всего, семья. Именно семья выступает транслятором социального опыта, а механизмом передачи этого опыта служат детско-родительские отношения.
Детско-родительские отношения — это процесс и результат индивидуального избирательного отражения семейных связей, опосредующие внутреннюю и внешнюю активность, а также переживания родителей и детей в их совместной деятельности (М. В. Сапоровская, 2002). Детско-родительские отношения связаны с реальным взаимодействием родителей и детей, в них ярко проявляются социально-психологические закономерности.
Таким образом, детско-родительские отношения, с одной стороны, выступают в качестве регуляторов поведения их участников, а с другой — опосредуют развитие личности ребенка. Эти отношения проявляются в системе разнообразных чувств, переживаний, стиле общения родителей и детей, поведенческих стереотипах, практикуемых в этом общении.
Детско-родительские отношения — наиболее изученные из всех семейных подструктур. В качестве компонентов детско-родительских отношений выступают отношение родителя к ребенку и отношение ребенка к родителю. Бесспорно, эти два компонента тесным образом связаны друг с другом, но неравнозначны. Специфику детско-родительских отношений определяют отношение родителя к ребенку. Это объясняется тем, что ребенок не является субъектом тех процессов, которые приводят в действие детерминанты родительского отношения.
На формирование родительского отношения к ребенку оказывают влияние личность самого родителя, психологические особенности
96



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Новикова Олеся Николаевна. Как сделать ребенка послушным
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Самсонова Галина Сергеевна. Записки воспитателя о работе с ребенком с расстройством аутистического спектра (продолжение).
  • Курганова Екатерина Борисовна. Формируем положительную самооценку у ребенка
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Захарова Наталья Григорьевна. Консультация для родителей «Совместные игры с ребенком».
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Омётова Олеся Васильевна. Когда родители разводятся
  • Селезнёва Галина Николаевна. Консультация для родителей: «Как подготовить ребенка к детскому саду?»
  • Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребенка
  • Динара Кямилевна Пашкина. Семинар-практикум для родителей: 'Пути к бесконфликтной дисциплине'
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в ясельной группе № 2 «Малышок» по теме: «Что значит любить своего ребенка?»
  • Пайбаршева Жанна Анатольевна. Консультация для родителей: «Игры с детьми на отдыхе в летний период».
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Абрамова Елена Евгеньевна. Воспитываем у детей чувство долга и разумные потребности.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Писарева Людмила Викторовна. Практическое руководство для родителей: «Безопасность Вашего ребенка»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Абрамова Ольга Сергеевна. 'Педагоги и родители — творческий тандем'.
  • Клеймёнова Светлана Гаригиновна. Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
  • Оксана Черепанова. Как помочь ребенку стать самостоятельным
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
  • Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду
  • Ольга Третьякова. Родительское собрание на тему 'Пойми меня, мама...'
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Косенкова Надежда Владимировна. Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка.
  • Буянова Надежда Викторовна. Развивающие игры для ребенка 2-3 лет
  • Ирина Петракова. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Растить детей трудолюбивыми»
  • Вина; guilt
  • Рымар Елена Васильевна. Правила общения с гиперактивными детьми
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Кочеткова Снежана Станиславовна. Развитие самостоятельности ребенка.
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Курапова Анна Ивановна. Советы родителям по формированию здорового образа жизни у детей 5-7 лет
  • Павлова Екатерина Николаевна. Консультация для родителей адаптационных групп «Заблуждения о процессе адаптации к детскому саду»
  • Рапелова Мая. Консультация для родителей 'Капризы и их предупреждения'
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Спиридонова Ольга Ивановна. Влияние компьютера на психику ребенка
  • Пашкина Динара Кямилевна. Консультация для родителей «Адаптация детей к детскому саду»
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь