|
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57052
Автор: Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В.
Название: Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ятия супругами в течение семейной жизни, но и о том, что наиболее существенные из них связаны с детьми, их появлением и взрослением. Особенно часто изучается период рождения первого ребенка. Именно перестройка ролевых отношений в семье рассматривается как ключевой момент переходного периода, связанного с рождением ребенка.
Рождение ребенка вносит дискомфорт в семейную жизнь и имеет важные последствия для супружеских взаимоотношений. Перед супругами возникает необходимость снова перестраивать взаимоотношения (проблемы иерархии, близости и т. д.), которые только что стабилизировались на предыдущей стадии. Большинство авторов рассматривают этот период как кризис в супружеских отношениях и связывают его, прежде всего, с приобретением новой роли и с необходимостью включения ее в сложив -шуюся ролевую структуру. Сложность этой задачи определяется как особенностями самой роли, ее важностью, необратимостью, внезапностью и т. д., так и неподготовленностью супругов к ее выполнению. По критерию полоролевой дифференциации выделяют «традиционные» и «современные» семьи. «Традиционные» семьи тяготеют к традиционной форме полоролевой дифференциации (обязанности супругов распределены в соответствии с их полом), а «современные» ближе к равноправной форме, «когда каждый отвечает в основном за то, что больше соответствует его вкусам и воз -можностям». В «современных» семьях после появления ребенка основные проблемы связаны с принятием мужьями традиционной инструментальной роли. Выполнение женщиной традиционных ролей матери и хозяйки, по-видимому, воспринимается супругами как само собой разумеющееся и потому не связано с их удовлетворенностью браком. Для «традиционной» семьи дифференциация ролей на мужские и женские не является чем-то новым, она была ей в той или иной степени присуща и до рождения ребенка. Наиболее важным для женщин представляется не материальная, а моральная и эмоциональная поддержка со стороны мужа, а мужья, удовлетворенные браком, стремятся подобную поддержку оказать. Таким образом, основное различие между «традиционными» и «современными» семьями при переходе на новую стадию семейного цикла состоит в том, что в «современной» семье рождение 90 ребенка усиливает сегрегацию мужских и женских ролей и сфер деятельности, а в «традиционной» разделение ролей сочетается с усилением эмоциональной зависимости друг от друга (Е. В. Антонюк, 1992). Ряд авторов отмечает, что после рождения ребенка трудности многих супругов связаны с конкуренцией родительских и супружес -ких ролей, ограничением круга совместных мероприятий, которые они могут осуществить. Во взаимоотношениях супружеской пары возникает чувство отстраненности , так как воспитание ребенка оставляет паре мало вре -мени и сил для себя. Многие исследователи отмечают, что сохранение близости в браке — основа благополучия детей. Большинство обязанностей и поручений могут быть разделены между членами семьи еще до рождения ребенка, с появлением в семье последнего разделение обязанностей усугубляется на почве отнесения их к сугубо женским или мужским делам. Р. Лароссо (R. LaRossa, 1981) предположил, что это разделение может быть следствием стремления женщин принять на себя роль родителя, в то время как мужчины предпочитают некоторое дистанцирование. Даже для тех пар, которые комфортно себя чувствуют и не испытывают неудобств в связи с разделением ролей, ситуация может оказаться стрессовой, если результатом разделения ролей становятся слабое общение и отчуждение. Дистанция между супругами, как правило, постепенно возрастает в период самых ответственных и активных лет материнства и отцовства. 3. Занятость матери. Статистика последних лет показывает, что число женщин-матерей на рынке труда постоянно растет. Вне зависимости от того, каким будет ее решение, проблема занятости затрагивает каждую мать, и это потенциально связано со стрессом для нее и ее семьи. Женщины, начинающие работать вскоре после родов и продолжающие работать в период воспитания ребенка, рискуют переоценить свои временные и энергетические ресурсы, что приводит к их истощению. В связи с тенденцией традиционного распределения семейных ролей между родителями работающая мать становится ответственной как бы за две работы: домашнюю и на занимаемой ею должности. Но часто деятельность матери ограничена лишь семьей. У нее могут возникнуть чувства неудовлетворенности и зависти по отно- 91 шению к активной жизни мужа. Семейные отношения превращаются в конфликтные по мере того, как у жены будут возрастать требования относительно помощи по воспитанию ребенка, а у мужа будет возникать чувство, что жена и ребенок мешают его работе. По данным исследователей, женщины-домохозяйки, которые в самые активные годы воспитания ребенка больше ничем не занимаются, с большой степенью риска подвержены стрессам, обусловленным монотонными, разовыми делами и напряжением, вызванным необходимостью быстро справляться со всеми делами по дому (Г. Мак-Кубин, 1983). Иногда у матери формируется сверхвовлеченность в проблемы ребенка как способ компенсации недостаточно насыщенной жизни. Кроме того, домохозяйки стоят перед необходимостью принятия решения о том, куда направить свою энергию и эмоциональные ресурсы после того, как дети начнут жить самостоятельно. Таким образом, переживаемые трудности после рождения ребенка — перестройка взаимоотношений в семье, занятость матерей, — угрожают нормальной жизнедеятельности семьи. Они отрицательно сказываются на разных сферах жизнедеятельности семьи (повышение конфликтности, снижение удовлетворенности семейной жизнью и др.) и приводят к нарушению ее функций: сексуально-эротической, воспитательной, хозяйственно-бытовой и пр. 4. Помещение ребенка во внесемейные институты (детский сад, школа). Период поступления ребенка в образовательное учреждение является сложным периодом не только для него самого, но и для всех членов семьи, которые сталкиваются с необходимостью преодоления различных трудностей, связанных с детсадовской / школьной жизнью ребенка. Зачастую в начальный период поступления ребенка во внесемейный институт (особенно школу) происходит обострение детско - родительского конфликта, наполненного разочаро -ванием, раздражением, досадой, а иногда и отчаянием. Несогласие между родителями в том, как воспитывать ребенка, становится более явным, так как «продукт» их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения. Кроме того, меняются критерии оценки для ребенка, так как его оценивают не только родители, но и другие значимые взрослые. Оценкой в школе оценивается компетентность семьи. Она выставляется всей семье, и при отрицательной оценке страдает самооценка родителей. 92 Далеко не все родители выдерживают бремя новых обязанностей и требований, многие из них оказываются неспособными помочь своему ребенку справиться с внутренним напряжением, а иногда и усугубляют его состояние. И именно в этот период родители переживают тот факт, что ребенок когда-нибудь вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом. 5. Принятие и осуществление родительской роли. Трудности взаимодействия с ребенком, которые непременно появляются в процессе воспитания, рассматриваются как стрессовый фактор, обусловливающий родительский стресс. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|