|
Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов.Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 31457
Автор: Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т.
Название: Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Пушкин анализировал форму и содержание литературного произведения. Форму поэтических произведений он рассматривал, исходя из требования гар-монии, в содержании отмечал смысл и точность. Иными словами, в качестве аспектов исследования произведений он избирал не любую и каждую случайную сторону вещи. Он выделял основное и главное - то, что определяет сущность произведения. Например, в замечаниях на стихотворение К.Н. Батюшкова "Мои пенаты" он пишет: "Главный порок в сем прелестном послании - есть слишком явное смешение древних обычаев мифологических с обычаями жителя подмосковной деревни. Музы существа идеальные. Христианское воображение наше к ним привыкло, но норы и келии, где лары расставлены, слишком переносят нас в греческую хижину, где с неудовольствием находим стол с изорванным сукном и перед камином суворовского солдата с двухструнной балалайкой. - Это все друг другу противоречит" .
Как важное свойство повествования рассматривал Пушкин достоверность фактов. В рукопись Вяземского "Биографические и литературные записки о Денисе Ивановиче Фонвизине" он предлагает включить ссылки на источники, которые подтвердили бы правильность приводимых фактов. Опыт Пушкина-редактора представляет интерес и с точки зрения работы над рукописями. Преобразователь и по сути один из основных создателей русского литературного языка, он в редакторской практике реализует свое право редак-тора именно так, что материалы с его правкой и постраничными пометами не утратили своей актуальности и по сей день. Прежде всего можно говорить о бережном отношении Пушкина- редактора к труду автора. Это проявляется в относительной малочисленности помет: отмечены только существенные недо-статки. К ним относятся несоответствие отдельных аспектов произведения его жанру или собственной манере автора. Два этих основания при анализе произ-ведения литературы, действительно, серьезны и заслуживают внимания редак-тора. Против одного из неудачных стихов К.Н. Батюшкова Пушкин пишет: "Это не Батюшкова, а Блудова, и то перевод". Сам великолепный поэт, прекрасно чувствующий слово, он подчеркивает необходимость следовать собственной поэтике. Не утратило значения умение Пушкина работать с авторами, его методы подго-товки к печати произведений литературы, принципы подготовки изданий. Пушкин способствовал не только публикации, но и написанию многих лите-ратурных произведений. Например, как уже было сказано, он имел самое непо-средственное отношение к появлению записок Дуровой, уговорив ее рассказать о войне 1812 года; своей рукой написал Пушкин первые строки мемуаров М.С. Щепкина в подаренной актеру тетради: " "Записки актера Щепкина. Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке" . В его отношении к другим авторам чувствовалось, по свидетельству современ-ников, совершенное отсутствие профессиональной зависти, он "до пристрастия привязывался к каждому возникающему таланту". Вспоминают о его "милом, любезном, истинном желании видеть дарование во всяком начале, поощрять его словом и делом и радоваться ему" . Характерно в связи с этим воспоминание П.А. Вяземского: "...Навестил меня в Остафьеве Пушкин. Разумеется, не отпустил я его от себя без прочтения всего написанного мною. Он слушал меня с живым сочувствием приятеля и критика меткого, строгого и светлого..." . Обратим внимание на эти слова из приведенного отрывка автобиографического введения Вяземского к запискам Фонвизина. Пушкин здесь - истинный редактор, задача и предназначение которого - способствовать становлению и развитию литературы. Тут отражено внутреннее состояние поэта в тот момент, когда он волею случая принимает участие в совершенствовании труда Вяземского. Его отношение к процессу проявляется в живом, сочувственном общении с автором, в стремлении поддержать его. Работу Пушкина с авторами отличали, с одной стороны, взыскательность и требовательность, а с другой - необыкновенное внимание, глубокая заинтересованность. Многие писатели обязаны ему тем, что их произведения увидели свет. Так, в "Современнике" опубликованы 23 стихотворения Тютчева, который до этого не печатался. Пушкин публиковал стихотворения Кольцова и Слепушкина. Гоголь писал о Пушкине: "Все, что у меня есть хорошего, всем этим я обязан ему. И теперешний труд мой ("Мертвые души") есть его создание" . Приве-дем еще слова Н.Г. Чернышевского: "Благородное желание помочь и одоб-рить всякого начинающего писателя, в котором замечал он талант, хорошо из-вестно. Об отношении Пушкина к Гоголю излишне говорить. Многие также знают, с каким радушием старался он о литературных успехах барона Розена, г-жи Дуровой, какими похвалами встретил сказку г. Ершова "Конек-горбунок", которую внимательно пересмотрел и первые четыре стиха которой (по словам г. Смирдина) принадлежат А. Пушкину" . Таким образом, отношение "автор-редактор" в деятельности Пушкина обо-значилось отчетливо, и подчеркнем, что это отношение было именно таким, какое необходимо иметь редактору. В третьем томе своего "Современника" он пишет: "Статья "О движении журнальной литературы" напечатана в моем журнале, но из сего не следует, чтобы все мнения, в ней выраженные с такой юношеской живостью и прямодушием, были совершенно сходны с моими собственными. Во всяком случае она не есть и не могла быть программою "Современника" . На этом высказывании Пушкина стоит остановиться специально. Практически, весь XIX век характерен изданиями, которые прежде всего отражали волю редактора и издателя, поскольку, как правило, на страницы изданий попадали произведения тех авторов, чья позиция совпадала с позицией издателя. По сути, Пушкин и в этом случае опередил свой век, четко обозначив меру взаимодействия автора и редактора: редактор должен, имея собственную позицию, не лишать и автора права на собственную. В первой четверти XIX века в издательской практике существовала романтическая традиция расположения материала в изданиях - произведения располагались либо по темам, либо по жанрам, либо по жанрам с тематической группировкой внутри разделов. Именно так выпускал свои сборники стихотворений А.С. Пушкин в 1826 году. Однако издание "Стихотворений" 1829-1835 годов Пушкин строит уже на хронологическом принципе, располагая произведения по времени их написания. Позднее, в 1838 году, после выхода в свет посмертных "Сочинений Александра Пушкина", Белинский в рецензии, напечатанной в "Московском наблюдателе", писал: "...несмотря на важные преимущества нового издания перед старым, это старое все-таки не теряет своей цены, потому что в нем стихотворения расположены не по форме, часто случайной и условной, а хронологически, по времени их написания, через что дается средство следить за развитием поэта" . Обратим внимание на последние слова критика. Они говорят о том, что у чита-ющей публики появляется интерес не только к собственно произведениям автора, но и к его творчеству. Своим изданием Пушкин как будто предугадывает это. Литература воспитывает публику, и эстетическая потребность качественно совершенствуется, что Пушкин, как редактор и издатель, сумел почувствовать. Выводы В начале XIX века редакторская деятельность начинает осознаваться как са-мостоятельный аспект книгоиздания, в словарях закрепляется понятие "редактор". Начинают обозначаться самостоятельные функции издателя и редактора. Особенно отчетливо проявляются качества редакторской деятельности в подготовке альманахов. Деятельность журналов показывает роль и значение редактора в формировании изданий, определяет некоторые направления его организационных функций. Ведется полемика об особенностях подготовки собраний сочинений, вырабатываются принципы отбора и расположения произведений в таких изданиях. Глава 6. Формирование принципов редак-тирования в издательской практике 40-50-х годов ХIХ века §1 Общая характеристика книгоиздания В 40-е годы Россия вступает в период промышленного переворота, дливше-гося несколько десятилетий. Усиливается кризис феодально-крепостнической системы. Это приводит к ужесточению гнета правительства, помещиков, с од-ной стороны, а с другой, - к активизации недовольства общества существующей социально-экономической системой. Поднимается волна протеста, особенно в среде интеллигенции. Годы царствования Николая I - один из наиболее тяжелых периодов обще-ственной жизни в России: в течение тридцати лет жестоко и упорно преследовались свободомыслие, "неблагонадежные умонастроения". Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|