Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19776

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Основные положения гуманистической школы психологии личности сформировал Гордон Олпорт (1897-1967). Одним из главных постулатов его теории было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. При этом Г. Олпорт утверждал, что на обобщение личности и общества влияет не стремлением к уравновешиванию со средой, а взаимообобщение, взаимодействие. Он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека, так как каждый является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite-черта. Эти черты личности он разделял на основные, которые стимулируют поведение и являются врожденными, и инструментальные, которые оформляют поведение и формируются в процессе жизни. Набор этих черт и составляет ядро личности. Олпортом было введено понятие «проприум». Проприум представляет собой позитивное, стремящееся к росту творческое свойство человеческой природы. Олпорт рассматривал личность как сущность, находящуюся в процессе непрерывного изменения и становления. По его мнению, созревание человека есть непрерывающийся, продолжающийся всю жизнь процесс становления.
Большой вклад в разработку проблемы самоактуализации внес Карл Роджерс (1902—1987). Согласно его теории, в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя и он наделен силами, необходимыми для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. Роджерс утверждал, что при таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник неудовлетворенности, аномалий поведения, которыми страдают многие люди. Человек, использующий свои таланты, способности и возможности, реализует свой личностный потенциал, стремится к развитию, познанию себя и сферы своих переживаний. Роджерс назвал такого человека «полноценно функционирующим». Полноценно функционирующему человеку присущи следующие основные личностные характеристики: открытость переживанию, то есть способность слышать себя, чувствовать эмоциональные и когнитивные переживания и осознавать их без противоречий; экзистенциальный образ жизни, то есть Умение жить насыщенно, осознавая уникальность и неповторимость Каждого момента жизни; организмическое доверие, то есть способность человека опираться в принятии решений на свои собственные внутренние ощущения; эмпирическая свобода, которая выражается в возможности человека жить свободно, с учетом собственных желаний и Мотивов, без запретов и ограничений; креативность — творческий образ жизни.
Джордж Келли (1905—1967) в своей теории личности затронул вопросы самоактуализации, изучая мотивационные компоненты поведения человека. Келли считал, что суть жизни — движение и развитие и человек представляет собой одну из форм такого всепроникающего движения.
Наибольший вклад в понимание самоактуализации внес Абрахам Мас-лоу. Он определяет самоактуализацию как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т. п.» (Д. А. Леонтьев, 1987, с. 150).
«Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек — это полное человеческое существо, с заглушёнными и подавленными способностями и одаренностями» (Д. Лоули, А. Максвелл, 1967, с. 91).
А. Маслоу выделяет следующие характеристики самоактуализирующихся людей:
1) более эффективное восприятие реальности и более комфортные отношения с ней;
2) принятие себя, других, природы;
3) спонтанность, простота, естественность;
4) центрированность на проблеме;
5) независимость: потребность в уединении;
6) автономия, независимость от культуры и среды;
7) постоянная свежесть оценки;
8) мистичность и опыт высших состояний;
9) чувства сопричастности, единения с другими;
10) более глубокие межличностные отношения;
11) демократическая структура характера;
12) разграничение средств и усилий;
13) философское, невраждебное чувство юмора;
14) креативность;
15) сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуры.
А. Маслоу подчеркивает, что психологический рост осуществляется посредством работы самоактуализации. Самоактуализация подразумевает длительность, постоянную вовлеченность в работу роста и развития способностей до максимально возможного. Она включает выбор достойных творческих задач. Однако процесс самоактуализации может быть ограничен:
1) негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате привычками, которые замыкают нас в непродуктивном поведении;
2) социальным влиянием и групповым давлением, которое часто действует вопреки нашим желаниям и представлениям;
3) внутренними защитами, которые отрывают нас от себя.
В отечественной психологии проблеме самоактуализации также уделяется большое значение. Большой вклад в изучение развития личности, ее личностного роста и самоопределения внесли такие психологи, как С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Логинова, Л. А. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко, Д. А. Леонтьев, П. М. Якобсон и многие другие.
Методологические основы к данной проблеме были заложены С. Л. Рубинштейном. Он рассматривал проблему самоопределения в контексте проблемы детерминации, то есть исходя из того, что внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация. В понимании самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий», через которые преломляются внешние воздействия. «На самом деле самоопределение и определение другим, внешним существует в равной мере повсюду. Существует иерархия этих отношений, в которой высшим уровнем выступает самоопределение на уровне существ, обладающих сознанием» (Ю. В. Павличенко, 1995, с. 380).
По отношению к этому уровню — уровню человека — в понятии самоопределения для С. Л. Рубинштейна выражается суть принципа детерминизма. «Смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему» (С. Л. Рубинштейн, 1989, с. 382).
Подход, намеченный С. Л. Рубинштейном, развивает в своих работах К. А. Абульханова-Славская. Для нее, как и для С. Л. Рубин-Штейна, центральным моментом самоопределения является само-Детерминация, собственная активность личности, осознанное стремление занять определенную позицию. Согласно К. А. Абульхановой-Славской, чем более зрелой с психологической и социальной точки зрения является личность, тем более возрастает ее способность к дальнейшему развитию. Период личностной зрелости открывает качественно новые и социально ценные возможности ее становления.
Под руководством А. В. Петровского был проведен ряд работ по Изучению так называемого самоопределения личности в группе, или Коллективистического самоопределения. В этих работах самоопределение раскрывается как феномен группового взаимодействия.
Большой вклад в изучение проблемы личностного роста и самосовершенствования внес П. М. Якобсон. Он изучал психологические компоненты и критерии становления зрелой личности. П. М. Якобсон говорил, что полноценная личность обладает умением остановить внимание на главном и отдать ему основную энергию, активность, творческое отношение.
Е. Е. Вахрамовым изучалась самоактуализация в контексте жизненного пути человека. Он рассматривал индивидуальный смысл как прижизненное приобретение человека и анализировал этапы его становления. Е. Е. Вахрамов показал возможность описания первых этапов в рамках теории самоактуализации и подчеркнул роль акмеологическо-го подхода, который позволяет применительно к жизненному пути в целом находить не ситуационно обусловленные объяснения частного смысла, а то общее, что связывает воедино всю предшествующую жизненную мозаику и способствует нахождению «сквозного смысла».
Исследование индивидуальных особенностей личности в рамках теории интегральной индивидуальности позволяет рассматривать индивидуальные различия с позиции системного подхода, успешно реализованного в концепции В. С. Мерлина, и создает условия для обнаружения специфических особенностей взаимодействия подсистем целостной индивидуальности, в зависимости от успешности самоактуализации личности.
Для исследования влияния уровня самоактуализации на особенности структур интегральной индивидуальности использовались следующие методы:
■ самоактуализационный тест (CAT);
■ опросник структуры темперамента (ОСТ);
■ опросник межличностных отношений Т. Лири.
В исследовании приняли участие 146 девушек в возрасте 18-23 лет, которые являются студентками Ставропольского государственного университета, факультетов психологии, экономики, филологии и журналистики.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Хьелл П., Зиглер Д. Теории личности.
  • Составляющие личностной зрелости
  • Фейдимен Дж., Фрейгер Р. АБРАХАМ МАСЛОУ И ПСИХОЛОГИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Вахромов Е.Е. О смысле жизни, самоактуализации и акме.
  • Верстукова Елена Николаевна. Методические разработки по взаимодействию с родителями в направлении развития способностей детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Гадание по имени
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Искусственный интеллект определяет черты личности по глазам
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Карапетян Инга Николаевна. Нравственное воспитание дошкольника
  • Крылов А.А., Коростелева Л.А. Психологические проблемы самореализации личности.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Вахромов Е.Е. Понятие самоактуализации в психологии.
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Игра «Разотождествление».
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Холл К., Линдсей Г. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь