Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика.

Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 29602

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Факторный анализ позволил выделить следующие гнезда слов, связанных значимыми межкорелляциями:
1) «слова, имеющие отношение к животным» (moth, insect, wing, bird, fly, bug, cocoon, bees, butterfly);
2) «слова, не имеющие отношения к животным» (yellow, flower, color, blue, summer, sunshine, garden, sky, nature, spring);
3) разделение слов, имеющих отношение к животным, на две группы:
a) wing, birds, bees, fly,
6) bug, cocoon, moth, butterfly,
4) разделение слов, не имеющих отношения к животным, на две группы:
a) summer, sunshine, garden, flower, spring,
6) blue, sky, yellow, color.
Просто поразительно, что эта схема межкорреляций словесных ассоциаций соответствует таким принципиальным семантическим признакам, как живое-неживое, наряду с более тонким и интересным дифференцированием, которое вы видите в пунктах 3 и 4. Диз проделал огромную работу по построению таких ассоциативных структур для большого числа существительных и прилагательных. Он обнаружил, например, что многие частотные антонимические прилагательные часто вызывают в качестве реакций друг друга, что дает возможность определить набор основных полярных семантических понятий, как показано в табл. 3.
В последней главе своей книги Диз рассматривает те когнитивные операции, которые, по-видимому, лежат в основе обнаруженных им явлений. Наиболее интересно для нас утверждение Диза о том, что группировка и противопоставление являются наиболее важными отношениями слов. Вот что он пишет:
«Данные ассоциативной дистрибуции наводят на мысль, что для классификации значимых — то есть логических и синтаксических отношений между словами — мы используем две основные операции: противопоставление и группировку. Мы можем установить положение любой данной единицы языка в какой-то части словаря
Таблица 3
СЛОВА, СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНТРАСТНЫЕ ПАРЫ
И ВЫЗЫВАЮЩИЕ В КАЧЕСТВЕ ПЕРВОЙ РЕАКЦИИ
ДРУГ ДРУГА
(см. Deese, 1965, р. 123)
alone — together hard — soft
active — passive hesvy — light
alive — dead high — low
back — front insidi — outside
bad — good large — small
big— little left — right
black — white long — short
bottom — top married — single
clean — dirty narrow — wide
cold — hot new — old
dark — light old — young
deep — shallow poor — rich
dry — wet pretty — ugly
easy — hard right — wrong
empty — full rough — smooth
far — near short — tall
fast — slow sour — sweet
few — many strong — weak
first- last thick — thin
happy — sad

этого языка, противопоставив этой единице другой элемент или элементы и/или сгруппировав ее с другим элементом или элементами» (1965, р. 164).
Отношение полярности, четко видное в табл. 3, является, очевидно, языковой универсалией. В любом языке есть антонимы. Этот факт использовал психолингвист Чарльз Осгуд при разработке метода «семантического дифференциала», для применения которого достаточно иметь только карандаш и бумагу и который состоит в том, что испытуемому дается задание оценить некоторое понятие по нескольким антонимическим шкалам. Этот метод применялся на материале разных языков и культур (Osgood, 1963) и оказался весьма интересным и тонким приемом для сравнения тех установок, которые имеются в разных культурах относительно некоторых понятий. Осгуд установил, что антонимы распадаются на три основные универсальные категории аффективного, или коннотативного, значения: оценочные (представленные такими параметрами, как хороший —
плохой, радостный — грустный, красивый — безобразный); силовые (например, сильный — слабый, храбрый— трусливый, твердый — мягкий) и связанные с активностью (например, быстрый — медленный, напряженный — расслабленный, горячий — холодный (Osgo-od et al., 1957).
Понятие группировки, как говорилось выше, было результатом ассоциативных исследований. Группировка слов в семантические поля тоже была обнаружена весьма интересным образом в результате применения другого психологического приема, к которому мы сейчас переходим.
Семантическая генерализация
Идея использовать метод семантической генерализации возникла в результате исследований условных рефлексов: если какое-то гнездо слов связано ассоциациями семантического характера, то рефлекс, образовавшийся на какую-то часть этого гнезда, может быть вызван и другими его частями. Иными словами, реакция, выработавшаяся на какое-то слово, может распространиться и на другие слова на основе их семантических связей с первым словом. Этот метод разрабатывался в 20-е годы в Советском Союзе и оказал большое влияние на развитие советской психолингвистической теории.
В советских исследованиях использовались разнообразные произвольные и непроизвольные реакции. В качестве примера генерализации условного непроизвольного рефлекса рассмотрим прежде всего эксперименты Шварц, которая использовала фотохимическую реакцию — уменьшение чувствительности периферического зрения — как реакцию на вспышку света. Если в качестве условного раздражителя используется слово, то реакция на него будет распространяться и на слова, близко связанные с ним по значению. Слова же, близкие по звучанию, только в первый момент вызывают условный рефлекс, а затем дифференцируются и больше такого рефлекса не вызывают. Так, реакцию, образованную на слово «доктор», вызывает также слово «врач», но не вызывает слово, близкое по звучанию, но дале-
кое по значению, например «диктор». Шварц считает синонимы типа доктор и врач идентичными раздражителями, потому что каждое из этих слов, хотя и различных по звуковой форме, включает одни и те же связи в коре головного мозга, установившиеся в результате предшествующего опыта общения с медициной.
Особенно большой интерес представляет работа Лурия и Виноградовой (1971), позволившая, по-видимому, установить уровни связанности значений слов в семантических полях. Испытуемым предлагалась серия слов, и после какого-то одного слова из этой серии давался удар электрического тока, а затем измерялась генерализация вазомоторной реакции на другие слова. Было обнаружено, что у испытуемых вырабатывалась непроизвольная защитная реакция (сужение кровеносных сосудов в пальцах и на лбу) на слова, близко связанные по значению с тем словом, которое сопровождалось ударом тока, а также возникала непроизвольная ориентировочная реакция (сужение сосудов в пальцах и расширение сосудов на лбу) на слова, далекие по значению от «критического» слова. Так, если испытуемый получал ток на слове скрипка, у него возникала такая же защитная реакция на слова скрипач, смычок, струна, мандолина и т. п. Ориентировочная реакция возникала при предъявлении слов, обозначающих неструнные музыкальные инструменты, например аккордеон и барабан, и на другие слова, связанные с музыкой, такие, как «концерт» и «соната». Кроме того, разумеется, предъявлялись и нейтральные слова, которые не вызывали у испытуемого никакой реакции.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Федичкина Наталья Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Предложение, состоящее из трех и более слов с прямым дополнением» с использованием программно-дидактического комплекса Логомер
  • Галина Леонова. Интегрированная НОД по развитию речи (обучение грамоте и рисование) в старшей группе Тема: «Пропала буква Р»
  • Мисаренко Г.Г., Войченко Н.Г. Учимся читать. Читаем слова и предложения
  • Развитие зрительной и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 11
  • Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка делать синтаксический разбор предложения
  • Юлия Кодинцева. Развитие речевого восприятия Звук (у). Буква У у
  • Соколова Е.В., Нянковская Н.Н. Готовимся к школе. Слова и предложения. Развивающая тетрадь для детей 5-7 лет
  • Редактор. Стихи для детей на английском, Little Girl
  • Девяткина Елена Александровна. Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Зоопарк»
  • Смолина Яна Станиславовна. Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Волшебный мир красок»
  • Васильевых И.П. Русский язык. 8 класс. Контрольные работы в новом формате
  • Фадина Наталья Константиновна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей коррекционной группе «День в городке Смешариков»
  • Упражнение, направленное на осознание ценности любой идеи любого человека: «Да, и ещё…»
  • Чистозвонова Галина Владимировна. Особенности работы логопедической группы
  • Татьяна Шпиндовская. КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. АБВГДейка — волшебная страна
  • Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс. Учебник
  • Русакова Екатерина Владимировна. Открытое итоговое занятие: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
  • Нуриева Авелина Владимировна, Фаухиева Гузалия Назгатовна. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Зима в городе»
  • Матвеев С.А. Как сказать, чтобы вас правильно поняли
  • Деникина Ирина Игоревна. Конспект группового занятия в подготовительной к школе группе с ФФНР. Занятие. Звук и буква Э.
  • Линина Т. А , Баграмян Н.Е.. Итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Приключения Буратино в стране чудес»
  • Давыдова Татьяна Владимировна. Фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительной группы 'Дифференциация звуков Г — К'.
  • Игнатьева Т.В. Букварь дошкольника
  • И.П.Иванова, В.В.Бурлакова, Г.Г.Почепцов Теоретическая грамматика современного английского языка
  • Тишкова Жанна Николаевна. Итоговая НОД Грамота
  • Дмитриева Мария Васильевна. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе «Сказка о двух государствах»
  • Рулёва Татьяна Васильевна. Особенности развития речи детей на разных этапах дошкольного детства.
  • Матвеев С.А. Английский школьникам. Тренажер по разговорной речи
  • Грунтова Ольга Станиславовна. Конспект НОД в подготовительной группе ДОУ «Край родной, навек любимый»
  • Притча «Великий менеджер»
  • Мезенцева Любовь. Непосредственно образовательная деятельность-развитие речи 'Космическое путешествие'
  • Щедрина Ольга Дмитриевна. Консультация для воспитателей - Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Галина Евгеньевна Шалаева. Конспект по развитию речи Тема: «Наши домашние животные»
  • Мухина Марина Геннадьевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. «Звук Ш. Буква Ш»
  • Чилина Ирина Александровна. «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»
  • Бохан Татьяна Александровна. Конспект по развитию речи в старшей коррекционной группе. Тема: 'Профессии людей'
  • Михайлова С.Ю. Пунктуация в заданиях и ответах. Предложения с однородными членами
  • Дугин С.П. Английский язык за 42 урока. Самоучитель
  • Нагиева Эльнура Агаддин Кызы. «Логопедические игры на развитие грамматического строя речи»
  • Светлана Анатольевна Жмудь. Интеллектуальная игра «А ну-ка, девочки!» для детей старшего дошкольного возраста с участием взрослых.
  • Кузякина Ирина Владимировна. Открытое занятие по развитию речи за I полугодие Тема: «Волшебница Зима»
  • Каримова Венера Хизбулловна. Итоговое логопедическое ООД в подготовительной группе. Тема: «Волшебство грамматики»
  • Алтынгузина Альфия Альфридовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Помощь другу» для детей старшей группе с учетом ФГОС
  • Хохлова Ольга Александровна. Использование занимательного материала с экологическим содержанием для развития речи дошкольников
  • Бенгису Рона Турецкий за три месяца
  • Георгий Почепцов. От фонового воздействия до партизанской информационной войны Умберто Эко
  • Атнасурина Е. М.. Итоговое коррекционно-развивающее занятие в подготовительной к школе логопедической группе
  • Михельсон Т.Н., Успенская Н.В. Практический курс грамматики английского языка
  • Упражнение для обучения умению догадываться, о чем хочет сказать собеседник (клиент): «Завершение предложения»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь