|
Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19776
Автор: Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В.
Название: Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Основные положения гуманистической школы психологии личности сформировал Гордон Олпорт (1897-1967). Одним из главных постулатов его теории было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. При этом Г. Олпорт утверждал, что на обобщение личности и общества влияет не стремлением к уравновешиванию со средой, а взаимообобщение, взаимодействие. Он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека, так как каждый является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite-черта. Эти черты личности он разделял на основные, которые стимулируют поведение и являются врожденными, и инструментальные, которые оформляют поведение и формируются в процессе жизни. Набор этих черт и составляет ядро личности. Олпортом было введено понятие «проприум». Проприум представляет собой позитивное, стремящееся к росту творческое свойство человеческой природы. Олпорт рассматривал личность как сущность, находящуюся в процессе непрерывного изменения и становления. По его мнению, созревание человека есть непрерывающийся, продолжающийся всю жизнь процесс становления.
Большой вклад в разработку проблемы самоактуализации внес Карл Роджерс (1902—1987). Согласно его теории, в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя и он наделен силами, необходимыми для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. Роджерс утверждал, что при таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник неудовлетворенности, аномалий поведения, которыми страдают многие люди. Человек, использующий свои таланты, способности и возможности, реализует свой личностный потенциал, стремится к развитию, познанию себя и сферы своих переживаний. Роджерс назвал такого человека «полноценно функционирующим». Полноценно функционирующему человеку присущи следующие основные личностные характеристики: открытость переживанию, то есть способность слышать себя, чувствовать эмоциональные и когнитивные переживания и осознавать их без противоречий; экзистенциальный образ жизни, то есть Умение жить насыщенно, осознавая уникальность и неповторимость Каждого момента жизни; организмическое доверие, то есть способность человека опираться в принятии решений на свои собственные внутренние ощущения; эмпирическая свобода, которая выражается в возможности человека жить свободно, с учетом собственных желаний и Мотивов, без запретов и ограничений; креативность — творческий образ жизни. Джордж Келли (1905—1967) в своей теории личности затронул вопросы самоактуализации, изучая мотивационные компоненты поведения человека. Келли считал, что суть жизни — движение и развитие и человек представляет собой одну из форм такого всепроникающего движения. Наибольший вклад в понимание самоактуализации внес Абрахам Мас-лоу. Он определяет самоактуализацию как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т. п.» (Д. А. Леонтьев, 1987, с. 150). «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек — это полное человеческое существо, с заглушёнными и подавленными способностями и одаренностями» (Д. Лоули, А. Максвелл, 1967, с. 91). А. Маслоу выделяет следующие характеристики самоактуализирующихся людей: 1) более эффективное восприятие реальности и более комфортные отношения с ней; 2) принятие себя, других, природы; 3) спонтанность, простота, естественность; 4) центрированность на проблеме; 5) независимость: потребность в уединении; 6) автономия, независимость от культуры и среды; 7) постоянная свежесть оценки; 8) мистичность и опыт высших состояний; 9) чувства сопричастности, единения с другими; 10) более глубокие межличностные отношения; 11) демократическая структура характера; 12) разграничение средств и усилий; 13) философское, невраждебное чувство юмора; 14) креативность; 15) сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуры. А. Маслоу подчеркивает, что психологический рост осуществляется посредством работы самоактуализации. Самоактуализация подразумевает длительность, постоянную вовлеченность в работу роста и развития способностей до максимально возможного. Она включает выбор достойных творческих задач. Однако процесс самоактуализации может быть ограничен: 1) негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате привычками, которые замыкают нас в непродуктивном поведении; 2) социальным влиянием и групповым давлением, которое часто действует вопреки нашим желаниям и представлениям; 3) внутренними защитами, которые отрывают нас от себя. В отечественной психологии проблеме самоактуализации также уделяется большое значение. Большой вклад в изучение развития личности, ее личностного роста и самоопределения внесли такие психологи, как С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Логинова, Л. А. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко, Д. А. Леонтьев, П. М. Якобсон и многие другие. Методологические основы к данной проблеме были заложены С. Л. Рубинштейном. Он рассматривал проблему самоопределения в контексте проблемы детерминации, то есть исходя из того, что внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация. В понимании самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий», через которые преломляются внешние воздействия. «На самом деле самоопределение и определение другим, внешним существует в равной мере повсюду. Существует иерархия этих отношений, в которой высшим уровнем выступает самоопределение на уровне существ, обладающих сознанием» (Ю. В. Павличенко, 1995, с. 380). По отношению к этому уровню — уровню человека — в понятии самоопределения для С. Л. Рубинштейна выражается суть принципа детерминизма. «Смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему» (С. Л. Рубинштейн, 1989, с. 382). Подход, намеченный С. Л. Рубинштейном, развивает в своих работах К. А. Абульханова-Славская. Для нее, как и для С. Л. Рубин-Штейна, центральным моментом самоопределения является само-Детерминация, собственная активность личности, осознанное стремление занять определенную позицию. Согласно К. А. Абульхановой-Славской, чем более зрелой с психологической и социальной точки зрения является личность, тем более возрастает ее способность к дальнейшему развитию. Период личностной зрелости открывает качественно новые и социально ценные возможности ее становления. Под руководством А. В. Петровского был проведен ряд работ по Изучению так называемого самоопределения личности в группе, или Коллективистического самоопределения. В этих работах самоопределение раскрывается как феномен группового взаимодействия. Большой вклад в изучение проблемы личностного роста и самосовершенствования внес П. М. Якобсон. Он изучал психологические компоненты и критерии становления зрелой личности. П. М. Якобсон говорил, что полноценная личность обладает умением остановить внимание на главном и отдать ему основную энергию, активность, творческое отношение. Е. Е. Вахрамовым изучалась самоактуализация в контексте жизненного пути человека. Он рассматривал индивидуальный смысл как прижизненное приобретение человека и анализировал этапы его становления. Е. Е. Вахрамов показал возможность описания первых этапов в рамках теории самоактуализации и подчеркнул роль акмеологическо-го подхода, который позволяет применительно к жизненному пути в целом находить не ситуационно обусловленные объяснения частного смысла, а то общее, что связывает воедино всю предшествующую жизненную мозаику и способствует нахождению «сквозного смысла». Исследование индивидуальных особенностей личности в рамках теории интегральной индивидуальности позволяет рассматривать индивидуальные различия с позиции системного подхода, успешно реализованного в концепции В. С. Мерлина, и создает условия для обнаружения специфических особенностей взаимодействия подсистем целостной индивидуальности, в зависимости от успешности самоактуализации личности. Для исследования влияния уровня самоактуализации на особенности структур интегральной индивидуальности использовались следующие методы: ■ самоактуализационный тест (CAT); ■ опросник структуры темперамента (ОСТ); ■ опросник межличностных отношений Т. Лири. В исследовании приняли участие 146 девушек в возрасте 18-23 лет, которые являются студентками Ставропольского государственного университета, факультетов психологии, экономики, филологии и журналистики. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|