|
Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика.Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 29602
Автор: Слобин Д., Грин Дж.
Название: Психолингвистика. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Факторный анализ позволил выделить следующие гнезда слов, связанных значимыми межкорелляциями:
1) «слова, имеющие отношение к животным» (moth, insect, wing, bird, fly, bug, cocoon, bees, butterfly); 2) «слова, не имеющие отношения к животным» (yellow, flower, color, blue, summer, sunshine, garden, sky, nature, spring); 3) разделение слов, имеющих отношение к животным, на две группы: a) wing, birds, bees, fly, 6) bug, cocoon, moth, butterfly, 4) разделение слов, не имеющих отношения к животным, на две группы: a) summer, sunshine, garden, flower, spring, 6) blue, sky, yellow, color. Просто поразительно, что эта схема межкорреляций словесных ассоциаций соответствует таким принципиальным семантическим признакам, как живое-неживое, наряду с более тонким и интересным дифференцированием, которое вы видите в пунктах 3 и 4. Диз проделал огромную работу по построению таких ассоциативных структур для большого числа существительных и прилагательных. Он обнаружил, например, что многие частотные антонимические прилагательные часто вызывают в качестве реакций друг друга, что дает возможность определить набор основных полярных семантических понятий, как показано в табл. 3. В последней главе своей книги Диз рассматривает те когнитивные операции, которые, по-видимому, лежат в основе обнаруженных им явлений. Наиболее интересно для нас утверждение Диза о том, что группировка и противопоставление являются наиболее важными отношениями слов. Вот что он пишет: «Данные ассоциативной дистрибуции наводят на мысль, что для классификации значимых — то есть логических и синтаксических отношений между словами — мы используем две основные операции: противопоставление и группировку. Мы можем установить положение любой данной единицы языка в какой-то части словаря Таблица 3 СЛОВА, СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНТРАСТНЫЕ ПАРЫ И ВЫЗЫВАЮЩИЕ В КАЧЕСТВЕ ПЕРВОЙ РЕАКЦИИ ДРУГ ДРУГА (см. Deese, 1965, р. 123) alone — together hard — soft active — passive hesvy — light alive — dead high — low back — front insidi — outside bad — good large — small big— little left — right black — white long — short bottom — top married — single clean — dirty narrow — wide cold — hot new — old dark — light old — young deep — shallow poor — rich dry — wet pretty — ugly easy — hard right — wrong empty — full rough — smooth far — near short — tall fast — slow sour — sweet few — many strong — weak first- last thick — thin happy — sad этого языка, противопоставив этой единице другой элемент или элементы и/или сгруппировав ее с другим элементом или элементами» (1965, р. 164). Отношение полярности, четко видное в табл. 3, является, очевидно, языковой универсалией. В любом языке есть антонимы. Этот факт использовал психолингвист Чарльз Осгуд при разработке метода «семантического дифференциала», для применения которого достаточно иметь только карандаш и бумагу и который состоит в том, что испытуемому дается задание оценить некоторое понятие по нескольким антонимическим шкалам. Этот метод применялся на материале разных языков и культур (Osgood, 1963) и оказался весьма интересным и тонким приемом для сравнения тех установок, которые имеются в разных культурах относительно некоторых понятий. Осгуд установил, что антонимы распадаются на три основные универсальные категории аффективного, или коннотативного, значения: оценочные (представленные такими параметрами, как хороший — плохой, радостный — грустный, красивый — безобразный); силовые (например, сильный — слабый, храбрый— трусливый, твердый — мягкий) и связанные с активностью (например, быстрый — медленный, напряженный — расслабленный, горячий — холодный (Osgo-od et al., 1957). Понятие группировки, как говорилось выше, было результатом ассоциативных исследований. Группировка слов в семантические поля тоже была обнаружена весьма интересным образом в результате применения другого психологического приема, к которому мы сейчас переходим. Семантическая генерализация Идея использовать метод семантической генерализации возникла в результате исследований условных рефлексов: если какое-то гнездо слов связано ассоциациями семантического характера, то рефлекс, образовавшийся на какую-то часть этого гнезда, может быть вызван и другими его частями. Иными словами, реакция, выработавшаяся на какое-то слово, может распространиться и на другие слова на основе их семантических связей с первым словом. Этот метод разрабатывался в 20-е годы в Советском Союзе и оказал большое влияние на развитие советской психолингвистической теории. В советских исследованиях использовались разнообразные произвольные и непроизвольные реакции. В качестве примера генерализации условного непроизвольного рефлекса рассмотрим прежде всего эксперименты Шварц, которая использовала фотохимическую реакцию — уменьшение чувствительности периферического зрения — как реакцию на вспышку света. Если в качестве условного раздражителя используется слово, то реакция на него будет распространяться и на слова, близко связанные с ним по значению. Слова же, близкие по звучанию, только в первый момент вызывают условный рефлекс, а затем дифференцируются и больше такого рефлекса не вызывают. Так, реакцию, образованную на слово «доктор», вызывает также слово «врач», но не вызывает слово, близкое по звучанию, но дале- кое по значению, например «диктор». Шварц считает синонимы типа доктор и врач идентичными раздражителями, потому что каждое из этих слов, хотя и различных по звуковой форме, включает одни и те же связи в коре головного мозга, установившиеся в результате предшествующего опыта общения с медициной. Особенно большой интерес представляет работа Лурия и Виноградовой (1971), позволившая, по-видимому, установить уровни связанности значений слов в семантических полях. Испытуемым предлагалась серия слов, и после какого-то одного слова из этой серии давался удар электрического тока, а затем измерялась генерализация вазомоторной реакции на другие слова. Было обнаружено, что у испытуемых вырабатывалась непроизвольная защитная реакция (сужение кровеносных сосудов в пальцах и на лбу) на слова, близко связанные по значению с тем словом, которое сопровождалось ударом тока, а также возникала непроизвольная ориентировочная реакция (сужение сосудов в пальцах и расширение сосудов на лбу) на слова, далекие по значению от «критического» слова. Так, если испытуемый получал ток на слове скрипка, у него возникала такая же защитная реакция на слова скрипач, смычок, струна, мандолина и т. п. Ориентировочная реакция возникала при предъявлении слов, обозначающих неструнные музыкальные инструменты, например аккордеон и барабан, и на другие слова, связанные с музыкой, такие, как «концерт» и «соната». Кроме того, разумеется, предъявлялись и нейтральные слова, которые не вызывали у испытуемого никакой реакции. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|