Сонди Леопольд. Учебник экспериментальной диагностики влечений.

Категория: Библиотека » Судьбоанализ | Просмотров: 218672

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Каким образом мы должны представлять себе этот процесс, в котором эрос = фактор h и танатос = фактор s, эти изначальные антиподы бытия, несмотря ни на что умудряются соединиться ради одной конечной цели в одну направляющую влечения колею? Еще в 1920 году этой проблемой заинтересовался 3. Фрейд. Как же так получается — гласит его постановка вопроса, — что при этой полярности влечения к жизни и влечения к смерти, любви и ненависти, нежности и агрессии начинают устанавливаться взаимосвязи? Ответ Фрейда был следующим:
«Возможно ли, что садизм на самом деле является не чем иным, как влечением к смерти, и не является тем влечением, которое в результате влияния нарциссти-ческого либидо оттеснено от сферы Я, так что само влечение обнаруживается лишь при взаимодействии с объектом? Только тогда влечение к смерти начинает оказывать службу сексуальной функции; в оральной стадии развития либидо овладение объектом любви совпадает с уничтожением объекта, позднее садистическое влечение становится самостоятельным, отделяется, а позже, на генитальной стадии, оно перенимает в целях продолжения рода ту функцию, которая позволяет овладеть сексуальным объектом и совершить половой акт. Можно сказать, что вытесненный из сферы Я садизм показал либидозным компонентам сексуального влечения верный путь; позднее они сами будут рваться к объекту. Если первоначальный садизм так и не смог понизить свой уровень и слиться с сексуальностью, появляется амбивалентность в любви и ненависти»*.
Теоретические гипотезы 3. Фрейда, в соответствии с которыми эрос и танатос сплавляются в ходе сексуального развития, мы смогли достаточно точно доказать экспериментальным путем. Векторные картины и обозначают процессы сплавления эроса (h) и танатоса (5). Сексуальная картина S + + в соответствии с накопленным нами опытом отражает уже сплавленную сексуальную жизнь, характерную для обычного человека**, в которой сливаются нежность (+ h) и агрессия (+ s), фактически объединяя в себе и формирование эротической связи, и последующее ее расторжение.
S - - - картина также указывает на сплавление любви и агрессии, только происходит это на гуманизированном уровне («воинствующий гуманизм»). Обе сексуальные картины являются надежными психодиагностическими признаками, указывающими на сплавленную, нормальную сексуальность, где одна картина говорит о низкой ступени чистой чувственности, а другая свидетельствует о высотах любви ко всему человечеству и готовности к самопожертвованию. Здесь сплавление обозначает отнюдь не «химическое» смешение, а взаимное дополнение двух факторов для совместного осуществления одного действия, находящегося под влиянием влечений. Противоположности в сфере действий эроса и танатоса, на наш взгляд, являются не взаимно исключающими друг друга, а дополняющимися друг друга противоположностями в жизни влечений, которые взаимодействуют ради осуществления общей задачи. В сексуальном акте, например, происходит взаимодополнение следующих полярно противоположных явлений:

Эти противоположности столь тесно переплетены в половом акте, что феноменологически их частичные функции можно опознать только в результате разложения всего акта на полярности. Если же дополнение сплавленных в едином акте отдельных


*Freud, S.: Jenseits des Lustprinzips. Ges. Sehr. Bd. VI. Int. Psa. Verlag, Leipzig/ Wien/ Zьrich. S. 246
**Необходимо проверить, дает ли теперь, в период повсеместной инверсии, S + +-реакцию обычный человек.
факторов осуществляется не полностью или этого вообще не происходит, получается искаженная перверсивная картина в форме садизма, мазохизма или каких-либо других отклонений.
Таким образом, обязательное условие сексуального акта — овладение объектом любви — имеет свои корни в прирожденном садизме. Нет сомнений, что без мощного захвата и овладения партнером действительно невозможно осуществить половой акт в его физиологической форме. В первобытные времена садизм проявлялся в форме похищения женщин. Тогда фактор s выражался в своей первоначальной форме. Сегодня, хотя садизм и кажется не столь сильно проявляющимся, без него не обходится ни один половой акт. Чаще всего садизм проявляется «цивилизованно», только в виде прелюдии или сопровождающего элемента (покусывания, похлопывания и т. д.) полового акта. До этого момента не было никаких противоречий между судьбоанализом и теорией Фрейда.
Неприемлемо для нас во фрейдовской гипотезе утверждение о том, что садизм якобы первоначально пребывает в сфере Я в качестве влечения к смерти, а уже из Я вытесняется в сексуальную функцию, чтобы «показать либидинозным компонентам сексуального влечения правильный путь». Фрейд нуждается в использовании такой гипотезы по двум причинам:
• приравнивание влечения Я к влечениям смерти;
• его теория Я базируется исключительно на фундаменте известной теории либидо. Анализ Я у Фрейда начинает функционировать лишь после того, как Фрейд формирует идею нарцисстического «либидо Я».
Судьбоанализ разграничивает теорию либидо и теории Я. Он определяет пространство действия либидо одним фактором h. Сфера Я не является ни либидинозным резервуаром для эроса, ни мортидозным* контейнером для влечения к смерти, область действия которого ограничена исключительно фактором s. В предыдущих разделах мы уже показали отношения эроса-танатоса к сфере Я. Мы сказали, что единение с партнером проявляется и в сексуально-либидинозной форме, и в форме сопричастной, когда задействована сфера Я; эти формы отнюдь не должны обязательно совпадать по времени; в действительности, чаще всего они проявляются раздельно. Говорилось еще и о том, что разрушение тоже наделяется двумя источниками и формами: садистической, танатоманной формой и кататониформной, негативистичной, обитающей в сфере Я. Первая по своей природе более «сексуальна», «либидинозна», а вторая в большей степени управляется сферой Я; каждая из этих форм может проявляться независимо от другой. Поэтому садизм, проявляющийся в сексуальном акте в виде овладения объектом любви, не вытесняется сферой Я в половой акт, как это принималось Фрейдом, так как садистическое овладение, агрессивный захват объекта является изначальной, естественной сексуальной функцией фактора танатоса, находящейся в самом сексуальном векторе, это не производный элемент влечения к смерти, якобы обязанный своим рождением сфере Я.


*Фрейд называл психическую энергию, находящуюся в распоряжении эроса или влечения к жизни, либидо, но не использовал какого-либо термина для деструктивной энергии, активизируемой инстинктом к смерти; Федерн дал деструктивной энергии название «мортидо». — Примеч. пер.
Такие представления базируются на широком фундаменте нашего октогонального учения о влечениях, которое и эрос, и танатос, так называемые влечения к любви и к смерти, относит к одному и тому же вектору влечения, к вектору сексуальности. Но вся жизнь влечений и сферы Я у человека, по нашим представлениям, является большим, чем только эросом и танатосом. Так как между жизнью и смертью простирается область эмоциональных проявлений, которая в качестве функции ценностной ориентации и в форме защитных механизмов определяет любой акт поведения, испытывающий на себе воздействие влечений, в соответствии с законами этичности-неэтичности, моральности-аморальности (вектор P), а далее обнаруживается бессознательная жизнь сферы Я с влечениями Я и инстинктивными функциями защиты (вектор Sch), а также жизнь контактов, которая базируется на влечении к контактам (вектор С), регулирующем межличностные (социальные) отношения персоны со своим окружением.

*

Однако сущность сексуального вектора далеко не исчерпывается чувственной, половой жизнью, а также гуманизацией эроса и танатоса.
К сущности вектора S относится и важная часть деятельности органов чувств, особенно прикосновений, а также висцеральных и мышечных ощущений. Для восприятия окружающего мира органы чувств имеют огромное значение, особенно это сказывается на выборе профессии.
Смещение h:s-пропорций в векторе S в направлении фактора h позволяет увлеченно заниматься любой активностью и профессиональной деятельностью, в которых предоставляется возможность соприкасаться с телом другого человека (парикмахер, косметолог, дерматолог, гинеколог, специалист по лечебной гимнастике, специалист по уходу за руками и ступнями ног.) Смещение h:s-пропорций в противоположном направлении, в направлении фактора s, побуждает человека заняться профессиональной деятельностью, в которой прежде всего никак не обойтись без тонко развитых мышечных ощущений, и прежде всего хорошо координированных движений, требующих огромных мышечных усилий (извозчик, укротитель хищников, ветеринар, мясник, хирург, стоматолог, каменотес, лесоруб, скульптор и т. д.) Не вызывает сомнений, что фактор s посредством связанности с мышечными ощущениями играет особую роль при «схватывании» и «восприятии» окружающего мира.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Сексуальное влечение. Эрос и Танатос. Вектор S
  • Танатос-фактор s
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Влечения к жизни
  • Эрос
  • Я-влечение. Иметь и быть. Вектор Sch
  • Тенденция к навязчивому повторению
  • Влечения к самосохранению
  • Контактное влечение. Вектор C
  • Влечение к агрессии
  • Танатос; Thanatos
  • Влечения Я
  • Соединение — разъединение (влечений); fusion-defusion (of instincts)
  • Эрос-фактор h
  • Давление (влечений); pressure
  • Паранойяльность. Эгодиастола: Партиципация, проекция и инфляция - фактор p
  • Влечение сексуальное
  • Влечение к разрушению
  • Либидо
  • Влечение частичное
  • Влечение
  • Я-либидо — объектное либидо; ego-libido — object-libido
  • Инстинкт смерти; death instinct
  • Либидо; libido
  • Влечения к смерти
  • Эрос; Eros
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Эпилептоидные тенденции - фактор e
  • Негация. Вытеснение. Критическая оценка всего рвущегося к реализации. Тенденция -k
  • Развитие судеб влечений
  • Танатос; thanatos
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Либидо. Связь между либидо и страхом.
  • Агрессивность
  • Обращение (влечения) в свою противоположность; reversal into the opposite
  • Конфликт психический; psychical conflict
  • Привязанность к приобретенному объект - фактор m
  • Мортидо; mortido
  • Примыкание; anaclisis
  • Интерес или Я-интерес; interest; ego interest
  • Садизм — мазохизм, садомазохизм; sadism-masochism, sado-masochism
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Депрессивное состояние - фактор d
  • Активность—пассивность
  • Агрессия; agression
  • Влечение к овладению
  • Оно; id
  • S±0 Стремление удовлетворить свой эрос одновременно в любви к конкретному человеку и к человечеству, снижение активности и агрессии
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Сублимация; sublimation



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь