|
Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58380
Автор: Регуш Л. А.
Название: Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Уже в электричке он начал требовать то одну, то вторую игрушку, плакать и кричать. Родителям пришлось объяснить, почему этих игрушек нет. Во все последующие поездки на дачу Даня начинал активно собирать свой рюкзак и брал то, что хотел. Но если каких-то игрушек ему потом недоставало, то он не требовал их у родителей, так как знал, что рюкзак собирал сам.
5.1.3. Притязание на признание и внимание Притязания можно рассматривать как те ожидания, которые возникают у человека в отношении других людей или результатов собственной деятельности. В процессе жизни человека уровень притязаний меняется, корректируется под влиянием опыта взаимодействия с другими людьми или в процессе оценки своей деятельности. На разных этапах онтогенеза структура ожиданий, конечно же, меняется. В раннем детстве, когда еще нет опыта и знания собственных возможностей, в этой структуре доминирует эмоциональная составляющая, в которой неосознаваемые мотивы получения удовольствия, поддержки, хорошего отношения являются ведущими. По мере накопления опыта меняется не только содержательная характеристика притязаний, но и ее структурные соотношения. Все большее место в ней занимают осознаваемые цели, интеллектуальная составляющая, благодаря которой удается сравнивать свои прошлые и настоящие достижения, себя и других и в соответствии с этим корректировать уровень притязаний. Маленький ребенок испытывает потребность быть принятым, получать эмоциональную поддержку и в этом суть его притязаний — ожиданий. Не имея опыта удовлетворения своих потребностей, он экспериментирует, ищет те способы, которые помогли бы ему получить желаемый результат. В ходе этого поиска появляются как позитивные новообразования, 103 так и те, которые станут тормозом, создавая проблемы развития. Нарушение поведения может выступать в роли индикатора проблем во взаимодействии со взрослыми. Ребенок ведет себя плохо, если22: • желает привлечь к себе внимание; • желает властвовать над ситуацией, взрослыми, сверстниками; • желает за что-то отомстить взрослому; • ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи; • у него не сформировалось чувство меры, позволяющее оценить последствия тех или иных поступков. Зарисовки из жизни Последствия неудовлетворенной потребности во внимании со стороны родителей Когда в семье родился ребенок, отцу было 20, а матери 19 лет. «Сами еще дети, а тут уже наследника сделали», — иронизировала бабушка. Ее раздражало, что родители не намеревались воспитывать ребенка: они учились, имели друзей, хотели наслаждаться жизнью. Ребенок был подкинут бабушке. Та поначалу радовалась, что никто не мешает ей воспитывать внука, но потом и ей это надоело: ведь бабушке было лишь 43 года. Скоро она вышла замуж и перестала касаться внука: новый муж не хотел испытывать нехватку ее внимания. Потом бабушка родила собственного сына. Понятно, что теперь ей было не до внука. А тот был фактически позабыт-позаброшен. Детские ясли, детский сад, школа-интернат, с родителями он виделся редко, да те и интересовались им от случая к случаю: у них были свои заботы и развлечения, а ребенок был лишь в тягость. Сын это чувствовал. 22 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2001. 104 Вначале он просто переживал, но потом стал совершать разные поступки назло родителям и учителям: убегал из школы, сошелся с дурной компанией, ограбил газетный киоск, был арестован, наказан. Родители сокрушались: такой хороший мальчик был, ни у кого в нашем роду ничего похожего не было, вот к чему приводит улица. Родителям было невдомек, что, в конечном итоге, они сами виноваты в случившемся: не были бы они такими эгоистами, не были бы. заняты только собой, уделяли бы сыну достаточно внимания, все случившееся могло бы и не произойти. А ведь они старались скрыть от окружающих, как они воспитывали сына. Когда ребенок им надоедал своими просьбами и родителям не удавалось от него избавиться, они просто-напросто его били — чтоб не мешал. Мальчик затаил злобу, отыгрывался на младших (жестоко бил их), стал раздражительным и вспыльчивым. Его унижали родители — он отомстил им за это тем, что унизил их, когда оказался на скамье подсудимых. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988. С. 112-113. Проявления зависти Я не забыл, как я ревел и выходил из себя, увидевши, как нянька брата моего Мити дала ему в руки какое-то выдвижное зеркальце, а мне ничего не дали. Матери не было дома, а я так надсаживался, так надрывался, так был несчастлив, что и моя нянька, которая, вероятно, была сама еще девочкой (хотя и казалась мне большой), вынуждена была побежать на базар и купить мне такое же точно грошовое зеркальце в бумажном красном футлярчике, с оттиснутым посередине цветком. Отчего вдруг вспомнил я это с такой ясностью, что кажется это было вчера? Полонский Я. П. Воспоминания. Старина и мое детство // Собр. соч.: В 2 т. М., 1986. Т. 2. С. 361. 105 Материнская депривация как фактор, влияющий на зарождение проблем развития Ксюша швырнула об пол миску и зарыдала. Тут же из-за стены послышался детский плач. — Заткнись, докука! — проорала ласковая мать, и плач тут же прекратился. — Что с вами? — прикинулась я озабоченной. — Может, это так жара действует? Давление давно мерили? — Это моему муженьку следует давление в одном месте уменьшить! — выкрикнула Ксюша. Я налила воды и протянула стакан ревнивой девчонке. — Выпейте и успокойтесь. Станете нервничать, вырастите из ребенка истеричку. — Кем ей быть с такими родственниками, как мой муженек и его мамаша? Падлы! — Не надо так выражаться, не унижайте отца собственного ребенка, все еще наладится, вы молоды... — Да хоть бы все сдохли! — завопила Ксюша, и снова за стенкой разнесся жалобный писк. На этот раз девушка кинулась на звук, до моих ушей донеслись шлепки, и злобный голос закричал: «Заткнись!» Я толкнула дверь детской. Ксюша яростно трясла маленькую, весьма уродливую девочку в синенькой пижаме. Несчастный ребенок всхлипывал и никак не хотел успокаиваться. Вместо того, чтобы взять дочку на руки и утешить, добрая мамочка отвесила ей полновесную оплеуху. Та не удержалась на кривеньких ножках и с размаху приложилась узеньким лобиком о бортик кроватки. Раздался треск. И мне с перепугу показалось, что у несчастного ребенка лопнул череп. Но через секунду крошка села и стала тереть личико грязной ручкой. Кричать она волшебным образом перестала. — Спи, дебилка, — пожалела мамуся и захлопнула дверь. — Зачем вы так? 106 — Конечно, дебилка, — повторила Ксюша, — ни слова не говорит, только мычит. На улице всех боится. Другие дети вместе играют, а эта только ноет. Колочу ее, колочу, а все без толку. Послал господь на мою голову!» Донцова Д. Эта горькая, сладкая месть. М., 2002. С. 145—146. 5.2. ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА (3-6 лет) Факторы, определяющие проблемы развития в дошкольный период: • родительская позиция в отношении изменений, происходящих с ребенком; • родительская депривация (насилие, непонимание, угрозы, завышенные требования, конфликтная семья, авторитаризм, отсутствие заботы о ребенке, его нуждах, недостаточное внимание к ребенку, его проблемам и вопросам и т. п.); • индивидуально-личностные особенности ребенка, провоцирующие проблемы в развитии (акцентуации характера по истероидному, сензитивному, неустойчивому и другим типам, строптивость, ярко выраженные черты меланхолического или холерического темперамента и т. п.); • состояние здоровья и его последствия, влияющие на психическое развитие; • развитие взаимоотношений с социумом (в дошкольном учреждении, с членами расширенной семьи, братьями, сестрами и т. д.). Проблемы: • когнитивная незрелость; • агрессия и агрессивное поведение; 107 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|