Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26279

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

На базе смысла, который получает деятельность в контексте реализации смысловых структур, формируется определенный тип потребностей личности. «Возможность выразить себя в деятельности - основная потребность личности как субъекта, отличающаяся от частных и конкретных мотивов» [8, с. 153]. Эти потребности всегда носят функциональный характер, потому что отражают пристрастное отношение личности к деятельности. Предметом функциональных потребностей личности является сама по себе деятельность. Причем не обязательно в ее наличном виде, скорее в том желательном состоянии деятельности, которое сулит наиболее полную актуализацию смысловых структур личности. Функциональная потребность психологически фиксирует потребное для личности состояние ее собственной деятельности. Понятно, что при такой трактовке функциональная потребность присваивается личности как субъекту и движет ее специфической активностью по перестройке деятельности. Конечно, психологическое содержание функциональных потребностей личности как субъекта может сильно варьировать; не всегда эти потребности центрированы на деятельность. Иногда функциональные потребности замыкаются на собственные свойства личности, например, на способности. Тогда личность настойчиво и
106
упорно занимается упражнением своих способностей, которые, по ее мнению, принесут успех в реализации значимых жизненных отношений. Будучи опредмеченной в личностных свойствах, функциональная потребность подталкивает личность к самоизменению и саморазвитию, к избавлению от некоторых качеств, к заведению некоторых привычек. Но в любом случае функциональные потребности - это особый тип смысловых структур личности, в которых фиксируется потребное, должное состояние деятельности и прочих инструментальных «ресурсов» личности. В функциональных потребностях «записаны» условия успешной реализации смысловых структур личности. Самая общая психологическая формула функциональной потребности следующая: улучшение деятельности и свойств личности гарантирует ее самореализацию. От этой формулы отталкивается личность, выступающая в качестве субъекта деятельности. Можно также констатировать, что функциональные потребности мотивируют активность личности как субъекта деятельности. В своей деятельности личность исходит из потребности в мире, а в своей активности она отправляется от потребности в деятельности. Генезис потребности в деятельности первично связан с той потребностью, которую данная деятельность призвана непосредственно осуществлять. С точки зрения К.А.Абульхановой-Славской, субъектная «активность вызывается потребностью в деятельности, представляет собой высший по отношению к деятельности уровень, но ее характер определяется и опосредуется высшими жизненными потребностями» [8, с. 80].
Итак, логический ход рассуждений наталкивает на мысль о том, что деятельность в целом должна иметь для личности какую-то значимость, на базе которой вырастает специфическая личностная потребность. При этом личность должна абстрагироваться от отдельных составляющих деятельности и окинуть смыслом всю деятельность целиком. Действительно, с точки зрения личности любая деятельность расценивается как значимый инструмент для реализации собственной смысловой необходимости. Иначе говоря, деятельность имеет для личности смысл «инструмента», которым личность распоряжается для воплощения собственной смысловой необходимости. Этот «инструмент» может быть подходящим или неподходящим, полезным или бесполезным, заменимым или незаменимым. Понятно, что от качества деятельности как инструмента реализации смысловой необходимости личности зависит судьба этой смысловой необходимости.
107
Отсюда также ясна заинтересованность, потребность личности в деятельности как в нормальном и оптимальном способе реализации смыслов. Потребность в деятельности можно определить как потребность личности в адекватных средствах реализации жизненных отношений к миру, в эффективных способах взаимодействия с миром. Критерием эффективности взаимодействия при этом служит возможность удовлетворения личностью своих потребностей и шире - возможность реализации своих смысловых необходимостей.
Формирование особого класса субъектно-функциональных потребностей качественно повышает уровень реализации субъектной активности. Дело в том, что с момента консолидации функциональных потребностей и мотивов субъектная активность перерастает в самостоятельную деятельность со своими мотивами, целями, задачами и операционально-действенным составом (системой субъектных действий). Ведь, как известно, критерием автономности деятельности служит наличие у нее самостоятельного побуждающего мотива [133; 134; 189]. В одних случаях субъектная активность реализуется практически при помощи внешних действий, в других случаях - посредством внутренних действий, направленных на построение и исправление системы осознанного регулирования деятельности. В любом случае субъектная активность опосредована системой осознанной саморегуляции и, в частности, принятым субъектом решением о необходимости коррекции самого внутреннего регуляторного контура, внешней структуры деятельности или своих инструментальных качеств (способностей, ЗУНов, ролей). Поэтому можно сказать, что «структурно саморегуляция и активность представляют собой как бы две взимодополняющие стороны» [8, с. 89-90].
Особого внимания заслуживает вопрос о регуляторной роли эмоциональных переживаний личности по поводу своих качеств и собственной деятельности как условий реализации смысловой необходимости. Как известно, эмоциональные явления на уровне образа мира индицируют смысловые отношения личности к отдельным объектам, выступают как формы репрезентации смысловых структур в сознании личности [68; 69; 70; 133; 144; 145]. Аналогичным образом эмоциональные переживания личности по поводу собственной деятельности или собственных качеств как условий деятельности сигнализируют об их функциональном смысле в контексте реализации смысловой необходимости. В специальной литературе эмоциональные переживания личности по
108
поводу себя и своей деятельности обозначаются разными понятиями, например, «эмоциональный смысл Я» или «эмоциональная составляющая личностного смысла Я» [207]. Однако регулятор-ное значение этих эмоциональных явлений в детерминации субъектной активности остается нераскрытым.
Чрезвычайную важность в контексте настоящего исследования имеет функциональная классификация эмоций, предложенная В.К.Вилюнасом. В зависимости от функций, выполняемых в регуляции деятельности, эмоции классифицируются на ведущие и производные [69; 70]. Разберемся с регуляторным значением выделенных классов эмоций для активности личности как субъекта деятельности. Ведущие эмоции на уровне субъективного образа мира индицируют те объекты и явления, которые связаны со смысловой необходимостью личности и имеют личностный смысл. Можно сказать, что ведущие эмоции окрашивают предмет деятельности или предмет смысловой необходимости личности. Производные эмоции происходят от ведущих эмоций и окрашивают процесс деятельности, направленной на «овладение» искомым предметом. Они выступают как эмоции успеха-неуспеха, сопровождающие и корригирующие каждое отдельное звено деятельной реализации смысловой необходимости субъекта и всю деятельность в целом. По нашему мнению, производные эмоции являются субъективной формой существования смысловых процессов и структур, обеспечивающих функции личности как субъекта деятельности. Как пишет В.К.Вилюнас, «механизм эмоций успеха-неуспеха релевантен не потребностям, а деятельности как таковой и организующему ее субъекту» [69, с. 96]. Другими словами, производные эмоции оценивают функциональный смысл деятельности в контексте смысловой необходимости личности, а не объекты и явления жизненного мира, соответствующие этой необходимости. В этой связи они обеспечивают побудительную регуляцию субъектной активности личности. Производные эмоции возникают в результате переключения ведущих эмоций с предмета деятельности на ее процесс. В основе этого переключения лежат процессы смыслообразования индивидуальной деятельности в контексте смысловой необходимости личности.
Согласно В.К.Вилюнасу, можно выделить констатирующую, предвосхищающую и обобщающую функции производных эмоций [69, с. 100-105]. На наш взгляд, общее для этих трех функций производных эмоций - репрезентация функционального смысла деятельности в контексте реализации смысловой необходимости
109
личности. Особенное в этих трех функциях - временной период, в который производится смысловая оценка деятельности в контексте смысловой необходимости личности. Так, констатирующие эмоции успеха-неуспеха завершают каждую отдельную деятельную пробу реализации смысловой необходимости. Они представляют собой «обратную афферентацию», которая информирует субъекта от успешности достижения «акцептора действия». Удавшуюся деятельность констатирующие эмоции закрепляют (положительные эмоции), а в случае неудачи - санкционируют перепрограммирование деятельности и усиливают поиск более совершенных способов деятельности (отрицательные эмоции) [19]. Предвосхищающие эмоции предшествуют началу деятельности субъекта и на основе прошлого смыслового опыта сигнализируют о ее вероятном успехе или неуспехе в сложившихся обстоятельствах. Негативные эмоции позволяют субъекту задержать реализацию деятельности и доработать ее программу. Положительные эмоции подстегивают субъекта начать деятельность в предчувствии вероятного успеха. Наконец, обобщенные эмоции успеха-неуспеха как бы «подытоживают» совокупный смысловой опыт реализации субъектом определенной деятельности. Они несут в себе обобщенную трансситуативную смысловую оценку данной конкретной деятельности с точки зрения ее адекватности смысловой необходимости личности. Обобщенные эмоции взаимодействуют с ситуативными эмоциями успеха-неуспеха, регулируя субъектную активность личности. Негативные эмоции ослабляют и стопорят эту активность, как бы говоря о безысходности и бесполезности работы над усовершенствованием деятельности, что наиболее ярко наблюдается при «выученной беспомощности» субъекта. Положительные эмоции, напротив, выражают удовлетворение личности возможностями и состоянием собственной деятельности, усиливают побуждение данной деятельности. Именно в класс производных обобщенных эмоций, управляющих субъектной активностью, необходимо классифицировать такие глобальные переживания личности, как общая удовлетворенность -неудовлетворенность деятельностью, пройденным жизненным путем и собой.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Леонтьев Д. ПСИХОЛОГИЯ СВОБОДЫ
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Детерминизм психический; determinism psychic
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Объект; object
  • Психология саморазвития личности как парадоксальный факт психической жизни
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Мистическое соучастие; Participation mystique
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Поттер Дж., Уезерел М. ДИСКУРС И СУБЪЕКТ
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Рубинштейн С. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Конструктивное
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Лавренко Любовь Эдуардовна. Педагогические условия организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Причины психологических травм. Универсальные психотравмирующие факторы Классификация фрустрирующих факторов
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь