|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54525
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Основной психологический «механизм» резкого изменения по-
ведения в подростковом возрасте схематично можно представить следующим образом. Начало полового созревания, связанное с по- явлением новых гормонов в крови и их влиянием на центральную нервную систему, с бурным физическим развитием, повышает ак- тивность, физические и психические возможности детей и создает благоприятные условия для появления у ребенка ощущения взрос- лости, самостоятельности. Однако на данном этапе психического развития ребенок еще не может быть самостоятельным пол- '' ностью. Появляется одно из основных противоречий возраста — между возросшим ощущением самостоятельности и психическими возможностями подростка, разрешение которого и ведет к даль- нейшему психическому развитию. Как происходит разрешение этого противоречия и как оно про- является во внешнем поведении детей? Отношения личности, как известно, складываются, осознают- ся, закрепляются, и проявляются в конкретных поступках. Следо- вательно, для 'формирования самостоятельности надо совершать самостоятельные поступки. Но, с другой стороны, чтобы хотя бы раз поступить самостоятельно, надо уже быть относительно неза- висимым от непосредственного социального окружения, надо уже иметь механизмы личностного саморегулирования. Налицо—за- мкнутый круг, и перед подростком стоит задача его разорвать. Главная трудность здесь заключается в обретении хорошо зна- комой для зрелого человека и как раз отсутствующей у подрост- ка внутренней уверенности в своей личности, ясного самосознания и самоуважения, которые и делают человека способным поступать самостоятельно, в одних случаях отстаивая свою правоту вопреки сопротивлению окружающих, в других случаях спокойно, без глу- пого упрямства принимая их требования. У подростка существует несколько путей формирования само- уважения и самосознания. Один из них—развитие своей личнос- ти по образу и подобию личности взрослого человека, так как именно взрослый в глазах ребенка обладает самостоятельностью. .-1 Поэтому первое, к чему стремится ребенок подросткового возрас- \ та, — это показать себе и окружающим, что он уже не ребенок, утвердить себя наравне со взрослыми. Чтобы решиться на само- стоятельные поступки, он непроизвольно как бы убеждает себя, 123 что дмеет на- ато право, так как он уже, «взрослый». Поэтому «чув- ство взрослости» рассматривается психологами как главное но- вообразование личности в подростковом возрасте. Зная, что стремление получить статус взрослого закономерно для этого возраста и жизненно необходимо для полноценного пси- хического развития подростка, педагог должен правильно пони- мать психологическую природу связанных с этим отрицательных поступков, не препятствовать проявлениям у детей взрослости, а направлять их в положительное русло. Необходимость для под- ростка иметь образец для подражания педагог использует как один из каналов влияния на детей, организуя встречи с передови- ками, диспуты после прочтения книг, просмотра фильмов и спек- таклей и т. д. Чувство взрослости ребенок испытывает и в компании сверст- ников, где он-тможет «на равных» обсудить любые «взрослые» проблемы и не беспокоиться, что его одернут как маленького. Зная о большом значении для подростка общения со сверстника- ми, опытные учителя много внимания уделяют формированию по- ложительного общественного мнения в классе и в отдельных ми- крогруппах учащихся, стараются влиять на подростков через бли- жайших друзей, не допускают «выпадения» отдельных учащихся (особенно отстающих и «трудных») из структуры межличност- ных отношений классного коллектива, изучают (с помощью мето- да наблюдения или экспериментально) систему отношений си-м- патии—антипатии в своем классе. Недостаточная еще уверенность в себе не только заставляет подростка всеми средствами подчеркивать свою взрослость во внешнем плане, но и рождает повышенную чувствительность к ее недооценке. Это, в свою очередь, часто вызывает грубость и аг- рессивность по отношению к старшим, повышенный критицизм и игнорирование советов и требований родителей и учителей и т. д. Сопротивление воле взрослых, распоряжениям актива класса школы и т. д. может выступать не только как единичная реакция на факт недооценки, с точки зрения подростка, его личности. Это один из путей, с помощью которого ребенок достигает ощущения значительности своей личности, ее действенности, ее способности противостоять окружению. Искусственно «сталкивая» свою лич- ность с личностями других людей, ребенок начинает, так сказать, более контрастно представлять границы своего «я». Стремление к независимости у подростка внутренне связано с его большой зависимостью от личностных влияний окружающих. Последнее объясняется тем, что чувство взрослости порождает и' определенное отношение к себе, и, как всякое внутреннее отноше- ние, оно складывается под влиянием отношений внешних, отноше- ний других людей к данной личности. Поэтому подросток очень озабочен мнением о нем окружающих и активно ищет такую сре- ду, в которой эти отношения показывали бы ему, что он — взрос- лый, самостоятельный человек. Очень важно найти у каждого подростка лучшие стороны его 124 личности, выявить его способности, и, опираясь на них, всячески поддерживать у ребенка веру в себя. В противном случае неиз- бежны большие трудности в воспитании. Чтобы утвердиться в сво- их глазах в качестве самостоятельной личности, осознать свое «я», ребенок вынужден так или иначе проявлять себя вовне, пробо- вать оказывать свое личностное влияние на окружающих. И если нет возможности проявляться положительно, ребенок в силу пси- хологической необходимости проявляет себя в отрицательных по- ступках—бравировании своими недостатками, упрямстве ч др. Учитывая, что для данного возраста очень важно сформиро- вать самоуважение, учитель найдет пути повышения статуса школьника в классном и общешкольном коллективах, популяри- зируя успехи этого ученика в той или иной области, попытается мудро относиться к «срывам» в поведении детей, показывая им, что он верит в возможности каждого и уважает в подростке фор- мирующегося взрослого. Испытывая большую необходимость в такой поддержке, подросток становится подверженным влияниям учителя, являющегося источником этого столь необходимого для него отношения. По мере взросления ребенка у него формируются такие лич- ностные структуры, как «идеальное Я», «моральное Я», «настоя- щее Я», мировоззрение, убеждения и др.; представление о себе становится более четким, устойчивым, менее зависимым от непо- средственного социального окружения, и поэтому отпадает необ- ходимость все время «утверждать» свою личность. С ростом зре- лости расширяются возможности совершать самостоятельные по- ступки и разрешаются основные противоречия подросткового воз- раста. Выделяют два этапа в процессе формирования отношения к себе как к отдельной личности. Эти этапы соответствуют двум пе- риодам подросткового возраста—младший и старший подросток. На первом этапе происходит осознание своего отличия от детей, утверждение своей общности с миром взрослых. Для этого перио- да характерно некритическое подражание внешним манерам взрослых, большая зависимость от группы сверстников, дающей ему ощущение своей взрослости, и т. д. На втором этапе подросток уже не сомневается, что он не ре- бенок, и начинает осознавать свою самобытность, своеобразие своей личности. В это время уже нет такой сильной зависимости от группы сверстников. Когда товарищи заставляют подростка поступать вразрез с его представлениями о себе самом, он может отказаться от этого поступка и отстоять свое мнение. На этом этапе характерно повышение внимания к внутреннему миру дру- гих людей и самоанализу, появление способности к самовоспита- нию и т. д. Меняются пути педагогического влияния на подростка. ^Формирование самосознания, отношения к себе как к отдель- ной, самостоятельной личности является существенной характери- стикой подростка любого пола и типа темперамента. Индивиду- i t- альные различия сказываются на выборе средств самоутвержде- 1 125 ния и на господствующих психических состояниях. Сложившиеся в обществе и усвоенные детьми представления о различиях соци- альных ролей мальчиков и девочек регламентируют пути утверж- дения личности в подростковом возрасте. Например, роль «клас- сного шута» как средство привлечения внимания к своей личнос- ти девочки, как правило, не применяют, но зато чаще, чем маль- чики, утверждают себя в учебе и общественной работе. Холерики и флегматики выбирают разные пути, чтобы утвердить свою лич- ность в глазах других. Индивидуальный подход в воспитании подростков должен осно- вываться на знании общего для всех детей этого возраста — необ- ходимости формирования отношения к себе как к отдельной са- мостоятельной личности—и-учете различий в Йеле, темперамен- те, интеллекте, общей, культуре, способностях ^характере. Педа- гог должен оказывать помощь подросткам, в выборе индивидуаль- ных" 1(и в то же время социально приемлемых) путей выражения, утверждения себя и самосознания. ,, .. Поведение «трудного» подростка подчиняется той -же главной закономерности^ но по разным причинам им выбираются социаль- но неприемлемые пути утверждения своей личности. Семья, поло- жение в коллективе сверстников, отношение учителей, невозмож- ность проявить себя в учебе, отсутствие навыков общения и т. д. могут быть источниками трудностей формирования отношения к себе как к самостоятельной личности и вызывать отклонения в по- ведении. Педагогу важно понять, какие из этих причин сработали в каждом конкретном случае, и помочь подростку преодолеть их или найти новый вариант утверждения себя. Наряду с существенными изменениями личности, которые яв- ляются главными, определяющими все психическое развитие в этом возрасте, у подростков происходит прогресс в познаватель- ной сфере. Ощущения, восприятие, память, внимание, чувства, мышление по мере развития становятся произвольными. Усвоение научных теоретических знаний приводит к развитию мышления, за счет чего у подростков появляется^доказательность .в рассуж- дениях, способность к дедуктивным умозаключениям,, критическое восприятие учебног6'материала л моральных требований. "Изменения в^личности и в познавательной сфере тесно взаимо- связаны: развитие произвольных психических процессов опирает- ся на складывающуюся самостоятельность личности, а возмож- ности осознания и формирования своих личностных особенностей определяются развитием мышления. Изучение данной темы необходимо строить исходя из ее зна- чения. Прежде всего на семинарских занятиях важно связать рас- сматриваемую тему с соответствующими разделами курсов об- щей возрастной и педагогической психологии, педагогики. На втором занятии полезно предложить студентам самостоя- тельно подготовить доклады, позволяющие сравнить психические особенности подростка и младшего школьника, младшего и стар- шего подростка, увидеть половые и индивидуально-типические 126 различия подростков. Четкое осознание общего и различного в по- ведении подростков позволит наметить основные пути индивиду- ального подхода в воспитании. На отдельном занятии полезно подробно рассмотреть причины отклоняющегося поведения учащихся. Здесь важно понять диалек- тическое взаимодействие биологических и социальных факторов психического развития; влияние семейного воспитания в раннем детстве на поведение ребенка в подростковом возрасте; познако- миться с типами акцентуаций характера, наблюдающихся у под- ростков. Это позволит наметить принципиальные пути работы с «трудными». В связи с большим практическим значением данной темы не- обходимо добиваться максимальной оперативности знаний сту- дентов, умения использовать теорию в практических действиях. Для этого рекомендуется на каждом занятии (а также в виде до- машних заданий с последующим разбором на занятиях) решать психологические задачи. В предлагаемые ниже задачи можно вво- дить дополнительные условия, касающиеся особенностей окру- жающей обстановки описываемой ситуации и особенностей лич- ности педагога и школьника (действующих лиц задачи). Помимо нахождения правильных решений (их может быть несколько), важно "обсуждать варианты неправильного поведения педагога и психологически разбираться в возможных причинах этого. Некоторые задачи могут быть разыграны в ролях. Сравнение и анализ разных исполнений одних и тех же ролей (и ученика, и учителя) чрезвычайно наглядно (что бывает порой неожиданно для самих студентов) и убедительно показывают существование больших индивидуальных различий среди подростков, а также среди различных учительских позиций.' Метод ролевого тренинга, помимо конкретизации общих, абстрактных знаний применитель- но к частным ситуациям, встречающимся на практике, поможет преподавателю диагностировать усвоение студентами теории. Для дальнейшего практического овладения данной темой ре- комендуется предложить студентам выполнить учебно-исследова- тельские задания (на II курсе) или курсовые работы (на III кур- се). Предложенные ниже темы курсовых исследований имеют межпредметное психолого-педагогическое содержание. Лучше все- го их выполнять в рамках школьного практикума на младших курсах и методической практики на старших курсах—при сов- местном руководстве работой студента преподавателями психоло- гии и педагогики. Все темы требуют^от студента умения вести научное наблюдение за поведением подростка, фиксировать и под- считывать количество его отрицательных проявлений за опреде- ленный отрезок времени. Преподаватель психологии поможет сту- денту актуализировать знания, полученные при изучении темы «Методы возрастной и педагогической психологии», в частности, совместно со студентами наметит план и схему наблюдения, от- работает форму протокола наблюдения за отрицательными про- явлениями подростков (формы отрицательного поведения под- i27 ростков хорошо изложены в книге: Краковский А. П. О подрост- ках.—М.: Педагогика, 1970). Преподаватель педагогики поможет спланировать и провести соответствующие педагогические воз- действия на отдельных школьников или их группу (класс в це- лом): формирование общественного мнения с помощью бесед, ди- спутов или других мероприятий; организация общественно полез- пой деятельности школьников; формирование структуры коллек- тива класса и др. Сравнение количества отрицательных проявле- ний подростков, измеренных до и после педагогического воздейст- вия, позволит студентам убедиться в действенности знаний психо- логических особенностей детей, в тесной связи психологии и пе- дагогики. Планы семинарских занятий Литература Занятие 1 (семинарское) Общие особенности подросткового возраста 1. Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влия- ние на психические особенности и поведение подростка. Критика биологизаторских учений о доминирующем значении полового со- зревания в понимании особенностей подросткового возраста. 2. Противоречие между возрастающей самостоятельностью и возможностями ее осуществления; формирование личности в под- ростковом возрасте. 3.'Влияние коллектива и межличностных отношений в среде сверстников на развитие личности подростка. 4. Общение в процессе общественно полезной дятельности как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. 5. Перестройка учебной деятельности и развитие познаватель- ных процессов у подростка. Занятие 2 (семинарское) Возрастные, половые и индивидуально-типологические особен- ности в поведении подростка 1. Различия в поведении старших и младших подростков. 2. Средства самоутверждения у мальчиков и девочек подрост- кового возраста. 3. Влияние темперамента подростка на особенности его пове- дения. 4. Соотношение общих для данного возраста и индивидуаль- ных особенностей психики. 5. Психологически обоснованные пути индивидуального под- хода в подростковом возрасте. 123 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|