Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Смит Ноэль. Современные системы психологии. | Психология, Системный подход в психологии | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 26 страница



Смит Ноэль. Современные системы психологии.

Категория: Психология, Системный подход в психологии | Просмотров: 47194

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Акцент на межличностном процессе развития терапевта и клиента относится к числу многих адаптации и вариаций, которые были разработаны в рамках когнитивной терапии (Safran & Segal, 1990). Суть данной терапии заключается не в интерпретациях — авторы отвергают интерпретации, — а в модификации когнитивных схем, тесно связанных с эмоциями. Терапевт использует собственные чувства в процессе исследования гипотез относительно паттернов межличностного общения клиента. Клиенту предлагается выступить в качестве активного партнера терапевта в исследовании мыслей и чувств, чтобы отбросить те из них, которые не имеют под собой основания.
Практики когнитивной терапии распространили ее на широкий спектр проблем, лишь небольшая часть которых, взятая из составленного Даттилио и Фрименом (Dattilio & Freeman, 1992a) компендиума, приводится ниже в целях иллюстрации: генерализованная тревога, тревога деятельности (performance anxiety), социофобия, посттравматическое стрессовое расстройство, острое тревожное состояние, стресс, дистимия (психическая депрессия), суицидальные тенденции, сексуальное насилие над детьми, булимия, ожирение, кокаиновая аддикция, шизофрения, пограничная личность, го-
мосексуализм, постинсультная депрессия, множественная личность и хронические боли.
Даттилио и Фримен (Dattilio & Freeman, 1992b) перечисляют также (а) двенадцать стратегий когнитивной терапии, (б) семь поведенческих техник и (с) домашние задания, используемые в когнитивной терапии. Некоторые из этих когнитивных методик кратко описаны ниже:
• Нисходящий путь (Downward arrow). Терапевт отвечает на заявления клиента вопросом: «Если так, то что это означает?» для того, чтобы стимулировать мысли и систему представлений/убеждений клиента, что способствует выявлению допущений, лежащих в основе его реакций. Это помогает клиенту осознать, каким образом одни мысли вызывают другие и какая логика (либо отсутствие таковой) их связывает.
• Маркирование искажений (Labeling of distortions). Данный прием помогает клиенту идентифицировать свои мысли и увидеть общие паттерны этих мыслей.
• Запрос доказательств (Questioning the evidence). Эта методика помогает клиенту научиться определять обоснованность своих представлений/ убеждений, так что в конце концов такая проверка становится для него автоматической процедурой.
• Изучение вариантов и альтернатив (Examining options and alternatives). Клиент рассматривает все возможные варианты и альтернативы; это помогает ему убедиться в том, что он не находится-в безвыходном положении и у него есть возможности действовать, а также генерировать новые варианты.
• Реатрибуция (Reattribution). Клиент осознает, что не должен винить самого себя во всех своих проблемах, ведь причиной могут быть другие люди и обстоятельства.
• Когнитивная репетиция (Cognitive rehearsal). В своем воображении клиент демонстрирует уверенное поведение, знакомится с людьми и т. д.
Другие методики включают: идиосинкразическое значение (idiosyncratic meaning), декатастрофизацию (decatastrofizing), анализ положительных и отрицательных сторон, парадокс или преувеличение, обращение недостатков в достоинства и замещение образов.
Поведенческие методики отличаются от когнитивных тем, что они имеют дело с явными, а не со скрытыми реакциями, и включают тренинг ассертивнос-ти, поведенческую репетицию (фактическую отработку поведения, а не представление его в воображении, как при когнитивном репетировании), градуированные задания, библиотерапию (чтение как поддерживающую меру), релаксацию и медитацию, тренинг социальных навыков, упражнения на подавление чувства стыда (shame-attacking exercises). Домашние задания обеспечивают возможность дополнительной практики, выходящей за рамки того, что происходит на терапевтических сеансах, и предполагают сотрудничество клиента с терапевтом.
104
Домашние задания могут отличаться значительным разнообразием (и использоваться также в других видах терапии). Иногда при практике когнитивного реструктурирования используются письменные формы. В одном из примеров такой формы (Sank & Shaffer, 1984) в верхней ее части, озаглавленной «Домашнее задание по когнитивному реструктурированию», значится рубрика «Активизирующее событие», под которой находится пустая строка. Под ней располагаются строки с рубриками «Иррациональные представления» (автоматические мысли), «Обсуждение» (возражения) и «Рациональные представления» (ответы). Далее помещены рубрики «Последствия» (эмоциональный, физический дискомфорт) и «Эффекты/Результаты» (аффективные, поведенческие, когнитивные). Существует также «Расширенный лист к домашнему заданию по когнитивному реструктурированию», в котором к указанным выше пунктам добавляются рубрики «Последствия иррациональных представлений» и «Эффекты рациональных представлений».
Известный автору психиатр использует для работы с клиентами, склонными водить машину в нетрезвом состоянии, задание, обязывающее их ежедневно отыскивать в газетах сообщения о задержании употребляющих алкоголь водителей и дорожно-транспортных происшествиях, вызванных употреблением алкоголя. Клиенты должны приносить вырезки на сеансы терапии и обсуждать их содержание. Это задание помогает помнить о проблеме «алкоголь и вождение» в промежутках между сеансами, что удерживает их от вождения автомобиля в нетрезвом виде.
В когнитивной терапии, в отличие от классического когнитивизма, учитываются ситуационные факторы. Фактически в большинстве разновидностей когнитивной терапии ее специфические процедуры сочетаются с поведенческой терапией. Начало этому объединению было положено уже в пионерских работах Бека, и в настоящий момент существует обширная литература по когнитивно-поведенческой терапии. Авторы текстов сборника, изданного под редакцией Драйдена и Голдена (Dryden & Golden, 1987), описывают различные разновидности данного гибрида, включая рационально-эмотивную терапию (см. главу 4), рациональную поведенческую терапию, когнитивно-поведенческую гипнотерапию, мультимодальную терапию и когнитивную модификацию поведения. Некоторые из этих комплексных форм возникли по инициативе не когнитивной терапии, а других направлений, так как представители поведенческой терапии начали включать в свою практику когнитивные методы. Также развивается сотрудничество между когнитивным бихевиоризмом и общественной психологией (см. главу 13, с. 325) (Kirchenbaum & Ordman, 1984); в большинстве случаев это сотрудничество направлено на психотерапевтическое вмешательство.
СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПОДХОДАМИ
Анализ поведения
Когнитивизм предполагает наличие гипотетических внутренних сил, выступающих в качестве причин поведения. Анализ поведения обращается в поисках причинных факторов к наблюдаемым условиям среды. Когнитивизм конструирует теории, из которых он выводит гипотезы, осуществляет их экспериментальную проверку с использованием групповых методов и применяет статистический анализ для сравнений групповых различий. В противоположность ему анализ поведения не использует теорий, дедуктивных выводов или групповых сравнений, а на примере отдельных субъектов исследует функциональные отношения между поведением и средой. Данная система является эмпирической и индуктивной, тогда как когнитивная психология является гипотетической и дедуктивной.
Гуманистическая психология
Представители гуманистической и когнитивной психологии сходятся лишь в том, что придают разуму центральное значение и считают его внутренним и преимущественно автономным или самопричинным фактором. Разум в версии гуманистической психологии представляет собой «я» и наделен потенциалом для самореализации, тогда как когнитивизм рассматривает его как обрабатывающий информацию мозг. Гуманистический конструкт разума с его актуализующими тенденциями и самореализацией основан на биологической аналогии, предложенной Куртом Гольдштейном (Kurt Goldstein), согласно которой организмы реорганизуют и реактуализиру-ют себя. Разум у кошитивистов основан на аналогии с машинными программами. В обеих системах основным предметом изучения является человек, тогда как животным не уделяется особого внимания.
Гуманистическая психология рассматривает когнитивизм лишь как бихевиоризм в новом обличье. С ее точки зрения, он сохранил искусственность лабораторных экспериментов и лишь заменил механизмы обусловливания компьютерными механизмами. Гуманистические психологи отмечают, что когнитивизм игнорирует значимые, по их мнению, факторы: целенаправленность человеческих поступков, целостность индивида, самоактуализацию, радостные стороны жизни, в отличие от пессимистических и негативных, рассмотрение человека с точки зрения всей его жизни и свободу выбора в противовес детерминизму.
Интербихевиоральная психология
Когнитивисты и интербихевиористы придерживаются почти противоположных мнений. Когнитивисты
105
исходят из конструктов, касающихся внутренних механизмов обработки информации, ментальных репрезентаций, кодирования, и соответствующим образом интерпретируют получаемые ими данные. Иными словами, конструкты предшествуют наблюдениям вместо того, чтобы выводиться из них. Интербихеви-ористы начинают с наблюдаемых событий взаимодействия организмов со своим окружением и отмечают изменения, происходящие по мере накопления истории таких взаимодействий. В позднейших версиях когнитивизма, рассматривающих разум как активность в окружающей среде (Bern & Keijer, 1996), обе взаимодействующие стороны сближаются, однако данные версии продолжают трактовать разум как самостоятельный агент, наделяющий значениями объекты, составляющие дуализм «разум-тело», который отвергается интербихевиоризмом. Для интербихевиоризма взаимодействие и есть значение; значение не приписывается объекту неким гипотетическим самостоятельным агентом. Например, распознавание образов состоит не в том, что мы сначала видим лицо, а затем обрабатываем информацию о нем или получаем психический продукт, так что лицо начинает означать Алису Коллинз. Вместо этого видеть лицо это и есть воспринимать Алису Коллинз. Когнитивизм редуцирует психологические события к биологии — активности мозга. Интербихевиоризм рассматривает мозг лишь как один из многих факторов, — таких как другие биологические функции, особенности сеттин-га и история взаимодействий, — составляющих психологическое действие.
Оперантный субъективизм
Данная система ориентирована на объективные измерения субъективных реакций. Следовательно, по идее она должна была бы представлять интерес для когнитивистов, однако они игнорируют ее. Когнитивная психология использует R-методологию (см. главу 11), которая рассматривает среднегруппо-вые значения и отбрасывает индивидуальные характеристики как «вектор ошибок» («error term»). Оперантный субъективизм, известный также как Q-ме-тодология, сосредоточен на уникальном: переменными являются индивиды, а не тестовые задания, и именно люди разбиваются на статистически независимые факторы (или группы). R-измерения проводятся с точки зрения исследователя, а Q-измерения — с точки зрения участника происходящего.
Q-методология отвергает гипотетико-дедуктив-ные модели (выводящие гипотезы из теорий, в противовес эмпирико-индуктивному процессу вывода гипотез из наблюдаемых событий), редукцию разума к мозгу, линейную причинность моделей машинной обработки информации, а также дуализм «разум—тело». Если когнитивизм предполагает, что поведение представляет собой лишь поверхностные проявления скрытых процессов, Q-методология рассматривает поведение как основополагающий элемент. Таким образом, когнитивизм начинает с конст-
руктов скрытых операций, осуществляемых в мозге, тогда как Q-методология начинает с наблюдаемых событий — выполнения людьми стоящих перед ними задач,,и благодаря Q-сортировке определяет разделяемые людьми (в процессе реализации этих задач) значения. Несмотря на эти различия, строгие измерения субъективности, обеспечиваемые Q-методоло-гией, могли бы оказаться полезными когнитивизму и когнитивной терапии, но только при условии, что эти измерения не будут переводиться в R-форму, в результате чего субъективные значения оказываются завуалированными.
Феноменологическая и экзистенциальная психология
Предпосылка когнитивизма, согласно которой память, восприятие и другие психологические события производятся внутренними гипотетическими структурами, в корне отличается от акцента феноменологической психологии на значениях и их зависимости от отношений человека с миром. Для когнитивиста стул — это входной сенсорный стимульный сигнал, который должен быть превращен в репрезентацию объекта, производящую впечатление, что объект находится в комнате, а не в голове. Для феноменолога стул находится не в сознании, а в мире, и его значение как стула принадлежит системе отношений «человек-мир», охватывающей сознание, поскольку сознание — это направленность на объект. Мир это не то, что мы думаем, а то, что мы проживаем.
«Для теоретика когнитивизма эта направленность является односторонней, обращенной на объект, который в данном случае не может стать ничем иным, как абстракцией: он порождается моими психическими актами, и условием его возникновения является разрыв связи между этими актами и объектом; познание — это отстранение отчего-то, освобождение его от субъективных характеристик собственного «я». Познаваемое одновременно и создается нами, и отделяется от нас. Если мы примем (феноменологическую) точку зрения, что объект является основанием наших актов, а не их продуктом, мы должны будем признать, что познающий формируется актом познания точнотакже, как познаваемый объект. Говорить о мире как о сконструированном является столь же истинным (или ложным), как и говорить о том, что индивид конструируется миром, поскольку «я» и мир совместно раскрывают себя друг другу. Я определяюсь миром в той же степени, как и сам определяю мир» (Bolton, 1987, р. 239).
Для феноменолога роль испытуемого как субъекта в эксперименте действительно субъективна. Для когнитивиста испытуемый субъект является объектом, чьи реакции измеряются объективно в крайне условных, как сказал бы феноменолог — искусственных — ситуациях.
106
Психоанализ
Предпосылка классического психоанализа, согласно которой причинами поведения являются такие внутренние силы, как Оно, Я и Сверх-Я, находит свои параллели в когнитивистской предпосылке о том, что внутренние психические структуры производят ког-ниции. Некоторые когнитивисты даже разрабатывают теории и методы исследования бессознательных сил, получивших также отражение в психоанализе. Но если фрейдовский психоанализ рассматривает в качестве фундаментального источника психической энергии силу либидо (удовольствие/секс), когнитивизм не проявляет никакого интереса к сексу. Наиболее близкой параллелью всепроникающему либидо может служить разве что когнитивистский конструкт обработки информации. Поскольку некоторые современные разновидности психоанализа отвергли фундаментальные конструкты сексуальных и агрессивных сил, в этом случае даже такие аналогии оказываются неуместными.
Психоаналитическая теория подчеркивает роль личной истории, формирующей Оно и Я и создающей Сверх-Я или, как в некоторых новейших версиях, историю взаимоотношений с воспитывающими лицами, формирующими индивидуальное «я». С целью объяснения таких наблюдаемых форм поведения, как обучение или воображение, когнитивизм выдвигает отдельные теории, касающиеся каждой гипотетической структуры, однако не уделяет особого внимания истории реакций индивида или каким-либо условиям окружающей среды.
КРИТИКА
Несмотря на тот факт, что когнитивизм доминирует в современной психологии, у него, по-видимому, не меньше оппонентов, чем приверженцев. Далее мы рассмотрим различные критические замечания в его адрес. Поскольку большинство из них не имеют непосредственной связи друг с другом, мы не будем придерживаться какой-либо последовательности в их рассмотрении. Последний подраздел будет посвящен контркритике.
Контекст против неестественных экспериментальных заданий
Найссер (Neisser, 1976), отошедший от своих ранних когнитивистских представлений, относит к ког-нитивизму многие из тех критических положений, которые когда-то были обращены в адрес бихевиори-стов: «Удовлетворительная теория человеческой познавательной способности (cognition) вряд ли может возникнуть на основе экспериментов, предоставляю-
щих не имеющим соответствующей практики испытуемым лишь кратковременную возможность попытаться выполнить новые и бессмысленные для них задания» (р. 8). Психология, считает он, не должна исходить из предположений о существовании фиксированных механизмов выполнения задач по обработке информации, но должна «принять во внимание (высокую степень) совершенства и сложности когнитивных навыков, которыми люди в действительности в состоянии овладеть, а также тот факт, что эти навыки поддаются систематическому развитию» (р. 8). Хотя он находит, что когнитивная психология претендует на такие достижения, как обнаружение нескольких типов памяти и описание стратегий, используемых при решении задач, он считает, что она не отдает должного человеческой природе. Она оперирует вне контекста, использует схемы экспериментов, игнорирующие окружающую среду, и тестирует способности испытуемых на выполнение неестественных заданий (Neisser, 1985). Дженкинс (Jenkins, 1981) выдвигает сходные аргументы. Рид (Reed, 1987), как и Найссер, черпая вдохновение у Гибсона, отвергает и когнитивистскую внутреннюю причинность, рассматривающую в качестве источника ког-ниции, и бихевиористскую внешнюю причинность, рассматривающую в качестве источника стимулы. Он обращается к тому, что считает «корректным вопросом», а именно «как люди приходят к познанию своего значимого окружения» (р. 166).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Наталья Коноплина. Человеческая память. Причины ухудшения памяти
  • Нейронная основа наших воспоминаний
  • Интернет крадет нашу память. Влияние веб-поиска на транзактивную память и запоминание информации
  • Солсо Роберт. Когнитивная психология
  • Кевин Хорсли. Как запоминать числа. Тренировка памяти
  • Почему с возрастом сложнее подбирать слова?
  • Щипакина Анна Александровна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология активации памяти при обработке информации интернет-ресурсов
  • Влияние настроения на память
  • Том Зигфрид. Память, дофамин и энграммы: как забывание делает наш разум более эффективным
  • Почему с возрастом время летит все быстрее
  • Сидячий образ жизни ухудшает память
  • Дмитрина Ирина Александровна. Развитие и коррекция памяти детей
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Теоретические аспекты исследования зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Самые эффективные методы запоминания: «Дворец памяти» или «Чертоги разума»
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Память; memory
  • Секрет хорошей памяти в уровне вовлеченности
  • Авшарян Герасим. Супер–память. Проверенный тренинг для школьника.
  • Социальные сети не стимулируют к дружбе
  • Интеллект можно повысить, тренируя память
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Понятие о зрительной памяти, его основные характеристики.
  • Йейтс Френсис. ИСКУССТВО ПАМЯТИ
  • За что отвечают гиппокамп и миндалевидное тело. - Функции мозга
  • Телевизор отупляет и ухудшает память
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Бьюзен Тони. Как безошибочно запомнить до 10 тысяч наименований. Усовершенствуйте свою память.
  • Инстинкт-теорияи объект-теория; instinct theory and object theory
  • Социальные сети ухудшают память
  • Удивление способствует ложным воспоминаниям
  • Романова Елена Евгеньевна. Роль мнемотаблиц в системе формирования словесно-логической памяти у дошкольников 6-7 лет с ОНР
  • М. Айзенк, М. Андерсон. Тренируйте свою память. Мнемонические приемы для улучшения памяти
  • След мнесический; mnemic-trace или memory trace
  • Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
  • Кортико-висцеральная теория Ивана Петровича Павлова и классическая условно-рефлекторная модель
  • Гронский А.В. Репрезентация событий, связанных с массовым террором в СССР, в памяти современной студенческой молодежи
  • Основные понятия динамической теории информации – Неизвестен
  • Теория шести рукопожатий уточнена
  • Воронова Елена Васильевна. Особенности развития памяти детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Регрессия; Regression; Regression
  • Бион У.Р. К-связь и –К-связь
  • Закономерности психических систем
  • Шумакова Галина Анатольевна. Игры для развития памяти у дошкольников
  • Чернова Алла Андреевна. Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь