Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Под редакцией Копытина А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». | Психодиагностика | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 25 страница



Под редакцией Копытина А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала».

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 49366

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В зависимости от моих первых впечатлений от пациента, я в одних случаях даю им краткую инструкцию следующего содержания: «Начните рисовать в центре круга и затем создайте в нем определенное изображение». В других случаях я могу дать пациенту более подробные разъяснения относительно того, что ему следует делать, как например: «Мы используем в психотерапии круг, называя его мандалой, потому что круг — это символ космического порядка и того порядка, который присутствует в самом человеке. Я предлагаю вам найти в круге центральную точку, которая вызывала бы у вас ощущение равновесия. Это поможет вам достичь устойчивого состояния. Вспомните про те природные формы, которые растут и развиваются из центра, например про цветы, снежинки или морские раковины. Вы являетесь частью природы, и поэтому у вас тоже есть некий центр, из которого вы можете расти и развиваться. Начните рисовать с этого центра — вашего центра, — изображая определенную фигуру того или иного цвета, и пусть композиция вашего рисунка выстраивается сама собой. С помощью этого рисунка вы сможете узнать о себе нечто новое, поэтому, когда вы закончите рисовать, мы вместе обсудим вашу мандалу».
Когда имеется достаточно времени и у меня создается впечатление, что пациент обладает достаточно сильным Эго, я инициирую периодически возобновляющийся диалог, используя при этом ту или иную доступную для понимания пациента лексику. При этом я пытаюсь донести до него представления о возможности психологических измене-
- 91 -
ний и роста и достижения психической целостности. Я пытаюсь использовать такой язык, который способен помочь пациенту лучше понять самого себя благодаря анализу созданных им мандал.
Те вопросы, которые я при этом задаю, и мои комментарии основаны на идеях и принципах юнгианского анализа и исследованиях содержания символических образов, а также на результатах предпринятого Джоанной Келлогг изучения диагностических возможностей личных* мандал и теории цвета Макса Люшера.

Роджер

Следующий клинический пример, по моему мнению, достаточно необычен, поскольку он охватывает психотерапевтический процесс продолжительностью в 18 месяцев и в силу того, что пациент оказался готовым к весьма глубокой работе. Когда я начала с ним работать, он уже проходил гештальт-терапию и продолжал ее в течение всего времени, пока рисовал мандалы.
Пациент — 20-летний молодой человек по имени Роджер. Его направил для прохождения открытых арт-терапевтических сессий, проводимых мной на базе больницы Св. Иосифа (г. Патерсон, штат Нью-Джерси), гештальт-терапевт, включивший Роджера в психотерапевтическую группу, работающую в рамках программы дневной поддержки. Прежде чем гештальт-терапевт привел Роджера ко мне, он рассказал мне об истории жизни Роджера и симптомах его заболевания.
Роджер был вторым ребенком в семье из трех детей, воспитываемых матерью. Его отношение к ней было противоречивым, хотя он был к ней очень привязан. Он тяготился высокими требованиями, которые она к нему предъявляла. В школе у него появились приступы сильной тревоги, которые еще более усилились в период обучения в колледже, из-за чего он вынужден был даже оставить учебу. Он начал посещать психотерапевта в возрасте 18 лет. Он жаловался, главным образом, на повышенную тревожность и, в частности, на страх того, что окружающие заметят, как он навязчиво смотрит на женщин.
_____________
* Личные мандалы, в отличие от ритуальных, создаются не спонтанно, а на основе определенной инструкции. Ритуальные же мандалы включают трансперсональный смысл и являются средством развития сознания. Если использовать юнгианские понятия, то можно сказать, что личная мандала связана с фокусировкой на Эго, в то время как ритуальная — на Самости.
- 92 -
В арт-терапевтическом кабинете в течение многих сессий Роджер одиноко сидел с опущенной головой, избегая встречаться со мной взглядом. Он также избегал общения с другими пациентами, принимавшими участие в занятиях. В конце концов он поддался моим уговорам и начал рисовать, испытывая чувство гордости за созданные им рисунки и установив при этом со мной доверительные отношения.
В этой части статьи я приведу комментарии Роджера к его рисункам и свои собственные интерпретации его мандал. И сами мандалы, и комментарии Роджера в значительной степени помогали мне определить степень интенсивности психотерапии и то, в каком направлении она должна идти.
Первая созданная Роджером мандала (рис. 22) отражает опыт гештальт-терапии с характерной для нее сознательной фокусировкой на чувствах и их трансформации в образы. Роджер пояснил, что его рисунок передает чувство одиночества: на нем изображен окруженный водой остров. Не видно ни моста, ни корабля, которые помогли бы Роджеру выбраться с этого острова. Я указала ему на зеленые и коричневые оттенки, которыми раскрашен остров, заявив, что они могут указывать на потенциал развития. Затем мы обсудили жизненные цели и интересы Роджера и то, что ему следует предпринять, чтобы построить мост или корабль, с помощью которых он смог бы достичь того, что ему нужно.





Рис. 22. Роджер: рисунок № 1

- 93 -
Интерпретация архетипического содержания мандалы, представленной на рисунке 8, позволила мне понять то, что в психическом развитии Роджера имелась остановка, в связи с чем его проблемы вряд ли могли быть в настоящее время решены в психотерапии напрямую.
Изображенный на мандале Роджера остров напоминает дракона. И дракон, и вода связаны с архетипом Великой Матери и отражают основной комплекс Роджера. Он остановился на матриархальной стадии развития и продолжает пребывать во внутриутробном состоянии, что следует, конечно же, понимать в переносном смысле, хотя его мать по-прежнему о нем заботится. Роджер опасается регресса — как в смысле усиления зависимости от матери, так и в смысле усиления влияния на его психическую жизнь со стороны бессознательного. Учитывая то, что в этом состоянии его сексуальная идентичность дифференцирована явно недостаточно, его мандала свидетельствует о его психосексуальной незрелости.
Мандала обычно характеризует не только различные аспекты сознания, но и бессознательного. Представленная на рисунке 8 мандала позволяет понять следствия чрезмерной зависимости Роджера от матери. Присутствие в рисунке второго значимого элемента, расположенного в стороне от центра, можно связать с тенью. Этот элемент раскрашен коричневыми и рыжими оттенками и, по всей видимости, отражает подавляемое пациентом чувство собственной неполноценности. Это, однако, отчасти компенсируется гордостью Роджера, которая сама по себе играет положительную роль, но в то же время мешает ему предпринимать активные действия, чреватые возможным провалом. В мандале отсутствует активный, связанный с самоутверждением красный цвет; вместо него имеется розовый цвет, указывающий на пассивность. Отсутствует и желтый цвет надежды (ассоциирующийся с отцом и сознанием — logos). Отец Роджера умер, когда Роджеру было 15 лет. Он характеризовал отца как строгого человека. Композиция в целом достаточно четко организована и характеризуется относительно высокими эстетическими качествами, а ее границы ясно очерчены.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • К чему снятся птицы
  • Околосмертные переживания - не только перед смертью
  • Дубровская Е.В. Психолог и клиент: создание пространства. Из опыта работы в Онкоцентре
  • Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти
  • Притча «Все богатство за час жизни»
  • Волкан В. Работа горя: оценка взаимоотношений и освобождение
  • К чему снится секс?
  • Секстерапия. Психотерапевт в костюме Евы
  • К чему снится есть мороженое
  • К чему снятся мыши?
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • К чему снится начальник
  • К чему снится смерть
  • Что такое страх смерти и что он несет?
  • К чему снится золотая цепочка
  • Ягнюк К.В. Чего ожидать от парной психотерапии?
  • Роберт Энтони. Искусство принимать себя. Секреты уверенности в себе
  • К чему снится танцевать
  • Мельникова Римма Ивановна. Практико-ориентированный семинар на тему: «Если ситуация не соответствует ожиданиям».
  • К чему снится зеленый цвет
  • К чему снится автомобиль
  • Притча «Сара и старые туфли»
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Sr. Lucifer. Эссе о Маге и Смерти
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Дёмина К.А. «Нарисуй меня здоровой!» – Особенности работы с подростками в условиях Онкоцентра
  • К чему снятся прыщи
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • К чему снятся черви?
  • К чему снится стиральная машина
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Чепмен А. Специальные техники в проблемно-ориентированной психотерапии
  • К чему снится сестра
  • К чему снится мелочь
  • Притча «Посвящение»
  • К чему снится мама
  • Харари К., Вейнтрауб П. Жизнь - всего лишь сон.
  • К чему снится стрижка
  • Георгий Сергацкий. Осень жизни. Из цикла «Одиночество, или Душа в поисках приюта»
  • К чему снятся козы
  • К чему снятся котята?
  • К чему снится помада
  • К чему снится море?
  • Марина Таргакова. Психология обиды — М. Таргакова
  • К чему снится черная смородина
  • К чему снится укус?
  • К чему снится обувь
  • К чему снится корова



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь