Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Джеймс Холлис 'Под тенью Сатурна: мужские психические травмы и их исцеление'Категория: Библиотека » Постъюнгианство | Просмотров: 28765Под сильным воздействием внутреннего давления мужчину тянетназад и вниз, в "мир матерей", а потому должна появитьсяпротивоположная сила, соединяющая две стороны великой психологической пропасти,две области психики. В появлении этой силы заключалась мудрость, воплощенная вплеменных ритуалах перехода от детства к взрослости. Ритуалы быливсесторонними, они оказывали сильное психологическое воздействие и продолжалисьдо тех пор, пока энергия материнского комплекса превосходила зарождающееся Эго.
Чтобы расстаться с домашним комфортом, с миром матери,нужно представлять, куда идти. Можно предположить, что в традиционных культурахпереходные ритуалы позволяли посвященным юношам перейти в более простоесообщество и более однородную культуру, чем наша. Кроме того, целью этихритуалов была не индивидуация, а такая интеграция этой несформировавшейсяличности, которая позволяла ей соответствовать племенному представлению омаскулинности. Природа не терпит пустоты, поэтому современные мужчины,инфантильные и непосвященные, заполняют эту великую психологическую пропастьмежду "миром матерей" и жизнью зрелого мужчины наркотиками, работой иподругами. Если мы научимся строить отношения с другими, учитывая их отличия иособенности, то тем самым укрепим собственную идентичность, применяя модельсравнения подобного с подобным. Современные мужчины не могут утвердить своюидентичность посредством культуры, так как им приходится искать свою модельсреди других непосвященных мужчин либо исповедовать мнимые ценностиматериалистического общества. Повторяю: перед возможным началом исцеления мужчинам следует признатьреальность существования своего внутреннего мира. Среди их беспорядочных эмоцийесть глубокая скорбь из-за потери родного отца - друга, примера для подражанияи источника поддержки, а также глубокая потребность в отце или учителе какисточнике мудрости, просветления и вдохновения. Именно старейшины племени должны передать мудрость нашихпредков юноше, сообщив ему о богах, которым он должен служить и которые будутего охранять. Сегодня у мужчин нет глубокой связи ни с историей своего племени,ни с трансцендентной реальностью. Мужчины, не имеющие фундаментальной связи сосвоими богами, находятся в смертельной опасности и подвергают этой опасностидругих. Такие мужчины потеряны для сообщества. Они ощущают себя оторванными отистории и мудрых старейшин своего сообщества. Они жаждут получить какой-тообразец для подражания и познать великое. Они молча переживают свое изгнаниеили яростно отыгрывают свою скорбь. Таких мужчин очень много. Имя им легион. 8. Если мужчины хотят исцелиться, им следует мобилизовать всесвои внутренние ресурсы, восполнив то, что они в свое время не получили извне Так как у мужчин нет возможности обратиться к старейшинамплемени и они уже поняли, что существует крайне мало мудрых мужчин (если ониесть вообще), не говоря уже о мужчинах, прошедших инициацию, они испытываютмучительные душевные страдания. Из-за отсутствия в психике мужчин ключевыхлокусов, мифологических "точек внутренней опоры", они должнынаучиться исцеляться сами. Иногда исцелиться могут одновременно несколькодрузей, но, как правило, мужчина должен исцелиться индивидуально. В своем романе "Demian", посвященном проблемеисцеления души своего современника, Герман Гессе, который находился в изгнании,трижды попадал в заключение и даже получил Нобелевскую премию, заметил: "Вмире скитальцев, когда все пути пересекаются, появляется ощущение того, что самэтот мир является домом"100. Но ощущение сообщества, первичнойсвязи оказывается лишь "временным"; затем мужчина вновь в одиночкуотправляется в странствие. Материнский комплекс / Задачаотца Здесь приведен психологически обоснованный обзор морфологииматеринского комплекса. Повторяю, в психике ребенка сосредоточена огромнаяформирующая энергия родной матери. Восприятие ребенком матери интериоризируетсяв виде комплекса, эмоционального энергетического кластера, выходящего запределы контроля Эго. Так как мать связывает сына с миром природы, телесности исферой человеческих отношений, мальчик ощущает все ее переживания в глубинесвоего архетипического мира. Иными словами, отношение мужчины к себе, другим исуществующей в нем силе жизни глубоко пронизано первичным восприятием матери. Втой мере, в которой она не может удовлетворить его потребности и навязывает емусвои личные комплексы, он будет страдать от травм, связанных с покинутостью иподавленностью. Покинутость не позволяет ему верить в свою полноценность инадежность мира. Из-за ощущения подавленности он не в со стоянии защититьхрупкие границы своего Эго, а потому становится либо уступчивой и созависимойличностью, либо личностью испуганной, гиперкомпенсированной и властной. В любомслучае мужчина не является самим собой, а живет в постоянной зависимости отсвоей реакции на восприятие матери, зачастую столь властное, что подчиняет егоистинную внутреннюю сущность. Это компромиссное психологическое образование,которое пери одически проявляется в течение всего детства, порождает мнимуюличность и приводит к проекции этих первых отношений с матерью на последующиевзрослые отношения. Таким образом, мужчина живет с мнимым или ложным Я. 101 Так как ребенок полностью зависим, любая угроза помешатьудовлетворению его потребности вызывает у него сильный страх. У всех мужчинсуществуют следы такой уязвимости, которые время от времени возникают в памяти.Они очень боятся, что их потребности не найдут удовлетворения, что их влечениеперейдет в зависимость. Это состояние уязвленности, которое свойственно мужчинев любом возрасте, порождает гнев и печаль. Мужчины приходят в гнев из-за неудовлетворенностисвоих потребностей и печалятся о своих утратах. Когда мужчины становятсястарше, получают удары и отвечают на них в соответствии со своими ролями,присущими взрослому человеку, эти эмоции стремятся ускользнуть вбессознательное. Но энергия этих эмоций не исчезает бесследно, она всегдагде-то накапливается. Гнев, который испытывают мужчины, может быть оченьглубоко подавлен и способен привести к длительной депрессии или же, наряду сдругими негативными эмоциями, может вызывать различные психосоматическиенедомогания. Мужчины могут отыгрывать этот гнев, избивая женщин и преследуягомосексуалистов или участвуя в столкновениях между собой стенка на стенку. Иханима, которой они не доверяют, ибо она напоминает им о мире матери, находитсяв безвыходном положении. Вполне естественно, что это приводит к появлениюраздражительности и общей ожесточенности. Печаль мужчины проявляется какмеланхолия, которая, будучи зависимостью, вынуждает его незаметно оказыватьсяпод воздействием материнского комплекса или же испытывать смутную тоску повозлюбленной, которая появится в его жизни и исцелит его. Под этой психодинамикой скрывается, с одной стороны, страхмужчины, что о нем никто не позаботится, а с другой - эмоционально подавляющийего Эго ужас возможной зависимости. Таким образом, мужчины борются с внутреннейи внешней феминностью из-за своего преимущественно бессознательного страхаперед собственной инцестуальной жаждой обрести покой. У всех мужчин глубоко внутри психики существует образматери, который у каждого из них по-разному эмоционально заряжен, поэтому ихограниченное материнским комплексом сознание порождает хорошо защищенное икрайне узкое определение маскулинности. Мужчины породили и развилипатриархальность с присущими ей правилами, иерархическим мышлением исоциальными структурами и с соответствующим покорением феминности, защищающимих от материнского комплекса. Отцы и сыновья редко разговаривают друг с другом,чтобы свести к минимуму возможность поделиться постыдной тайной: отцы сами ужекастрированы и ищут возможности кастрировать своих сыновей наподобие того, какэто сделал Кронос-Сатурн. Компенсация, как и вообще проблема убийства,возникает вследствие стремления защититься, в данном случае - от кастрации. Ивызванное страхом подавление комплекса, и патриархальная реакция на такоеподавление отчуждают мужчин от самих себя. Везде и всюду мужчины обречены сталкиваться со своимипартнерами, социальными институтами или какими-то другими эмоциональнымианалогами, которые несут в себе психодинамику детства как актуальноепереживание. В действительности прошлое не является прошлым. Мать и отец живутвнутри все время: не только как кровные родители, но и как образ коллективнойпсихики Таким образом, пусть даже бессознательно, ощущая все прежние потребности,прежний страх, прежнюю тоску, прежний гнев, мужчины проецируют своюпсиходинамику на Другого, который в данный момент находится рядом с ними. Итогда тот, Другой, получает власть, которую когда-то имел его кровный родитель;эту власть мужчина будет стараться по-разному ублажать, или контролировать, илидаже ее избегать. Это объясняет, почему так много мужчин приходят в гнев илиначинают демонстрировать свою власть и на работе, и дома. Этим же объясняетсярост числа мужчин, которых можно назвать пассивно-агрессивными. Они ощущаютсвое бессилие, но полны гнева и будут искать любую возможность, чтобы навредитьДругому или унизить его. Ощущение ими своего бессилия становится все болееострым, так как существует крайне мало примеров мужского поведения, показывающих,как мужчине самому справляться со столь серьезными кризисами и страхами, темсамым избавив других от его проекций. Мужчины никогда не смогут смотреть на мир реалистично, тоесть относиться к Другому как к действительно отличающемуся от них человеку,если не ощутят у себя внутри воздействие материнского комплекса, вызывающеепериодическую смену настроения. Безусловно, для того чтобы прийти к осознаниюэтого, нужно немало мужества, вдохновения и спокойствия, а также планомернаяработа. Мужчинам особенно трудно работать с материнским комплексом, так каклишить его власти и влияния на свою жизнь - значит подвергнуть опасности ужесформированную хрупкую маскулинную идентичность. Но, если мужчины не пойдут нариск, они остановятся в своем развитии в состоянии скомпенсированнойидентичности, которое приведет их лишь к дальнейшему внутреннему расщеплению иотчуждению от окружающих. Что исцеляет и кто целитель? Прежде чем мы перейдем к сущности вопроса о мужскомисцелении, следует выяснить, что означает такого рода исцеление и где сегодняможно найти тех, кто помажет исцелиться. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|