Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54525

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Основной психологический «механизм» резкого изменения по-
ведения в подростковом возрасте схематично можно представить
следующим образом. Начало полового созревания, связанное с по-
явлением новых гормонов в крови и их влиянием на центральную
нервную систему, с бурным физическим развитием, повышает ак-
тивность, физические и психические возможности детей и создает
благоприятные условия для появления у ребенка ощущения взрос-
лости, самостоятельности. Однако на данном этапе психического
развития ребенок еще не может быть самостоятельным пол- ''
ностью. Появляется одно из основных противоречий возраста —
между возросшим ощущением самостоятельности и психическими
возможностями подростка, разрешение которого и ведет к даль-
нейшему психическому развитию.
Как происходит разрешение этого противоречия и как оно про-
является во внешнем поведении детей?
Отношения личности, как известно, складываются, осознают-
ся, закрепляются, и проявляются в конкретных поступках. Следо-
вательно, для 'формирования самостоятельности надо совершать
самостоятельные поступки. Но, с другой стороны, чтобы хотя бы
раз поступить самостоятельно, надо уже быть относительно неза-
висимым от непосредственного социального окружения, надо уже
иметь механизмы личностного саморегулирования. Налицо—за-
мкнутый круг, и перед подростком стоит задача его разорвать.
Главная трудность здесь заключается в обретении хорошо зна-
комой для зрелого человека и как раз отсутствующей у подрост-
ка внутренней уверенности в своей личности, ясного самосознания
и самоуважения, которые и делают человека способным поступать
самостоятельно, в одних случаях отстаивая свою правоту вопреки
сопротивлению окружающих, в других случаях спокойно, без глу-
пого упрямства принимая их требования.
У подростка существует несколько путей формирования само-
уважения и самосознания. Один из них—развитие своей личнос-
ти по образу и подобию личности взрослого человека, так как
именно взрослый в глазах ребенка обладает самостоятельностью. .-1
Поэтому первое, к чему стремится ребенок подросткового возрас- \
та, — это показать себе и окружающим, что он уже не ребенок,
утвердить себя наравне со взрослыми. Чтобы решиться на само-
стоятельные поступки, он непроизвольно как бы убеждает себя,
123

что дмеет на- ато право, так как он уже, «взрослый». Поэтому «чув-
ство взрослости» рассматривается психологами как главное но-
вообразование личности в подростковом возрасте.
Зная, что стремление получить статус взрослого закономерно
для этого возраста и жизненно необходимо для полноценного пси-
хического развития подростка, педагог должен правильно пони-
мать психологическую природу связанных с этим отрицательных
поступков, не препятствовать проявлениям у детей взрослости,
а направлять их в положительное русло. Необходимость для под-
ростка иметь образец для подражания педагог использует как
один из каналов влияния на детей, организуя встречи с передови-
ками, диспуты после прочтения книг, просмотра фильмов и спек-
таклей и т. д.
Чувство взрослости ребенок испытывает и в компании сверст-
ников, где он-тможет «на равных» обсудить любые «взрослые»
проблемы и не беспокоиться, что его одернут как маленького.
Зная о большом значении для подростка общения со сверстника-
ми, опытные учителя много внимания уделяют формированию по-
ложительного общественного мнения в классе и в отдельных ми-
крогруппах учащихся, стараются влиять на подростков через бли-
жайших друзей, не допускают «выпадения» отдельных учащихся
(особенно отстающих и «трудных») из структуры межличност-
ных отношений классного коллектива, изучают (с помощью мето-
да наблюдения или экспериментально) систему отношений си-м-
патии—антипатии в своем классе.
Недостаточная еще уверенность в себе не только заставляет
подростка всеми средствами подчеркивать свою взрослость во
внешнем плане, но и рождает повышенную чувствительность к ее
недооценке. Это, в свою очередь, часто вызывает грубость и аг-
рессивность по отношению к старшим, повышенный критицизм и
игнорирование советов и требований родителей и учителей и т. д.
Сопротивление воле взрослых, распоряжениям актива класса
школы и т. д. может выступать не только как единичная реакция
на факт недооценки, с точки зрения подростка, его личности. Это
один из путей, с помощью которого ребенок достигает ощущения
значительности своей личности, ее действенности, ее способности
противостоять окружению. Искусственно «сталкивая» свою лич-
ность с личностями других людей, ребенок начинает, так сказать,
более контрастно представлять границы своего «я».
Стремление к независимости у подростка внутренне связано
с его большой зависимостью от личностных влияний окружающих.
Последнее объясняется тем, что чувство взрослости порождает и'
определенное отношение к себе, и, как всякое внутреннее отноше-
ние, оно складывается под влиянием отношений внешних, отноше-
ний других людей к данной личности. Поэтому подросток очень
озабочен мнением о нем окружающих и активно ищет такую сре-
ду, в которой эти отношения показывали бы ему, что он — взрос-
лый, самостоятельный человек.
Очень важно найти у каждого подростка лучшие стороны его
124
личности, выявить его способности, и, опираясь на них, всячески
поддерживать у ребенка веру в себя. В противном случае неиз-
бежны большие трудности в воспитании. Чтобы утвердиться в сво-
их глазах в качестве самостоятельной личности, осознать свое «я»,
ребенок вынужден так или иначе проявлять себя вовне, пробо-
вать оказывать свое личностное влияние на окружающих. И если
нет возможности проявляться положительно, ребенок в силу пси-
хологической необходимости проявляет себя в отрицательных по-
ступках—бравировании своими недостатками, упрямстве ч др.
Учитывая, что для данного возраста очень важно сформиро-
вать самоуважение, учитель найдет пути повышения статуса
школьника в классном и общешкольном коллективах, популяри-
зируя успехи этого ученика в той или иной области, попытается
мудро относиться к «срывам» в поведении детей, показывая им,
что он верит в возможности каждого и уважает в подростке фор-
мирующегося взрослого. Испытывая большую необходимость в
такой поддержке, подросток становится подверженным влияниям
учителя, являющегося источником этого столь необходимого для
него отношения.
По мере взросления ребенка у него формируются такие лич-
ностные структуры, как «идеальное Я», «моральное Я», «настоя-
щее Я», мировоззрение, убеждения и др.; представление о себе
становится более четким, устойчивым, менее зависимым от непо-
средственного социального окружения, и поэтому отпадает необ-
ходимость все время «утверждать» свою личность. С ростом зре-
лости расширяются возможности совершать самостоятельные по-
ступки и разрешаются основные противоречия подросткового воз-
раста.
Выделяют два этапа в процессе формирования отношения к
себе как к отдельной личности. Эти этапы соответствуют двум пе-
риодам подросткового возраста—младший и старший подросток.
На первом этапе происходит осознание своего отличия от детей,
утверждение своей общности с миром взрослых. Для этого перио-
да характерно некритическое подражание внешним манерам
взрослых, большая зависимость от группы сверстников, дающей
ему ощущение своей взрослости, и т. д.
На втором этапе подросток уже не сомневается, что он не ре-
бенок, и начинает осознавать свою самобытность, своеобразие
своей личности. В это время уже нет такой сильной зависимости
от группы сверстников. Когда товарищи заставляют подростка
поступать вразрез с его представлениями о себе самом, он может
отказаться от этого поступка и отстоять свое мнение. На этом
этапе характерно повышение внимания к внутреннему миру дру-
гих людей и самоанализу, появление способности к самовоспита-
нию и т. д. Меняются пути педагогического влияния на подростка.
^Формирование самосознания, отношения к себе как к отдель-
ной, самостоятельной личности является существенной характери-
стикой подростка любого пола и типа темперамента. Индивиду- i t-
альные различия сказываются на выборе средств самоутвержде- 1
125

ния и на господствующих психических состояниях. Сложившиеся
в обществе и усвоенные детьми представления о различиях соци-
альных ролей мальчиков и девочек регламентируют пути утверж-
дения личности в подростковом возрасте. Например, роль «клас-
сного шута» как средство привлечения внимания к своей личнос-
ти девочки, как правило, не применяют, но зато чаще, чем маль-
чики, утверждают себя в учебе и общественной работе. Холерики
и флегматики выбирают разные пути, чтобы утвердить свою лич-
ность в глазах других.
Индивидуальный подход в воспитании подростков должен осно-
вываться на знании общего для всех детей этого возраста — необ-
ходимости формирования отношения к себе как к отдельной са-
мостоятельной личности—и-учете различий в Йеле, темперамен-
те, интеллекте, общей, культуре, способностях ^характере. Педа-
гог должен оказывать помощь подросткам, в выборе индивидуаль-
ных" 1(и в то же время социально приемлемых) путей выражения,
утверждения себя и самосознания. ,, ..
Поведение «трудного» подростка подчиняется той -же главной
закономерности^ но по разным причинам им выбираются социаль-
но неприемлемые пути утверждения своей личности. Семья, поло-
жение в коллективе сверстников, отношение учителей, невозмож-
ность проявить себя в учебе, отсутствие навыков общения и т. д.
могут быть источниками трудностей формирования отношения к
себе как к самостоятельной личности и вызывать отклонения в по-
ведении. Педагогу важно понять, какие из этих причин сработали
в каждом конкретном случае, и помочь подростку преодолеть их
или найти новый вариант утверждения себя.
Наряду с существенными изменениями личности, которые яв-
ляются главными, определяющими все психическое развитие в
этом возрасте, у подростков происходит прогресс в познаватель-
ной сфере. Ощущения, восприятие, память, внимание, чувства,
мышление по мере развития становятся произвольными. Усвоение
научных теоретических знаний приводит к развитию мышления,
за счет чего у подростков появляется^доказательность .в рассуж-
дениях, способность к дедуктивным умозаключениям,, критическое
восприятие учебног6'материала л моральных требований.
"Изменения в^личности и в познавательной сфере тесно взаимо-
связаны: развитие произвольных психических процессов опирает-
ся на складывающуюся самостоятельность личности, а возмож-
ности осознания и формирования своих личностных особенностей
определяются развитием мышления.
Изучение данной темы необходимо строить исходя из ее зна-
чения. Прежде всего на семинарских занятиях важно связать рас-
сматриваемую тему с соответствующими разделами курсов об-
щей возрастной и педагогической психологии, педагогики.
На втором занятии полезно предложить студентам самостоя-
тельно подготовить доклады, позволяющие сравнить психические
особенности подростка и младшего школьника, младшего и стар-
шего подростка, увидеть половые и индивидуально-типические
126
различия подростков. Четкое осознание общего и различного в по-
ведении подростков позволит наметить основные пути индивиду-
ального подхода в воспитании.
На отдельном занятии полезно подробно рассмотреть причины
отклоняющегося поведения учащихся. Здесь важно понять диалек-
тическое взаимодействие биологических и социальных факторов
психического развития; влияние семейного воспитания в раннем
детстве на поведение ребенка в подростковом возрасте; познако-
миться с типами акцентуаций характера, наблюдающихся у под-
ростков. Это позволит наметить принципиальные пути работы с
«трудными».
В связи с большим практическим значением данной темы не-
обходимо добиваться максимальной оперативности знаний сту-
дентов, умения использовать теорию в практических действиях.
Для этого рекомендуется на каждом занятии (а также в виде до-
машних заданий с последующим разбором на занятиях) решать
психологические задачи. В предлагаемые ниже задачи можно вво-
дить дополнительные условия, касающиеся особенностей окру-
жающей обстановки описываемой ситуации и особенностей лич-
ности педагога и школьника (действующих лиц задачи). Помимо
нахождения правильных решений (их может быть несколько),
важно "обсуждать варианты неправильного поведения педагога и
психологически разбираться в возможных причинах этого.
Некоторые задачи могут быть разыграны в ролях. Сравнение
и анализ разных исполнений одних и тех же ролей (и ученика, и
учителя) чрезвычайно наглядно (что бывает порой неожиданно
для самих студентов) и убедительно показывают существование
больших индивидуальных различий среди подростков, а также
среди различных учительских позиций.' Метод ролевого тренинга,
помимо конкретизации общих, абстрактных знаний применитель-
но к частным ситуациям, встречающимся на практике, поможет
преподавателю диагностировать усвоение студентами теории.
Для дальнейшего практического овладения данной темой ре-
комендуется предложить студентам выполнить учебно-исследова-
тельские задания (на II курсе) или курсовые работы (на III кур-
се). Предложенные ниже темы курсовых исследований имеют
межпредметное психолого-педагогическое содержание. Лучше все-
го их выполнять в рамках школьного практикума на младших
курсах и методической практики на старших курсах—при сов-
местном руководстве работой студента преподавателями психоло-
гии и педагогики. Все темы требуют^от студента умения вести
научное наблюдение за поведением подростка, фиксировать и под-
считывать количество его отрицательных проявлений за опреде-
ленный отрезок времени. Преподаватель психологии поможет сту-
денту актуализировать знания, полученные при изучении темы
«Методы возрастной и педагогической психологии», в частности,
совместно со студентами наметит план и схему наблюдения, от-
работает форму протокола наблюдения за отрицательными про-
явлениями подростков (формы отрицательного поведения под-
i27

ростков хорошо изложены в книге: Краковский А. П. О подрост-
ках.—М.: Педагогика, 1970). Преподаватель педагогики поможет
спланировать и провести соответствующие педагогические воз-
действия на отдельных школьников или их группу (класс в це-
лом): формирование общественного мнения с помощью бесед, ди-
спутов или других мероприятий; организация общественно полез-
пой деятельности школьников; формирование структуры коллек-
тива класса и др. Сравнение количества отрицательных проявле-
ний подростков, измеренных до и после педагогического воздейст-
вия, позволит студентам убедиться в действенности знаний психо-
логических особенностей детей, в тесной связи психологии и пе-
дагогики.
Планы семинарских занятий
Литература
Занятие 1 (семинарское)
Общие особенности подросткового возраста
1. Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влия-
ние на психические особенности и поведение подростка. Критика
биологизаторских учений о доминирующем значении полового со-
зревания в понимании особенностей подросткового возраста.
2. Противоречие между возрастающей самостоятельностью и
возможностями ее осуществления; формирование личности в под-
ростковом возрасте.
3.'Влияние коллектива и межличностных отношений в среде
сверстников на развитие личности подростка.
4. Общение в процессе общественно полезной дятельности как
ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.
5. Перестройка учебной деятельности и развитие познаватель-
ных процессов у подростка.
Занятие 2 (семинарское)
Возрастные, половые и индивидуально-типологические особен-
ности в поведении подростка
1. Различия в поведении старших и младших подростков.
2. Средства самоутверждения у мальчиков и девочек подрост-
кового возраста.
3. Влияние темперамента подростка на особенности его пове-
дения.
4. Соотношение общих для данного возраста и индивидуаль-
ных особенностей психики.
5. Психологически обоснованные пути индивидуального под-
хода в подростковом возрасте.
123



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Притча «Деятельность и просветление»
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Притча «Жизнь человека (бразильская сказка)»
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Хаверенко Жанна Валерьевна. Экспериментирование как один из методов формирования познавательной сферы дошкольников.
  • Притча «Бремя»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «Желание»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Размышления о новых государственных стандартах в системе дошкольного образования
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «О вопросах»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Эрих Фром говорил…
  • Притча «Что такое ЛЮБОВЬ?»
  • Екатерина Шубина. Что такое хитрость
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Птушко Елена Александровна. Консультация для родителей «Как вырастить талант?»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Притча «Другой»
  • Притча «Я протягиваю вам свою руку»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «Завтра»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Кравцова Александра Александровна. Комплексное психолого-педагогическое сопровождения субъектов образовательной деятельности в ДОУ
  • Притча «Одна минута»
  • Притча «Принять все как от Бога»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь