Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57364

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ятия супругами в течение семейной жизни, но и о том, что наиболее существенные из них связаны с детьми, их появлением и взрослением. Особенно часто изучается период рождения первого ребенка. Именно перестройка ролевых отношений в семье рассматривается как ключевой момент переходного периода, связанного с рождением ребенка.
Рождение ребенка вносит дискомфорт в семейную жизнь и имеет важные последствия для супружеских взаимоотношений. Перед супругами возникает необходимость снова перестраивать взаимоотношения (проблемы иерархии, близости и т. д.), которые только что стабилизировались на предыдущей стадии.
Большинство авторов рассматривают этот период как кризис в супружеских отношениях и связывают его, прежде всего, с приобретением новой роли и с необходимостью включения ее в сложив -шуюся ролевую структуру. Сложность этой задачи определяется как особенностями самой роли, ее важностью, необратимостью, внезапностью и т. д., так и неподготовленностью супругов к ее выполнению.
По критерию полоролевой дифференциации выделяют «традиционные» и «современные» семьи. «Традиционные» семьи тяготеют к традиционной форме полоролевой дифференциации (обязанности супругов распределены в соответствии с их полом), а «современные» ближе к равноправной форме, «когда каждый отвечает в основном за то, что больше соответствует его вкусам и воз -можностям». В «современных» семьях после появления ребенка основные проблемы связаны с принятием мужьями традиционной инструментальной роли. Выполнение женщиной традиционных ролей матери и хозяйки, по-видимому, воспринимается супругами как само собой разумеющееся и потому не связано с их удовлетворенностью браком.
Для «традиционной» семьи дифференциация ролей на мужские и женские не является чем-то новым, она была ей в той или иной степени присуща и до рождения ребенка. Наиболее важным для женщин представляется не материальная, а моральная и эмоциональная поддержка со стороны мужа, а мужья, удовлетворенные браком, стремятся подобную поддержку оказать. Таким образом, основное различие между «традиционными» и «современными» семьями при переходе на новую стадию семейного цикла состоит в том, что в «современной» семье рождение
90
ребенка усиливает сегрегацию мужских и женских ролей и сфер деятельности, а в «традиционной» разделение ролей сочетается с усилением эмоциональной зависимости друг от друга (Е. В. Антонюк, 1992).
Ряд авторов отмечает, что после рождения ребенка трудности многих супругов связаны с конкуренцией родительских и супружес -ких ролей, ограничением круга совместных мероприятий, которые они могут осуществить.
Во взаимоотношениях супружеской пары возникает чувство отстраненности , так как воспитание ребенка оставляет паре мало вре -мени и сил для себя. Многие исследователи отмечают, что сохранение близости в браке — основа благополучия детей.
Большинство обязанностей и поручений могут быть разделены между членами семьи еще до рождения ребенка, с появлением в семье последнего разделение обязанностей усугубляется на почве отнесения их к сугубо женским или мужским делам. Р. Лароссо (R. LaRossa, 1981) предположил, что это разделение может быть следствием стремления женщин принять на себя роль родителя, в то время как мужчины предпочитают некоторое дистанцирование. Даже для тех пар, которые комфортно себя чувствуют и не испытывают неудобств в связи с разделением ролей, ситуация может оказаться стрессовой, если результатом разделения ролей становятся слабое общение и отчуждение. Дистанция между супругами, как правило, постепенно возрастает в период самых ответственных и активных лет материнства и отцовства.
3. Занятость матери.
Статистика последних лет показывает, что число женщин-матерей на рынке труда постоянно растет. Вне зависимости от того, каким будет ее решение, проблема занятости затрагивает каждую мать, и это потенциально связано со стрессом для нее и ее семьи.
Женщины, начинающие работать вскоре после родов и продолжающие работать в период воспитания ребенка, рискуют переоценить свои временные и энергетические ресурсы, что приводит к их истощению. В связи с тенденцией традиционного распределения семейных ролей между родителями работающая мать становится ответственной как бы за две работы: домашнюю и на занимаемой ею должности.
Но часто деятельность матери ограничена лишь семьей. У нее могут возникнуть чувства неудовлетворенности и зависти по отно-
91
шению к активной жизни мужа. Семейные отношения превращаются в конфликтные по мере того, как у жены будут возрастать требования относительно помощи по воспитанию ребенка, а у мужа будет возникать чувство, что жена и ребенок мешают его работе.
По данным исследователей, женщины-домохозяйки, которые в самые активные годы воспитания ребенка больше ничем не занимаются, с большой степенью риска подвержены стрессам, обусловленным монотонными, разовыми делами и напряжением, вызванным необходимостью быстро справляться со всеми делами по дому (Г. Мак-Кубин, 1983). Иногда у матери формируется сверхвовлеченность в проблемы ребенка как способ компенсации недостаточно насыщенной жизни. Кроме того, домохозяйки стоят перед необходимостью принятия решения о том, куда направить свою энергию и эмоциональные ресурсы после того, как дети начнут жить самостоятельно.
Таким образом, переживаемые трудности после рождения ребенка — перестройка взаимоотношений в семье, занятость матерей, — угрожают нормальной жизнедеятельности семьи. Они отрицательно сказываются на разных сферах жизнедеятельности семьи (повышение конфликтности, снижение удовлетворенности семейной жизнью и др.) и приводят к нарушению ее функций: сексуально-эротической, воспитательной, хозяйственно-бытовой и пр.
4. Помещение ребенка во внесемейные институты (детский сад, школа).
Период поступления ребенка в образовательное учреждение является сложным периодом не только для него самого, но и для всех членов семьи, которые сталкиваются с необходимостью преодоления различных трудностей, связанных с детсадовской / школьной жизнью ребенка. Зачастую в начальный период поступления ребенка во внесемейный институт (особенно школу) происходит обострение детско - родительского конфликта, наполненного разочаро -ванием, раздражением, досадой, а иногда и отчаянием.
Несогласие между родителями в том, как воспитывать ребенка, становится более явным, так как «продукт» их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения. Кроме того, меняются критерии оценки для ребенка, так как его оценивают не только родители, но и другие значимые взрослые. Оценкой в школе оценивается компетентность семьи. Она выставляется всей семье, и при отрицательной оценке страдает самооценка родителей.
92
Далеко не все родители выдерживают бремя новых обязанностей и требований, многие из них оказываются неспособными помочь своему ребенку справиться с внутренним напряжением, а иногда и усугубляют его состояние. И именно в этот период родители переживают тот факт, что ребенок когда-нибудь вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом.
5. Принятие и осуществление родительской роли.
Трудности взаимодействия с ребенком, которые непременно появляются в процессе воспитания, рассматриваются как стрессовый фактор, обусловливающий родительский стресс.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами.
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков.
  • Даулинг Скотт - Психология и лечение зависимого поведения
  • Шапарь В.Б. - Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Некрасова Любовь Валерьевна. Эссе — Некрасова Любовь Валерьевна
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Киреева Мария Александровна. «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
  • Михайлова Галина Николаевна. Психологический тренинг для родителей в ДОУ «Контроль над собой».
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Килошенко Мая - Психология моды:теоретический и прикладной аспекты
  • Исаев Д. Н.- Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей
  • Васильева Алина Владимировна. Психодиагностика и коррекция отношений между родителями и детьми
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Иванова Любовь Анатольевна. Информационно-творческий проект 'Моя семья'
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Мизинова А. В. Семейная тайна: отражение содержания секрета в работе с психологом
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • И.В. Копьева А.Абрамович Б.Д. Григорян. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
  • Селькова Надежда Евгеньевна. Совместный проект воспитателя с детьми и их родителями старший дошкольный возраст
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Психология запахов
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Елена Плаксина. Адаптация младших дошкольников в ДОУ
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Щелканова Ольга Алексеевна. Мастер-класс для родителей на тему «Семейные праздники»
  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Безудержная зевота как способ успокаивающего поведения
  • Под редакцией Скотта Даулинга. Психология и лечение зависимого поведения.
  • Братченко С.Л. - Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала
  • Абдухалыгова Наина Умудваровна Наумова Марина Валерьевна. Круглый стол с родителями «Семья, с семьей, о семье»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь