|
Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учеб. пособие для творческих учеб. заведений, фак. педагогики и психологии.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 14298
Автор: Бродецкий А.Я.
Название: Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учеб. пособие для творческих учеб. заведений, фак. педагогики и психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Понять, что там, где у тебя право, у другого лево, оказывается не так легко. Это зависит от умения отделить себя от всех объектов окружающей среды, включая людей. Казалось бы, мы это делаем великолепно, а, наоборот, раствориться в окружающем мире не по-
77 лучается. Но простенький эксперимент с «соринкой» должен нас убедить в том, что неотделимость от внешнего мира так же прочно вошла в наше подсознание, как и гордость за свое независимое Я. Подобного рода зеркальность поведения с постоянными ошибками в системе «право—лево» вызвана следующим. Мы живем при общих для всех верхе и низе. При достижении общей цели (объекта) мы различаем общие для нас фронт и тыл. Но то, что во время общения с другим человеком его система право—лево противоположна нам, до некоторого исторического этапа было непонятно, малозначительно и редко привлекало к себе внимание. Для чуть более подробного анализа подобной ситуации обратимся к явлению эмпатии, о котором мы уже упоминали ранее. Очевидно, что для минимум двух людей эмпатия по вертикальной оси как бы постоянно готова к своему осуществлению, по сагиттальной оси, с ее вариабельной1 общностью, она предрасположена к своему возникновению. Горизонталь с ее тотальным противостоянием (пра-во—лево) требует для достижения эмпатии преодоления этого противоречия путем компромисса, т.е. через приятие чьего-либо «права на право». Вроде случая с соринкой на щеке собеседника. Иными словами, эмпатия берет свое начало с того далекого исторического периода, когда понятия «Я» практически не существовало, а было лишь осознание своего «Мы». К этому понятию как к особой категории мы еще вернемся. Однако подробный разбор феномена эмпатии лежит за пределами настоящей работы. Всем, кто интересуется этой темой, можно порекомендовать фундаментальный труд Е.Я.Басина «Двуликий Янус» [1]. Горизонталь — координата выбора и сравнительного анализа «Асимметрия необходима нам как стимул к поиску нового. Абсолютная симметрия всегда статична. Произведения искусства, в которых чересчур много симметрии, безжизненны и скучны...» [16]. Иными словами, «стимул к поиску нового» рождается, прежде всего, в противопоставлении «правых» и «левых» объектов. Т.е. сагиттальной целеустремленности предшествует горизонтальное аналитическое сравнение или то, что мы называем осмотрительностью. Характерно, что этой самой осмотрительности как раз и не хватает тем, для кого асимметричность мира не очевидна. В основе самых простых коллективных действий лежит горизонтальная симметричность — пространственная форма общения в ше- 1 Вариабельны й — изменчивый, неустойчивый. 78 ренге (облава на охоте, рыбная ловля сетью, коллективная работа на земле: сев, сбор урожая, сенокос и т.д.). В познавательной сфере горизонталь, и мы, кажется, в этом начали уже убеждаться, — это, прежде всего, координата операций сравнения, сопоставления иерархически равных объектов при равной их целевой значимости. В самом простом, одномерном варианте — сравнение с одинаково координированными топономами по вертикали и сагиттали и разными по горизонтали. Иными словами, дилемма «симметрично — несимметрично», которую в буквальном смысле на ходу не решишь, — это чисто аналитическая деятельность и, быть может, одна из первых форм по-настоящему познавательной деятельности. По образному определению актрисы Н.Васильевой, горизонталь как система право—лево, — это своего рода «весы» в процессе аналитического сравнения. К этому меткому сравнению можно добавить разве только то, что на этих весах сравнивается не масса и не количество, а качество. Но вернемся к уже привычной последовательности в изложении формирования психологического пространства, т.е. к первым годам жизни каждого из нас. Раньше, рассматривая ассоциативные координаты, мы в основном говорили об освоении их в детстве через перемещение собственного тела, через примитивные манипуляции (бросание, подкидывание, наложение) с предметами, а также о связанных с такими перемещениями комплексами ассоциаций. Мы затронули также тему сагиттальных отношений с предметами во время детских игр, сагиттального общения между людьми и стереотипных вертикальных и сагиттальных ассоциаций. Нами было отмечено, что в процессе овладения сначала вертикалью, а затем и сагитталыо, ребенок совершал методические произвольные действия с предметом, объективизируя каждый усвоенный вектор внутреннего пространства в одноименном внешнем. Теперь настал черед горизонтали и связанных с ней первичных подсознательных ассоциаций. «У новорожденных детей обе руки равноценны. Если в первые годы жизни и возникают предпочтения в их использовании, то они не бывают продолжительными и могут многократно меняться. Толь-кола пятом году жизни правая рука у будущих правшей постепенно начинает брать на себя всю сложную деятельность. Процесс ее совершенствования продолжается долго и кончается в зрелом возрасте, но когда конкретно, ученые не могут сказать...» [27J. Еще не достигнув этана полной асимметрии мозга, ребенок очень скоро переходит от катания игрушки от себя — к себе (по сагиттали) к горизонтальному катанию (перед собой). Манипуляции с предметами 79 становятся более сложными. Во время игр ребенок ставит их друг на друга, и здесь к понятию вертикальной иерархии добавляется понимание устойчивости конструкции. При этом на опыте познается, что стоит взять из составленных предметов тот, что ниже других, как и конструкция разрушается. Реже предметы располагаются по сагиттали друг перед другом, так как если потянуться к дальнему предмету, то мешает ближний. А вот расположение по горизонтали нескольких предметов позволяет выбирать из них самый необходимый без затруднений. Иными словами, выбор легче всего осуществлять из предметов, расположенных по горизонтали, а не по сагиттали или вертикали. Но чем внешне различаются левая и правая половины тела? Руки, например, отличаются друг от друга не более, чем любая из них от своего отражения в зеркале. Короче говоря, из-за практически полной симметричности обеих половин головы и туловища, определить, что есть «право», а что — -«лево» без специального обучения нелегко. Если расположенные объекты по вертикали воспринимаются по критерию иерархической значимости, а расположение объектов по сагиттали воспринимается с точки зрения трудности их достижения, то расположение по горизонтали предполагает выбор из равных по иерархии и трудности достижения (точнее, доступности) предметов. Результат выбора здесь зависит, прежде всего, от сравнительного анализа и умения разглядеть признаки асимметричности. Так начинает формироваться первая и, пожалуй, самая главная -«право-левая»- ассоциация — горизонталь как совокупность топоном аналитической деятельности. «Знаменитый "мистический" творческий процесс, — пишет С.М.Эйзенштейн, — тоже в основном и главном все время состоит в отборе, в выборе» [37]. И добавим, связанный у нас в ассоциации, прежде всего, с горизонтальной осью психологического пространства. По мере развития доминанты правой руки (левого полушария), выбор из двух равных по значимости предметов начинает диктоваться разными значениями «право» и «лево». Если у буриданово-го осла доминировало бы левое полушарие мозга, он бы не умер от голода, стоя между двумя охапками сена, но наверняка съел бы сначала левую охапку, а на десерт — правую. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|