Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Смит Ноэль. Современные системы психологии. | Психология, Системный подход в психологии | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 25 страница



Смит Ноэль. Современные системы психологии.

Категория: Психология, Системный подход в психологии | Просмотров: 47193

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В исследованиях «слепого зрения» и аналогичных им (Milner, 1971; Weiskrantz et al., 1974; Weiskrantz, 1986) даже при разрушении затылочной коры исследуемые лица правильно указывали на предметы, но сообщали, что не могут видеть их. Аналогично при перерезании мозолистого тела такие пациенты могли правильно подбирать в пару предметы, расположенные на «слепой» стороне, или указывать на них, но сообщали, что они не видят эти предметы. (Однако данный эффект проявлялся очень слабо, и некоторые реакции испытуемых указывают на то, что им почти удавалось распознать нечто в «слепой» зоне.) Слепое зрение получило название «расщепленного сознания» («divided consciousness») и иногда описывалось как перцептивная обработка без осознавания. Аналогичной является ситуация со слепым пятном, присутствующим у всех людей. Данная область сетчатки занята оптическим нервом, а потому фоторецепторы в ней отсутствуют. Принято говорить, что мозг «заполняет» тот участок нашего поля зрения, на который приходится слепое пятно, так что мы никогда не замечаем его присутствия. Деннетт (Dennett, 1991) утверждает, что мозг скорее игнорирует наличие пробела, чем заполняет его. Он также полагает, что мозг пренебрегает скачкообразными движениями наших глаз, называемыми «саккадами». Однако если предположить, что мозг скорее накладывает ограничения или обеспечивает возможности, а не выступает в качестве причинного агента, мы можем прийти к совершенно другим выводам. Мы можем заключить, что мы не видим пустого участка в поле зрения или скачкообразного образа мира, соответствующего движению глаз, только потому, что не располагаем для этого соответствующим биологическим оснащением (Smith, 1997).
Когнитивной нейронауке приходится иметь дело с физическими дефектами мозга, в некоторых случаях—в тяжелой форме, которые не приводят, однако, к когнитивной дефицитарности. Английский невролог Джон Лорбер (Berker et al., 1992; Lewin, 1980; Priestly & Lorber, 1981) сообщает, что сканирование мозга пациентов, страдающих гидроцефалией, свидетельствует о том, что в половине даже крайне тяжелых случаев, когда 95% черепа заполнено спинномозговой жидкостью, у больных не было обнаружено нарушений интеллектуальной деятельности. Известен случай, когда студент, у которого практически не было мозга, имел IQ = 126, сдавал экзамены по ма-
тематике на «пять с плюсом» и не проявлял никаких социальных отклонений. Томпсон (Thompson, 1959) обнаружил, что даже после удаления 99% коры головного мозга у крыс они сохраняли в памяти заученные ими в ходе предыдущих экспериментов реакции на расположение пищи в Т-образном лабиринте — даже при использовании отсроченного подкрепления. Более того, они могли запомнить новые положения пищи столь же успешно, как и контрольная группа животных, не имеющих кортикальных повреждений. Как можно объяснить данные случаи с точки зрения таких конструктов, как обрабатывающий информацию мозг или локализация функций? Приведенные примеры подрывают фундаментальные основы когнитивной нейронауки: поскольку данная система полагает, что мозг содержит и продуцирует психологические события, ее достоверность может быть поставлена под угрозу, если она будет игнорировать подобные факты.
Новые тенденции
Некоторые направления развития теории памяти и исследования в этой области уже были рассмотрены нами выше в разделе «Исследования памяти». Здесь мы рассмотрим ряд других направлений.
Найссер (Neisser, 1967) был не только одним из основателей систематической когнитивной психологии, он также являлся одним из первых представителей этой системы, сменивших, по крайней мере отчасти, свою научную ориентацию (1976). Его работы предвосхитили ряд более поздних тенденций. Отказавшись от представления о том, что «познающий субъект представляет собой закрытую систему, а не часть мира» (Bern & Keijer, 1996, p. 465), Найссер (1976,1982,1985) придает равное значение (а) информации, которую предоставляет мир (вслед за Гибсо-ном, глава 13, с. 328), и (б) «схемам» («schema») или «схематическим конструкциям» («schemata») организма, получающим информацию. Схемы (schema) представляют собой организации предыдущих реакций способами, позволяющими адекватно реагировать на новые ситуации (Bartlett, 1932). Схемы оказывают влияние на каждую такую ситуацию, а также испытывают влияние с их стороны. Найссер полагает, что схемы являются частью нервной системы, включая рецепторы, афферентные и эфферентные волокна, а также, вероятно, многие другие структуры и процессы, служащие для отбора строго определенных порций информации. Направляя свое основное внимание на процесс восприятия, он спрашивает: «Каким образом, если организмы конструируют восприятие мира, их восприятия оказываются столь точными?» А если информация из внешнего мира просто «улавливается» (picked up) ими, почему восприятия оказываются ошибочными? Найссер настаивает на том, что мы видим объекты, а не их репрезентации: в наших головах нет никаких существ, наблюдающих картины, образующиеся в мозге. В то же время мир предоставляет нам информацию, которую мы используем.
101
«Конструируя антиципирующие схемы (anticipatory schema), воспринимающий осуществляет акт, включающий информацию из внешней среды, а также свои собственные когнитивные механизмы. Он изменяется под влиянием информации, которую он улавливает». Это изменяет «перцептивные схемы таким образом, что следующий акт носит уже другой характер» (1976, р. 57)..
Заимствуя некоторые положения экологической психологии и других энвайронментально ориентированных направлений, ряд представителей когнити-визма используют этот более широкий подход в таких областях, как старение и познание, психобиология, социальное познание, личность, половые различия в овладении различными когнитивными навыками, и в других областях (Schlechter & Toglia, 1985).
Бем и Кейзер (Bern & Keijer, 1996) считают, что когнитивизм изменяет свою концепцию разума с «бестелесной рациональной сущности, погруженной в свои собственные мысли» (р. 450), на адаптированную к окружающей среде. Разум — не агент, являющийся причиной самого себя, «а способ конструирования значений в мире» (р. 450). Бем и Кейзер видят в телеологических или функциональных конструктах новое направление. Функция, утверждают они, это нечто большее, чем внутренняя структура или мозговая структура. Это адаптивность организма к своему окружению. Согласно данному сценарию, разум становится группой функций, связанных с целями индивида, использующего эти функции. Формы деятельности, которые когнитивизм до сих пор игнорировал, а не сущности, начинают играть центральную роль. Иными словами, представления, желания и воспоминания уступают место деятельности представляющего, желающего или вспоминающего субъекта. Далее эти функции реализуются не в отдельных частях тела, но части тела лишь обеспечивают условия, позволяющие выполнять данные функции. Разум также обеспечивает интерпретации объектов, наделяя их значениями. Бем и Кейзер цитируют специальный выпуск журнала «Когнитивная наука» (Cognitive Science, 1993), озаглавленный «Ситуационное действие» («Situated Action»), рассматривая его как важное свидетельство смены направления когнитивизма. Они отмечают, что данная тенденция исходит преимущественно не от традиционного когнитивизма, а от «социально и культурно ориентированных психологов» (р. 464), а также от социального конструк-ционизма, робототехники и нейроэтологии. Мы можем указать на то, что данные тенденции находят свои параллели в диалектической психологии (см. главу 9), интербихевиоральной психологии (см. главу 10), феноменологической психологии (см. главу 12), а также ряде других психологических систем (см. главу 13).
Говоря о взятой из реальной жизни задаче, когда учителя разрабатывают методику преподавания ал-
гебры, исследователь (Hall, 1996) относит данную задачу к «ситуационной когнитивной деятельности» («situated cognition»). Он утверждает, что в таких реалистических ситуациях репрезентации представляют собой совместно осуществляемую деятельность (shared activities), а не ментальные структуры. Это скорее общий процесс, в котором активно занят ряд людей, чем нечто, принадлежащее этим людям самим по себе. Такие процессы ситуационного взаимодействия не становятся предметом когнитивных исследований, однако, утверждает автор, они играют принципиальную роль в эффективном обучении.
ИМПЛИЦИТНЫЕ ПОСТУЛАТЫ
Ни один когнитивный психолог не дает эксплицитных точных указаний на то, какая система исходных положений (система постулатов) им используется. Те указания, которыми авторы работ по когнитивной психологии снабжают своих читателей, представляют собой лишь общие тезисы, касающиеся обработки информации, ментальных (внутренних) структур и других конструктов, а также положения, касающиеся роли биологии. Таким образом, мы можем вывести исходные постулаты когнитивизма лишь на основании этих тезисов. Поскольку невозможно выделить единственного лидера или идеолога данной системы, целый ряд персоналий может быть выбран в качестве ее характерных представителей. Нами были выбраны формулировки Герберта Саймона в силу той основополагающей роли, которую они сыграли для развития когнитивизма в психологии:
• Протопостулаты (общие руководящие допущения, касающиеся науки в целом)
1. Наука включает в себя как наблюдение событий, так и использование культурных конструктов, таких как душа (mind) и тело.
2. Знание есть результат интерпретации наблюдаемых событий в терминах данных конструктов.
• Метапостулаты (поддерживающие допущения для конкретной науки)
1. Психология базируется на биологии.
• Следствие: Психология не является самостоятельной наукой, а зависит от биологии.
2. Биология предполагает дуалистическую роль биологических функций и психологических функций.
3. Психологические события обусловлены функционированием отдельных биологических тканей и не требуют участия всего организма.
• Постулаты (допущения, относящиеся к предмету изучения)
102
1. Человек представляет собой отчасти — тело и отчасти — душу (mind); при этом душа (mind) отлична от поведения.
2. Конструкт экзистенциональной души охватывает мнемические (storage) и трансформационные свойства.
3. Опыт есть результат деятельности души (mind) конкретного человека.
• Следствие: Душа (mind) есть причина самой себя (self-causative).
4. Душа (mind) устроена таким образом, чтобы преобразовывать информацию.
• Следствие: Люди живут в дуальном мире — внешнем, физическом мире, и внутреннем мире, отражающем внешний мир в том виде, как он трансформируется и воссоздается душой (mind).
5. Причинность линейна: входные сигналы обрабатываются в последовательности операций кодирования, сохранения и реконструкции.
6. Когнитивная (познавательная) деятельность человека в достаточной степени аналогична компьютерной обработке информации, чтобы ее можно было эффективно изучать, пользуясь компьютерными аналогиями.
7. Роль среды в процессе познавательной деятельности сводится к обеспечению сенсорных входных сигналов, на основе которых мозг создает свой собственный мир.
8. Психология придает первостепенное значение конструктам; события (факты) рассматриваются лишь в качестве индикаторов соответствующих конструктов.
ПСИХОТЕРАПИЯ
Когнитивная терапия пытается работать с теми способами, посредством которых люди структурируют свои жизненные ситуации и пытаются справляться со своим восприятием этих ситуаций. Ее основное внимание обращено к тому, как люди могут улучшить свое восприятие, и совладание путем выполнения различных когнитивных упражнений. Наибольшие споры вызывает положение когнитивной терапии, что в любых формах психопатологии присутствуют когнитивные искажения, хотя конкретный характер этих искажений различается от случая к случаю (Haaga & Davidson, 1991).
Одним из пионеров когнитивной терапии был Бек (Beck, 1963,1964,1967), который наблюдал у депрессивных клиентов не отражение в их сновидениях гнева, обращенного внутрь, как это должно было бы иметь место согласно теории психоанализа, а сновидения, в которых больные выступали в качестве
жертв. Он предложил теорию депрессии, базирующуюся на негативных мыслительных процессах, и разработал метод терапии, позволявший клиентам работать со своим негативизмом на когнитивном уровне. Бек дает своим клиентам упражнения, помогающие им идентифицировать и заместить ощущение ничтожности, уныния, непосильного бремени, безнадежности и другие отрицательные переживания. Клиентам предлагается отслеживать и записывать свои автоматические негативные мысли, устанавливать взаимосвязи между мыслями и чувствами и замещать негативные мысли более объективными и позитивными.
При тяжелой форме депрессии отправной точкой работы может стать составление расписания, включающее простые повседневные виды активности, выполнение которых легко отслеживается, такие как, например, утренний подъем или чистка зубов. Постепенно к этому списку добавляются простые, но конкретно сформулированные задания, с которыми соглашается клиент. Они могут касаться и образа мышления. По мере увеличения количества видов активности вводятся все новые когнитивные процедуры, такие как запись негативных мыслей и чувств и нахождение им альтернатив. На дальнейшей стадии лечения клиента могут попросить проанализировать представления, лежащие в основе его негативизма, и сравнить их с фактическим положением вещей или рациональными рассуждениями.
Аналогичные процедуры Бек (Beck, 1989) использовал и в супружеском консультировании. Он перечисляет девять стадий процесса консультирования; некоторые из них перекрываются (могут проходить параллельно).
(1) Идентифицировать негативные эмоциональные реакции, определить ситуации, вызывающие их, и подойти к признанию того, что автоматические мысли связывают эмоции с ситуациями.
(2) Представить себе сцену, в которой данные реакции имеют место, идентифицировать автоматические мысли и записать их.
(3) Практиковать идентификацию автоматических мыслей, например, таких, как: «Ему на меня наплевать», «Я ничего не могу сделать по-человечески» или «Она постоянно предъявляет ко мне претензии».
(4) Воскресить в своем воображении неприятное событие и идентифицировать свою автоматическую мысль.
(5) Спросить себя, насколько оправданной является данная мысль, есть ли подтверждающие ее фактические свидетельства, существуют ли факты, свидетельствующие об обратном, и возможны ли альтернативные объяснения произошедшего.
(6) Поискать рациональное объяснение имевшего место поведения, которым можно заменить автоматическое объяснение. Так, например, «Ему на меня наплевать» может превратиться в «Он не обращает на меня особого внимания, когда ему нужно расслабиться, но в другое время он проявляет обо мне заботу».
103
(7) Проверить данное объяснение. Например, муж считает, что жена к нему безразлична, потому что она его больше не любит. На рациональном уровне он может спросить себя (стадия 6), а не вызвана ли ее реакция тем, что я недостаточно внимателен к ней; возможно, она не видит проявления достаточного интереса к ней с моей стороны. Он может проверить это предположение, поинтересовавшись у жены, что ее волнует, и предложив ей свое участие.
(8) Реструктурировать ситуацию (reframe): реин-терпретировать как положительную характеристику то, что воспринималось в негативном свете. Например, то, что жена воспринимала как критику со стороны мужа, может быть реинтерпретировано как конструктивные предложения.
(9) Пытаться классифицировать (label) свои искажения на поляризацию (все или ничего), неоправданные обобщения (выводы на основании лишь отдельных наблюдений), туннельное видение (выхватывание отдельных деталей из многопланового события), персонализацию (тенденция считать себя причиной негативного поведения, в то время как за него ответственны другие факторы), навешивание негативных ярлыков (приписывание негативных характеристик человеку, а не совершенному им действию). Такая классификация помогает человеку опознать свои неверные интерпретации и преувеличения, касающиеся поведения супруга.
Само собой разумеется, что для достижения положительного эффекта прохождение всех этих стадий требует выполнения тщательно разработанных упражнений и многодневной практики.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Наталья Коноплина. Человеческая память. Причины ухудшения памяти
  • Нейронная основа наших воспоминаний
  • Интернет крадет нашу память. Влияние веб-поиска на транзактивную память и запоминание информации
  • Солсо Роберт. Когнитивная психология
  • Кевин Хорсли. Как запоминать числа. Тренировка памяти
  • Почему с возрастом сложнее подбирать слова?
  • Щипакина Анна Александровна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология активации памяти при обработке информации интернет-ресурсов
  • Влияние настроения на память
  • Том Зигфрид. Память, дофамин и энграммы: как забывание делает наш разум более эффективным
  • Почему с возрастом время летит все быстрее
  • Сидячий образ жизни ухудшает память
  • Дмитрина Ирина Александровна. Развитие и коррекция памяти детей
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Теоретические аспекты исследования зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Самые эффективные методы запоминания: «Дворец памяти» или «Чертоги разума»
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Память; memory
  • Секрет хорошей памяти в уровне вовлеченности
  • Авшарян Герасим. Супер–память. Проверенный тренинг для школьника.
  • Социальные сети не стимулируют к дружбе
  • Интеллект можно повысить, тренируя память
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Понятие о зрительной памяти, его основные характеристики.
  • Йейтс Френсис. ИСКУССТВО ПАМЯТИ
  • За что отвечают гиппокамп и миндалевидное тело. - Функции мозга
  • Телевизор отупляет и ухудшает память
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Бьюзен Тони. Как безошибочно запомнить до 10 тысяч наименований. Усовершенствуйте свою память.
  • Инстинкт-теорияи объект-теория; instinct theory and object theory
  • Социальные сети ухудшают память
  • Удивление способствует ложным воспоминаниям
  • Романова Елена Евгеньевна. Роль мнемотаблиц в системе формирования словесно-логической памяти у дошкольников 6-7 лет с ОНР
  • М. Айзенк, М. Андерсон. Тренируйте свою память. Мнемонические приемы для улучшения памяти
  • След мнесический; mnemic-trace или memory trace
  • Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
  • Кортико-висцеральная теория Ивана Петровича Павлова и классическая условно-рефлекторная модель
  • Гронский А.В. Репрезентация событий, связанных с массовым террором в СССР, в памяти современной студенческой молодежи
  • Основные понятия динамической теории информации – Неизвестен
  • Теория шести рукопожатий уточнена
  • Воронова Елена Васильевна. Особенности развития памяти детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Регрессия; Regression; Regression
  • Бион У.Р. К-связь и –К-связь
  • Закономерности психических систем
  • Шумакова Галина Анатольевна. Игры для развития памяти у дошкольников
  • Чернова Алла Андреевна. Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь