|
Жак-Ален Миллер. Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung».Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 20710
Автор: Жак-Ален Миллер.
Название: Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung». Формат: HTML Язык: Русский К чему отсылает симптом
Переходим к седьмому разделу - «Die Bedeutung der Symptome». В конечном итоге, по ту сторону всевозможных историй о соблазнении, кастрации, половом акте Фрейд пытается разглядеть в симптоме не что иное, как наслаждение. Для Фрейда в любой фантазии всегда есть Реальная сердцевина. Наряду со ссылками на принцип удовольствия и принцип реальности упоминает он и тот, наперекор им идущий факт, который заключается в сохранении некого остатка наслаждения. Фрейд именует его «фиксацией», подчеркивая, что этот остаток не повинуется требованиям ни принципа реальности, ни принципа удовольствия с его стремлением к ослаблению напряжения. Тем самым Фрейд, в итоге, сумел разглядеть в самом сердце психического нечто Реальное, скрывающееся в фантазии. Фрейд говорит, что остается один заповедный пункт, который не удовлетворяет ни требованиям внешней реальности, ни требованиям реальности внутренней, ибо тому снятию напряжения, которое принципом удовольствия подразумевается, он никак не содействует. Пункт этот пребывает нетронутым как память о травме наслаждения. Фрейд находит для него поразительное сравнение, уподобляя его заповедной зоне: «Создание в душе царства фантазии находит свое точное соответствие в создании охранных зон, природных заповедников, которые устраиваются там, где требования сельского хозяйства, коммерции и промышленности грозят жестоко, до неузнаваемости исказить природу местности». Заповедник сохраняет природу в том первозданном состоянии, которое во всех остальных местах было принесено в жертву объективной необходимости. В этом удивительном описании природного «анклава» мы и находим, пожалуй, то самое, что доказывает законность примененного однажды Лаканом термина «экстимность». Демонстрируя выигрыш в удовольствии, «Lustgewinn», Фрейд различает две регрессии - регрессию к фантазии и, по ту ее сторону, регрессию к фиксации. Представить это можно с помощью схемы, исходным моментом которой выступает V2 - «Verdrängung», и вето. Отсюда берет начало регрессия к фантазии. По ту ее сторону - регрессия к фиксации. Когда Лакан говорил о фантазии как фундаментальном экране Реального, он имел в виду именно этот путь. Понятие «перешагивание через фантазию» выражает идею, согласно которой возможно с помощью анализа проделать этот путь в обратном направлении, чтобы извлечь свое Реальное из фантазии. Должен отметить, кстати, что первую регрессию Фрейд называет «интроверсией», а термин «невроз» приберегает исключительно для второй. Я подчеркиваю, что в тексте этом он говорит о фиксации вытесненной, «verdrängt». Это значит, что, по крайней мере, здесь он бессознательное и влечение связывает, не придавая, однако, этой связи доктринального значения. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|