Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 31720

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Пушкин анализировал форму и содержание литературного произведения. Форму поэтических произведений он рассматривал, исходя из требования гар-монии, в содержании отмечал смысл и точность. Иными словами, в качестве аспектов исследования произведений он избирал не любую и каждую случайную сторону вещи. Он выделял основное и главное - то, что определяет сущность произведения. Например, в замечаниях на стихотворение К.Н. Батюшкова "Мои пенаты" он пишет: "Главный порок в сем прелестном послании - есть слишком явное смешение древних обычаев мифологических с обычаями жителя подмосковной деревни. Музы существа идеальные. Христианское воображение наше к ним привыкло, но норы и келии, где лары расставлены, слишком переносят нас в греческую хижину, где с неудовольствием находим стол с изорванным сукном и перед камином суворовского солдата с двухструнной балалайкой. - Это все друг другу противоречит" .
Как важное свойство повествования рассматривал Пушкин достоверность фактов. В рукопись Вяземского "Биографические и литературные записки о Денисе Ивановиче Фонвизине" он предлагает включить ссылки на источники, которые подтвердили бы правильность приводимых фактов.
Опыт Пушкина-редактора представляет интерес и с точки зрения работы над рукописями. Преобразователь и по сути один из основных создателей русского литературного языка, он в редакторской практике реализует свое право редак-тора именно так, что материалы с его правкой и постраничными пометами не утратили своей актуальности и по сей день. Прежде всего можно говорить о бережном отношении Пушкина- редактора к труду автора. Это проявляется в относительной малочисленности помет: отмечены только существенные недо-статки. К ним относятся несоответствие отдельных аспектов произведения его жанру или собственной манере автора. Два этих основания при анализе произ-ведения литературы, действительно, серьезны и заслуживают внимания редак-тора. Против одного из неудачных стихов К.Н. Батюшкова Пушкин пишет: "Это не Батюшкова, а Блудова, и то перевод". Сам великолепный поэт, прекрасно чувствующий слово, он подчеркивает необходимость следовать собственной поэтике.
Не утратило значения умение Пушкина работать с авторами, его методы подго-товки к печати произведений литературы, принципы подготовки изданий.
Пушкин способствовал не только публикации, но и написанию многих лите-ратурных произведений. Например, как уже было сказано, он имел самое непо-средственное отношение к появлению записок Дуровой, уговорив ее рассказать о войне 1812 года; своей рукой написал Пушкин первые строки мемуаров М.С. Щепкина в подаренной актеру тетради: " "Записки актера Щепкина. Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке" .
В его отношении к другим авторам чувствовалось, по свидетельству современ-ников, совершенное отсутствие профессиональной зависти, он "до пристрастия привязывался к каждому возникающему таланту". Вспоминают о его "милом, любезном, истинном желании видеть дарование во всяком начале, поощрять его словом и делом и радоваться ему" . Характерно в связи с этим воспоминание П.А. Вяземского: "...Навестил меня в Остафьеве Пушкин. Разумеется, не отпустил я его от себя без прочтения всего написанного мною. Он слушал меня с живым сочувствием приятеля и критика меткого, строгого и светлого..." . Обратим внимание на эти слова из приведенного отрывка автобиографического введения Вяземского к запискам Фонвизина. Пушкин здесь - истинный редактор, задача и предназначение которого - способствовать становлению и развитию литературы. Тут отражено внутреннее состояние поэта в тот момент, когда он волею случая принимает участие в совершенствовании труда Вяземского. Его отношение к процессу проявляется в живом, сочувственном общении с автором, в стремлении поддержать его.
Работу Пушкина с авторами отличали, с одной стороны, взыскательность и требовательность, а с другой - необыкновенное внимание, глубокая заинтересованность. Многие писатели обязаны ему тем, что их произведения увидели свет. Так, в "Современнике" опубликованы 23 стихотворения Тютчева, который до этого не печатался. Пушкин публиковал стихотворения Кольцова и Слепушкина.
Гоголь писал о Пушкине: "Все, что у меня есть хорошего, всем этим я обязан ему. И теперешний труд мой ("Мертвые души") есть его создание" . Приве-дем еще слова Н.Г. Чернышевского: "Благородное желание помочь и одоб-рить всякого начинающего писателя, в котором замечал он талант, хорошо из-вестно. Об отношении Пушкина к Гоголю излишне говорить. Многие также знают, с каким радушием старался он о литературных успехах барона Розена, г-жи Дуровой, какими похвалами встретил сказку г. Ершова "Конек-горбунок", которую внимательно пересмотрел и первые четыре стиха которой (по словам г. Смирдина) принадлежат А. Пушкину" .
Таким образом, отношение "автор-редактор" в деятельности Пушкина обо-значилось отчетливо, и подчеркнем, что это отношение было именно таким, какое необходимо иметь редактору. В третьем томе своего "Современника" он пишет: "Статья "О движении журнальной литературы" напечатана в моем журнале, но из сего не следует, чтобы все мнения, в ней выраженные с такой юношеской живостью и прямодушием, были совершенно сходны с моими собственными. Во всяком случае она не есть и не могла быть программою "Современника" . На этом высказывании Пушкина стоит остановиться специально. Практически, весь XIX век характерен изданиями, которые прежде всего отражали волю редактора и издателя, поскольку, как правило, на страницы изданий попадали произведения тех авторов, чья позиция совпадала с позицией издателя. По сути, Пушкин и в этом случае опередил свой век, четко обозначив меру взаимодействия автора и редактора: редактор должен, имея собственную позицию, не лишать и автора права на собственную.
В первой четверти XIX века в издательской практике существовала романтическая традиция расположения материала в изданиях - произведения располагались либо по темам, либо по жанрам, либо по жанрам с тематической группировкой внутри разделов. Именно так выпускал свои сборники стихотворений А.С. Пушкин в 1826 году. Однако издание "Стихотворений" 1829-1835 годов Пушкин строит уже на хронологическом принципе, располагая произведения по времени их написания. Позднее, в 1838 году, после выхода в свет посмертных "Сочинений Александра Пушкина", Белинский в рецензии, напечатанной в "Московском наблюдателе", писал: "...несмотря на важные преимущества нового издания перед старым, это старое все-таки не теряет своей цены, потому что в нем стихотворения расположены не по форме, часто случайной и условной, а хронологически, по времени их написания, через что дается средство следить за развитием поэта" .
Обратим внимание на последние слова критика. Они говорят о том, что у чита-ющей публики появляется интерес не только к собственно произведениям автора, но и к его творчеству. Своим изданием Пушкин как будто предугадывает это. Литература воспитывает публику, и эстетическая потребность качественно совершенствуется, что Пушкин, как редактор и издатель, сумел почувствовать.
Выводы
В начале XIX века редакторская деятельность начинает осознаваться как са-мостоятельный аспект книгоиздания, в словарях закрепляется понятие "редактор". Начинают обозначаться самостоятельные функции издателя и редактора. Особенно отчетливо проявляются качества редакторской деятельности в подготовке альманахов. Деятельность журналов показывает роль и значение редактора в формировании изданий, определяет некоторые направления его организационных функций. Ведется полемика об особенностях подготовки собраний сочинений, вырабатываются принципы отбора и расположения произведений в таких изданиях.

Глава 6. Формирование принципов редак-тирования в издательской практике 40-50-х годов ХIХ века
§1 Общая характеристика книгоиздания
В 40-е годы Россия вступает в период промышленного переворота, дливше-гося несколько десятилетий. Усиливается кризис феодально-крепостнической системы. Это приводит к ужесточению гнета правительства, помещиков, с од-ной стороны, а с другой, - к активизации недовольства общества существующей социально-экономической системой. Поднимается волна протеста, особенно в среде интеллигенции.
Годы царствования Николая I - один из наиболее тяжелых периодов обще-ственной жизни в России: в течение тридцати лет жестоко и упорно преследовались свободомыслие, "неблагонадежные умонастроения".



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Гевуркова Е.А. ЕГЭ. История России IX-XVIII века. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Полный курс
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Чернышова И.А.. «Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средство развития детей дошкольного возраста».
  • Ковальчук Валентина Николаевна. Технологическая карта планирования интегрированного процесса на неделю по теме: «Лесные гости» для раннего возраста
  • Корниенко О.В. Национальная экономика
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'С'
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'К'
  • Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века
  • Айбатова Гульфия Файзрахмановна. «Подготовка дошкольников к школе».
  • Гевуркова Е.А. ОГЭ 2015. История России. Практикум. Подготовка к выполнению заданий части 2 (В)
  • Глушковой В.Г, Симагина Ю.А. Федеральные округа России. Региональная экономика. Под редакцией
  • Коробовой Г.Г. Банковское дело. Под ред
  • Гевуркова Е.А. ОГЭ 2016. Практикум по истории России. Подготовка к выполнению заданий повышенной сложности
  • Рыкова Анна Николаевна. Характеристика компонентов предметно-развивающей среды
  • Пугачёва Татьяна Сергеевна. Презентация 'Характеристика модели двигательного режима'
  • Раковская Э.М., Давыдова М.И. Физическая география России. В 2 частях
  • Банникова Людмила Николаевна. Рабочая программа коррекционно — образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР на 2016-2017 учебный год
  • Петрова А.А., Дружинин А.С. Английский язык. Подготовка к ЕГЭ. Говорение и письмо
  • Чернова М.Н. ЕГЭ. История России XIX-XX века. Исторические портреты. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл
  • Харитонова Елена Павловна. Психологическая характеристика
  • Казакова Светлана Анатольевна. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
  • Рябов М.А. Тесты по химии. 9 класс. Неметаллы. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ
  • Бирюкова Лина Геннадьевна. Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста
  • Исаева Ольга Сергеевна. СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
  • Екова Марина Олеговна. Непосредственно образовательная деятельность «Чудесное яйцо»
  • Главный Редактор. Примерный режим дня для детей подготовительной группы
  • Редактор. Краткая характеристика образовательных программ для детей дошкольного возраста
  • Давыдова Т.Т, Пронин В.А. Теория литературы
  • Хайруллина Гульнара Фаридовна. Образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе 'Поросята Пам, Пум и Пим'
  • Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология
  • Ракова М.М. Русское искусство первой половины XIX века
  • Аристова М.А. ЕГЭ. Литература. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ
  • Постолова Галина Борисовна. Технологическая карта в подготовительной группе по теме: «В гостях у сказки»
  • Сергей Поляков. Подготовка к Собеседованию и его успешное прохождение
  • Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для учителя. 7 класс
  • Рябов М.А. Тесты по химии. 9 класс. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Металлы
  • Кузяшина Светлана Петровна. Театрализованная деятельность в средней группе — путешествие в мир творчества
  • Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ
  • Аджиева Арина Матвеевна. Проект по развитию речи через театрализованную деятельность во второй младшей группе
  • Башкардина Юлия Константиновна. Тематический план программы «Наш театр»
  • Арбузова Виолетта Генриховна. «Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи»
  • Короткова М.В. История России. IX-XVIII века. 6-7 классы. Дидактические материалы
  • Рожковский Г.В. Стань гипнотизером!
  • Ермолаева Татьяна Алексеевна. Конспект совместной образовательной деятельности «Театральная мастерская» в подготовительной группе комбинированной направленности.
  • Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • не известно. ЕГЭ. Обществознание. Модульный курс. Я сдам ЕГЭ. Методика подготовки.
  • Залогова Л.А Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие + Практикум
  • Лидин Р.А. ЕГЭ. Химия. Полный курс А, В, С. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь