Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 47026

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Хотя этот метод и имеет свои недостатки, результаты небезынтересны. Только 10 % студентов ощущали, что им нужно более десяти «основных характеристик», причем большинство из них очень смутно представляли, какое общее количество им бы потребовалось, двое сказали, что им нужно еще десять, одному требовалось еще пятьдесят, остальные не знали.
Однако 90 % студентов нашли упражнение осмысленным, а предложенное общее количество из десяти клеточек — полностью адекватным. В среднем оказалось, что им нужно 7,2 «основных характеристик» (с разбросом от 3 до 10).
Можно возразить, что в использованном методе сказалось влияние изначально предложенного довольно малого числа «основных характеристик». Быть может, это так, хотя я сразу могу привести независимые доказательства в поддержку предположения о том, что относительно небольшое количество структурных единиц покрывает главные аспекты личности.
С моей точки зрения, слабость эксперимента состоит главным образом в несколько схематичном определении «основных характеристик». Многие студенты, хотя и не все, довольствовались обозначениями общих черт, таких как дружелюбный, лояльный, умный или надежный. Я не стал бы ожидать, что такие понятия обычно раскрывают конкретную связную структуру дружелюбия, лояльности, ума или надежности, отличающую жизнь интересующего нас субъекта. Здесь мы сталкиваемся с универсальной проблемой всех идеографических исследований, такие существительные делают срез, проходящий через выборку людей, а не внутри индивидуальности. Требуется более искусное владение языком, чем у большинства из нас, чтобы свести вместе фразы и утверждения и точно определить индивидуальную структуру. Именно здесь талант романиста или биографа превосходит талант психолога.
Обратившись на секунду к области биографий, мы обнаруживаем подтверждение нашего мнения в фундаментальных томах Ральфа Бартона Перри «Мысли и характер Уильяма Джеймса»20. Суммируя свое исчерпывающее исследование этой сложной и чарующей фигуры, Перри делает вывод, что для понимания этого человека нужно уловить восемь ведущих «черт», или «ингредиентов». Сначала он перечисляет четыре «болезненных» или «патологических» черты — тенденции, которые сами по себе означали бы тяжелую инвалидность. Это 1) ипохондрия, 2) озабоченность «необычными психическими состояниями», 3) заметные колебания настроения и 4) отвращение к процессам точного мышления. С этими болезненными тенденциями смешиваются и гасят их четыре «доброкачественных» черты. 5) чувствительность, 6) живость, 7) гуманность, 8) социабельность. Используя, подобно
20 Perry R В The thought and character of William James Boston Little, Brown, 1936 Vol II Ch 90-91
Какие единииы нам использовать? 59
студентам в нашем упражнении, обозначения общих черт, он переходит к непосредственному определению их таким образом, чтобы пролить свет на своеобразный «джеймсовский» оттенок каждого из этих ингредиентов. Клинические психологи нуждаются в некоторых навыках биографов в искусстве конкретизации терминов. Без этого такие термины — просто пустые универсалии.
Мне кажется, что Джордж Келли в своей «Психологии личностных конструктов»21 подходит к той же цели с другой стороны. Он считает важным в изучении любого человека основной способ, которым тот истолковывает свой жизненный опыт, включая социальные контакты. Следовательно, чтобы понять человека, мы должны принять то, что Келли называет «легковерным подходом». С помощью интервью или изучения самохарактеристик, возможно, с помощью Теста репертуарных ролевых конструктов (ТРРК) мы получаем диагноз. Метод дает нам конструкты, уникальные для человека, а также конструкты, общие у него с другими. Далее, он ведет к раскрытию уникального паттерна отношений между несколькими конструктами данного человека. Говоря о широко используемых процедурах шкалирования и факторизации, Келли верно замечает, что хотя такие методы облегчают быстрое и уверенное использование общих конструктов (приложимых ко всем людям), они мешают нам раскрывать новые и уникальные конструкты и приводят к дополнительной ошибке, состоящей в допущении, что максимальная обобщенность соответствует наибольшей истине.
В личной беседе со мной профессор Келли заметил, что он еще не знает, сколько главных конструктов использует средний индивид, но иногда, подчеркнул он, ответы индивида на ТРРК «...могут конденсироваться в одно или два главных измерения с двумя или тремя дополнительными рядами специфических конструктов». Правда, часто люди с интеллектуальными склонностями продуцируют большое разнообразие словесных конструктов, но богатый словарный запас не может полностью замаскировать относительную простоту их паттернов. Келли также говорил о полезном терапевтическом «Правиле большого пальца». «Пациент может изменить предмет обсуждения в середине интервью, но он редко меняет его тему». Тема беседы обладает устойчивостью и повторяемостью. Хотя каждый человек может иметь определенные специфические и конкретные конструкты, применяемые к ограниченным и специальным областям опыта, профессор Келли делает вывод, что клиницист обычно идентифицирует не более, чем «четыре или пять главных измерений конструктов». Мы надеемся, что работа с ТРРК и другими количественными клиническими инструментами будет продолжаться, пока мы не решим стоящую перед нами проблему.
Подобный же многообещающий пример лежит в технике «личного кластер-анализа», развиваемой Альфредом Болдуином22. Анализируя обширную письменную корреспонденцию пожилой женщины, он обнаружил только четыре или пять главных ценностно нагруженных тем ее рассуждений.
Еще одну сходную гипотезу несколько лет назад выдвинул Ф. X. Олпорт23, предложивший измерять последовательность поступков индивида по отношению к его собственным главным жизненным целям или «телеономическим тенденциям». Исследователь, на основании предшествующего знакомства, выдвигает гипотезу об
21 Kelly G A The psychology of personal constructs N Y Norton, 1955 Vol I P 34
22 Baldwin A L Personal structure analysis a statistical method for investigating the single personality //Journal of Abnormal and Social Psychology 1942 Vol 37 P 163-183
23 Allport F H Teleonomic description in the study of personality // Character and Personality 1937 Vol 6 P 202-214
60 Статьи разных лет
основных темах или тенденциях (или «конструктах», или «кластерах»), которые он ожидает обнаружить в жизни данного человека Далее путем наблюдения он — с соответствующей проверкой надежности — распределяет предполагаемые повседневные поступки индивида по этим гипотетическим измерениям Если мы стали бы применять этот метод систематически, мы вполне смогли бы обнаружить, подобно Перри, Келли и Болдуину, что горстка основных структур удивительно хорошо охватывает жизнь, хотя могут проявляться и специфические, несоответствующие им второстепенные тенденции
Вошедший в поговорку гость с Марса, я думаю, счел бы странным, что в столь многообещающей области психологии индивидуальности проделана столь скудная работа Он бы сказал земному психологу «Человеческая природа на вашей планете бесконечно разнообразна Нет двух одинаковых людей Признавая на словах это утверждение, вы немедленно отбрасываете его Более того, внутренняя структурная организация людей — одних и других — может быть гораздо проще и доступнее, чем вы думаете Почему бы не взять предлагаемые природой различия и не следовать им7 Даже при условии, что природу на низших уровнях ее организации отличает единообразие — образующие тело химические элементы идентичны, — на более высоких уровнях, где работают психологи, искомые вами единицы далеко не единообразны Ребенок, только начавший свой жизненный путь, на основе своей уникальной наследственности и специфического окружения будет формировать узловые точки своего роста, фокусы научения, направления развития, которые с годами будут становиться все более уникальными И не посмеетесь ли вы над собой, когда обнаружите этот элементарный факт7 И потом, быть может, вы станете искать свои единицы там, где вы и должны их искать, — в каждой развивающейся жизни»
Я смею надеяться, что мы обратим внимание на замечание гостя с Марса Мы не сделали этого до сих пор, конечно, из-за распространенного предубеждения, что наука вообще не может заниматься индивидуальными случаями, за исключением того, когда они служат примерами общих законов или демонстрируют единую структуру Философы средних веков чувствовали так же, их догмой было saentia поп est individuorum Но не является ли определение науки в лучшем случае делом произвольным, а в худшем — одним из идолов пещеры7*
Резюме
В интересах дальнейших исследований позвольте мне резюмировать мои основные положения Поиск единиц, составляющих мотивацию и образующих личность, является очень древним Ощутимый прогресс стал появляться только одно-два поколения назад Однако в течение последних лет мы увидели приводящую нас в замешательство совокупность подходов, многие из которых были свежими и творческими, что привело к гораздо большему количеству измеренных аспектов, чем кто-либо способен подсчитать В первом приближении эти многие тысячи номотетических единиц распадаются на десять классов интеллектуальные способности, синдромы темперамента, бессознательные мотивы, социальные установки, познавательные схемы, интересы и ценности, экспрессивные черты, стилистические черты, патологические тенденции и факторные кластеры, которые нелегко отнести к другим девяти основ-
* Идолы пещеры (Ф Бэкон) — одна из разновидностей привычек ума, приводящих к заблуждениям, а именно личные суеверия исследователя
Какие единииы нам использовать? 61
ным категориям. Естественно, некоторые исследователи предлагают единицы, комбинирующие два или больше из этих классов. Хотя я могу предположить, что встречаются весьма рьяные сторонники определенных категорий (назовем здесь не в меру усердное использование проективных тестов для выявления бессознательных мотивов и чрезмерное пристрастие к факторным единицам), тем не менее я не хотел бы разубеждать исследователей в ценности любого из этих десяти направлений.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Олпорт Г. СТАНОВЛЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Аткинсон Р.Л, Аткинсон Р.С, Смит Э.Е, Бем Д. Дж. и др. Введение в психологию
  • Маслоу Абрахам. На подступах к психологии бытия.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Рубинштейн С. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
  • С.Э. Поляков. Кризис современной психологии
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Стресс без дистресса и адаптационный синдром. Теория Ганса Селье (1907-1982)
  • Лурия А.Р. Лекции по общей психологии
  • Назарова И.Э. Защитные механизмы.
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Люшер М. Сигналы личности.
  • О концептах авторитарной и тоталитарной личности
  • Джемс. Психология.
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Практикум по практической психологии.
  • Менегетти Антонио. Система и личность.
  • Смит Н. Современные системы психологии
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Зеленский В. Словарь аналитической психологии.
  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Романова Е.С. Работа психолога на телефоне доверия.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Хьелл П., Зиглер Д. Теории личности.
  • Л. Хьелл, Д. Зиглер Теории личности
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней
  • Данченко В. ПРОГРАММА "ДАР"
  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • Ефимова Н.С. Основы общей психологии
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Фрейд Анна. Психология Я и защитные механизмы.
  • Петровский А., Ярошевский М. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь