Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учеб. пособие для творческих учеб. заведений, фак. педагогики и психологии.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 14298

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Понять, что там, где у тебя право, у другого лево, оказывается не так легко. Это зависит от умения отделить себя от всех объектов окружающей среды, включая людей. Казалось бы, мы это делаем великолепно, а, наоборот, раствориться в окружающем мире не по-
77
лучается. Но простенький эксперимент с «соринкой» должен нас убедить в том, что неотделимость от внешнего мира так же прочно вошла в наше подсознание, как и гордость за свое независимое Я.
Подобного рода зеркальность поведения с постоянными ошибками в системе «право—лево» вызвана следующим. Мы живем при общих для всех верхе и низе. При достижении общей цели (объекта) мы различаем общие для нас фронт и тыл.
Но то, что во время общения с другим человеком его система право—лево противоположна нам, до некоторого исторического этапа было непонятно, малозначительно и редко привлекало к себе внимание.
Для чуть более подробного анализа подобной ситуации обратимся к явлению эмпатии, о котором мы уже упоминали ранее. Очевидно, что для минимум двух людей эмпатия по вертикальной оси как бы постоянно готова к своему осуществлению, по сагиттальной оси, с ее вариабельной1 общностью, она предрасположена к своему возникновению. Горизонталь с ее тотальным противостоянием (пра-во—лево) требует для достижения эмпатии преодоления этого противоречия путем компромисса, т.е. через приятие чьего-либо «права на право». Вроде случая с соринкой на щеке собеседника. Иными словами, эмпатия берет свое начало с того далекого исторического периода, когда понятия «Я» практически не существовало, а было лишь осознание своего «Мы». К этому понятию как к особой категории мы еще вернемся. Однако подробный разбор феномена эмпатии лежит за пределами настоящей работы. Всем, кто интересуется этой темой, можно порекомендовать фундаментальный труд Е.Я.Басина «Двуликий Янус» [1].

Горизонталь — координата выбора и сравнительного анализа

«Асимметрия необходима нам как стимул к поиску нового. Абсолютная симметрия всегда статична. Произведения искусства, в которых чересчур много симметрии, безжизненны и скучны...» [16]. Иными словами, «стимул к поиску нового» рождается, прежде всего, в противопоставлении «правых» и «левых» объектов. Т.е. сагиттальной целеустремленности предшествует горизонтальное аналитическое сравнение или то, что мы называем осмотрительностью. Характерно, что этой самой осмотрительности как раз и не хватает тем, для кого асимметричность мира не очевидна.
В основе самых простых коллективных действий лежит горизонтальная симметричность — пространственная форма общения в ше-
1 Вариабельны й — изменчивый, неустойчивый.
78
ренге (облава на охоте, рыбная ловля сетью, коллективная работа на земле: сев, сбор урожая, сенокос и т.д.). В познавательной сфере горизонталь, и мы, кажется, в этом начали уже убеждаться, — это, прежде всего, координата операций сравнения, сопоставления иерархически равных объектов при равной их целевой значимости. В самом простом, одномерном варианте — сравнение с одинаково координированными топономами по вертикали и сагиттали и разными по горизонтали.
Иными словами, дилемма «симметрично — несимметрично», которую в буквальном смысле на ходу не решишь, — это чисто аналитическая деятельность и, быть может, одна из первых форм по-настоящему познавательной деятельности. По образному определению актрисы Н.Васильевой, горизонталь как система право—лево, — это своего рода «весы» в процессе аналитического сравнения. К этому меткому сравнению можно добавить разве только то, что на этих весах сравнивается не масса и не количество, а качество.
Но вернемся к уже привычной последовательности в изложении формирования психологического пространства, т.е. к первым годам жизни каждого из нас.
Раньше, рассматривая ассоциативные координаты, мы в основном говорили об освоении их в детстве через перемещение собственного тела, через примитивные манипуляции (бросание, подкидывание, наложение) с предметами, а также о связанных с такими перемещениями комплексами ассоциаций. Мы затронули также тему сагиттальных отношений с предметами во время детских игр, сагиттального общения между людьми и стереотипных вертикальных и сагиттальных ассоциаций.
Нами было отмечено, что в процессе овладения сначала вертикалью, а затем и сагитталыо, ребенок совершал методические произвольные действия с предметом, объективизируя каждый усвоенный вектор внутреннего пространства в одноименном внешнем. Теперь настал черед горизонтали и связанных с ней первичных подсознательных ассоциаций.
«У новорожденных детей обе руки равноценны. Если в первые годы жизни и возникают предпочтения в их использовании, то они не бывают продолжительными и могут многократно меняться. Толь-кола пятом году жизни правая рука у будущих правшей постепенно начинает брать на себя всю сложную деятельность. Процесс ее совершенствования продолжается долго и кончается в зрелом возрасте, но когда конкретно, ученые не могут сказать...» [27J. Еще не достигнув этана полной асимметрии мозга, ребенок очень скоро переходит от катания игрушки от себя — к себе (по сагиттали) к горизонтальному катанию (перед собой). Манипуляции с предметами
79
становятся более сложными. Во время игр ребенок ставит их друг на друга, и здесь к понятию вертикальной иерархии добавляется понимание устойчивости конструкции. При этом на опыте познается, что стоит взять из составленных предметов тот, что ниже других, как и конструкция разрушается.
Реже предметы располагаются по сагиттали друг перед другом, так как если потянуться к дальнему предмету, то мешает ближний. А вот расположение по горизонтали нескольких предметов позволяет выбирать из них самый необходимый без затруднений. Иными словами, выбор легче всего осуществлять из предметов, расположенных по горизонтали, а не по сагиттали или вертикали.
Но чем внешне различаются левая и правая половины тела? Руки, например, отличаются друг от друга не более, чем любая из них от своего отражения в зеркале. Короче говоря, из-за практически полной симметричности обеих половин головы и туловища, определить, что есть «право», а что — -«лево» без специального обучения нелегко.
Если расположенные объекты по вертикали воспринимаются по критерию иерархической значимости, а расположение объектов по сагиттали воспринимается с точки зрения трудности их достижения, то расположение по горизонтали предполагает выбор из равных по иерархии и трудности достижения (точнее, доступности) предметов. Результат выбора здесь зависит, прежде всего, от сравнительного анализа и умения разглядеть признаки асимметричности. Так начинает формироваться первая и, пожалуй, самая главная -«право-левая»- ассоциация — горизонталь как совокупность топоном аналитической деятельности. «Знаменитый "мистический" творческий процесс, — пишет С.М.Эйзенштейн, — тоже в основном и главном все время состоит в отборе, в выборе» [37]. И добавим, связанный у нас в ассоциации, прежде всего, с горизонтальной осью психологического пространства.
По мере развития доминанты правой руки (левого полушария), выбор из двух равных по значимости предметов начинает диктоваться разными значениями «право» и «лево». Если у буриданово-го осла доминировало бы левое полушарие мозга, он бы не умер от голода, стоя между двумя охапками сена, но наверняка съел бы сначала левую охапку, а на десерт — правую.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Ценность спора»
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Фокина Мария Николаевна. Жизнь ребенка в детском саду.
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Редактор. Что такое дисциплина?
  • Сидякина Ольга Анатольевна. Работа педагога дошкольного общеобразовательного учреждения по взаимодействию с семьей
  • Закономерности психических систем
  • Ульцинова Марина Олеговна. Ребенок от 2 до 3 лет.
  • Редактор. Сценарий дня рождения для малыша 1-2 лет.
  • Отт Эрика Викторовна. Пожелание всем родителям
  • Притча «У каждого свое место»
  • Редактор. Как преподнести подарок ребенку?
  • Загайнова Лариса. Картотека подвижных игр
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Консультация для родителей на тему: 'Кризис трех лет'
  • Акопян Рузанна. Ребенок, который захотел жить.
  • Селюкова Наталья Александровна. Основные направления экологического воспитания детей дошкольного возраста.
  • Притча «Белый свет»
  • Захарова Наталья Григорьевна. Консультация для родителей «Совместные игры с ребенком».
  • Адаптация младших школьников к учебным требованиям и режиму
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Как влияет на наш характер порядок рождения
  • Степанова Татьяна Петровна. Малыш учится говорить
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Ирина Кобевко. «Любовь» до тех пор, пока взгляды совпадают? Любовь и взаимопонимание
  • Притча «Я ее лучше знаю»
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Антонова Светлана. Формирование коммуникативных умений дошкольников посредством игры
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Пчелина Татьяна Дмитриевна. Сценарий урока: «Трудолюбивая пчелка»
  • Крымова Ирина Юрьевна. Проектирование игры драматизации «Заюшкина избушка» в подготовительной группе
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 9-е
  • Средства успокаивающего поведения. Комфорт и дискомфорт
  • Заговор, чтобы ребенок хорошо спал избавит от бессонных ночей
  • Тюленева Лилия Ивановна. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Гладченко Анастасия Александровна. Дидактическая игра «Предлоги» для детей от 3 до 5 лет
  • Корнева Татьяна Александровна. Развитие ребёнка в семье и важные моменты семейного воспитания
  • Папуш М. П. Забота о Внутреннем Ребенке: метод, техника и контекст
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Задорожная Татьяна Владимировна. Календарно-тематическое планирование в старшей группе
  • Котова Ольга Александровна. Проект по охране безопасности жизни детей «Чтобы не случилось беды…»
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Галина Мехоношина. Консультация для родителей «Научи ребенка трудиться»
  • Зиянчурина Елена Владимировна. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь