Квинн В. Прикладная психология.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379436

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ПРИМЕНЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ
Вы, вероятно, уже поняли, какую важную роль играет классическое обусловливание в формировании ваших страхов, установок и суеверий. Теперь давайте выясним, как классическое обусловливание может помочь вам в самых разных ситуациях, например когда вы играете какую-нибудь роль в театральном представлении или просто пытаетесь преодолеть, допустим, страх или нежелательную привычку в поведении.
Актерская игра и притворство
Для того чтобы играть убедительнее, актеры часто с помощью классического обусловливания заставляют себя испытывать изображаемые ими эмоции на самом деле. Во многих актерских школах используется методика, согласно которой будущие актеры вспоминают какие-либо эпизоды из своей жизни, вызвавшие у них однажды соответствующие сильные эмоции. Чтобы вызвать грусть и искренние слезы, можно вспомнить несчастную любовь или смерть близкого родственника. Если в пьесе есть сцена, где нужно плакать, то воспоминания о подобных печальных событиях могут в нужный момент довести актера до слез. Точно так же, чтобы сыграть сильный испуг, актер может представить себе, что к нему подползает ядовитая змея. Актеры, пользующиеся этим методом, выглядят на сцене более естественно.
Возможно, вам случается попадать в такие ситуации, когда вам хочется скрыть свои истинные чувства. Довольно забавно наблюдать, как неуклюжий человек проливает суп себе на колени, но вы, конечно, не захотите своим смехом смутить его еще сильнее. Воспользовавшись опытом актеров, вы можете выйти из положения, поразмышляв о чем-нибудь серьезном — например, о выпускных экзаменах. Искреннее серьезное выражение вашего лица, безусловно, скроет обидный смех.
Упражнение 3.4
В воскресенье близкая подруга пригласила вас и свою начальницу на завтрак. Вашей подруге хочется произвести на начальницу хорошее впечатление и доставить ей удовольствие. Начальница рассказывает «бородатые» анекдоты и кажется вам полнейшей занудой. Но поскольку вам не хочется обижать подругу, вы притворяетесь, что не знаете ответа на вопрос: «Как вы думаете, зачем сумасшедший выбросил часы в окно?» И она победоносно произносит концовку анекдота: «Он хотел посмотреть, как летит время», а вам с трудом удается выдавить вежливый смешок. Но занудная начальница продолжает свой монолог, состоящий из сплошных анекдотов про сумасшедших. Как с помощью классического обусловливания вы можете убедительно изобразить веселье, якобы вызванное именно остроумием, на которое так претендует начальница?
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Борьба с фобиями
В большинстве случаев боязнь чего-либо возникает у человека по следующей схеме. Мальчик, которого укусила злая шавка, начинает бояться всех собак. Хотя собаки его больше не кусают, а некоторые из них даже пытаются с ним подружиться, его трясет уже от одного вида собаки. Образ собаки ассоциируется у него с болью, которую причинила ему та шавка. Когда мальчик вырастет, он будет стесняться своего страха и испытывать из-за этого большие неудобства.
Методы классического обусловливания могут помочь ему побороть этот страх. Психолог может попробовать заменить его более приятной эмоциональной реакцией. Когда мальчик сидит на коленях у своей мамы и она его обнимает, ему, скорее всего, спокойно и радостно. И для начала, пока он чувствует себя в полном покое и безопасности, можно заговорить с ним о собаке, показать ему картинку с ее изображением. Далее, используя ту же приятную ассоциацию, можно перейти к игрушечной собачке, а затем, наконец, и к настоящей. Если психолог достигнет поставленной цели, то постепенно появление собаки начнет вызывать у мальчика не болезненные, а приятные эмоции.
Такой метод постепенного устранения ассоциаций, вызывающих страх, называется десенсибилизацией. Как указано в Приложении 3.1, психологи начали применять десенсибилизацию много лет назад, чтобы помочь людям, которые боялись летать на самолетах, избавиться от этого страха. Этот же метод успешно используется для борьбы с боязнью высоты и толпы.
Упражнение 3.5
Тридцатипятилетняя женщина пятнадцать лет назад бросила институт из-за плохой успеваемости. Каждый раз, когда ей возвращали контрольную работу, она испытывала унижение, так как обычно ее оценка была хуже всех в группе. Теперь она занимается на курсах по психологии в местном муниципальном колледже и ужасно боится сдавать экзамены. И вот преподаватель объявляет, что на следующей неделе состоится первая контрольная. Женщина начинает паниковать.
Но ее преподаватель психологии, профессор Олхарт, знает, что за прошедшие пятнадцать лет она научилась отлично разбираться во всех тонкостях игры в бейсбол. Сначала профессор задает ей несколько вопросов, касающихся бейсбола. Она отвечает прекрасно, очень довольна и гордится собой. Затем ей предлагают короткую письменную контрольную на тему бейсбола, и опять она успешно с этим справляется. В конце концов она сдает экзамен, в который включены вопросы по бейсболу вперемешку с вопросами по психологии.
а. Каким методом пользуется профессор? ____________________
б. Почему этот метод помогает женщине избавиться от волнения и боязни экзаменов? _____________________________________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Десенсибилизация: терапевтический метод снятия страхов, основанный на классическом обусловливании; проводится поэтапно с постепенным нарастанием интенсивности стимульного воздействия.
Нежелательное поведение
Психологи пользуются принципами классического обусловливания, чтобы помочь людям избавиться от таких нежелательных привычек, как ночное недержание мочи (энурез), употребление наркотиков и пристрастие к алкоголю. Недавно проведенные исследования показали, что ночное недержание мочи излечимо чисто терапевтическими методами, если, конечно, не осложнено какими-либо другими патологиями. Ночное недержание мочи возникает из-за того, что ребенок не просыпается, когда его мочевой пузырь переполнен. В результате ребенок мочится в постель. Один психолог изобрел устройство, которое с помощью электродов, подключенных к простыне, реагирует на мочу. Как только начинается мочеиспускание, звонит будильник, и ребенок просыпается. Лечение построено на стандартной процедуре классического обусловливания. Звон будильника вызывает рефлекторную реакцию в форме пробуждения. Будильник звенит одновременно с началом мочеиспускания, что само по себе сигнализирует о том, что мочевой пузырь полон. Сначала ребенок будет просыпаться, когда звонит будильник, затем звон будильника свяжется у него в сознании с ощущением переполненности мочевого пузыря. Через несколько ночей ребенок начнет просыпаться уже от самого этого ощущения, независимо от того, звонил или нет будильник. В Приложении 3.2 описано аналогичное устройство для борьбы с храпом.
Для избавления от пристрастия к алкоголю или наркотикам применяется немного другая процедура. Один из методов, использование которого привело к определенному успеху, состоит в том, что к спиртным напиткам добавляют вещество, вызывающее рвоту. При приеме внутрь таких веществ, которые называются эметиками, нормальной рефлекторной реакцией человека является рвота. Если это вещество подмешано к алкогольным напиткам и принимается одновременно с ними, то у алкоголика может возникнуть столь сильная ассоциация, что он будет чувствовать тошноту при одном только виде выпивки. Правда, у этого метода имеется одно серьезное ограничение: чрезвычайно трудно уговорить алкоголика согласиться на такое лечение.

Приложение 3.1. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
ПОБЕДА НАД СТРАХОМ
Исследователями были получены данные, свидетельствующие о том, что методика модифицирования поведения, основанная на десенсибилизации, помогла по крайней мере части авиапассажиров, у которых во время полета от страха потеют ладони и белеют костяшки пальцев — с такой силой они вцепляются в кресло. Метод десенсибилизации заключается в том, что человек постепенно, шаг за шагом проходит через ряд ситуаций, связанных с его фобией, причем степень опасности этих ситуаций последовательно возрастает. В случае успеха лечения ситуация, которая раньше вызывала страх, постепенно начинает ассоциироваться не с беспокойством и истерическим возбуждением, а с положительными чувствами, и впоследствии воспринимается вполне спокойно.
Ученые из медицинского института в Ньюарке, штат Нью-Джерси, разработали аудио-визуальную программу лечения для людей, боящихся летать на самолете. В программе использованы фрагменты фильмов и аудиозаписей. Ученые сообщают, что после прохождения такого лечения 78 % не побоялись в дальнейшем пользоваться услугами воздушного транспорта. Кроме того, некоторые участники эксперимента избавились от других страхов и фобий.
Источник: (1978, December 9). Grounding the fear of flying. Science News.
Использование классического обусловливания в медицине
Людям, страдающим от болезненных симптомов и желающим улучшить свое состояние, классическое обусловливание помогает гораздо лучше, чем алкоголикам. Например, химиотерапия, применяющаяся для лечения рака, часто вызывает такой побочный эффект, как тошнота. У большинства пациентов эта тошнота начинает ассоциироваться с пищей (а не с лекарствами), и они отказываются от нормального питания. Броуберг и Бернштейн (Broberg and Bernstein, 1987) после приема химиотерапевтических средств и перед следующей едой давали детям кокосовые и мускатные леденцы. Дети связывали возникавшую у них тошноту с конфетами и ели потом гораздо лучше, чем дети, не получавшие конфет.
Эметик: вещество, вызывающее рвоту.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • Important questions that can be asked in a given period of work of the psychologist with the client.
  • Technique counseling in a systems approach
  • Training: "Team unity"
  • Свобода выбора истощает психику
  • Андрей Ловаков. Как мужчины и женщины демонстрируют любовь в браке
  • Seminar of November 19, 1974
  • Speech techniques in psychological counseling.
  • Jacques Lacan in French. Bibliographies.
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • How does the nature of our birth order
  • Technique decision. Descartes Square
  • Чиркова М. А. Анализ жизненных сценариев на материале авторской сказки
  • А. В. Федоров. Образ России в современной западной прессе
  • Добрачный секс и супружеский долг
  • Art therapy training and self-reflection
  • Smalzer William, Murphy Raymond. Basic Grammar in Use. Workbook
  • Иностранный язык уменьшает суеверия и предрассудки
  • Эго-психология; ego psychology
  • Critical Thinking: Basic Principles and Techniques
  • Azar Betty, Hagen Stacy Basic English Grammar
  • Murphy Raymond, Smalzer William. Basic Grammar in Use
  • Мир шопоголика вращается вокруг покупок и трат
  • Drawing "Man in the rain."
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Главный Редактор. Teaching Children with the SMILE
  • Георгий Почепцов. Человек между большой и малой ложью: от госпропаганды до фейков
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Ягнюк К.В. Ограниченная во времени динамическая психотерапия: своя среди чужих, чужая среди своих
  • Редактор. Методика Шалвы Александровича Амонашвили
  • Воспринимаемая несправедливость и связанные с ней эмоции, социальная идентичность и самоэффективность. Протестные действия: особенности поведения индивидуума и группы
  • Аналитическая психология; Analytical psychology; Analytische Psychologic
  • Моаканин Радмила - Психология Юнга и буддизм
  • "The size of a woman shows how much space it occupies in the heart of her husband."
  • Зимбардо Филип, Андерсен Сьюзен. Объяснение контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции.
  • К. Количество; q. quantity
  • Худоян С.С. Терапия лишением смысла или когнитивно-логотерапевтический подход к преодолению игровой зависимости
  • Paul Verbnyak. How to disclose their potential and achieve more in life
  • Ворден В. Понимание процесса горевания
  • Карлин Е. А. Полиамория как форма отношений. Размышления в контексте психотерапии
  • Бурцева Светлана Николаевна. Essay. My grandfather is a real hero.
  • Психологические типы; Psychological Types; Psy-chologische Typen
  • А.В. Федоров и др.. Школа и вуз в советском кино эпохи «оттепели» (1956-1968)
  • Виктор Суворов Ледокол
  • Женатым мужчинам не нравятся женщины, готовые к зачатию
  • Микаэлян Л.Л., Хамитова И.Ю., Климова С.В., Фисун Е.В. О значении практики в медицинских учреждениях в процессе обучения системной семейной терапии
  • McCarthy M., Felicity O. English Idioms in Use. Advanced
  • Мужчины и женщины видят цвета по-разному
  • Священный брак; Sacred marriage; heilig Ehe
  • Lacan Jacques. Seminar XXII, R.S.I.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь