|
Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 117090
Автор: Карабанова Ольга Александровна.
Название: Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке между которыми — 7-8 лет. В первой фазе (2-3 — 7-8 лет) главным фактором развития мышления является принуждение. Принцип удовольствия и принцип реальности соположены, пока еще нет их иерархизации. В игре, фантазиях и грезах ребенок живет как будто наяву. Эгоцентризм господствует как в сфере действий, так и в сфере мышления и речи. Во второй фазе (7-8 лет) на первый план выступают отношения ребенка со сверстниками как потенциально равными партнерами, отношения кооперации и сотрудниче ства. Никто никого принудить принять свою точку зрения не мо жет, единственный способ — договориться, выработать общую точ ку зрения. Так возникает объективная необходимость в координации различных умственных позиций и достигается благодаря механиз му последовательных центраций. Здесь принцип удовольствия и принцип реальности начинают иерархизироваться, причем первоначально принцип реальности завоевывает сферу восприятия и действия и лишь потом — мышления. В 11-12 лет происходят окончательная децентрация и переход к социализированному мышлению. В концепции Ж. Пиаже было сформулировано важнейшее положение современной психологии развития о том, что развитие познания и интеллекта ребенка осуществляется в процессе сотруд-
Лекция 6. Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже ■ 89 ничества. В исследованиях учеников Ж. Пиаже, в частности А. Пер-ре-Клермон (1991), изучалась роль социальных взаимодействий в развитии мышления ребенка. Было показано, что социокогнитив-ный конфликт, т.е. противоречие между позициями и точками зрения детей, совместно решающих познавательную задачу, приводит к преодолению познавательного эгоцентризма и децентрации. 6.3. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления Что же является доказательством описанной выше стадиальности в развитии мышления? Здесь мы обращаемся к феномену, получившему название «эгоцентрическая речь». Напомним, что для Ж. Пиаже мышление — прямое выражение речи. Это положение стало основой его взглядов и мишенью для критиков. Доказательством последовательности трех стадий развития мышления стал феномен эгоцентрической речи. Конструкция основывалась на постулате, что мышление ребенка прямо выражается в его речи, следовательно, основным аргументом существования эгоцентрического мышления стал феномен эгоцентрической речи. Логика рассуждения Ж. Пиаже была примерно следующей: если речь — прямое выражение мысли, то эгоцентрическая речь выражает эгоцентрическое мышление и является доказательством как его существования, так и всей стадиальности мышления. Получить представление об эгоцентрической речи можно, обратившись к опыту Ж. Пиаже. Взрослый предлагает ребенку научить сверстника правилам известной ему игры. Ребенок охотно соглашается. При этом речь ребенка фрагментарна, отрывочна, предикативна. Ее трудно понять, если сам не знаешь сущности предмета. Взрослый выражает обеспокоенность: «Как же дети играть-то будут?» У детей ни малейшей обеспокоенности не наблюдается. Сверстника спрашивают: «Понятно?» — «Понятно!» Дети начинают играть, естественно, возникают ссоры и конфликты из-за неправильно понятых правил игры. Эгоцентрическая речь не направлена на собеседника и не понятна ему. Пиаже выделяет следующие особенности эгоцентрической речи: Функциональные особенности: не выполняет коммуникативной функции, не направлена на собеседника; выступает как своеобразный аккомпанемент к деятельности, ничего не меняет в деятельности. Структурные особенности: фрагментарна и предикативна. 90 ■ Возрастная психология. Конспект лекций Формы эгоцентрической речи: эхолалия, буквальное, фрагментарное повторение слов, где наблюдаются эффекты края, ударности и пр.; монолог; коллективный монолог, где ребенок произносит монолог перед другими, привлекая интерес к собственному действию или мысли. Примером коллективного монолога может служить известное стихотворение С. В. Михалкова: «А у нас в квартире газ! — А у нас сегодня кошка родила вчера котят...» Для оценки динамики изменения эгоцентрической речи с возрастом и, как считал Пиаже, динамики развития мышления он ввел понятие «коэффициент эгоцентрической речи». Коэффициент эгоцентрической речи равен отношению количества эгоцентрических высказываний ребенка к общему числу высказываний. Таким образом, если коэффициент стремится к единице, то вся речь ребенка эгоцентрическая, если к нулю — эгоцентрической речи вообще нет. В каждой культуре зафиксирована своя количественная характеристика эгоцентриче%кой речи. Например, если культура поощряет индивидуализм и индивидуальные занятия ребенка — коэффициент эгоцентрической речи достаточно высок, если коллективизм и совместные виды деятельности — достаточно низок. Коэффициент эгоцентрической речи после трех лет постепенно повышается, достигает пика в 4-5 лет, затем после семи лет снижается, но никогда не достигает нуля. Ж. Пиаже считал выявленную динамику эгоцентрической речи достаточным доказательством предложенной им периодизации развития мышления от аутистического к эгоцентрическому и за тем к социализированному. Л. С. Выготский предложил новую модель, объясняющую фено мен эгоцентрической речи. С этой моделью он и «ворвался» в ми ровую психологию, получив безусловное признание как автор ори гинальной теории эгоцентрической речи. Критика Выготского замечательна своим конструктивным характером: он не только подверг сомнению взгляды Пиаже, но и предложил свою интерпретацию феномена эгоцентрической речи. Исследователь сформулировал ряд критических положений: 1. Стадия аутистического мышления не может быть исходной стадией в развитии мышления ребенка. Здесь Л. С. Выготский со лидаризировался с рядом критиков теории Пиаже. 2. Недостаточный учет Ж. Пиаже предметной практической деятельности ребенка в развитии мышления. 3. Л. С. Выготский предложил свою интерпретацию природы, функций и судьбы эгоцентрической речи. Эгоцентрическая речь является переходной формой от речи внешней, социальной, выполня- Лекция 6. Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже ■ 91 ющей функцию коммуникации, к речи внутренней, индивидуальной, выполняющей функцию планирования и регуляции деятельности ребенка, выступающей как внутренний способ мышления. Гипотеза Выготского является, по сути, конкретизацией общего закона развития высших психических функций, закона интерио-ризации. Для доказательства выдвинутой гипотезы было проведено исследование, направленное на эксплицирование того факта, что эгоцентрическая речь в силу своего переходного характера воплощает в себе свойства и функции как коммуникативной, так и внутренней речи (планирование и регуляция деятельности). Во-первых, было показано, что коэффициент эгоцентрической речи резко снижается в ситуации, когда ребенок обнаруживает, что находящиеся рядом с ним сверстники не понимают его (иноязычные дети либо стеклянная перегородка, не дающая возможность слышать партнера). Как только ребенок обнаруживал, что его не слышат или не понимают, так количество эгоцентрических высказываний резко уменьшалось. Тем самым было доказано, что эгоцентрическая речь выполняет коммуникативную функцию. Во-вторых, было показано, что при затруднениях в деятельности (например, ребенку не хватало цветного карандаша для изображения какого-либо объекта в процессе рисования) наблюдается всплеск эгоцентрической речи, содержание которой представляет планирование деятельности в условиях помех или трудностей. Тем самым было доказано, что эгоцентрическая речь выполняет планирующую и регулирующую функции. Расцвет регулирующей речи наблюдается после пяти лет, когда деятельность ребенка приобретает черты произвольности и возникает ее планирование в соответствии с поставленной целью. Такая же речь наблюдается и у взрослых, например, при решении трудной задачи в форме рассуждения вслух. Таким образом, эгоцентрическая речь представляет собой переходную форму от коммуникативной речи к планирующей речи. Судьба распорядилась так, что Ж. Пиаже сумел ознакомиться с критикой Л. С. Выготского лишь в 1960-е гг. В это же время Выготский уже ушел из жизни, а сам Пиаже кардинальным образом изменил многие положения своей концепции развития детского мышления. Так, изменилось представление швейцарского психолога о том, что речь прямо выражает мысль. Ж. Пиаже согласился с Л. С. Выготским в том, что: ■ аутистическое мышление не есть исходная стадия в развитии; ■ необходим учет практической деятельности ребенка в разви тии его мышления, тем более что в операциональной концеп- Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|