|
Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 71770
Автор: Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л.
Название: Клиническая психиатрия. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Клинические формы нарушения темпа (скорости) мышления и связности ассоциаций Е. Bleuler (1972) и Н. Rennert (1979) относят к формальным расстройствам, отграничивая их от нарушений мышления по содержанию — навязчивых мыслей и бредовых идей. Исследования Б. В. Зейгарник (1962) свидетельствуют о наличии в таких случаях глубоких изменений в процессах мышления, его целенаправленности, связи с реальной действительностью, аналитической и синтезирующей функции. Если при умеренном ускорении или замедлении мышления уже наблюдается определенная степень нарушения познавательной функции, то в случаях разорванности и бессвязности она исчезает и мышление становится беспомощным.
В содержании мыслей находят отражение жизненные опыт и позиция, аффективная установка, ценностные ориентации, потребности. Для человека важное значение имеют самооценка и оценка окружающими. Индивидуальные особенности социального формирования мышления определяют соответственно и индивидуальную мыслительную оценку окружающей действительности и своего места в ней, индивидуальный и семейный стиль мышления. Поэтому в повседневной жизни можно наблюдать повышенную и пониженную самооценку, неадекватность притязаний, представление о поведении людей в искаженном виде, об исключительности собственной личности и т. п. У психически здоровых лиц встречаются явления, напоминающие паралогичность, склонность к резонерству, «содержательные» особенности мышления, например вера в приметы, суеверия, предрассудки, склонность к мистицизму и образованию доминирующих идей. В пограничной психиатрии существенное значение имеют навязчивые и сверхценные идеи, связанные с реальной действительностью, но занимающие в мыслях больного неадекватное положение. Навязчивые мысли (обсессии) определяют как непроизвольно возникающие мысли и представления, чуждые содержанию сознания в данный момент, сопровождающиеся критическим отношением к ним, пониманием болезненности и чуждости их, стремлением к избавлению от них. Обычно сочетаются с навязчивыми страхами (фобиями), влечениями, действиями и чувством вины, образуя в совокупности синдром навязчивости. L. Korzeniowski и S. Puzynski (1978) навязчивости относят к нарушениям эмоциональной сферы и воли. Впервые наиболее полно навязчивые переживания (обсессии) описал P. Janet (1903). Навязчивые мысли и сомнения разнообразны по содержанию: относительно завершенности какого-то дела, правильности выполнения задания или ответа кому-то, моральной стороны поступка, 62 63 внешности или оценки. Возникновению их способствуют тревожно-мнительный характер и наличие трудной ситуации, предполагающей возможность грубой ошибки, заражения и т. д. Иногда навязчивые мысли и представления носят контрастный, противоположный убеждениям характер (кощунственный, святотатственный и др.), чем приводят больного в ужас. Некоторые авторы (М. Jarosz, 1975; L. Korzeniowski, S. Puzinski, 1978) выделяют насильственные (компульсивные) мысли и влечения, возникающие внезапно, противоположные установкам личности и нереализуемые. Например, при виде ножа возникает мысль ударить им кого-то, при виде движущегося транспорта — броситься под него, находясь па высоте — спрыгнуть вниз. Нелепость подобных мыслей и влечений осознается. Навязчивые мысли, представления и воспоминания могут наблюдаться у здоровых людей после неприятностей, конфликтов и в случаях неопределенности исхода трудной ситуации, однако они кратковремен-ны, переживаются как естественное явление и после разрешения конфликта исчезают. Сверхценные идеи (С. Wernicke, 1892) — это убеждения и умозаключения, возникающие в результате реальных жизненных обстоятельств, психологически понятные, но занявшие в сознании чело века неадекватное их реальному значению, преобладающее положение. Для них характерно отсутствие критики, недостаточность коррекции, особенно на высоте аффективного напряжения, появление в связи с ущемлением жизненно важных интересов у лиц со склонностью к повышенной самооценке. Наиболее часто встречаются сверхценные идеи ревности, ущемления каких-то прав (например, изобретательских). Предрасполагающими факторами для сверхценных идей служат эго центрическая установка личности, недостаточность адекватных социальных контактов (с членами коллектива), астенизация болезнью [(М. Jarosz, 1975). Больные со сверхценными идеями часто «борются за справедливость» путем многочисленных жалоб с требованиями и угрозами или агрессивных действий в целях мести. Параноические, паранойяльные, параноидные и п а р а ф р е н н ы е идеи относятся к разряду бредовых идей (бреда), то есть ложных умозаключений и суждений, не соответствующих реальной действительности, возникающих на болезненной основе и недоступных критике и коррекции. К клиническим критериям бреда относятся также несоответствие его содержания действительности, непоколебимая уверенность в жизненной истинности бредовой продукции, использование для доказательств ложных аргументов и доводов с отрицанием или извращенным толкованием реальных фактов. По клинической сущности бредовые идеи напоминают галлюцинаторные расстройства, но в идеаторной, мыслительной сфере. Понятия параноических и паранойяльных идей большинство авторов не дифференцируют. Паранойяльный бред систематизированный, чаще монотематический, возникающий как патологическая интерпретация реальных фактов и событий. При этом не обнаруживается признаков ннтеллектуалыю-мнестичсского снижения. Образованию паранойяльного бреда часто предшествует стадия свсрхценных идей, что затрудняет их разграничение. А. Н. Молохов (1940) считал, что параноические реакции — это характерогенные реакции, в основе которых лежит сверхценная идея, и они обычно возникают у психопатов-параноиков. К. Leonhard (1981) отмечает склонность акцентуированных застревающих (параноических) личностей к образованию параноических реакций, однако не относит их к бредовым феноменам, а рассматривает в рамках ситуационных личностных реакций. На основании результатов собственных клинических наблюдений мы считаем целесообразным выделять параноические идеи либо как ранний этап развития паранойяльных идей, либо как менее выраженную степень бредоподобной, аффективно насыщенной установки, оценки и интерпретации фактов, непосредственно затрагивающих интересы больного. По мнению К. Leonhard и по нашим данным, к параноическим реакциям (ревности, мести, сутяжничества и др.) особенно склонны личности фанатичные, эгоистичные, мстительные, злопамятные, с выраженной недоверчивостью и подозрительностью, ригидностью аффектов, застревающие на обидах, обманувшиеся в притязаниях. Бредообразованию способствуют длительная конфликтная ситуация, невозможность реализации устремлений, психогенная и соматогенная астенизация. Параноические идеи могут быть направлены на окружающих или на состояние своего здоровья, иметь активно- или пассивно-оборонительный характер. От сверхценных идей отличаются большей оторванностью от реальных фактов и аффективной насыщенностью утверждений. Они конкретны и относительно быстро поддаются терапевтическому воздействию либо даже самопроизвольно исчезают в случае разрешения ситуации. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|