Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57363

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Семьи, имеющие детей, разрешают сходные проблемы и переживают аналогичные трудности. Каждый раз, когда ребенок вступает в новую стадию развития (начинает ходить или говорить, идет в школу и т. д.), родители должны изучить его новое ролевое поведение (А. С. Спиваковская, 2000). Соответственно, когда сами родители вступают в новые стадии развития, их поведение изменяется. Иногда поведение родителей и детей на различных стадиях развития создает конфликтные ситуации. Когда бы ни происходили изменения, всегда существует период стресса, который продолжается до тех пор, пока родители и дети не урегулируют свои взаимоотношения. Задачи, которые предстоит решать в период родительства, парадоксальны. С одной стороны, успешно исполняющие свои функции родители обеспечивают детям чувство защищенности и поддержки. С другой стороны, эти же родители должны всячески содействовать тому, что -бы их дети стали независимыми, дееспособными взрослыми. На первый взгляд, чувства поддержки и независимости, казалось бы, противоречат друг другу; на самом деле это две стороны одной медали. Только чувствуя свою защищенность, человек способен стать независимым.
В исследовании Н. О. Белоруковой (2003) супруги на этапе жизненною цикла семьи с подростками называли наиболее стрес-согенными трудности, связанные с изменениями в характере своего ребенка-подростка (плаксивость, раздражительность, вспышки гнева, нетерпимость, юношеский максимализм, уход в себя, непослушание). На втором месте оказались трудности, связанные с появлением у родителей чувства беспомощности из-за невозможности оградить своего ребенка от неприятностей взрослой жизни. На третьем месте по числу выборов трудным для родителей оказалось
93
резкое усиление беспокойства и тревоги за сына / дочь. Четвертое место заняли отмеченные родителями трудности принятия взросления ребенка, который отдаляется от родителей к дружеским компаниям.
Итак, каждая новая ступень развития ребенка, с одной стороны, становится своеобразной проверкой того, насколько эффективным было функционирование семьи на предыдущих этапах; с другой стороны, требует от родителей новых умений и способностей.
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Личность ребенка формируется и функционирует в процессе постоянных взаимоотношений с другими людьми. Общение — это потребность человека и, в то же время, та сфера жизни, в которой происходит социализация личности. Общение связывает человека с человеком, в нем выражаются человеческие отношения.
В отечественной психологии накоплен большой фактический материал, подтверждающий существование неразрывной связи между отношениями личности и продуктивностью ее деятельности (Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн). Психология отношений — одна из теоретических концепций в изучении личности.
Понятие «отношение» введено в отечественную психологию А. Ф. Лазурским. Излагая свою программу исследования личности, он отмечал, что «индивидуальность человека определяется не только своеобразием его внутренних психических функций, но в не меньшей мере и его отношениями с окружающими явлениями» (А.Ф. Ла-зурский, 1925).
Взгляды А. Ф. Лазурского были развиты В. Н. Мясищевым, который писал: «Психологические отношения человека в развернутом виде представляют собой целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной деятельности. Эта система вытекает из всей
94
истории развития человечества, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания» (В. Н. Мя-сищев).
С. Л. Рубинштейн понимал под отношениями не вообще свойства личности, а свойство индивидуального сознания, наряду с другими его свойствами — познанием и переживанием. «Само отражение включает отношение к отражаемым явлениям». Позднее К. К. Платонов отграничивает понятие отношений от понятия сознания в целом. Он рассматривает отношения как компонент индивидуального сознания, его субъективную обратную связь с отражаемым миром, проявляющуюся в психомоторике. По его мнению, отношения — это акт сознания, в который включены переживания личности и знание объектов, их вызывающих.
Понятие «переживание» введено в возрастную психологию Л. С. Выготским и впоследствии глубоко разработано Л. И. Божо-вич. В монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» она пишет: «Переживание, с точки зрения Выготского, есть такая «единица» социальной ситуации развития, в которой в неразрывном единстве представлены, с одной стороны, среда, то есть то, что переживается ребенком, с другой — субъект, то есть то, что вносит в переживание сам ребенок и что, в свою очередь, определяется уже достигнутым им ранее уровнем психического развития». Отсюда следует, что для того, чтобы понять, какое именно воздействие оказывает среда на ребенка и, следовательно, как она определяет ход его психического развития, надо понять характер переживаний ребенка, характер его аффективного отношения к среде. Анализируя результаты многолетних исследований, Л. И. Божович утверждает, что формирование личности ребенка определяется соотношением между тем местом, которое он занимает в системе доступных ему человеческих отношений, с одной стороны, и теми психологическими особенностями, которые у него уже сформировались в результате его предшествующего опыта — с другой. Именно из этого соотношения возникает та система его потребностей и стремлений (субъективно представленных в соответствующих переживаниях), которая становится непосредственной движущей силой развития у него новых психических качеств.
А. Н. Леонтьев объяснял своеобразие психического развития детей спецификой места, которое они занимают в системе человеческих отношений: «Это та реальная позиция ребенка, с
95
которой перед ним раскрывается мир человеческих отношений, позиция, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в этих отношениях... То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, — это сама его жизнь, развитие деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней. А ее развитие, в свою очередь, зависит от наличных жизненных условий» (А. Н. Леонтьев, 1973).
Говоря словами А. Н. Леонтьева, «наличные жизненные условия» — это семья ребенка и затем внесемейные институты. Это дот -рудовая стадия социализации личности, ее ранний этап. На этой стадии конкретной группой, в которой ребенок приобщается к системам и нормам ценностей (то есть институтом социализации), является, прежде всего, семья. Именно семья выступает транслятором социального опыта, а механизмом передачи этого опыта служат детско-родительские отношения.
Детско-родительские отношения — это процесс и результат индивидуального избирательного отражения семейных связей, опосредующие внутреннюю и внешнюю активность, а также переживания родителей и детей в их совместной деятельности (М. В. Сапоровская, 2002). Детско-родительские отношения связаны с реальным взаимодействием родителей и детей, в них ярко проявляются социально-психологические закономерности.
Таким образом, детско-родительские отношения, с одной стороны, выступают в качестве регуляторов поведения их участников, а с другой — опосредуют развитие личности ребенка. Эти отношения проявляются в системе разнообразных чувств, переживаний, стиле общения родителей и детей, поведенческих стереотипах, практикуемых в этом общении.
Детско-родительские отношения — наиболее изученные из всех семейных подструктур. В качестве компонентов детско-родительских отношений выступают отношение родителя к ребенку и отношение ребенка к родителю. Бесспорно, эти два компонента тесным образом связаны друг с другом, но неравнозначны. Специфику детско-родительских отношений определяют отношение родителя к ребенку. Это объясняется тем, что ребенок не является субъектом тех процессов, которые приводят в действие детерминанты родительского отношения.
На формирование родительского отношения к ребенку оказывают влияние личность самого родителя, психологические особенности
96



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами.
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков.
  • Даулинг Скотт - Психология и лечение зависимого поведения
  • Шапарь В.Б. - Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Некрасова Любовь Валерьевна. Эссе — Некрасова Любовь Валерьевна
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Киреева Мария Александровна. «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
  • Михайлова Галина Николаевна. Психологический тренинг для родителей в ДОУ «Контроль над собой».
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Килошенко Мая - Психология моды:теоретический и прикладной аспекты
  • Исаев Д. Н.- Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей
  • Васильева Алина Владимировна. Психодиагностика и коррекция отношений между родителями и детьми
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Иванова Любовь Анатольевна. Информационно-творческий проект 'Моя семья'
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Мизинова А. В. Семейная тайна: отражение содержания секрета в работе с психологом
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • И.В. Копьева А.Абрамович Б.Д. Григорян. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
  • Селькова Надежда Евгеньевна. Совместный проект воспитателя с детьми и их родителями старший дошкольный возраст
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Психология запахов
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Елена Плаксина. Адаптация младших дошкольников в ДОУ
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Щелканова Ольга Алексеевна. Мастер-класс для родителей на тему «Семейные праздники»
  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Безудержная зевота как способ успокаивающего поведения
  • Под редакцией Скотта Даулинга. Психология и лечение зависимого поведения.
  • Братченко С.Л. - Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала
  • Абдухалыгова Наина Умудваровна Наумова Марина Валерьевна. Круглый стол с родителями «Семья, с семьей, о семье»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь