Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25955

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

На базе смысла, который получает деятельность в контексте реализации смысловых структур, формируется определенный тип потребностей личности. «Возможность выразить себя в деятельности - основная потребность личности как субъекта, отличающаяся от частных и конкретных мотивов» [8, с. 153]. Эти потребности всегда носят функциональный характер, потому что отражают пристрастное отношение личности к деятельности. Предметом функциональных потребностей личности является сама по себе деятельность. Причем не обязательно в ее наличном виде, скорее в том желательном состоянии деятельности, которое сулит наиболее полную актуализацию смысловых структур личности. Функциональная потребность психологически фиксирует потребное для личности состояние ее собственной деятельности. Понятно, что при такой трактовке функциональная потребность присваивается личности как субъекту и движет ее специфической активностью по перестройке деятельности. Конечно, психологическое содержание функциональных потребностей личности как субъекта может сильно варьировать; не всегда эти потребности центрированы на деятельность. Иногда функциональные потребности замыкаются на собственные свойства личности, например, на способности. Тогда личность настойчиво и
106
упорно занимается упражнением своих способностей, которые, по ее мнению, принесут успех в реализации значимых жизненных отношений. Будучи опредмеченной в личностных свойствах, функциональная потребность подталкивает личность к самоизменению и саморазвитию, к избавлению от некоторых качеств, к заведению некоторых привычек. Но в любом случае функциональные потребности - это особый тип смысловых структур личности, в которых фиксируется потребное, должное состояние деятельности и прочих инструментальных «ресурсов» личности. В функциональных потребностях «записаны» условия успешной реализации смысловых структур личности. Самая общая психологическая формула функциональной потребности следующая: улучшение деятельности и свойств личности гарантирует ее самореализацию. От этой формулы отталкивается личность, выступающая в качестве субъекта деятельности. Можно также констатировать, что функциональные потребности мотивируют активность личности как субъекта деятельности. В своей деятельности личность исходит из потребности в мире, а в своей активности она отправляется от потребности в деятельности. Генезис потребности в деятельности первично связан с той потребностью, которую данная деятельность призвана непосредственно осуществлять. С точки зрения К.А.Абульхановой-Славской, субъектная «активность вызывается потребностью в деятельности, представляет собой высший по отношению к деятельности уровень, но ее характер определяется и опосредуется высшими жизненными потребностями» [8, с. 80].
Итак, логический ход рассуждений наталкивает на мысль о том, что деятельность в целом должна иметь для личности какую-то значимость, на базе которой вырастает специфическая личностная потребность. При этом личность должна абстрагироваться от отдельных составляющих деятельности и окинуть смыслом всю деятельность целиком. Действительно, с точки зрения личности любая деятельность расценивается как значимый инструмент для реализации собственной смысловой необходимости. Иначе говоря, деятельность имеет для личности смысл «инструмента», которым личность распоряжается для воплощения собственной смысловой необходимости. Этот «инструмент» может быть подходящим или неподходящим, полезным или бесполезным, заменимым или незаменимым. Понятно, что от качества деятельности как инструмента реализации смысловой необходимости личности зависит судьба этой смысловой необходимости.
107
Отсюда также ясна заинтересованность, потребность личности в деятельности как в нормальном и оптимальном способе реализации смыслов. Потребность в деятельности можно определить как потребность личности в адекватных средствах реализации жизненных отношений к миру, в эффективных способах взаимодействия с миром. Критерием эффективности взаимодействия при этом служит возможность удовлетворения личностью своих потребностей и шире - возможность реализации своих смысловых необходимостей.
Формирование особого класса субъектно-функциональных потребностей качественно повышает уровень реализации субъектной активности. Дело в том, что с момента консолидации функциональных потребностей и мотивов субъектная активность перерастает в самостоятельную деятельность со своими мотивами, целями, задачами и операционально-действенным составом (системой субъектных действий). Ведь, как известно, критерием автономности деятельности служит наличие у нее самостоятельного побуждающего мотива [133; 134; 189]. В одних случаях субъектная активность реализуется практически при помощи внешних действий, в других случаях - посредством внутренних действий, направленных на построение и исправление системы осознанного регулирования деятельности. В любом случае субъектная активность опосредована системой осознанной саморегуляции и, в частности, принятым субъектом решением о необходимости коррекции самого внутреннего регуляторного контура, внешней структуры деятельности или своих инструментальных качеств (способностей, ЗУНов, ролей). Поэтому можно сказать, что «структурно саморегуляция и активность представляют собой как бы две взимодополняющие стороны» [8, с. 89-90].
Особого внимания заслуживает вопрос о регуляторной роли эмоциональных переживаний личности по поводу своих качеств и собственной деятельности как условий реализации смысловой необходимости. Как известно, эмоциональные явления на уровне образа мира индицируют смысловые отношения личности к отдельным объектам, выступают как формы репрезентации смысловых структур в сознании личности [68; 69; 70; 133; 144; 145]. Аналогичным образом эмоциональные переживания личности по поводу собственной деятельности или собственных качеств как условий деятельности сигнализируют об их функциональном смысле в контексте реализации смысловой необходимости. В специальной литературе эмоциональные переживания личности по
108
поводу себя и своей деятельности обозначаются разными понятиями, например, «эмоциональный смысл Я» или «эмоциональная составляющая личностного смысла Я» [207]. Однако регулятор-ное значение этих эмоциональных явлений в детерминации субъектной активности остается нераскрытым.
Чрезвычайную важность в контексте настоящего исследования имеет функциональная классификация эмоций, предложенная В.К.Вилюнасом. В зависимости от функций, выполняемых в регуляции деятельности, эмоции классифицируются на ведущие и производные [69; 70]. Разберемся с регуляторным значением выделенных классов эмоций для активности личности как субъекта деятельности. Ведущие эмоции на уровне субъективного образа мира индицируют те объекты и явления, которые связаны со смысловой необходимостью личности и имеют личностный смысл. Можно сказать, что ведущие эмоции окрашивают предмет деятельности или предмет смысловой необходимости личности. Производные эмоции происходят от ведущих эмоций и окрашивают процесс деятельности, направленной на «овладение» искомым предметом. Они выступают как эмоции успеха-неуспеха, сопровождающие и корригирующие каждое отдельное звено деятельной реализации смысловой необходимости субъекта и всю деятельность в целом. По нашему мнению, производные эмоции являются субъективной формой существования смысловых процессов и структур, обеспечивающих функции личности как субъекта деятельности. Как пишет В.К.Вилюнас, «механизм эмоций успеха-неуспеха релевантен не потребностям, а деятельности как таковой и организующему ее субъекту» [69, с. 96]. Другими словами, производные эмоции оценивают функциональный смысл деятельности в контексте смысловой необходимости личности, а не объекты и явления жизненного мира, соответствующие этой необходимости. В этой связи они обеспечивают побудительную регуляцию субъектной активности личности. Производные эмоции возникают в результате переключения ведущих эмоций с предмета деятельности на ее процесс. В основе этого переключения лежат процессы смыслообразования индивидуальной деятельности в контексте смысловой необходимости личности.
Согласно В.К.Вилюнасу, можно выделить констатирующую, предвосхищающую и обобщающую функции производных эмоций [69, с. 100-105]. На наш взгляд, общее для этих трех функций производных эмоций - репрезентация функционального смысла деятельности в контексте реализации смысловой необходимости
109
личности. Особенное в этих трех функциях - временной период, в который производится смысловая оценка деятельности в контексте смысловой необходимости личности. Так, констатирующие эмоции успеха-неуспеха завершают каждую отдельную деятельную пробу реализации смысловой необходимости. Они представляют собой «обратную афферентацию», которая информирует субъекта от успешности достижения «акцептора действия». Удавшуюся деятельность констатирующие эмоции закрепляют (положительные эмоции), а в случае неудачи - санкционируют перепрограммирование деятельности и усиливают поиск более совершенных способов деятельности (отрицательные эмоции) [19]. Предвосхищающие эмоции предшествуют началу деятельности субъекта и на основе прошлого смыслового опыта сигнализируют о ее вероятном успехе или неуспехе в сложившихся обстоятельствах. Негативные эмоции позволяют субъекту задержать реализацию деятельности и доработать ее программу. Положительные эмоции подстегивают субъекта начать деятельность в предчувствии вероятного успеха. Наконец, обобщенные эмоции успеха-неуспеха как бы «подытоживают» совокупный смысловой опыт реализации субъектом определенной деятельности. Они несут в себе обобщенную трансситуативную смысловую оценку данной конкретной деятельности с точки зрения ее адекватности смысловой необходимости личности. Обобщенные эмоции взаимодействуют с ситуативными эмоциями успеха-неуспеха, регулируя субъектную активность личности. Негативные эмоции ослабляют и стопорят эту активность, как бы говоря о безысходности и бесполезности работы над усовершенствованием деятельности, что наиболее ярко наблюдается при «выученной беспомощности» субъекта. Положительные эмоции, напротив, выражают удовлетворение личности возможностями и состоянием собственной деятельности, усиливают побуждение данной деятельности. Именно в класс производных обобщенных эмоций, управляющих субъектной активностью, необходимо классифицировать такие глобальные переживания личности, как общая удовлетворенность -неудовлетворенность деятельностью, пройденным жизненным путем и собой.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Ткачёва Евдокия Ахметовна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Мусалеева Мария Сергеевна. Социальная адаптация детей к жизни, посредством театрализованной деятельности.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Корелина Людмила Николаевна. Опыт работы по социально — нравственному воспитанию детей при тесном взаимодействии с семьей.
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Александрова Надежда Павловна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Мердяева Марина Юрьевна. Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
  • Егор Горд. Саморазвитие личности. С чего начать?
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Серикова Анна Андреевна. Эффективные пути развития по средствам художественно – эстетической деятельности дошкольников.
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Сливенко Светлана Петровна. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Притча «Смысл жизни»
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Волошенко Ирина Алексеевна. Патриотическое воспитание личности – актуальность проблемы нашего времени.
  • Бабынина Т.Н., Бурмицкая Н.Н., Мороз Е.А.. ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
  • Ярмонова Галина Ивановна. «Познавательно-исследовательская деятельность – как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Лёвочкина Алла Алексеевна. Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования.
  • Гульнур Валиуллина. Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду
  • Тихомирова Татьяна Леонидовна. Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.
  • Личность; Person; Personlichkeit
  • Ларионова Ирина Александровна. «Подвижная игра в жизни дошкольника»
  • О концептах авторитарной и тоталитарной личности
  • А. А. Ткаченко. Дело жизни: достижение личностью высшего предназначения. Монография. - А. Ткаченко



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь