Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52645

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Безусловно, результаты отдельного исследования недостаточны для аргументированного отказа от существующих принципов разработки многомерного подхода к оценке основных составляющих трудовой деятельности, но в сочетании с проанализированными в данной статье результатами других работ является достаточным основанием для того, чтобы рассмотреть эту альтернативу как реальную возможность. Поэтому необходимо проведение дополнительных и более тщательных исследований для разрешения поставленной проблемы.
Материалы нашего и предшествующих исследований приводят к мысли о том, что для описания многомерного пространства характеристик трудовых задач компенсаторная модель, по крайней мере, в той же степени эффективна, что и некомпенсаторная. В настоящее время существует несколько альтернативных возможностей для дальнейшего поиска, которые следует проанализировать более детально. Одна из них состоит в том, чтобы попытаться представить и описать основные составляющие труда в рамках одномерного вектора сложности. Другая возможность не отрицает существования многомерности структуры труда, но заставляет признать, что имеющиеся в нашем распоряжении шкалы для ее оценки выбраны неадекватно. Еще один вариант решения - пространство основных характеристик труда зависит от выборки испытуемых, хотя противоположное мнение обосновывается в работе Sims et aL (1977),
В нашем исследовании обсуждались результаты опроса, полученные на достаточно уникальной выборке персонала одной корпора-
85
ции, для которой характерен умеренный уровень взаимокорреляций между шкалами JDS. Возможно, если обратиться к анализу труда лиц более низкой квалификации в той же организации, число составляющих в пространстве характеристик труда изменится*
Несмотря на все сказанное, основным и наиболее отчетливым результатом нашей работы является то, что имеющиеся на сегодняшний день знания об основных составляющих и характеристиках трудовой деятельности остаются недостаточными и требуются дополнительные усилия для их теоретического осмысления.
Литера тура
Brief, A.P., Aldagt R.G. (1975). Employee reactions in job characteristics: A constructive replication. Journal of Applied Psychology, 60, 182-186.
Hackman, J.R., Oldham, G.R. (1971)- Employee reactions to job characteristics. Journal ofApplied Psychology, 55, 259-286.
Hackman, J.R.> and Lawler, E,E, (1971), Employee reactions to job characteristics. Journal of Applied Psychology, 55, 259-286.
Hackman, J.R., Oldham, G.R. (1975). Development of Job Diagnostic Survey. Journal of Applied Psychology, 60, 159-170 ♦
Hulin, C.L* (1971). Individual differences and job enrichment: The case against general treatments. In J.R. Maher (ed/), New Perspectives m Job Enrichment. New York; Van Nostrand,ReinhokL
Sims, H.P, Szilagyi, A,D., Keller, R,T, (1977). The measurement of job characteristics. Academy of Management Journal, 21, 59-70,
Turner, A,N., Lawrence, P.R. (1965), Industrial jobs and the worker, Boston, Mass: Harvard University, Graduate School of Business Administration.
РАЗДЕЛ II
ХАРАКТЕРИСТИКИ И ДИНАМИКА ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
Гуннар Йохлннсен

I
РАБОЧАЯ НАГРУЗКА И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Введение
Давно известно, насколько важное значение имеет проблема рабочей нагрузки для разработки и анализа функционирования систем "человек-машина"{СЧМ). При оценке альтернативных проектов СЧМ принимаются во внимание не только эксплуатационные характеристики системы, но и нагрузка оператора. Однако при определении понятия "нагрузка" и способов ее измерения мы сталкиваемся с большим разнообразием мнений и различных точек зрения (Nicholson, 1974; Sheridan & Johamsen, 1976). Термин "нагрузка" часто употребляется и без пояснения того, что под ним подразумевается. В настоящей работе мы попытаемся:
- сопоставить существующие определения понятия нагрузки и найти то общее, что их объединяет;
- сформулировать некоторые принципы ориентированной на практику теории или методологической схемы анализа, объединяющей воедино разные аспекты рассмотрения данного вопроса;
- выявить взаимосвязи между методиками (или возможными комплексами методик) измерения нагрузки и соответствующими им теоретическими основаниями.
Определение понятия рабочей нагрузки
Наиболее часто используется определение нагрузки, данное Jahns (1975). Он проводит подразделение всей обширной области, охватываемой понятием "нагрузка человека-оператора", по следующим трем функциональным признакам:
- исходная нагрузка (или нагрузка на входе системы);
- усилия оператора;
- процесс исполнения или результат деятельности (см. рисЛ). Сходные подходы встречаются и у других авторов (Rohmert, 1971,
1973; Rolfe & Lindsay, 1973). Нагрузка "на входе" связана с воздействием внешних по отношению к человеку факторов и событий, а затрачиваемое усилие относится к его внутренним характеристикам. Исполнение обычно определяется как целенаправленное представление или вьщача данных, вырабатываемых человеком-оператором, которые, в свою очередь, выступают как входные в других компонентах системы "человек-машина-окружающая среда". Данные могут также выступать и в роли обратной связи, свидетельствующей
об адекватности приложенных усилий. Некоторые показатели, используемые для оценки процесса и результатов исполнения приведены на рис, 1.
Основные источники нагрузки на входе можно разделить на три группы: на воздействия, связанные с влиянием окружающей среды; воздействия, обусловленные конструктивными особенностями СЧМ, и на воздействия, связанные со способами реализации деятельности (см. рисЛ). Источники нагрузки, связанные с влиянием окружающей среды, проявляются в наличии шума, вибрации, температурных колебаний и т.п. Влияние особенностей конструкции или функционирования проявляется в технических решениях приборных средств для предъявления информации и органов управления, эргономично ста кабины для работы экипажа, динамических характеристиках управляемого объекта и т.п. Способы реализации деятельности определяются процедурными элементами, к которым относятся, например, инструктаж и разбор полета, определение последовательности задач, длительность исполнительного цикла системы или задачи.
Усилия, затрачиваемые оператором, определяются набором факторов, включающим входаую нагрузку и требования к исполнению с содержательной стороны решаемой задачи. Это можно выразить следующим функциональным соотношением;
Усилие = f (нагрузка, состояние оператора, внутренние критерии
исполнения).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. Экономика труда. Под редакцией
  • Беспутина Марина Сергеевна. Проект 'Трудовое воспитание'
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Жулина Е.Г. Экономика труда
  • Гаги В.А. Экономика и социология труда: социально-трудовые отношения. Под редакцией
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Остапенко Ю.М. Экономика труда
  • Македошин А.А., Молодькова Э.Б., Перешивкин С.А., Попазова О.А. Организация труда персонала
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д., Потемкин В.И. Охрана труда
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Вашко И.М. Охрана труда: ответы на экзаменационные вопросы
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Бухалков М.И. Управление персоналом
  • Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала
  • Фролов А.В., Бакаева Т.Н. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда
  • Девисилов В.А. Охрана труда
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • Трунин С.Н. Экономика труда
  • Генкин Б.М. Экономика и социология труда
  • Куличкова Татьяна Николаевна. Конспект НОД «Мир труда и профессий»
  • Фролова А.В. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Под редакцией
  • Мерзлякова Юлия Алексеевна. Труд – основа воспитания
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Прусова Н.В., Боронова Г.Х. Психология труда. Шпаргалки
  • Толочек В.А. Современная психология труда
  • Кичкирева Татьяна Анатольевна. НООД для детей подготовительной группы «Мир труда и профессий»
  • Осинина Татьяна Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Как мы учили Федору трудиться».
  • Чикер B.A. - Психологическая диагностика организации и персонала
  • Арустамов Э.А. Охрана труда. Справочник. Составлял
  • Кибанова А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Под редfrwbtq
  • Тест MMPI. Оценочные шкалы теста.
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Жулина Е.Г., Иванова Н.А. Экономика и социология труда. Шпаргалка
  • Маллаева Гури Керимовна. НОД в средней группе по трудовому воспитанию «Поможем кукле Насте»
  • Бобкова О.В. Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Ярмухаметова Альбина Ленаровна. Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы
  • Рассказова Наталья Сергеевна. Конспект по организации совместной трудовой образовательной деятельности «Мы Федоре не враги» в подготовительной группе
  • Курарару Людмила Анатольевна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Кем быть?
  • Михнюк Т.Ф. Охрана труда
  • Одегов Ю.Г. и др. Мотивация персонала. Практические задания
  • Бариленко В.И. Анализ хозяйственной деятельности. Под редакцией
  • Михель Гофман. Религия труда (М. Гофман)
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах
  • Соковнина М.С., Соболева Е.С. Профилактика эмоционального выгорания педагогов и психологов через формирование адекватной оценки результативности профессиональной деятельности
  • Соломатина А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли. Под редакцией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь