|
Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165078
Автор: Деркач А., Зазыкин В.
Название: Акмеология: Учебное пособие. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Иными словами, модель — это всегда некое подобие. Наличие этого подобия позволяет использовать модель в качестве представителя объекта-оригинала. Во всех случаях модели выступают в качестве аналога объекта-оригинала, они сходны с ним, но не тождественны ему. Степень соответствия модели объекту-оригиналу является важным показателем полноты и истинности теории, с помощью которой и создавалась модель. Разработка моделей — моделирование — это общенаучный метод исследования любых явлений, состоящий в построении и исследовании особых объектов — моделей (вещественных или знаковых) и других объектов — оригиналов или прототипов. Модели выполняют следующие гносеологические функции:
• иллюстративную; • трансляционную; • объяснительную; • предсказательную. В науке и технике моделирование применяется очень широко и позволяет решать многие проблемы, не доступные глубокому и точному теоретическому анализу. Моделирование играет важную роль в Машиностроении, архитектуре, транспорте и др. Наиболее распространенными являются математические и физические модели и модели-описания. Главными требованиями к ним являются адекватность объекту-оригиналу, информационная близость, возможность дальнейшей трансформации (развития, уточнения), воспроизводимость. Нарушение этих требований делает модель неработоспособной. Известен случай, когда во время дискуссии по проблемам человеческого мозга была предложена «простая и оригинальная» его модель. Сказано было буквально следующее; как известно, общее электрическое сопротивление мозга человека составляет примерно пять килоомов, следовательно, резистор в пять килоомов и является моделью мозга. Очевидно, что здесь были нарушены первые два требования, поэтому такой резистор является не моделью мозга, а моделью всего лишь его одного свойства — общего электрического сопротивления, ведь остальные главные свойства мозга в этой «модели» вообще учтены не были. Итак, в любой настоящей модели должны быть адекватно представлены главные свойства объекта-оригинала. В психологии, начиная с гештальт-психологии, модели применяются широко: были разработаны математические модели личности, сенсорного пространства, переработки информации и принятия решений, некоторых видов профессиональной деятельности, модели деятельности человека-оператора, систем «человек — машина» и пр. Моделирование применяется и в педагогике, в основном при описании педагогических систем. В частности, разработка моделей педагогических систем осуществляется в пять этапов*: 1) определение объекта исследования; 2) активизация накопленных знаний об объекте-оригинале; 3) обоснование необходимости применения моделирования; 4) выбор существующих переменных и постулатов; 5) отбор тех объектов, которые поддаются изучению. * Методы системного педагогического моделирования / Под ред. Н. В. Кузьминой. — М.: Народное образование, 2002. В акмеологии моделей пока существенно меньше, вернее, сейчас начинают создаваться теоретические и методологические основы их разработки, однако это вовсе не означает, что потребность в них небольшая. Данное направление прикладной акмеологии формируется, осуществляется обобщение созданных акмеологических моделей. Изучение моделей, разработанных в психологии, позволяет предположить, что построение акмеологических моделей может осуществляться по той же схеме, что и психологических. Это обусловлено близостью их предметных и объектных областей. Процессуально это может выглядеть следующим образом. Сначала на основе теоретических исследований формулируется гипотеза и на ее фундаменте создается некая концептуальная (прескриптивная) модель. В ней отражаются обобщенные связи, качества и отношения на уровне имеющегося теоретического знания. Ее теоретическое изучение позволяет разработать более конкретную модель, называемую нормативной. Нормативная модель, построенная на основе теоретико-методологического анализа, должна, вообще говоря, в значительной мере отражать психологическую сущность изучаемого явления. При построении нормативной модели необходимо в первую очередь определить ее содержание. Поставленные задачи и специфика изучаемого объекта требуют, чтобы в модели, во-первых, была информация об условиях деятельности и развития, действующих факторах, характере их влияния на субъекта деятельности, регуляцию деятельности, ее «психологическую цену»; во-вторых, о личностных характеристиках субъекта деятельности, подлежащих развитию до уровня профессионализма. Важным моментом, связанным с разработкой модели, является выбор ее формы. Для нормативных моделей в силу их обобщенного характера рекомендуются качественные лингвистические описания, хотя возможно применение и других видов аналитических описаний. В нормативных моделях необходимо также описание существующих связей между ее отдельными составляющими. Наконец, при разработке нормативной модели следует определить и раскрыть содержание путей ее проверки и доработки, то есть определить план эмпирических исследований и их обоснование. Получаемая нормативная модель подлежит эмпирической или экспериментальной проверке. Следующие за теоретическими эмпирические исследования позволят существенно уточнить и конкретизировать содержание модели, в результате чего она корректируется и дополняется. Обобщение данных теоретических и эмпирических исследований лежат в основе уточненной модели, которая уже существенно ближе к объекту-оригиналу. Это стимулирует дальнейшие теоретические исследования, позволяющие приблизить гипотезу к изучаемому объекту. Затем создается новая теоретическая модель, которая опять же проверяется эмпирически, уточняется и дополняется. И так далее, пока степень приближения к объекту-оригиналу не будет максимально возможной. В этом случае получается так называемая дескриптивная модель, с ней и осуществляется дальнейшая работа*. * Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. На базе дескриптивной модели осуществляется анализ и систематизация психологических факторов, способствующих развитию профессионализма личности, определяются пути развития, разрабатываются научно-практические рекомендации. Сходство способа построения психологических и акмеологических моделей не означает тождественности их содержания. При создании акмеологических моделей следует помнить, что их содержанием является то, что имеет самое непосредственное отношение к прогрессивному личностно-профессиональному развитию вплоть до уровня профессионализма. Это главная отличительная черта акмеологических моделей. При этом форма или способ ее представления в модели не играют существенной роли. Обобщение акмеологических исследований по проблеме моделирования позволило дать определение акмеологической модели. Итак, акмеологическая модель — это система объектов и знаков, воспроизводящая существенные свойства объекта-оригинала — идеального образа профессионала или эталона личностно-профессионального развития. В акмеологии с помощью моделей синтезируется знание о том, что должно быть сформировано. Осуществляется сопоставление того, что имеется в наличии, с тем, что должно быть сформировано. Наконец, определяются условия и факторы, способствующие этому процессу. При создании акмеологических моделей важной задачей является выбор ее формы, ведь от этого также зависит ее близость к объекту-оригиналу. Модель-подобие в акмеологии, естественно, создать невозможно, поэтому речь будет идти об адекватности и полноте модельных описаний. В настоящее время в акмеологии получили наибольшее распространение модели, основанные на различных формах системного описания*: * Ганзен В. А. Системные описания в психологии. — Л.: ЛГУ, 1986. • вербальные или лингвистические качественно строгие (системы понятий, тексты, семантические поля, дихотомии и пр.); • аналитические (табличные, матричные, функциональные); • геометрические (пространственные модели, графы, кольцевые структуры и пр.); • структурно-функциональные (кибернетические). На первых этапах создавались относительно простые акмеологические модели в виде лингвистических описаний, отражающие те или иные стороны профессионализма. С развитием акмеологии содержание данных моделей расширилось. Например, в настоящее время создаются обобщенные модели профессионального мастерства и профессионализма для представителей различных профессиональных групп, различных видов компетентности, профессионализма деятельности в экстремальных управленческих ситуациях, профессионализма личности и деятельности в особых и экстремальных условиях и др. Более подробно о них будет сказано во втором разделе книги. В качестве примера можно сослаться на модели обучения, используемые в процессе личностно-профессионального развития и его мониторинга*. * Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Синягин Ю. В. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих. — М.: РАГС, 1999. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|